Программа внеурочной деятельности педагога-психолога с детьми ОВЗ Развитие познавательных способностей (2-5 класс)


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №7» с углубленным изучением отдельных предметов Городского округа Стрежевой
Утверждено: Согласовано:
Директор МОУ «СОШ № 7» Зам. Директора по УВР
Портнова Г.П. Решетникова С.В.
______________________ ______________________
«___»____________2015 г. «___»____________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Коррекционно-развивающих занятий для детей с ОВЗ
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»
Направление «Коррекционная деятельность»
для 2, 3, 4, 5 класса
Составитель:
Коломиец Ю. Г.,
педагог-психолог,
первая категория

2015-2016 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Пояснительная записка………………………………………………………........3-4
Нормативно-правовая база
Назначение программы
Актуальность и перспективность курса
Возрастная группа обучающихся
Объем часов, отпущенных на занятия
Продолжительность одного занятия
Цели и задачи реализации программы
Формы и методы работы
Учебно-тематическое планирование………………………………………..……4-8
Информационно-методическое обеспечение………………………….…….…..8-9
Дополнительная литература
Оборудование
Предполагаемая результативность курса……………………………………………9
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовая база
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральными нормативными документы по ФГОС НОО:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования".Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. №1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373".Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования".
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утв. Приказом министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. №413)
Программа также реализуется в рамках общей коррекционно-развивающей программы сопровождения психолого-педагогического процесса образования учащихся начальной школы по ФГОС.
Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения. Автор: Малофеев Н. Н., Никольская О. С., Кукушкина О. И., Гончарова Е. Л.
Назначение программы
Предлагаемая программа направлена на коррекцию, формирование и развитие познавательных УУД детей с ОВЗ.
Актуальность и перспективность курса
В связи с внедрением в систему общего образования специального федерального государственного образовательного стандарта и большим количеством выявленных на городском ПМПК детей с ОВЗ данный курс актуален для нашей школы. По рекомендациям ПМПК для детей с нарушениями психики организованы коррекционно-развивающие занятия в кабинете психолога.
Возрастная группа обучающихся
Программа предназначена для учащихся 2-5 классов в возрасте от 8 до 12 лет.
Объем часов, отпущенных на занятия.
Программа для учащихся 2–х классов рассчитана на 34 учебных часа в год.
Программа для учащихся 3–х классов рассчитана на 34 учебных часа в год.
Программа для учащихся 4–х классов рассчитана на 34 учебных часа в год.
Программа для учащихся 5–х классов рассчитана на 34 учебных часа в год.
Продолжительность одного занятия
Продолжительность одного занятия для обучающихся 2-5-х классов составляет 40 минут.
Цели и задачи реализации программы
Цели программы:
Формирование и коррекция высших психических функций.
Способствовать интеллектуальной адаптации ребенка к учебной деятельности.
Задачи программы:
Формировать способность к устойчивости и концентрации внимания.
Развивать способность запоминать и воспроизводить информацию.
Развивать логические операции анализа, синтеза, классификации.
Развивать творческие способности.
Формы и методы работы
Традиционные обучающие приемы.
Ритуалы знакомства, представления, прощания.
«ледокольные» (разогревающие, разминочные) техники.
Приемы сосредоточения, фокусировки, настройки.
Техники релаксации.
Психотехники самооценки взаимооценки.
Упражнения, направленные на самораскрытие и рефлексию.
Экспрессивные техники (приемы самовыражения).
Развивающе-тренировочные упражнения.
Сказкотерапевтические упражнения.
Иллюстрационно-демонстрационные задачи.
Подвижные игры.
