Открытый урок по Некрасову Мороз-воевода


Тема: н. а. некрасов «Мороз-воевода» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)
учитель Воржева Людмила Анатольевна 3-В класс
Тип урока: комбинированнныйПедагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством Н. А. Некрасова; обучения видению картины, описываемой автором; способствовать формированию навыков выразительного чтения; развитию познавательных процессов, речи; расширению словарного запаса; умения замечать красоту природы; содействовать воспитанию культурного «слушателя» и «читателя»
Планируемые результаты
Предметные:
научатся читать осознанно текст художественного произведения вслух и «про себя» бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному; определять тему и главную мысль произведения, оценивать события, героев произведения; читать стихотворные произведения наизусть Метапредметные:
познавательные: прогнозируют содержание раздела; осознанно воспринимают литературное произведение, формулируют ответы на вопросы по содержанию; осуществляют анализ, сравнение, обобщение;
регулятивные: формулируют учебную задачу урока с помощью учителя, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; читают в соответствии с целью чтения;
коммуникативные: слушают и понимают речь других; строят диалог в паре или группе, задают вопросы Личностные:
ценят и уважают писателя, выражающего свои чувства к Родине через художественное слово, эмоционально «переживают» текст, выражают свои эмоции.
Образовательные ресурсы: аудиозапись стихотворения Н. А. Некрасова «Не ветер бушует над бором…» (из поэмы «Мороз, Красный нос»), презентация
Организационная структура урока
Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)Формируемые способы деятельности
I. Организация начала урока Приветствует учащихся. Проверяет готовность класса. Психологически настраивает учащихся на предстоящую работу:
Вот и прозвенел звонок,
Нужно нам начать урок.
Встаньте прямо, подтянитесь
И друг другу улыбнитесь.
И, пожалуйста, садитесь!
– Проверим готовность к уроку
Показывают готовность
к уроку. Приветствуют учителя Владеют навыками психоло-
гической подготовки к уроку, организации
рабочего места, вежливого общения
II. Подготовка к восприятию Психологический настрой учащихся.
  - Послушайте  песню и посмотрите клип. («Зимняя сказка».) (КЛИП) Догадайтесь о чём будет наш урок.
– О чём песня? - Стало холодно? Не смотря на то, что песня о зиме, но она приятная спокойная, плавная, создаёт хорошее настроение. Давайте улыбнёмся друг другу, чтобы в классе было всегда тепло от  улыбок,  и проведём  урок с хорошим бодрым настроением
– Художники писали зимнюю природу, композиторы посвящали зиме музыку и песни, поэты сочиняли стихи о зиме.
- А какие вы знаете стихи о зиме? (давать начало первых строчек)
– Зима. Снег покрыл поля, луга. О зиме говорят: снежная, суровая, холодная. Но говорят и по-другому: зимушка-зима. По календарю зима приходит в декабре, но русская зима приходит раньше и длится дольше, чем по календарю. На Руси декабрь называли «студень», так как становилось морозно, студёно. 
– Вспомните, как называли зиму поэты. 
 
– Расскажите, почему зима – волшебница?
– Вам нравится морозная погода? Почему?
– У зимы есть свой хозяин. Кто же это? Послушайте и отгадайте загадку. 
Сердит! – закрыв лицо рукой,  Она сказала: – Ишь, какой,
Сказал прохожий глухо.  Кусается как пёс!
– Ударил как! – ворчал другой,  И я скорей лицо прикрыл
Поглаживая ухо.  Воротником пальто.
Шла мимо бабушка с клюкой,  В тот день и впрямь сердитыйбыл…
В платок упрятав нос,  Вы догадались, кто?
- Какой бывает мороз?
.
– У Тютчева – чародейка, у Есенина «…щеголиха в белой разлетайке, русская красавица зима…».
– Она укрыла всё снегом, словно пухом; лес заснул, как будто заколдован.
Отгадывают загадку.
– Мороз.
– Мороз.
– Трескучий, слабый, сильный.
– Бывает весело, красиво, снег скрипит под ногами.
Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Дополняют,
уточняют высказанные мнения. Осуществляют логические действия. Владеют навыками осознанного и выразительного чтения
Чтение стихотворений по памяти
1. Работа с выставкой книг.
- Ребята, рассмотрите выставку книг и подумайте, как её можно назвать? (Произведения Н.А.Некрасова) – Какие произведения вы уже читали ?  Что запомнилось?
