ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРИШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ


ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРИШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
Данная статья посвящена инновационным формам организации внутришкольного обучения и повышения квалификации педагогических кадров. В ней раскрываются современные проблемы в области повышения профессиональной компетентности сотрудников образовательного учреждения, пути и формы их решения. Анализируется процесс перехода школы к самообучающейся организации, стимулирующей непрерывное обучение и обновление состава профессиональных компетенций.
Последние десятилетия отмечены существенными переменами в различных сферах нашего общества. Изменения коснулись принципиальных оснований системы образования, определив его переход в режим развития и обусловив трансформацию ведущих характеристик. В рамках таких основополагающих программных документов, как Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г. Государственная программа развития образования в Российской Федерации на 2013 – 2020 годы, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. также акцентирует внимание на динамизме и устойчивости развития экономики и социальной сферы. Возрастает актуальность конкурентоспособности, компетентности специалистов, которые могут успешно решать задачи инновационного развития экономики страны. В связи с этим особую актуальность приобретают поиски новых путей и средств повышения квалификации кадров, не является исключением и сфера образования, которая претерпевает существенные инновационные преобразования.
Особую остроту приобретает проблема повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров в условиях реализации ФГОС ООО. Так, например, в ФГОС ООО представлены следующие требования к кадровым условиям реализации ФГОС. Образовательное учреждение, реализующее программы должно быть укомплектовано квалифицированными кадрами. При этом отмечается, что уровень квалификации работников образовательного учреждения, для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а для педагогических работников государственного или муниципального образовательного учреждения - также квалификационной категории. В ФГОС ООО подчеркивается, что непрерывность профессионального развития работников образовательного учреждения, должна обеспечиваться освоением работниками образовательного учреждения дополнительных профессиональных образовательных программ в объеме не менее 72 часов, не реже чем каждые пять лет в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности.
Чрезвычайную актуальность в условиях введения ФГОС ООО приобретает необходимость создания условий для комплексного взаимодействия образовательных учреждений, обеспечивающих возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической поддержки, получения оперативных консультаций по вопросам реализации основной образовательной программы основного общего образования, использования инновационного опыта других образовательных учреждений, проведения комплексных мониторинговых исследований результатов образовательного процесса и эффективности инноваций Новые стандарты требуют от учителя глубокого понимания сущности таких технологий, как личностно-ориентированное и проблемное обучение, проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся, информационно-коммуникационные, интерактивные технологии. ФГОС ООО предъявляет ряд новых требований и конечным результатам освоения ООП. В стандартах сформулированы требования к личностным, метапредметным и предметным результатам. Метапредметные результаты выведены в плоскость сформированности универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных и коммуникативных. ФГОС предполагает качественное обновления содержания и форм организации методической работы в образовательных учреждениях, переноса акцента на внутриорганизационное обучение и повышение квалификации педагогических работников образовательного учреждения.
Между тем в практике деятельности образовательных учреждений существует в настоящее время ряд противоречий, которые требуют разрешения: между необходимостью решения инновационных профессиональных задач работниками образования в условиях модернизации образования (ФГОС ООО) и недостаточным использование инновационных форм внутришкольного обучения и повышения квалификации педагогов, обеспечивающих наращивание профессиональной компетентности сотрудников образовательного учреждения; между потребностью создания организационно – управленческих условий для внедрения инновационных форм внутришкольного обучения и повышения квалификации и не готовностью административно – управленческого аппарата образовательного учреждения, руководителей методических объединений к осуществлению изменений в сложившейся практике методической работы и внутришкольного повышения квалификации персонала образовательного учреждения.
Для того, чтобы внести изменения в существующую практику внутришкольной методической работы, необходимо: 1) определить сущностные характеристики инновационных форм внутришкольного обучения и повышения квалификации; 2) рассмотреть предназначение стажировочной площадки как новой формы повышения квалификации педагогических кадров внутри школы; 3) обосновать критерии и показатели эффективности инновационных форм внутришкольного обучения и повышения квалификации; 4) определить и экспериментально проверить (организационно – управленческие) педагогические условия внедрения инновационных форм внутришкольного обучения и повышения квалификации.
