МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия №31 по МДК 03.01. Теория и практика в педиатрической практике (специальность 34.02.02 «Медицинский массаж» 3 курс) ТЕМА: «Техника массажа и ЛФК при сколиозе»


УТВЕРЖДАЮ
Зам. по практическому обучению
______________И.К. Галицкая
«_____»__________20___г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
практического занятия №31
по МДК 03.01. Теория и практика в педиатрической практике
(специальность 34.02.02 «Медицинский массаж» 3 курс)
ТЕМА: «Техника массажа и ЛФК при сколиозе»
Пояснительная записка
Методическая разработка практического занятия по теме: «Техника массажа и ЛФК при сколиозе» разработана в соответствии с ФГОС СПО по специальности 34.02.02 «Медицинский массаж» 3 курс.
В методической разработке практического занятия даны обоснования практико-ориентированного обучения, способствующие формированию у студента общих и профессиональных компетенций.
На практическом занятии используются приемы, средства и методы обучения, активизирующие мыслительную деятельность, воспитывающие у студентов устойчивый познавательный интерес, а также формирующие умение осмысливать и применять имеющиеся знания в практической деятельности специалиста по массажу.
При изучении темы используются элементы беседы, самостоятельной работы, самостоятельное выполнение практических работ.
Методическая разработка практического занятия включает себя:
методическую разработку для преподавателя;
методическую разработку для самоподготовки студентов к практическому занятию;
методическую разработку практического занятия для студентов;
дидактический материал по данной теме.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
ТЕМА: «Техника массажа и ЛФК при сколиозе»
В соответствии с требованиями ФГОС:
Студент должен знать:
систему инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала медицинской организации;
требования к температурному режиму, освещенности, вентиляции во время сеанса детского массажа;
требования к рабочей одежде и обуви массажиста;
стандарт оснащения массажного кабинета;
санитарно-гигиенические требования к обработке рук массажиста;
медицинскую этику;
психологию профессионального общения;
особенности общения с ребенком и родителями ребенка;
особенности исходного положения ребенка и массажиста во время процедуры детского массажа;
показания и противопоказания к массажу здоровому ребенку и ребенку при определенной патологии на момент проведения процедуры;
основные характеристики физического и нервно-психического развития ребенка в соответствии с различными возрастными периодами;
способы выявления изменений в тканях ребенка при различных заболеваниях;
механизм действия лечебного массажа на организм ребенка в соответствии с его возрастом;
правила изменения тактики массажа ребенку в зависимости от периода заболевания;
правила применения детских массажных масел;
основные характеристики и изменения в покровных тканях массируемых областей до и после процедуры массажа;
частные и общие ответные реакции организма ребенка на массажное воздействие;
сочетание массажа с комплексом лечебной гимнастики;
основные виды медицинской документации;
правила ведения учетно-отчетной документации структурного подразделения и медицинской сестры по массажу
Студент должен уметь:
подготовить рабочее место массажиста к работе с ребенком;
осуществлять контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований к организации работы кабинета массажа и рабочего места массажиста;
обеспечивать инфекционную безопасность пациентов и медицинского персонала, выполнять требования инфекционного контроля в кабинете массажа;
осуществлять мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима в помещении;
подготовить пациента к процедуре;
выявлять противопоказания к массажу ребенку на момент проведения процедуры;
создавать доброжелательную, доверительную обстановку, исключать негативную реакцию ребенка на массаж;
выявлять нарушения в положении и двигательных реакциях ребенка, изменения в рельефе массируемых областей;
оценивать состояние мышечного тонуса у ребенка на момент проведения процедуры;
составлять индивидуальный план массажа с учетом выявленных изменений и общего состояния ребенка;
определять дозировку массажного воздействия в соответствии с рекомендациями врача и результатами объективного обследования;
подбирать и применять по показаниям детские массажные масла;
выполнять процедуру массажа ребенку;
осуществлять контроль за состоянием пациента во время проведения процедуры, проводить сравнительную оценку общего состояния ребенка до и после процедуры массажа;
совместно с врачом определять тактику проведения последующих массажных процедур;
сочетать массаж с комплексом необходимых пассивных и активных упражнений лечебной гимнастики;
рекомендовать родителям ребенка комплекс упражнений ЛФК при определенной патологии и в зависимости от возраста ребенка;
вести медицинскую документацию, заносить данные о пациенте в журнал учета.
Цели занятия:
1. Дидактические: Формирование элементов ПК 3.2:- Выполнять массаж в педиатрической практике для реабилитации и лечения различной патологии.
2.1 Выполнять рефлекторно-сегментарный массаж по показаниям.
- контроль и коррекция знаний по теме: « Техника рефлекторных видов массажа у детей»
2. Развивающие: - развивать способность осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4);
-Развивать у себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 7
-развивать способность рганизовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности(ОК 12)
3. Воспитательные: воспитывать устойчивый интерес к своей будущей профессии, понимание ее сущности и социальной значимости (ОК 1);

Тип занятия: формирование умений
Вид занятия: практическое занятие
Методы обучения: инструктаж и самостоятельная работа, репродуктивный, частично-поисковый с моментами исследования.
