Образовательная программа по развитию познавательных способностей в области музыкально-ритмической деятельности для детей 4-6 лет. Театр « в гостях у сказки»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 27 «Росинка»
Образовательная программа по развитию познавательных способностей в области музыкально-ритмической деятельности для детей 4-6 лет.
Театр « в гостях у сказки»
Автор: Иванова Регина Рустамовна.Воспитатель 1 квалификационной категории.
«Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы изучить себя, измерить,
оценить свои возможности».
Джанни Родари
Пояснительная записка
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остается задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего возраста.
В современном обществе, когда широко и фундаментально решается проблема  дошкольного образования и воспитания, когда внедряются новые Федеральные государственные образовательные стандарты и усложняются задачи, стоящие перед педагогами – дошкольниками, очень важной остается задача приобщения детей к театрализованной деятельности, потому, что театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества.
В соответствии с задачами ФГОС ДО, театрализованная деятельность объединяет обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества, тем самым, обеспечивая формирование театрализованной деятельности у дошкольников.
Умелое использование театрализованной деятельности способствует формированию положительных качеств дошкольников, их умений и компетенций, что является так же актуальным в свете новых ФГОС ДО, и находит свое отражение в работе педагогов дошкольного образования.
Во время театрализованной деятельности, решаются следующие цели ФГОС ДО:
обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей;
развитие преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
формирование социокультурной среды, соответствующую возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
интеграция содержания пяти образовательных областей – «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» и «Физическое развитие».
Во время театрализованной деятельности с детьми разыгрываются сценки о безопасном поведении на улицах города, драматизируются экологические сказки, произведения о дружбе и доброжелательном отношении друг к другу, что способствует интеграции таких образовательных областей как – «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Физическое развитие». Малыши с увлечением помогают выполнять главных героев спектакля в различных техниках: клеем из бумаги, лепим из пластилина, теста. Эти же материалы используются и для создания декораций к спектаклю, а потом все это обыгрывается, тем самым происходит интеграция таких образовательных областей как «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие».
Таким образом, становится очевидной необходимость рассмотрения вопроса по формированию навыков театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста через кружковую работу в ДОУ, что стало бы предпосылкой для расширения их возможностей и социализации.
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста . Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.
Новизна программы определяется систематизацией средств и методов театрально-игровой деятельности и обосновано на использовании разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения. Считаю, что эффективность нововведений зависит от знания методики, систематичности и рациональности ее использования.
В своей программе хочу рассмотреть такой вид нетрадиционной методики, как работа в кружке по формированию навыков театрализованной деятельности у детей. Данная программа «В гостях у сказки» представляет собой реальный инструмент в практической работе с детьми. Представленная система работы может быть использована логопедами, педагогами, работающими с детьми дошкольного возраста , а также их родителям.
Гипотеза. Программа основана на следующем научном предположении: театрализованная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка, является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.
Для реализации программы требуется тесное сотрудничество специалистов и педагогов в ходе педагогического процесса, личностно-ориентированный подход при выборе методов, приемов воздействия, определении конкретного содержания организованно-образовательной деятельности.
Актуальность программы. Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка дошкольного возраста, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития детей в детском саду и представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир.
Театрализованная игра понимается двояко. С одной стороны, это вид деятельности, а с другой – средство развития. По наблюдениям Л.Г.Выготского – это драматизация, по мнению В.Н.Всеволодского-Генгросса – это драматическая игра. Е.Л. Трусова считает, что это «театрально-игровая деятельность», «театрально-игровое творчество».
Такие исследователи как М.А.Васильева, А.С.Козлова, Д.Б.Эльконин считают, что театрализованные игры близки к искусству, и поэтому называют их «творческими играми».
Учитывая различные точки зрения таких специалистов, как Д.Б.Элькониа, Й.Хейзинга и И.Г.Вечкановой на игру в целом, и театрализованную игру в частности, дается следующее определение: театрализованная игра – это деятельность, моделирующая биосоциальные отношения, внешне подчиненные сюжету-сценарию в обозначенных временных и пространственных характеристиках; в этой деятельности принятие образа овеществлено (переодеванием или куклой) и выражается различными символическими средствами (мимикой и пантомимой, графикой, речью, пением и т.п.)
В специальной литературе таких авторов, как Д.И.Бойков, С.В.Бойкова, А.И.Захаров, Т.Д.Зинкевич, А.С.Спиваковская, отмечается также психологический аспект использования театрализованных игр.
