Доклад Библиотека современный информационно-методический центр в системе повышения квалификации педагогических кадров



Доклад
На тему: «Библиотека современный информационно-методический центр
в системе повышения квалификации
педагогических кадров».
Подготовила: библиотекарь
Казыбаева Г.К.
Макинская средняя школа
Книга – одно из самых великих созданий человеческой культуры. И поэтому самое главное в культуре любой страны – библиотеки. Даже если погибнут университеты, институты, культура может восстановиться, если есть хорошо организованные библиотеки. Пока жива библиотека – жив народ, умрет она – умрет наше прошлое и будущее.
Дмитрий Лихачев
Библиотеки институтов повышения квалификации являются отраслевыми методическими центрами по проблемам информационно-библиотечного обслуживания педагогов. Их основными задачами является содействие повышению квалификации педагогических кадров системы образования, обеспечение их новой литературой и пропаганда информационно – библиотечных знаний сотрудникам институтов и слушателям курсов всех категорий.
Непрерывное образование каждого человека, в частности педагога, стало сегодня главным требованием профессионального роста специалиста. В связи с этим новые задачи встают перед системой повышения квалификации, усиливается роль библиотек системы образования. Библиотека третьего тысячелетия – это не просто книгохранилище, обменный фонд, читальный зал, это информационный центр, призванный помогать ориентироваться в огромном потоке информации и повышать информационную культуру педагогических кадров.
Библиотека РИПК СО основана вместе с Институтом и существует более 40 лет. Деятельность ее направлена на удовлетворение информационных запросов руководящих и научно-педагогических кадров, связанных с их профессиональными потребностями. Сегодня ее фонд составляет более 27 тыс. экземпляров и укомплектован научно-педагогической, справочной, учебно-методической, художественной литературой и педагогическими изданиями. Библиотека располагает одним из крупнейших в нашей республике собраний отечественной и зарубежной литературы по педагогическим наукам.
Для пополнения фонда новыми изданиями библиотека сотрудничает с казахстанскими и российскими издательствами. Комплектование фонда ведется путем просмотра всей поступающей печатной продукции, систематизации ее согласно библиотечно-библиографическому классификатору (ББК), занесения в инвентарную книгу и в электронную базу данных с использованием автоматизированной библиотечно-информационной программы АБИС.
Все новое в педагогической науке и практике можно найти на странице страницах педагогической периодики. Поэтому удовлетворение информационных запросов педагогов строится на использовании периодических изданий. Библиотека ежегодно оформляет подписку на республиканские и российские периодические издания – около 200-т наименований на сумму более 500 тыс. тенге. Из республиканских периодических изданий более 70% представлено на казахском языке. Ведется работа по созданию электронного каталога статей периодической печати «Педагогика» и авторефератов кандидатских и докторских диссертаций на казахском и русском языках. Создание этой базы – первый результат автоматизации библиотечно-библиографических процессов, целью и задачей которой является оперативное информирование о новой литературе по педагогическим наукам.
В библиотеке подключены в локальную сеть 5 компьютеров, на которых установлена электронная версия баз данных «Электронный каталог», «Педагогика», «Авторефераты» на казахском и русском языках. Компьютеры в читальном зале представлены для работы читателей, которые могут подбирать необходимые материалы из электронных источников, обрабатывать их и распечатывать. С целью оптимизации поиска необходимой информации сотрудники библиотеки помогают читателям освоить автоматизированную библиотечно-информированную программу и проводить поиск интересующим их темам самостоятельно. Используется компьютер и для внутрибиблиотечной работы: создания электронного каталога и картотеки периодических изданий, каталога авторефератов на казахском и русском языках, а также для подготовки различных библиотечных документов. В работе библиотеки находят свое применение готовые информационные продукты, имеющиеся на рынке: СD-предложения к журналам «Директор школы», «Народное образование», «Школьные технологии».
Большое внимание библиотека уделяет выставочной работе, так как именно книжные выставки создают особую, привлекательную атмосферу для читателя. В читальном зале библиотеки оформлены постоянно действующие выставки на казахском и русском языках по вопросам истории Казахстана, воспитания подрастающего поколения, правового обучении учащихся, перехода на 12-летнее образование, профилактики наркомании и СПИДа в организациях образования, самопознания учащихся, изучение казахского языка и др. Регулярно проводятся выставки новинок отечественной и зарубежной литературы.
Библиотека РИПК СО, являясь методическим центром для библиотек областных институтов повышения квалификации, организует курсы повышения квалификации для заведующих библиотек облИПК, специалистов по библиотечным фондам областных управлений и департаментов образования, методистов рай(гор) отделов образования по библиотечным фондам, заведующих библиотек колледжей, школ. Проводит консультации, стажировки, оказывает информационно-методическую помощь в освоении новых библиотечных технологий и внедрения их в практику работы библиотек. Темы курсовых мероприятий посвящены новым информационно-компьютерным технологиям в библиотечных процессах, вопросам менеджмента, маркетинга, фандрейзинга в библиотеках, библиотечной психологии и библиотерапии, нормативным документам по библиотечному делу. Лекции и практические занятия проводят сами сотрудники библиотеки, а также приглашают лекторов из разных библиотек города. Кроме того, сотрудники библиотеки в журнале «Менеджмент в образовании», издаваемом РИПК СО, ведут постоянную рубрику «Библиографический дайджест», в которой описывают новые учебно-методические пособия, книги, монографии отечественных и российских авторов по вопросам образования.
Такая преобразовательная библиотека обеспечивает своих читателей оперативной, полной информацией путем доступа к образовательным информационным ресурсам. Но какие бы изменения ни происходили в библиотеках, они всегда останется местом, где собирают, хранят, изучают, научно обрабатывают и предоставляют читателям информацию, в которой содержится колоссальный человеческий опыт и знания.
Одним из направлений деятельности библиотеки является информационно – библиографическое обслуживание читателей. В год библиотека обслуживает около 1800 пользователей. Это сотрудники института, слушатели курсов повышения квалификации, преподаватели высших учебных заведений, колледжей, лицеев, школ, учащиеся, студенты. Читателям предоставляются библиографическая, фактографическая информация, сами документы или их копии. Кроме того, мы готовим рекомендательные списки литературы для различных категорий слушателей по темам курсовых мероприятий, организуем просмотр новинок.
Современные требования общества к развитию единой информационной образовательной среды привели к изменениям в работе библиотеки:
*в формировании фондов – книжные собрания дополнились медиаресурсами, в том числе компьютерными базами данных и Интернетом;
*в работе с каталогами – карточный каталог дополняется электронным;
*в оснащении оборудованием – традиционные стеллажи, книжные полки дополняются компьютерами с соответствующими программами;
*в обслуживании читателей – от обычного поиска информации до предоставления условий для самостоятельного поиска с использованием компьютерных технологий.