- Сегодня на уроке мы снова поговорим о творческом пути великого поэта – Николая Алексеевича Некрасова, продолжим изучать и исследовать его произведения. /Слайд 2/      
2. Разговор об авторе. /Слайд 2/
- Итак, мои помощники, что вы прочитали интересного о жизненном и творческом пути Николая Алексеевича Некрасова? Чем сегодня вы хотели бы поделиться с одноклассниками? 
Выступление учащихся с информацией о Н. Некрасове.  /Слайд 3/
– Жил в XIX веке, писал
о природе, о трудной крестьянской жизни. Жизнь народа была тяжёлой III. Сообщение темы урока – Нас ждёт встреча с отрывком из поэмы «Мороз, Красный нос», который называется «Не ветер бушует над бором…». Сам поэт назвал этот отрывок «Мороз-воевода».
- Определим тему нашего урока.
- Можно ли по названию стихотворения сказать, о чем пойдёт речь?
- Попробуем предположить, каким, по-вашему, будет Мороз в стихотворении? (добрый, веселый)
- Какую цель поставим для работы на уроке?
(Выясним, каким изобразил Мороза в своём стихотворении Н.А.Некрасов).
Чтобы подтвердить предположение, выполним следующие виды работы:
1.Прочитаем стихотворение
2.Найдём в стихотворении эпитеты, олицетворения, сравнения (т.е. такие приёмы описания, при помощи которых мы можем точнее, полнее представить образ этого героя)
3.Дадим характеристику героя.
4. будем учиться читать выразительно произведение, опираясь на своё отношение к прочитанномуВнимательно слушают.
Определяют цели урока
Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Дополняют, уточняют высказанные мнения
IV. Изучение нового материала.
1. Первичное восприятие текста.
2. Беседа по содержанию прослушанного произведения.
3.Моделирование обложки.
4. Повторное чтение произведения.
5. Словарная работа. – Прослушаем отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос».
– В начале урока вы рассказывали о зимнем настроении, а какое настроение передаётся в этом отрывке, попробуйте понять во время прослушивания.
– Какое первое впечатление оставило у вас стихотворение? (Очень понравилось: оно интересное, красивое, торжественное.)
– Какое же настроение вы почувствовали? (Бодрое, сердитое, хмурое, задумчивое, весёлое, радостное, волшебное, сказочное.)
- Определите жанр и тему данного произведения. Смоделируйте обложку книги для одноимённого произведения. . /Слайд 4/
- Давайте проверим, какая обложка у вас получилась и почему?
(Жанр произведения – стихотворение, так как оно написано в ритмически организованной форме, поэтому на обложке я нарисовала треугольник. Это произведение о зимней природе, о её красоте, поэтому треугольник раскрасила зелёным цветом, автор произведения – Николай Алексеевич Некрасов, название произведения – “Мороз-воевода”).     /Слайд 4/
– Откройте учебник на с. … . Мы продолжаем работу с текстом произведения. У каждого автора есть необычные и загадочные слова. Все они украшают любое произведение, показывают точность, выразительность, красоту.
– Какие слова в тексте вам непонятны?
– Как вы понимаете значение слова воевода?
Воевода – предводитель войска на Руси. Так называли начальника войск в давние времена на Руси. Слово воевода имеет два значения. А как вы думаете, в каком значении оно используется в этом тексте: как начальник войска или начальник большого владения?
– А есть ли ещё непонятные слова?
Дозором обходит – сторожит.
Палица – дубина с утолщенным концом, оружие русских богатырей.
Обозы – вереница гружёных повозок.
Казна – богатство.
Алмазы, жемчуг – драгоценности белого переливающегося цвета.
Владенья – своя собственность.
– Каким вы себе представили Мороза-воеводу?
– Найдите и прочитайте, как описывается шествие Мороза.
– Почему поэт называет Мороза воеводой?
– Что хотел подчеркнуть поэт, изображая Мороза как воеводу?
– Найдите первые два сравнения.
Не ветер бушует над бором, Мороз-воевода дозором
Не с гор побежали ручьи, Обходит владенья свои.
– Зачем они употреблены?
– Посмотрите внимательно на иллюстрацию к стихотворению. Каким изобразил Мороза художник? Почему художник нарисовал Мороза выше деревьев?
– Прочитайте те строки стихотворения, в которых говорится о «заботах» Мороза.
– Найдите песню Мороза, прочитайте ее и подготовьтесь выразительно прочитать вслух.