При помощи игр в кукольном театре у детей развиваются различные интересы и способности; проявляется любознательность, появляется стремление к познанию нового и усвоению новой информации и новых способов действия, развиваются ассоциативное мышление; настойчивость, целеустремленность, эмоции при проигрывании ролей. Кроме того, данный вид деятельности требует от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка, во время театрализованной деятельности, развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, чтобы создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности. Методы и приемы, используемые в данной программе, обеспечивают быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и педагогом, повышает уровень доверия к взрослому, погружает ребенка в атмосферу театра, пробуждает позитивную мотивационную настроенность на активное выполнение той или иной задачи.
Эффективность использования театрализованной деятельности заключается в том, что уже в самих играх заложено разнообразие различных методов и приемов, применение которых создает дополнительный потенциал для развития ребенка.
Использование театрализованной деятельности направлено на решение следующих задач:
Приобщать детей дошкольного возраста к театральной культуре;
Формировать умение детей передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи;
Побуждать детей к импровизации с использованием доступных средств выразительности каждого ребёнка (мимика, жесты, движения);
Развивать умение детей согласовывать свои действия с действиями партнёра (слушать, не перебивая, друг друга, говорить);
Выполнять движения и действия согласно логике действий персонажа и с учётом места действия;
Вызывать желание произносить небольшие монологи и развёрнутые диалоги (в соответствии с сюжетом инсценировки);
Воспитывать положительное отношение к театральным играм, эмоционально - положительное отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности в себе.
Данная программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста. Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», соответствующими направлениями «Концепции дошкольного воспитания», «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», «Конвенцией о правах ребенка».
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте требования к структуре примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образовательного учреждения задачи театрализованной деятельности детей дошкольного возраста выделены во всех образовательных областях «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» и «Физическое развитие».
Направленность программы: Содержание программы направлено на познавательно-речевое, социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Основная цель рабочей программы - оптимизировать познавательно-речевое развитие, гармонизировать психоэмоциональное состояние детей дошкольного возраста через развитие способностей детей средствами театрального искусства в ходе организованно - образовательной и совместной деятельности с детьми.
ЗАДАЧИ
по формированию навыков театрализованной деятельности
у детей дошкольного возраста:
Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности;
Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения;
Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных;
Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика);
Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь;
Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей;
Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр зверей и др.);
Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Таким образом, становится очевидной необходимость проведения коррекционно-педагогической работы по формированию у детей с ОВЗ навыкам театрализованной деятельности посредством проведения кружковой работы, что стало бы предпосылкой для расширения их возможностей в познавательно-речевом развитии.
Участники программы: дети дошкольного возраста.
Срок обучения: 1 год
Основные принципы программы:
Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата;
Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу;
Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению;  
Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь;
Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Режим деятельности драматического кружка: Организованно - образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю. Длительность проведения ООД, учитывая возраст детей и их индивидуальные возможности - 15-20 минут.
Общая структура работы театрального кружка:
Речевая разминка. Её цель:
Развитие речевого дыхания;
Формирование умения управлять своим голосом, развитие дикции.
А) Упражнения на развитие речевого дыхания;
Б) Дикционные упражнения (скороговорки, чистоговорки, считалки т. д.);
В)Дидактические игры.
Новая информация. Способы её подачи:
Использование театрализованных фрагментов;
Беседы – диалоги;
3. Физкультминутка
4. Индивидуальная коррекционная работа в форме «подсказки»;
5. Подведение итогов. Анализ деятельности детей.
Основные методы и приемы:
игра;
метод игровой импровизации;
упражнения на расслабление и напряжение мышц;
метод действенного анализа (этюдная методика);
инсценировки;
драматизация;
рассказ;
чтение воспитателя;
рассказ детей;
беседы;
разучивание произведений устного народного творчества.
Все методы и приёмы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя педагогу дать детям знания, помочь освоить умения и навыки, развить внимание, память, воображение, творческое воображение.
Примерное оборудование для формирования театрализованной деятельности у детей:
режиссёрские игры с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках;
различные виды театров: бибабо, настольный, марионеточный, театр на фланелеграфе и др.;
реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссёра, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.
музыкальный центр
Требования к уровню подготовки.