Цветоконструирование.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
«Развитие познавательных способностей / 2 класс»

п/п Тема занятия Количество
часов Сроки Описание примерного содержания занятий Перечень универсальных действий обучающихся
Раздел 1. Психика и познание мира (10 часов)
1 Мои ощущения 2 Сент Игра «Четыре стихии», беседа по теме. Практикум по теме. Работа со сказкой. Д/з – принести предмет. Осознание и оценка особенностей своих ощущений и внимания как причин успешности/неуспешности учебной деятельности, стремление к самоизменению (Л)
Анализ сказочного текста, развитие восприятия, внимания,
воображения (П)
Умение вербализовать свои ощущения, работать в команде (К)
Умения принимать и сохранять учебную задачу, обучать мышечному расслаблению, самоконтролю (Р)
2 Мое восприятие мира 1 Сент Беседа. Упр. «Я вижу то, что слышу». Беседа. Упр. «Чудесный мешочек». 3 Особенности восприятия 1 Окт Беседа. Упр. «Семь гномов». Упр. «Три предмета» 4 Мое внимание 1 Окт Упр. «Королевство внутреннего мира», «Проверь себя», «Внимателен ли я?». Работа со сказкой. 5 Как быть внимательным? 1 Окт Упр. «Самый внимательный», Упр.-релаксация «Лучик внимания». Беседа по теме. Упр. «Работа над ошибками» 6 Развиваем внимание 2 Окт Упр. «Лучик внимания». Беседа. Игры: «Буквы алфавита», «Печатаю на компьютере», «Зеваки». Упр «Оцени свою работу», «Самый-самый). Д/з – план класса 7 Я умею быть внимательным 2 Нояб Упр. «Лучик внимания». Упр. «Кто больше слов запомнит?». Проверка д/з. игры «Буквы..», «Печатаю..». упр. «Кто что делает?». Упр. «Оцени свою работу». Раздел 2. Кладовая памяти (10 часов)
8 Что такое память? 1 Нояб Игра «Фотограф». Упр. «Вспомни слова». Беседа. Упр. «Как я представляю себе память?», «Тройка слов». д/з – вырезать буквы. Осознание своих когнитивных возможностей, формирование способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха, мотивировать детей на тренировку своей памяти, развивать рефлексию собственных переживаний, стремление к совершенствованию своих способностей (Л)
Содействовать осознанию детьми особенностей своей памяти, формировать навыки произвольного запоминания с использованием мнемотехнических приемов (П)

Развивать навыки самооценивания и контроля, закрепить способы эффективного запоминания (Р)
Развивать умение формулировать и высказывать свое мнение, умения работать в команде (К)
9 Виды памяти 1 Дек Игра «Фотограф». Беседа-опрос. Работа со сказкой. Игра «Запомни прикосновение». Д/з. 10 Какая у меня память? 1 Дек Игра «Штирлиц». Беседа-опрос. Практикум «Как я запоминаю». Беседа-опрос. д/з. 11 Эмоциональная память 1 Дек Проверка д/з. беседа «Эмоциональная память». Упр. «Запомни рассказ». Упр. «Мои воспоминания».Упр. «Запомни слова». Игра «Штирлиц». д/з – дневник эмоций. 12 Как лучше запоминать? 1 Дек Проверка д/з. Упр. «Пары слов». Игра «Испорченный телефон». Упр. «Запомни с помощью картинок». Упр. «Волшебные картинки». Игра «Фотограф». Беседа. д/з – дневник эмоций. 13 Я умею запоминать! 3 Янв Упр. «Зашифрованные слова». Игры «Фотограф», «Испорченный телефон». Упр. «Волшебные картинки». Беседа по теме «Правила запоминания». Рефлексия задания «Зашифрованные слова». Итоговая беседа. д/з-правила запоминания. 14 Что я знаю о памяти? 2 Февр Упр. «На что похожа память?», «Что я знаю о видах памяти?», «Вспомни историю». Работа со сказкой, «Шашки Пси-Мага». д/з игра с родителями. Раздел 3. Лабиринты мышления (9 часов)
15 Как развивать свой ум? 2 Февр 1 час.Упр. «Распредели картинки по группам». Работа со сказкой. Упр. Назови все свойства предмета». Упр. «Назови сходства и различия». д/з – придумать загадку. Познакомить детей с содержанием понятия «мышление»,
развивать операции анализа, синтеза и сравнения объектов,
развивать у детей способности к гибкому, оригинальному мышлению,
стимулировать проявление креативных возможностей (П)
Развивать умение детей думать сообща,
развивать навыки совместной творческой деятельности,