– Как Мороз говорит о своем могуществе?
– Найдите в тексте, как называет эту песню Некрасов.
– Какие качества характера Мороза вы постараетесь передать слушателям при чтении?
– Прочитайте песню Мороза вслух.
– Кто лучше прочитал?
– Найдите в стихотворении слова, которые изображают Мороза как живое существо.
-Какие изобразительные средства использует Некрасов?
– Эти действия может совершать человек. Некрасов сумел подобрать такие слова, что показал Мороза как живое существо, изобразил его могучим владыкой. Некрасов – мастер поэтического слова. Как надо читать это стихотворение?
– Первую часть – неторопливо, бодро.
– Вторую часть – гордо, несколько хвастливо.
– Прочитайте стихотворение самостоятельно. Найдите описание русской природы в этом стихотворении.
– Как понять выражение:
Я царство мое убираю
В алмазы, жемчуг, серебро?
– Предлагает пропеть стихотворение вполголоса. Приготовьтесь нарисовать словами картины к этому стихотворению. Внимательно слушают.
Отвечают на вопросы.
Моделируют обложку по алгоритму.
Определяют совместно с учителем толкование слов. Находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, о чём говорится).
– Мощным, сильным, суровым, с ветром, бушущим над бором, с шумом горных ручьёв. – Мороз руководит жизнью природы. Ему все подчиняются.
– Чтобы показать шумное, грозное шествие Мороза.
– Хвастливой.
– Властный, грозный, удалой, хвастливый.
Читают 2–3 ученика.
Приём- олицетворение.
– Обходит, глядит, идет, шагает, бьет, поет, пойду, построю, задумаю, упрячу, не считаю, убираю.– Хвастливо, гордо.
Выполняют задания.
Объясняют толкование выражения.
Пропевают песню вполголоса. Описывают картины, используя слова «глядит», «чу», «навряд», «краше», «моря-окияны». Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают
и сохраняют
цели и задачи учебной деятельности. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Владеют навыками выразительного чтения. Осуществляют поиск
необходимой информации
из разных источников. Владеют навыками работы со справочной литературой.
6. Выборочное чтение.
7. Работа над выразительностью чтения – Какое отношение Мороз-воевода вызывает к себе у вас?
– Прочитайте стихотворение вслух, передавая свое отношение к Морозу.
– Какие звуки мы слышим, читая стихотворение Некрасова?
– Какие картины видим?
– Докажите, что стихотворение Некрасова написано народным языком. Приведите примеры из текста.
– Прочитаем еще раз стихотворение вслух с соблюдением темпа чтения, пауз, логического ударения. Прочитайте так, чтобы слушатели почувствовали силу, могущество и удаль Мороза-воеводы.
– Как вы думаете, Мороз – хороший хозяин?
– Чтобы нам ярче было видно, что Мороз – хороший хозяин, Некрасов использовал такое языковое средство, как повтор.
– Найдите и зачитайте повторы. Что автор хотел сказать, используя их?
– Каким настроением проникнуты эти строки? (Возвышенным, бодрым.) Читают по «цепочке».
– Словно ветер бушует,
с гор побежали ручьи... Слышим треск льда,
то есть замерзшей воды, удары палицей по ветвям.
– Мороз украшает все снегом, инеем.
Выполняют задание.
Читают «по цепочке».
– «И нет ли где»: заглянет в каждый уголок. Физкультминутка
Приложите ладошки к глазам, чувствуете, как им приятно и тепло, также тепло и деревьям, кустарникам, травам, всей земле под пушистым снежным покрывалом.
Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя
Носом вдох, а выдох ртом, Не боимся мы пороши,
Дышим глубже, а потом – Ловим снег – хлопок в ладоши.
Шаг на месте, не спеша, Руки в стороны, по швам –
Как погода хороша! Снега хватит нам и вам V. Продолжение работы по теме урока – Вьюги и метели по лесу полетели, стонет от ветра старый бор. А Мороз поёт хвастливую песню. Прочитаем выразительно песню Мороза. Осуществляют логические действия. Владеют навыками осознанного и выразительного чтения. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности
– Какая предстала картина?
– Радостная, счастливая, Мороз восхищается своим царством и богатством. – Какое настроение почувствовали в этих строках? (Радостное, светлое, счастливое.)
– Некрасов употребил метафору «упрячу под гнёт».
– Как вы думаете, под какой гнёт он собирается упрятать реки? (Под лёд.)