Должен уметь: заинтересованно заниматься театрально-игровой деятельностью; разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средств;» (интонацию, мимику, жест); использовать в театрализованных играх образные игрушки, самостоятельно изготовленные из разных материалов;
Изображать отгадки к загадкам, используя выразительные средства; выступать перед родителями, детьми своей группы, малышами с инсценировками.
Должен знать: — некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.); — некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки (кукольный), настольном, настольно-плоскостном, конусной игрушки, стендовом на фланелеграфе и магнитной доске.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ :
Для средней группы -1 год;
Для старшей группы-1 год.
Занятия проводятся во вторую половину дня – 1 раза в неделю.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный - в сентябре, итоговый - в мае. Анализ результатов включает в себя следующие моменты:
Диагностическая карта педагога;
В результате непосредственно - образовательной деятельности в театральном кружке:
Дети будут ЗНАТЬ:
назначение театра;
о деятельности работников театра;
виды театров;
виды и жанры театрального искусства: музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада.
Дети будут УМЕТЬ:
передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи;
воплощать свои замыслы собственными силами и организуя деятельность других детей;
контролировать внимание;
понимать и эмоционально выражать различные состояния персонажа с помощью интонации;
принимать позы в соответствии с настроением и характером изображаемого героя;
изменять свои переживания, выражение лица, походку, движения в соответствии с эмоциональным состоянием.
Дети будут иметь ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:
о сценическом движении;
о выразительном исполнении с помощью мимики, жестов, движений;
об оформлении спектакля (декорации, костюмы).
Дети будут владеть НАВЫКАМИ:
культурного поведения в театре;
определения состояния персонажа по схематическим рисункам;
подбора собственных выразительных жестов;
психологического настроя на выполнение предстоящего действия;
произнесения небольших монологов;
произнесения развернутых диалогов в соответствии с сюжетом инсценировки.
Очень важно, чтобы программное содержание, получаемое детьми во время кружковой театральной деятельности с педагогом, было закреплено также во время прогулки, в игре, при проведении режимных процессов.
ЭЛЕМЕНТЫ АРТТЕРАПИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Театрализованная деятельность должна предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразия деятельности, успешного выполнения задания. С этой точки зрения огромное значение имеет организация, пространство театрального помещения. Визуальная характеристика театральной студии, то есть то, что дети видят вокруг себя во время театральных игр, - важное условие эмоционального воспитания. Здесь все имеет значение: цвет стен и потолка, мебель, разделение пространства на функциональные зоны, разнообразие игр, игрушек, масок, наличие места для самостоятельных игр ребят. Все, что окружает детей, во многом определяет их настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям и даже к самим себе. Ребенок знакомится с окружающим миром с помощью зрения (зрительного анализатора), слуха (слухового анализатора) и движений (двигательного анализатора). Значит, все, что окружает ребенка, должно развивать эти органы чувств и обеспечивать необходимый психологический комфорт.
Чтобы избежать однообразия в театрализованной деятельности, можно использовать элементы сенсорной комнаты, где применение какого-нибудь тренажёра будет частью сказки. При организации театрализованной деятельности можно использовать различные элементы средств арттерапии.
Сказкатерапия в последнее время стала одной из новых технологий психолого-педагогической коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья.
Сказка дает детям на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира. Не надо торопиться объяснять мир, надо показывать его в самых неожиданных и причудливых поворотах.
Сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у ребенка появляются новые знания и представления и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающим. Сказка может в увлекательной форме и понятными словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя. Дает возможность примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести.
Уникальная возможность проиграть жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы, и она ставит сказку в ряд самых эффективных способов развития и коррекции детей. Сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у ребенка появляются новые знания и представления и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающим. Сказка может в увлекательной форме и понятными словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя. Дает возможность примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести.
Уникальная возможность проиграть жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы, и она ставит сказку в ряд самых эффективных способов развития и детей.
Сказка позволяет проиграть такие вымышленные ситуации, каких нет и не может быть в окружающем мире.
Для детей полезно во время театральных игр, во избежание однообразия, использовать сказочные сюжеты, где применение какого-нибудь тренажёра из сенсорной комнаты будет частью сказки.
С элементами сенсорной комнаты можно проводить игры, направленные на развитие тактильной чувствительности, например, игру в «Волшебный мешочек». В зависимости от темы занятия в непрозрачный мешочек кладут разнообразные по форме, материалу предметы. Например, в мешочек можно положить геометрические фигуры и попросить ребёнка не глядя достать шарик, кубик, треугольник и спросить – какой предмет из сказки он напоминает. Это помогает совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. При этом развивается культура речевого общения и проявляется инициатива детей в пересказывание содержания литературного текста.
