Методическое пособие для педагогических работников системы дополнительного образования детей по теме: «Актёрское мастерство педагога»

Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр детского творчества «Камертон»
п.г.т. Безенчук, Безенчукского района, Самарской области




Методическое пособие
для педагогических работников системы
дополнительного образования детей
по теме: «Актёрское мастерство педагога»



Автор-составитель:
Кузнецова Татьяна Васильевна,
Педагог дополнительного образования





2011 год

Аннотация.

Данное методическое пособие адресовано педагогам системы дополнительного образования. Оно включает в себя одно из направлений театрального искусства – актёрское мастерство – тренинг, который поможет педагогам активизировать свою профессиональную деятельность, находить новые подходы к построению образовательного процесса, творчески сочетать актёрское и педагогическое мастерство.
С помощью тренинговых упражнений, представленных во втором разделе этого пособия, педагоги дополнительного образования смогут сознательно моделировать поведение в соответствии с ситуацией, используя разнообразные актёрские приёмы и техники, чтобы наиболее эффективно воздействовать на ребёнка.
В третьем разделе методического пособия представлены тезисы – советы, которые помогут педагогам во время публичного выступления, общения с аудиторией, слушателями быть более убедительными, эмоциональными, при этом полностью контролируя сам процесс общения с окружающими.


Содержание.

«Актёрское мастерство педагога. Настоящий педагог талантлив во всём!».

Тренинг «Актёрская психотехника педагога»:
«Анализ внутреннего состояния»;
«Интонация»;
«Следим за своими эмоциями»;
«Логическое ударение. Акценты на выделенном шрифтом слове»;
Рефлексия. Составление синквейна на ключевое слово «педагог».

Тезисы «Секреты хорошего выступления».
Памятка педагогу.

Список литературы.

Приложения.







«Весь мир – театр, а люди в нём актёры», - сказал В. Шекспир. Эти слова в полной мере можно отнести и к педагогам, потому что эта профессия сродни актёрской! Педагог и актёр всегда на виду. Актёр – под светом прожекторов, педагог же постоянно под пристальным взглядом воспитанников. Каждый педагог учит своих воспитанников ежеминутно и ежечасно, каждой своей мыслью, жестом, манерой говорить, одеваться.
Известно, что актёрская профессия трудная. Ведь ежедневно нужно выносить колоссальные физические и нервные нагрузки. У педагогов происходит подобное. Актёр создаёт образ, и каждый раз проживает целую жизнь. Он проживает по сто и больше жизней. И педагог живёт жизнью своих учеников.
Театр требует овладения целым комплексом средств сценической выразительности, тогда актёр становится для зрителей интересным. Общение его со зрителями наступает с момента появления на сцене. У педагога общение начинается с момента начала занятий. Важно, как он вошёл, как двигается, перелистывает страницы, держит книгу. Педагог ещё не сказал ни слова, но уже сообщил детям об отношении к ним, о своём настроении, самочувствии. Внешний вид несёт заряд информации. Очень важна и роль мимики. При произношении одного и того же слова лицо может выражать различные чувства: доброжелательность, безразличие или что-то иное. Педагогическое и актёрское мастерство включают умение владеть своим лицом.
Педагог должен уметь выразительно словом, мимикой, жестом демонстрировать детям личное отношение к ним. Он, как актёр должен научиться искусству импровизации для правильной реакции в нестандартных обстоятельствах. Ему должна быть знакома наука «властвовать собой». Она способствует настрою на творчество. Театр помогает «читать человека», вглядываясь при этом и в свой внутренний мир. Педагог, как и актёр, должен чувствовать другого человека, но необходимо также выработать привычку видеть себя со стороны.
Поскольку речь педагога чаще носит монологический характер, надо уметь активизировать внимание и мысль. Проектировать, анализировать и корректировать содержание своего выступления перед аудиторией. Необходимо уметь удерживать в поле своего внимания мысль, ход её доказательства. Безупречность дикции – обязательное профессиональное качество педагога. Речь должна быть живой, естественной. Должна быть развита у педагога рефлексия, способность анализировать своё состояние.