Внутришкольные формы повышения квалификации имеют ряд преимуществ в отличие от традиционных форм: процесс профессионального саморазвития педагогов осуществляется непрерывно, а не короткий период (раз в пять лет); учет особенностей и запросов конкретного педагога, специфики данного образовательного учреждения; возможность получения обратной связи, обмен инновационным опытом. Несмотря на возрастание роли таких форм повышения квалификации, проблема формирования профессиональной самоактуализации личности учителя остается недостаточно разработанной.
Прежде всего, необходимо создать мотивирующую среду для повышения квалификации педагогических кадров. Администрация школы должна создать климат, способствующий культивированию потребности в непрерывном обучении, наращивании профессиональной компетентности, а это подразумевает активное вовлечение педагогов в процессе проектирования собственного обучения; развитие субъектной позиции в стремлении к освоению педагогических инноваций, к анализу своих профессиональных достижений; поддержку со стороны руководства в реализации персонифицированной модели повышения квалификации каждого учителя. Переход школы к самообучающейся организации предполагает создание такой атмосферы в организации, которая всемерно стимулирует и поощряет стремление педагогов к непрерывному обучению и обновлению состава профессиональных компетенций, которые позволяют более эффективно решать инновационные задачи педагогической деятельности.
Необходима обратная связь с субъектами процесса повышения квалификации, которая позволяла бы получать информацию о степени удовлетворенности качеством организации повышения квалификации, о степени вариативности программ повышения квалификации; о необходимости внесения коррективов в содержание повышения квалификации в соответствии с потребностями субъектов повышения квалификации в освоении новых видов профессиональных компетенций.
По мнению Хатюшиной А.А., изменение целей образования повлекло за собой пересмотр его содержания и технологий, изменение взглядов на деятельность учителя и на требования к его личности. исследователь особо отмечает, что учитель, реализуя определенную технологию, может и должен подниматься до уровня осмысления ее оснований, в определенных случаях изменять ее, создавать новую. Но вместе с тем, как полагает автор, поднимаясь на эти высокие уровни самостоятельной деятельности, учитель должен владеть в полном объеме всем богатством достижений, накопленных в психолого-педагогической теории и практике. Это заставляет по-новому посмотреть на содержание подготовки педагогических кадров, как в сфере вузовского образования, так и в сфере дополнительного профессионального образования [4].
Изменяющийся контент педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС, предполагает овладение учителем теорией и практикой педагогического проектирования (в части разработки основной образовательной программы, рабочей программы учебной дисциплины); проектирования программы развития универсальных учебных действий; создания фонда оценочных средств для промежуточной, рубежной и итоговой аттестации обучающихся, создания условий для повышения качества освоения ООП для разных категорий обучающихся (лиц с особыми образовательными потребностями и особыми образовательными возможностями); использования цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе. Инновационный портфель ФГОС ООО требует кардинального обновления содержания и форм организации внутришкольного обучения и повышения квалификации педагогических работников.
В настоящее время стали появляться инновационные формы повышения квалификации педагогических кадров краткосрочные (каникулярные) курсы для педагогов, работающих по какой-либо общей проблеме; краткосрочные (каникулярные) курсы для педагогического коллектива; проблемные тематические курсы для группы педагогов, работающих по инновационной теме; проблемные предметные курсы для учителей одной предметной области; дистанционное обучение; обучение по индивидуальному маршруту; Интернет – форумы, конкурсы, ЧАТЫ, Интернет - государство учителей; фестиваль открытых уроков; мастер классы; методические семинары, семинары-практикумы; открытые стажировочные площадки на базе образовательного учреждения; методические дни, недели в образовательном учреждении; мастер-классы инновационно работающих учителей, Школы инновационного педагогического опыта, школы ИКТ-технологий, проблемные лаборатории, участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства [7].Нам представляется, что такие формы внутришкольного обучения и повышения квалификации педагогических кадров наполнены новым содержанием и соответствуют ожиданиям потенциальных потребителей дополнительных образовательных услуг.