Так же для успешного использования музыкальных произведений в театрализованных играх хорошо использовать звукотерапию. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений побуждают к использованию импровизации на заданный текст в жанре песни, танца, марша для создания образа персонажа кукольного и драматического спектаклей. У детей развивается стремление детей подбирать знакомые подпевки  от разных звуков, включать их в игровые импровизации в самостоятельной деятельности.
Дети дошкольного возраста могут просто прослушать различные музыкальные произведения, а могут и по характеру звучания музыки отгадать тот или иной персонаж. Тем самым развивая творческую самостоятельность детей, побуждая передавать настроение, характер музыки пластикой своего тела, театральными куклами, создавая яркий танцевальный образ героя.
Во время музыкальной деятельности хорошо отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость, кроме того, формируется выдержка и самоконтроль. Так же для формирования слухового восприятия можно отнести звуки природы. Этой методики как самостоятельной не существует, но она органично вписывается в театрализованную деятельность и не только.
Элементы арттерапии позволяют обогатить ребёнка положительными эмоциями, что помогает значительно сократить этап установления эмоционального контакта с ребёнком, а это - умение согласовывать свои действия с партнерами, доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками. У ребенка формируется умение оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями.
УЧЕБНО-тематический план
организованно – образовательной деятельности
по формированию навыков театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста.
Месяц Тема ООД Количество
Сентябрь «Давайте познакомимся» 1
Сентябрь «Для деда, для бабы, Курочка - Ряба яичко снесла золотое» 1
Сентябрь «Ходит осень по дорожке» (по сказке «Теремок») 1
Сентябрь «Прогулка по лесу» 1
Октябрь «Мы играем и поём» 1
Октябрь «Забыла девочка котенка покормить, не мог он вспомнить, как покушать попросить» 1
Октябрь «Во садочке я была» 1
Октябрь «Игровая викторина по стихам А.Барто» 1
Ноябрь « Быстро времечко пройдёт, и Цыпленок подрастет» 1
Ноябрь « Мы водили хоровод» 1
Ноябрь « Заюшкина избушка» 1
Ноябрь «Зеркало,зркало-скажи…» 1
Декабрь «Потеряли котятки по дороге перчатки» 1
Декабрь «Встали детки в кружок-закружились как снежок» 1
Декабрь «Мешок с сюрпризом» 1
Декабрь «Заходите в гости к нам» 1
Январь «Сказочка о глупом мышонке» 1
Январь «Лисичку заяц в дом пустил, и вот на улице один» 1
Январь «Ох, и хитрая лиса! Трудно её выгнать, да!» 1
Январь «Звери в гостях у снегурочки» 1
Февраль «Без друзей нам не прожить ни за что на свете» 1
Февраль «В гости к ёжику и лисе» 1
Февраль «Мы актеры» 1
Февраль «В гости пальчики пришли» 1
Март «Весна пришла» 1
Март «Смоляной бычок» 1
Март «Представьте себе…» 1
Март «воробей и кот» 1
Апрель «В тесноте, да не в обиде» 1
Апрель «Свет, мой зеркальце, скажи» 1
Апрель «На болоте две подружки, две зеленые лягушки» 1
Апрель Дайте только срок, построим теремок 1
Май «К нам гости пришли» 1
Май «Ладушки-ладошки» 1
Май «Пчелки-детки, полетели» 1
Май «Два веселых гуся» 1
Итого: 36
Сентябрь
1.Тема:«Давайте познакомимся»
Цель: формировать у детей живой интерес к театрализованной игре, желание участвовать в общем действии и использовать всё окружающее пространство; побуждать детей к активному общению, развивать речь и умение строить диалог
Литература: М.Д. Маханёва «Театральные занятия в детском саду» Москва, Творческий центр «Сфера» 2003г.
2.Тема: «Для деда, для бабы, Курочка - Ряба яичко снесла золотое»
Цель: стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованной игры и активное участие в ней; развивать двигательную активность детей
Литература: Т.Н. Караменко «Кукольный театр – дошкольникам» Москва, «Просвещение 1982г.