Упражнения и этюды, представленные в тренинге «Актёрская психотехника педагога» содействуют активиза
·ции эмоционально – чувственной сферы личности, развитию познавательного, коммуникативного, художественного потенциала, раскрытию творческой индивидуальности каждого педагога.
Тренинг «Актёрская психотехника педагога».
«Анализ внутреннего состояния».
Педагогам предлагаются различные изображённые портреты. Их задача – понять, что чувствует этот человек, каково его настроение, его мысли, желания, какой он?
См. приложение №1.
Педагогам предлагаются карточки по теме «Азбука настроения» Задача - выступить в роли своих воспитанников, отобразить с помощью мимики и жестов их настроение, а также умение переключиться с одного полюса эмоционального настроя на противоположный.
См. приложение №2.

«Интонация».
Педагогам необходимо произнести фразу «Я рада видеть Вас» с различной интонацией:
Радостно
Удивлённо
Гневно
С отвращением
С интересом
С испугом
Виновато и т.д.
Помогут ярче выразить интонационную эмоциональность карточки по теме «Театр настроения».
См. приложение №3.
«Следим за своими эмоциями».
Каждому педагогу предлагается перед зеркалом провести мимическую гимнастику для мышц лица, чтобы понять и увидеть со стороны своё лицо при различных психологических состояниях. Помочь им в этом сможет «Схематическое изображение мускулов лица при различных психологических состояниях.
См. приложение №4.

«Логическое ударение. Акценты на выделенном шрифтом слове».
Педагогам предлагается прочесть следующую фразу: «Я преуспевал во всём, за что я брался, потому что я этого хотел, я никогда не колебался, и это дало мне преимущество над остальным человечеством», выделяя голосом выделенное шрифтом слово, т.е. правильно ставя логическое ударение.

Рефлексия.
Педагогам предлагается, как итог тренинга, составить синквейн с ключевым словом «Педагог».

Пример синквейна:
Педагог
мудрый творческий
обучает понимает импровизирует
педагог в душе актёр!
учитель-творец

См. приложение №5.


Тезисы – советы педагогам «Секреты хорошего выступления».


Если вам сложно выступать перед аудиторией, то выберите среди слушателей кого-то одного и говорите, словно обращаетесь к нему;

Меняйте тон голоса; внезапно повысив или понизив его, можно достичь того, что любая фраза или слово будут выделяться;

Вносите в выступление свою индивидуальность, собственную, свойственную только вам манеру;

Вносите в выступление свою индивидуальность, собственную, свойственную только вам манеру;

Немалую роль играет также доброжелательное выражение лица и обаятельная улыбка педагога;

Не совершайте ошибку в начале выступления, не говорите: «Я не подготовился к выступлению. Мне нечего сказать». Возбудите любопытство, начинайте с какой-то конкретной иллюстрации или с вопроса, это заставит думать и сотрудничать;

Делайте паузы перед высказыванием важных мыслей и после них;

Помните, что безукоризненная одежда даёт чувство уверенности в себе;

Завершение речи – тоже важный момент. Это будут помнить дольше всего. Не заканчивайте фразами: «Вот приблизительно и всё, что хотел рассказать». Или: «Пожалуй, на этом закончу». Лучше всего: призвать к действию, сделать слушателям подходящий комплимент; вызвать смех; привести цитату; повторить кратко основные положения.

См. приложение №6.




Приложение.

Портреты.
Карточки по теме «Азбука настроения».
Карточки по теме «Театр эмоций».
Плакат «Схематическое изображение мускулов лица при различных психологических состояниях».
Правила составления синквейна.
Памятка педагогу «Секреты хорошего выступления».

Правила построения синквейна:


1 строка: 1 ключевое слово - тема, определяющая содержание. (существительное)
2 строка: 2 прилагательных, описывающих тему.
3 строка: 3 глагола, характеризующих действия, которые производит существительное.
4 строка: короткое предложение, фраза из 4 слов, показывающих Ваше отношение к теме (к существительному).
5 строка: синоним или Ваши ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы.






Список литературы:

Захава Б. Мастерство актёра и режиссёра. – М.: «Просвещение», 1999.
Козмнчинова И. Сценическая речь. – М.: «Просвещение», 1998.
Колчеев Ю. Театрализованные игры в школе. – М.: «Школьная пресса», 2007.
Левин В. Воспитание творчества. – М.: АСТ,2009.
Карпушкин М. Работа над этюдами. – Самара, 1989.
Стромов Ю. Путь актёра к творческому перевоплощению. – М.: «Просвещение»,2005.

























15