научить строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (К)
Актуализировать у детей самооценочную деятельность,
стимулировать у детей интерес к самопознанию,
стимулировать познавательный интерес к психологии и самопознанию (Л)
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответстия результатов требованиям данной задачи и задачной области,
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (Р)
2 час. Проверка д/з. беседа-опрос. Упр.-конкурсы: «Лучшая загадка», «Знаток свойств предметов», «Что имеет то же свойство?», «Говорящая вещь». Подведение итогов. д/з – разгадать загадки.. 16 Учимся думать вместе 1 Март Упр. «Прочисти мозги», проверка д/з. упр. «Что это за предмет?», «Противоположности», «Вопрошайка», «Что имеет те же свойства?». д/з – выполнить задание «Сходства и различия». 17 Учимся обобщать и находить закономерности 1 Март Упр. «Прочисти мозги». Проверка д/з. Беседа-опрос. Упр. «Картины», «Сделай вывод», «Найди закономерность и выбери фигуру», «Продолжи последовательность». д/з – написать свойства предметов. 18 Учимся находить противоположности 1 Март Упр. «Противоположности». Проверка д/з. беседа-опрос. «Оцени свои умения», «Найди различия». Игры: «Противоположное свойство», «Хорошо-плохо», «Антипод», «Найди лишнее слово». д/з-придумать пары антиподов. 19 Учимся думать логично 2 Март /апр 1 час. Упр. «Прочисти мозги». Беседа-опрос. Упр. «Самые важные слова». Игры «Слова-мостики», «Психологическое домино», «Найди слово по аналогии». Упр. «Оцени свои умения». д/з – придумать ряд слов. 2 час. Игра «Любое число», «Шифровка», «Логические задачи». Работа со сказкой. Игра «Психологическое домино». 20 Учимся думать творчески 1 Апр Игра «Любое число». Беседа-опрос. Упр. «Составь предложения», «Случайные слова», «Спички». Работа со сказкой. 21 Что я знаю о мышлении? 1 Апр Упр. «Что я знаю о мышлении?», «Ранжирование умений». Беседа-опрос. Упр. «Общее-конкретное», «Спички». Игра «Психологическое домино». Работа со сказкой. Игра «Пусть присядут те, кто..». упр. «Как я оцениваю свои умственные умения». Раздел 4. Как стать талантливым (5 часов)
22 Учимся фантазировать 1 Апрель Беседа по теме «Фантазия. Воображение»». Упр. «Какой характер у Фантузи», «Необычное использование предметов», «На что это похоже?», «Что случиться, если…», «Покажи без слов». Формирование на уровне представления умения решать творческие задачи, стимулировать проявление креативности у детей (П)
Мотивация на дальнейшее самопознание, развитие и рефлексия своих способностей (Л)
Развитие навыков совместной творческой деятельности (К)
Учится адекватно воспринимать предложения и оценку
окружающих (Р)
23 Что такое способности?
1 Май Упр. «Старая-новая сказка», «Сон сказочного героя», «Волшебные превращения». Работа со сказкой. Беседа по теме «Способности». Упр. «Формула способностей». 24 Я знаю, что я способен 1 Май Беседа-опрос. Упр. «Забавные названия предметов». Упр. «Я знаю, что я..», «Я на лесенках характера». 25 Проверяем себя (Диагностические уроки) 2 Май Диагностика познавательных сферы (УУД). Психологические тесты. Итого: 34 часа
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
«Развитие познавательных способностей / 3-5 класс»

п/п Тема занятия Количество
часов Сроки Описание примерного содержания занятий Перечень универсальных действий обучающихся
Раздел 1. Развиваем внимание (10 часов)
1 Я учусь быть внимательным 5 Сент/окт Игры и упражнения на развитие внимания: «Сосчитай буквы», «Найди ошибки», «Драконовы ключи», «Соедини по точкам» и т.п. Развитие концентрации внимания, развитие восприятия (П)
Мотивировать детей на саморазвитие (Л)
Учить принимать и сохранять учебную задачу (Р)
2 Я умею быть внимательным 5 Окт/
нояб Игры и упражнения на развитие внимания: «Найди спрятанные слова», «Расшифруй послание», «Графические диктанты», «Раскрась картинку по значкам», «Таблицы Шульте» и т.п. Раздел 2. Развиваем память (10 часов).