3.Тема:«Ходит осень по дорожке» (по сказке «Теремок»)
Цель: стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки, пополнять словарь лексикой, отражающей эмоциональное состояние человека; учить находить выразительные средства в мимике, жестах, интонациях
Литература: Т.И. Петрова, Е.Я. Сергеева, Е.С. Петрова «Театрализованные игры в д/с»; Москва «Школьная пресса» 2000г.
4.Тема: «Прогулка по лесу»
Цель: учить детей эмоционально проговаривать фразы; воспитывать бережное отношение к природе, видеть красоту осеннего леса; развивать фантазию, творческие способности, ассоциативное мышление
Литература: М.Д. Маханёва «Театральные занятия в детском саду» Москва, Творческий центр «Сфера» 2003г.
Октябрь
1.Тема:«Мы играем и поём» (имитация игры на дудочке в свободной пляске «Маша и Медведь»)
Цель: вызвать интерес и желание играть с музыкальными игрушками; побуждать детей импровизировать простейшие танцевальные движения
Литература: Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Милаванович; Программа «Театр – творчество – дети» Москва 1995г.
2.Тема: «Забыла девочка котенка покормить, не мог он вспомнить, как покушать попросить»
Цель: учить отождествлять себя с театральным персонажем; развивать внимательность; учить сочетать движения и речь; закреплять знания об окружающем
Литература: Т.И. Петрова, Е.Я. Сергеева, Е.С. Петрова «Театрализованные игры в д/с»; Москва «Школьная пресса» 2000г.
3.Тема: « Во садочке я была…»
Цель: учить детей свободно двигаться, используя всё окружающее пространство; воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания небольших стихотворений; помочь найти средства выражения образа в движениях, мимике, жестах
Литература: Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Милаванович Программа «Театр – творчество – дети» Москва 1995г.
4.Тема:« Игровая викторина по стихам А. Барто»
Цель: развивать имитационные навыки; развивать фантазию, эмоциональную память; воспитывать дружелюбные отношения в игре; продолжать работу над интонационной выразительностью речи детей и их умение имитировать движения персонажей театрального действия
Литература: М.Д. Маханёва «Театральные занятия в детском саду» Москва, Творческий центр «Сфера» 2003г.
Ноябрь
1.Тема: « Быстро времечко пройдёт, и Цыпленок подрастет»
Цель: продолжать учить слушать сказки, развивать ассоциативное мышление; развивать исполнительское умение через подражание повадкам животных, их движениям и голосу; воспитывать любовь к животным и желание ими любоваться
Литература: М.Д. Маханёва «Театральные занятия в детском саду» Москва, Творческий центр «Сфера» 2003г.
2.Тема: « Мы водили хоровод»
Цель: воспитывать доброжелательные отношения между детьми; развивать подражательные навыки и фантазию; формировать у детей необходимый запас эмоций и впечатлений
Литература: Т.И. Петрова, Е.Я. Сергеева, Е.С. Петрова «Театрализованные игры в д/с»; Москва «Школьная пресса» 2000г.
3.Тема: « Заюшкина избушка»(театр конусной игрушки)
Цель: поддерживать желание детей коллективно рассказывать знакомые сказки; обеспечивать дальнейшее развитие разносторонних представлений о видах театра
Литература: Т.И. Петрова, Е.Я. Сергеева, Е.С. Петрова «Театрализованные игры в д/с»; Москва «Школьная пресса» 2000г.
4.Тема:« Зеркало, зеркало – скажи...»
Цель: воспитывать умение владеть своим вниманием, развивать фантазию и воображение детей
Литература: Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Милаванович Программа «Театр – творчество – дети» Москва 1995г.
Декабрь
1. Тема: « Потеряли котятки по дороге перчатки»
Цель: развивать умение следить за развитием действия; продолжать учить передавать эмоциональное состояние персонажей
Литература: Т.И. Петрова, Е.Я. Сергеева, Е.С. Петрова «Театрализованные игры в д/с»; Москва «Школьная пресса» 2000г.
2.Тема: « Встали детки в кружок – закружились как снежок»
Цель: продолжать учить детей импровизировать под музыку; развивать фантазию, ассоциативное мышление; формировать эстетическое восприятие природы; развивать память физических ощущений
Литература: М.Д. Маханёва «Театральные занятия в детском саду» Москва, Творческий центр «Сфера» 2003г.