Основой образовательной системы является информационно-образовательная среда. Именно она позволяет системе образования модернизировать свой технологический базис, осуществить движение к открытой образовательной системе, отвечающей современным требованиям. Интерактивное взаимодействие «человек – компьютер» становится основой современного образовательного процесса. В настоящее время все большую актуальность приобретает участие учителей в сетевых профессиональных сообществах– это формальная или неформальная группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети, которые играют важную роль в самообразовании учителя. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям живущих в разных уголках страны и за рубежом, общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы и повышать свой профессиональный уровень. Благодаря сетевым связям самопроизвольно формируются новые социальные профессиональные объединения.
Цели сетевого сообщества: создание единого информационного пространства, доступного для каждого члена сообщества; организация формального и неформального общения на профессиональные темы; инициация виртуального взаимодействия для последующего взаимодействия вне Интернета; обмен опытом учения-обучения; распространение успешных педагогических практик; поддержка новых образовательных инициатив [5].
Использование интернет-ресурсов в системе внутришкольного обучения и повышения квалификации педагогических работников позволяет объединить высококвалифицированных педагогов для инновационного решения профессиональных проблем в сфере образования, и является местом обсуждения общепедагогических проблем, обеспечивает доступ к различным видам и источникам информации, дает возможность самостоятельно создавать электронные учебные издания. Профессиональное общение в сети Интернет позволяет получить консультативную помощь по актуальным проблема модернизации образования, реализации ФГОС. Применение ИКТ-технологий в сфере повышения квалификации позволяет создавать электронные портфолио инновационного педагогического и управленческого опыта, систематизировать инновационные работки учителей образовательного учреждения [5].
Внутришкольная система повышения квалификации учителей позволяетт снять своеобразное отчуждение процесса обучения педагогов от специфических потребностей школы, дает возможность видеть конкретный результат обучения педагогических кадров.
Объективной основой организации внутришкольного обучения учителей и развития их творческого потенциала может стать превращение школы, с одной стороны, в самообучающуюся систему, а, с другой стороны, в центр педагогической инноватики, где в процесс ознакомления с нововведениями без отрыва от производства может вовлекаться практически весь педагогический коллектив.
В заключение отметим, что повышение квалификации педагогических работников на уровне образовательного учреждения настоятельно требует новой философии управления школой, основной доминантой которой является провозглашение субъектной активности личности педагогов в процессе их профессионально-личностного развития, предпринимательского типа поведения по созданию, апробации и внедрению педагогических инноваций как ведущих ценностей образовательного учреждения.
Традиционная система повышения квалификации отдает предпочтение в основном результативным показателям, к которым относятся педагогическое мастерство, знания и умения, навыки педагога. Для инновационной системы повышения квалификации педагогов в качестве основных показателей выступают специальные компетентности, отражающие специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности. Кроме того, результатами подготовки педагогов в системе внутришкольного повышения квалификации могут быть признаны: степень заинтересованности педагогов, активность, качество работы команд, потребность в дальнейшей подготовке и т. д. Результаты корпоративной подготовки педагогов имеют, как правило, отсроченный характер и могут быть определены на уровне изменений, проявляющихся как в компетентности каждого педагога, так и в изменении качества образовательного процесса в школе. Библиографический список
Гаргай В.Б. Школьная модель повышения квалификации учителей на Западе (по материалам США и Великобритании). – Сибирский учитель. – 2004. № 1.
Калинкина Е.Г. Повышение квалификации педагогических кадров как ресурс развития современной школы / Тенденции развития образования: проблемы управления современной школой: материалы III Международной научно-практической конференции Центра изучения образовательной политики. – М.: Университетская книга, 2006.
Калинникова, Н. Г. Непрерывное педагогическое образование как парадигма Текст. / Н. Г. Калиникова // Знание. Понимание. Умение. -2005.-№3.-С. 186-189.
Хатюшина А. А. Общая характеристика американской системы повышения квалификации учителей // Глобализации: настоящее и будущее России. Материалы VI Международного социального конгресса 24—25 ноября 2006.—В 2-х т. Т. 1.—М: Изд-во РГСУ, 2006.
htth://www.intergu.ruhttp://pedsovet.alledu.ru
www.school-sector.relarn.ru