Метод контроля знаний: индивидуальный устный опрос;
Оснащение: столы массажные, валики, стулья, столы учебные, ширмы, умывальник с холодной и горячей водой, предметы и средства гигиены для обработки рук, одноразовые полотенца, одноразовые простыни, аудиозаписи по массажу.
Продолжительность занятия: 180 минут.
ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ ТЕМЫ.
1. Межпредметные связи
Обеспечивающие дисциплины Обеспечиваемые дисциплины и МДК
МДК01.01.1 Классический гигиенический массаж
ОП.01. Анатомия и физиология человека с основами топографической анатомии ПМ. 03 Выполнения массажа в педиатрической практике
2. Внутрипредметные связи
Обеспечивающие темы Обеспечиваемые темы
Особенности строения костно-мышечной системы у детей
Массаж отдельных областей Все последующие темы МДК
Используемая литература:
Для студентов: аудиолекции, конспект лекций № 17, 18
Для преподавателей:
Н.Н. Ежова. Педиатрия. Учебник. Москва «Оникс» 2009 г.
М.А. Еремушкин Основы реабилитации, 2011, Москва, издательский центр «Академия»
Н.Л.Черная. Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей. «Феникс». Ростов-на –Дону 2007 г.
Н.М. Попова, Е.В. Харламов, С.А. Камышанова. Гимнастика и массаж ребенка первого года жизни. Учебное пособие. «Феникс» Ростов-на –Дону 2007 г.
Хронокарта занятия.
Организационный момент2 минуты
Постановка целей и задач. Создание мотивационного 5 минут
пространства
Контроль исходного уровня знаний12 минут
Инструктаж к выполнению практической работы10 минут
Выполнение практической работы120 минут
Контроль и коррекция знаний и умений25 минут
Подведение итогов занятия3 минуты
Сообщение домашнего задания3 минута
Характеристика отдельных элементов занятия
Содержание этапов занятия Методическое обоснование
1. Организационный момент
Приветствие. Контроль внешнего вида студентов, отсутствующих студентов, готовности аудитории к занятию.
2. Постановка целей и задач. Создание мотивационного пространства
Преподаватель четко называет тему занятия, цель занятия, этапы занятия. Совместно со студентами формируется значение и место данной темы в будущей профессии.
Сколиоз – это аномальное искривление позвоночника. Нормальный позвоночник имеет естественные изгибы, которые делают нижнюю часть спины изогнутой внутрь. Сколиоз обычно вызывает деформацию позвоночника и грудной клетки. При сколиозе позвоночник искривляется из одной стороны в другую в различной степени, и некоторые из позвонков могут немного вращаться, что делает бедра или плечи неровными.Обращается внимание на то, что каждый сотрудник массажного кабинета должен соблюдать требования охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
3. Контроль исходного уровня знаний
Используется устный опрос с последующим разбором ошибок (Приложение №1).
4. Инструктаж к выполнению практической работы
Преподаватель совместно со студентами разбирают предстоящую практическую работу в соответствии с методическими указаниями. Преподаватель обращает внимание на наиболее сложные моменты, на соблюдение правил техники безопасности и санитарного режима.
5. Выполнение практической работы
Студенты выполняют практическую работу в соответствии с методическими указаниями и рекомендациями, данными преподавателем. Преподаватель в процессе выполнения работы консультирует студентов, направляет их при возникновении затруднений. В процессе работы обращается особое внимание на соблюдение студентами правил техники безопасности и требований санитарного режима.
Задание №1. Составить сравнительную характеристику при сколиозе по клинической картине(S- C- Z- образный сколиоз).
Время для выполнения – 30 минут. Студенты знакомятся и конспектируют, структурируя материал. Затем полученные знания обобщаются преподавателем.
Задание №2. Составить методические указания к диф.массажу и ЛФК сколиозе(цели, план, алгоритм).Работа студентов парах. Время для выполнения – 40 минут.
Задание №3. . Выполнить диф.массаж и ЛФК при данной патологии. Работа студентов парах.
Время для выполнения – 40 минут.
6. Контроль и коррекция знаний и умений
Проводится выходной контроль в виде решения ситуационных задач по теме практического занятия. (Приложение №2)
7. Подведение итогов занятия
Преподаватель обобщает результаты работы, достижение целей занятия, комментирует работу на занятии отдельных студентов и всей группы в целом. Выставление итоговых оценок интегративно с учётом вводного контроля, проделанной самостоятельной работы, заключительного контроля.
8. Сообщение домашнего задания
Преподаватель сообщает тему следующего занятия: «Техника массажа при острой и хронической пневмонии и бронхите». Составить комплекс дыхательной гимнастики при заболеваниях органов дыхания у детей. Закрепить технику массажа при острой и хронической пневмонии и бронхите. Подготовка студентов к работе на занятии, быстрое включение в деловой режим, организация внимания всех студентов
Определение целей и задач занятия, создание мотивации учебно-познавательной деятельности. Психологическая подготовка студентов к учебной деятельности. Понимание студентами практической значимости темы, а так же осознанное выполнение практической работы. Формирование ОК 1
Выявление степени усвоения теоретических знаний, необходимых для выполнения практических заданий и формирования общих и профессиональных компетенций.