3.Тема: « Мешок с сюрпризом»(театр на картоне)
Цель: побуждать интерес к театральной игровой деятельности; обеспечивать более яркое восприятие литературного произведения; развивать пространственное и образное восприятие
Литература: Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Милаванович Программа «Театр – творчество – дети» Москва 1995г.
4.Тема:« Заходите в гости к нам»
Цель: развивать фантазию и умение ориентироваться в пространстве; формировать произвольное внимание, активизировать интерес к театральному искусству; развивать навыки имитации; учить выражать свои эмоции
Литература: Т.И. Петрова, Е.Я. Сергеева, Е.С. Петрова «Театрализованные игры в д/с»; Москва «Школьная пресса» 2000г.
Январь
1.Тема: «Сказочка о глупом мышонке»
Цель: побуждать детей к активному участию в театральной игре; учить четко, проговаривать слова, сочетая движение и речь; учить эмоционально, воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову и фразы из текста
Литература: М.Д. Маханёва «Театральные занятия в детском саду» Москва, Творческий центр «Сфера» 2003г.
2.Тема:«Лисичку заяц в дом пустил, и вот на улице один»
Цель: познакомить детей со сказкой «Лиса, заяц и петух»; формировать у детей достаточно необходимый запас эмоций и впечатлений; воспитывать дружеские, партнёрские воспоминания
Литература: М.Д. Маханёва «Театральные занятия в детском саду» Москва, Творческий центр «Сфера» 2003г.
3.Тема: «Ох, и хитрая лиса! Трудно её выгнать, да!»
Цель: учить детей рассказывать сказку с помощью воспитателя; воспитывать коммуникативные навыки общения; учить сочетать речь с пластическими движениями; побуждать участию в театральной игре
Литература: М.Д. Маханёва «Театральные занятия в детском саду» Москва, Творческий центр «Сфера» 2003г.
4.Тема: «Звери в гостях у Снегурочки»
Цель: вызвать желание участвовать в играх-драматизациях; подводить детей к созданию образа героя, используя для этого мимику, жест, движения
Литература: Т.И. Петрова, Е.Я. Сергеева, Е.С. Петрова «Театрализованные игры в д/с»; Москва «Школьная пресса» 2000г.
Февраль
1.Тема:«Без друзей нам не прожить ни за что на свете»
Цель: учить детей отгадывать загадки; развивать исполнительские умения через подражания повадкам животных; воспитывать любовь к животным
Литература: М.Д. Маханёва «Театральные занятия в детском саду» Москва, Творческий центр «Сфера» 2003г.
2.Тема: « В гости к ёжику и лисе»
Цель: учить детей интонационно выразительно проговаривать слова чистоговорки, меняя силу голоса; формировать достаточно необходимый запас эмоций и впечатлений; развивать воображение и способности к творчеству; воспитывать дружеские, партнёрские взаимопонимания
Литература: Т.И. Петрова, Е.Я. Сергеева, Е.С. Петрова «Театрализованные игры в д/с»; Москва «Школьная пресса» 2000г.
3.Тема: «Мы актёры»
Цель: формировать у детей характерные жесты отталкивания, притяжения, раскрытия, закрытия; воспитывать партнерские отношения между детьми
Литература: Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Милаванович Программа «Театр – творчество – дети» Москва 1995г.
4.Тема:« В гости пальчики пришли»
Цель: развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; развивать устойчивый интерес к различной театральной деятельности; познакомить с театром рук; воспитывать партнёрские отношения между детьми; учить детей интонационно выразительно воспроизводить заданную фразу
Литература: Т.И. Петрова, Е.Я. Сергеева, Е.С. Петрова «Театрализованные игры в д/с»; Москва «Школьная пресса» 2000г.
Март
1.Тема: «Весна пришла!»
Цель: учить детей проговаривать заданную фразу с определенной интонацией в сочетании с жестами; воспитывать коммуникативные навыки общения, учить сочетать напевную речь с пластическими движениями
Литература: М.Д. Маханёва «Театральные занятия в детском саду» Москва, Творческий центр «Сфера» 2003г.
2.Тема: «Смоляной бычок»(театр мягкой игрушки)
Цель: развивать умение давать оценку поступкам действующих лиц в театре; продолжать формировать эмоциональную выразительность речи детей
Литература: Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Милаванович Программа «Театр – творчество – дети» Москва 1995г.
3.Тема: «Представьте себе...»