– Когда в литературе название одного предмета переносится на другой на основании их сходства, – это метафора. Более подробно вы будете знакомиться с этим выразительным художественным средством в средних и старших классах. - ---Какое образное средство языка употребил автор, чтобы подчеркнуть богатство и красоту зимней природы, царства “Мороза-воеводы”.
(Очень удачно употребил Николай Алексеевич Некрасов в данном случае “метафору”, подобрал точные слова по определению цвета).
- Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блеском и твёрдостью превосходящий все другие минералы, переливается на свету яркими разноцветными искристыми цветами, /Слайд 10/
жемчуг – сокровище, состоящее преимущественно из перламутра, он бывает белого цвета с перламутровым, переливчатым, серебристо-розовым блеском, серебро – драгоценный блестящий металл серовато – белого цвета. Это всё драгоценности, богатство, украшения, оттенки цвета очень красивые, но у всех разные, они дополняют друг друга своей красотой. /Слайд 11/
В природе - это снег, иней, блестящие, искрящиеся, переливающиеся на солнце. Царство “Мороза-воеводы” очень красивое, но холодное, суровое, ведь недаром Н.А. Некрасов употребил в стихотворении цвет серебра при описании красоты зимней природы, так как серебряный оттенок, металлический, холодный.
– Какая зима у Некрасова?
– Живая, сказочная, волшебная, очеловеченная, до всего как будто можно дотянуться, дотронуться. – Да, она созвучна с настроением поэта, и мы это увидели.
– А о каком морозе нам рассказал поэт?
– Мороз-воевода. Какой он? /Слайд 6/ – О Морозе-воеводе.
Высказывают предположения. – Менялось ли настроение в стихотворении? (Да.) Почему? – Разные картины – разное настроение. – Прочитаем весь отрывок выразительно, соблюдая правила выразительного чтения, можно при помощи мимики и жестов. /Слайд 7/
– А если бы мы рисовали зимние картины, какие краски подошли бы к картинам? Читают текст стихотворения.
– В основном синий, белый, голубой – это цвета зимы Работа в группах, выставление оценок Задания на 3 группы (по рядам)
1. отгадать народные загадки, отгадки найти в стих- ии2. составить пословицы. Какая из них более всего подходит к стих-ю?
3. указать значения слов, употребленных Некрасовым в стих-ии? VI. Домашнее задание Выбрать (по желанию):
– Нарисовать Мороза-воеводу.
– Сочинить о нём сказку.
– Найти пословицы и поговорки о зиме.
– Прочитать отрывок из произведения выразительно.
– Выучить отрывок наизусть/Слайд 8/ Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы Принимают
и сохраняют цели и задачи.
Осуществляют поиск средств их достижения
VII. Итог урока. Рефлексия – В начале урока мы говорили о том, что нам предстоит сделать. Посмотрим, на все ли вопросы мы ответили:
Произведение, какого поэта мы читали на уроке? Как оно называется?
- Какую цель мы ставили в начале урока?
(Цель: выяснить, каким изобразил Мороза Некрасов в своём стихотворении).
- Достигли ли мы поставленной цели? (Да).
- Соответствует ли наше описание Мороза, которое мы составляли в начале урока, Морозу в стихотворении Некрасова? (Не совсем).
- С чем это связано? (Мы строили свои предположения, не прочитав произведения).
– Как вы думаете, зачем эту историю рассказал поэт читателю? Какую важную мысль он доверяет каждому из нас?
– Да, за суетой мы не всегда замечаем красоту окружающей природы. Некрасов говорил: «Остановись хотя бы на мгновение, посмотри на мир земной красоты, и в обычном увидишь необычное».
– Мы прочитали мысли поэта, высказанные между строк. Значит, мы поняли суть произведения, его замысел, главную мысль? (Да.)
– Некрасов писал стихи на подлинно народном языке. Они полны любви к русской природе, такой прелести зимы, что мы запоминаем на всю жизнь слова: «Не ветер бушует над бором…».
Время урока истекло.
Я вам, ребята, благодарна.
За то, что встретили тепло
И поработали прекрасно.
Осуществляют самоанализ учебной деятельности.
– Что природа и зимой тоже красива, несмотря на морозы, вьюги и метели; посмотри вокруг – и увидишь чудо.
Внимательно слушают Осуществляют логические действия. Адекватно воспринимают информацию. Формулируют ответы на поставленные вопросы