Осознание предстоящей работы, формирование установки на ее качественное выполнение. Формирование элементов ОК 1.
Достигаются дидактические, развивающие и воспитательные цели занятия, происходит формирование элементов общих и профессиональных компетенций.
Формирование элементов ПК 3.2. 2.1
Формирование ОК 4
Формирование ОК 7
Формирование ОК 12
Освоение студентами значимости полученных результатов.
Усвоение студентами новых знаний и способов действий на уровне применения в типичной ситуации
Осознание студентами значимости полученных результатов.
Анализ и оценка успешности достижения цели и задач отдельными студентами и всей группой в целом, определение перспектив последующей работы.
Осознание студентами целей содержания и способов выполнения домашнего задания.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
ТЕМА: «Техника массажа и ЛФК при сколиозе»
В соответствии с требованиями ФГОС:
Студент должен знать:
требования к температурному режиму, освещенности, вентиляции во время сеанса детского массажа;
требования к рабочей одежде и обуви массажиста;
систему инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала медицинской организации;
Студент должен уметь:
подготовить рабочее место массажиста к работе с ребенком;
осуществлять контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований к организации работы кабинета массажа и рабочего места массажиста;
обеспечивать инфекционную безопасность пациентов и медицинского персонала, выполнять требования инфекционного контроля в кабинете массажа;
осуществлять мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима в помещении;
Цели занятия:
Формирование элементов ПК 3.2. 2.1
Контроль и коррекция знаний по теме «Оценка степени недоношенности».
Формирование общих компетенций, необходимых будущему специалисту.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Нарушения осанки причины, факторы риска, основные признаки, формы. Методики массажа при нарушениях осанки.
2. Принципы лечения, методы коррекции, формирование правильной осанки.
Самостоятельная работа студента при подготовке к занятию
Работа с основной и дополнительной литературой.
Закрепит технику массажа и гимнастики при сколиозе
Литература: конспект лекций №21
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ТЕМА: «Техника массажа и ЛФК при сколиозе»
Время: 180 минут.
В соответствии с требованиями ФГОС:
Студент должен знать:
требования к температурному режиму, освещенности, вентиляции во время сеанса детского массажа;
требования к рабочей одежде и обуви массажиста;
систему инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала медицинской организации;
Студент должен уметь:
подготовить рабочее место массажиста к работе с ребенком;
осуществлять контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований к организации работы кабинета массажа и рабочего места массажиста;
обеспечивать инфекционную безопасность пациентов и медицинского персонала, выполнять требования инфекционного контроля в кабинете массажа;
осуществлять мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима в помещении;
Цели занятия:
Формирование элементов ПК 3.1. 2.1
Контроль и коррекция знаний по теме «Техника массажа и ЛФК при сколиозе»;
Формирование общих компетенций, необходимых будущему специалисту.
Этапы занятия
Организационный момент.
Входной контроль.
Инструктаж и самостоятельное выполнение практической работы.
Контроль и коррекция знаний и умений.
Подведение итогов занятия.
Методические указания к выполнению практической работы
Задание №1. Составить сравнительную характеристику при сколиозе по клинической картине(S- C- Z- образный сколиоз).
Время для выполнения – 30 минут. Студенты знакомятся и конспектируют, структурируя материал. Затем полученные знания обобщаются преподавателем.
Задание №2. Составить методические указания к диф.массажу и ЛФК сколиозе(цели, план, алгоритм).Работа студентов парах. Время для выполнения – 40 минут.
Задание №3. . Выполнить диф.массаж и ЛФК при данной патологии. Работа студентов парах.
Время для выполнения – 40 минут.
Домашнее задание:
Подготовка к практическому занятию № 32 «Техника массажа при острой и хронической пневмонии и бронхите».
Аудиолекция № 23
Закрепит технику массажа и гимнастики при сколиозе
Приложение №1
Материалы для входного контроля
Устный опрос по теме «Техника массажа и ЛФК при сколиозе»
Скалиоз это...
Виды скалиозов.
Краткие анатомические сведения о позвоночнике
Структурный сколиоз. Неструктурный сколиоз.
Причины сколиоза
Условия, влияющие на позвоночник и окружающие мышцы
Факторы риска сколиоза
Симптомы сколиоза
Лечение сколиоза
Осложнения сколиоза
Приложение №2.
Материал для выходного контроля
Диагностика сколиоза
Определение сколиоза по форме кривой.
Определение сколиоза по его расположению
Определение сколиоза по его направлениям
Определение сколиоза по его величине
Методика массажа при сколиозе.
лечебная гимнастика при сколиозе.
Лист регистрации изменений

изменения Номера листов (страниц) Всего листов (страниц) в документе Вход. № сопроводительного документа и дата Подпись
ответственного за внесение Дата
Измененных Новых Аннулиро-ванных