Цель: вызвать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; учить детей интонационно проговаривать фразы; развивать воображение
Литература: Т.И. Петрова, Е.Я. Сергеева, Е.С. Петрова «Театрализованные игры в д/с»; Москва «Школьная пресса» 2000г.
4.Тема:«Воробей и кот»
Цель: учить детей слушать сказку; рассказывать её вместе с воспитателем; формировать необходимый запас эмоций; развивать воображение
Литература: М.Д. Маханёва «Театральные занятия в детском саду» Москва, Творческий центр «Сфера» 2003г.
Апрель
1.Тема:«В тесноте, да не в обиде»
Цель: учить детей отгадывать загадки; воспитывать коммуникативные качества; учить сочетать речь с движением; развивать воображение
Литература: М.Д. Маханёва «Театральные занятия в детском саду» Москва, Творческий центр «Сфера» 2003г.
2.Тема:« Свет, мой зеркальце, скажи»
Цель: развивать способности детей понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое
Литература: Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Милаванович Программа «Театр – творчество – дети» Москва 1995г.
3.Тема:« На болоте две подружки, две зеленые лягушки»
Цель: развивать артикуляционный аппарат и продолжать работу над интонационной выразительностью; учить детей использоваться в игре всё пространство; воспитывать коммуникативные качества; формировать необходимый запас эмоций
Литература: Т.И. Петрова, Е.Я. Сергеева, Е.С. Петрова «Театрализованные игры в д/с»; Москва «Школьная пресса» 2000г.
4.Тема:«Дайте только срок, построим теремок!»
Цель: продолжать детей учить отгадывать загадки; развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; учить сочетать движения и речь; развивать воображение
Литература: М.Д. Маханёва «Театральные занятия в детском саду» Москва, Творческий центр «Сфера» 2003г.
Май
1.Тема:« К нам гости пришли!»
Цель: вызвать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; учить сочетать движения и речь; развивать воображение
Литература: Т.И. Петрова, Е.Я. Сергеева, Е.С. Петрова «Театрализованные игры в д/с»; Москва «Школьная пресса» 2000г.
2.Тема: «Ладушки – ладошки»
Цель: учить воспроизводить текст знакомой сказки в театральной игре; развивать память; учить подбирать соответствующую интонацию для характеристики сказочного героя: воспитать доброжелательные отношения и партнёрские качества; развивать артикуляционный аппарат; формировать живой интерес к русскому фольклору
Литература: М.Д. Маханёва «Театральные занятия в детском саду» Москва, Творческий центр «Сфера» 2003г.
3.Тема: «Пчёлки – детки, полетели!»
Цель: ; развивать артикуляционный аппарат посредством проговаривания чистоговорки; развивать творческие способности детей; побуждать к активному участию в театральном действии; учить интонационно-выразительно проговаривать фразы из стихотворного текста
Литература: Т.И. Петрова, Е.Я. Сергеева, Е.С. Петрова «Театрализованные игры в д/с»; Москва «Школьная пресса» 2000г.
4.Тема: «Два веселых гуся»
Цель: развивать память физических ощущений; учить интонационно-выразительно проговаривать фразы; воспитать бережное отношение к окружающему миру; развивать пантомические навыки
Литература: Т.И. Петрова, Е.Я. Сергеева, Е.С. Петрова «Театрализованные игры в д/с»; Москва «Школьная пресса» 2000г.
Работа с родителями.
В начале года провожу консультации для родителей в группах будущих
воспитанников, изъявивших желание посещать кружок театра. В течение всего года родителям предоставляется возможность посещать занятия кружка.
Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как показала практика, чем теснее связь педагога с родителями, тем успешнее становится ребенок. Коллективная работа требует особой деликатности и осторожности, т.к. неточно сказанное слово может глубоко ранить родителя.
Нахожу в каждом ребенке что- то хорошее и хвалю от души детей;
Уметь устанавливать доверительные, доброжелательные отношения;
Доступным языком довожу до сведения родителей о результатах совместного творчество.
Подведение итогов программы осуществляю в идее выступления для сотрудников родителей ДОУ.
Критерии оценки уровня усвоения программного материала по развитию творческих способностей в области музыкально-ритмической деятельности «В гостях у сказки».
Направление Критерии оценки
промежуточные итоговые Критерии уровней
Театральная деятельность 1. Музыка.Умеет слушать и слышать музыку,различает стили музыки.