3 Я учусь запоминать 5 Нояб/дек Игры и упражнения на развитие мнемических процессов: «Фотограф», «Вспомни образы», «Запомни слова», «Запомни картинки» и др. Развитие процессов запоминания и воспроизведения (П)
Мотивировать на развитие памяти разными способами (Л)
Учить ставить и добиваться учебных целей (Р)
Развивать навыки работы в команде (К)
4 Я умею запоминать 5 Дек/январь Игры и упражнения: «Запомни рассказ», «Что изменилось?», «Запомни фигуры», «Запомни последовательность», «Вспомни узор» и др. Раздел 3. Развиваем мышление (12 часов).
5 Я учусь думать логично 6 Февр/март Игры и упражнения на развитие логических операций: «Исключи лишнее», «Найди сходства и различия» и др. Развитие мыслительных операций (П)
Развивать саморефлексию (Л)
Учить планировать учебную деятельность (Р)
Учить высказывать сове и аргументировать свою точку зрения (К)
6 Я развиваю свой ум 6 Апрель/май Упр.: «Найди закономерность», «Сравнение понятий», «Найди противоположности», «Продолжи числовой ряд», «Разгадай пиктограмму», «Придумай загадку» и др. Раздел 4. Проверь себя (2 часа).
7 Диагностический урок 2 май Выполнение тестовых заданий Актуализация самооценочной деятельности , познавательного интереса (Л)
Итого: 34 часа
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Дополнительная литература
Аржакеева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Программа занятий в 1-м классе. – 3-е изд., М.: Генезис, 2014. – 136 с.
Аржакеева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Программа занятий во 2-м классе. – 2-е изд., М.: Генезис, 2014. – 136 с.
Вачков И.В., Аржакеева Т.А., Попова А.Х. Психологическая азбука. Рабочая тетрадь. 1 класс. – 3-е изд. – М.: Генезис, 2014. – 60 с.: ил.
Вачков И.В., Аржакеева Т.А., Попова А.Х. Психологическая азбука. Рабочая тетрадь. 2 класс. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2014. – 64 с.: ил.
Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: Книга для детей, учителей, родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. -368 с.: ил.
Никольская И.М., Бардиер Г.Л. Уроки психологии в начальной школе. 2-е изд., допол. И перераб. – СПб.: Речь, 2004.- 190 с.: ил.
Оборудование
Для демонстрации обучающих слайдовых презентаций кабинет должен быть оснащен интерактивной доской, проектором, компьютером, музыкальным проигрывателем. Дидактическим и раздаточным материалом, тетрадями для записей, бумагой формата А4, ватманами, канцелярскими принадлежностями.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ КУРСА
Уровень результатов работы оценивается с помощью тестирования познавательных УУД и образовательных результатов следующим образом:
1 уровень – низкий (слабо сформированы)
2 уровень – средний (достаточно сформированы)
3 уровень – высокий (высоко сформированы)
Планируемые образовательные результаты освоения коррекционно-развивающей программы.
Обучающиеся с ОВЗ 2-5 классов научатся:
Ппознавательные УУД:
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Осуществлять синтез как составление целого из частей.
Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.
Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.
Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, устанавливать аналогии.
Регулятивные УУД:
Принимать и сохранять учебную задачу.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе и во внутреннем плане.
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области.
Адекватно воспринимать предложения и оценку окружающих.
Личностные УУД:
Внутренняя позиция школьника на уровне эмоционально-положительного отношения к школе.
Способность к оценке своей учебной деятельности.
Самоанализ и самоконтроль результата.
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Ориентация на понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.
Коммуникативные УУД:
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Учитывать разные мнения, стремиться к сотрудничеству.
Формулировать собственное мнение и позицию.
Строить понятные для партнера высказывания.
Задавать вопросы.