2.Художественное творчество.Активен при создании коллективных композиций
3. Коммуникация.Умеет повторять скороговорки,потешки,пытается повторять заданные роли и читать их наизусть.
4.ознакомление с худ. Литературой.Слушая новые сказки,рассказы,стихи,следи за развитием действия,сопереживает персонажам сказок,историйрассказов,пытается с выражением читать наизусть потешки небольшие стихотворения.
5.Ритмопластика.Умеет двигаться под музыку,улавливая её настроение.
6.Знает некоторые виды театров.
7.Заинтересованно занимается театрально-игровой деятельностью. 1.Умеет слушать в музыке разное эмоциональное состояние и передовать его движениями,жестами,мимикой.Слушая музыку к очередной постановке,отмечаетразнохорактерное её содержание,дающее возможность понять характер героя и его образ.
2.Умеет различать репродукции картин и иллюстрации близкие по содержанию к сюжету постановки,умеет рисовать разными материалами по сюжету постановки или отдельного персонажа.
3.Развита четкая,яснаядикция,артикуляционныйаппарат,умеет проговаривать скороговорки,чистоговорки,потешки.
4.Знакомясь с лит.произведением которое ляжет в основу постановки легко может воити в роль.
5.Ритмопластика.умеет через танцевальные движения передовать образ какого-либо героя,егохарактер,настроение.
6.Знает виды театра,некоторые виды приемов и манипуляций,применяемые в знакомых видах театров.
7.Разыгривает несложные представления используя выразительные средства(интонация,мимика,жесты),Использует в театрал.играхобразные игрушки,самостоятельно изготовленные из разных материалов. Высокий –3-4
Средний- 2
Низкий-0- 1
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Агапова И.А. Давыдова М.А. Театральные занятия и игры в детском саду М. 2010.
Антипина Е.А. Театрализованные представления в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2010.
Бартковский А.И., Лыкова И.А. Кукольный театр в детском саду, начальной школе и семье. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013.
Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом. – НОУ «СОЮЗ», 2005.
Вакуленко Ю.А., Власенко О.П. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду. Волгоград 2008.
Васькова О.Ф, Политыкина А.А.  Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург 2011.
Власенко О.П. Театр кукол и игрушек в детском саду. Волгоград 2009.
Гальцова Е.А. Культурно-досуговая деятельность детей 5-6 лет. Волгоград 2009.
Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.
Григорьева Т. С. Программа «Маленький актер» для детей 5-7 лет. М. 2012.
Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников 2-7лет. Метод, рек., конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. М., 2007.
Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. 2001. № 2.
Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание. 2005. № 4.
Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.
Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006.
Лаптева Е.В. 1000 русских скороговорок для развития речи. – М.: Астрель, 2013.
Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. - М.: ТЦ Сфера 2009.
Метод научной педагогики Марии Монтессори / Под ред. З.Н. Борисовой. Киев, 1993.
Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду. М. 2009.
Нахимовский А. М. Театральное действо от А до Я. М., 2002.Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу / Под ред. Т.С. Комаровой. Ярославль, 2006.
Пазухина И.А. Давай познакомимся! – СПб.: 2004.
Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000.
Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. – СПб.: 2003.
Поляк Л. Театр сказок. Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2009.
Полянская Т.Г. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург, 2010. 
Рахно М.О. Домашний кукольный театр. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под ред. В.Л. Жевнерова, Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой. – СПб.: ХОКА, 2007. – Ч.1: Темная сенсорная комната. – 416 с.
Сенсорные комнаты «Снузлин»: сборник статей и методических рекомендаций. – М. : ООО Фирма «Вариант», 2009. – 74 с.
Сорокина Н.Ф. Куклы и дети: кукольный театр и театрализованные игры для детей 3-5 лет. М. 2012.
Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. - СПб.: Речь, 2007.
Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. - М.:ВЛАДОС, 2001.
Федорова Г.П. На златом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. – СПб.: “ДЕТСТВО – ПРЕСС”, 2006.
Хамадиева О.И. Студия театрального мастерства «Карусель» // Воспитатель ДОУ. 2007. № 2
Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2001.
Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия. - СПб.: 2001.
Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду для занятий с детьми 4-5 лет.г. Москва. Издательство Мозаика-синтез 2010
Интернет-ресурсы:
http://dramateshka.ru/
http://www.almanah.ikprao.ru - Альманах ИКП РАО. Научно-методический журнал. Электронное издание.
http://www.co1428.edu.mhost.ru