Картотека игр для детей 5-6 лет на развитие памяти и внимания


Картотека развивающих игр для детей 4-5 лет
Игры на развитие памяти у детей 4-5 лет
Игра «Фотоаппарат».
Цель: развивать ассоциативное мышление, произвольное внимание, память, речь.
Игровой материал и наглядные пособия: карточки от лото или любые другие картинки.
Описание: в течение 5 секунд демонстрировать ребенку карточку. Затем убрать ее и предложить вспомнить, что на ней было изображено. Если ребенок затрудняется ответить, задать ему наводящий вопрос: сколько, какого цвета и т. д.
Игра «Найди отличия».
Цель: развивать умение сравнивать запоминаемые предметы, находить в них черты сходства и отличия.
Игровой материал и наглядные пособия: сюжетные карточки.
Описание: в течение 2-3 минут показывать ребенку карточку. Затем предложить ему вторую карточку, на которой отсутствуют или заменены на другие некоторые предметы или действия. Ребенок должен определить, что изменилось.
Игра «Сорока-белобока».
Цель: развивать концентрацию внимания, память.
Игровой материал и наглядные пособия: 5-6 небольших предметов (игрушек).
Описание: разложить на столе предметы (игрушки). Предложить ребенку внимательно посмотреть на стол, запомнить, какие предметы на нем лежат, а затем попросить ребенка отвернуться. Убрать или заменить один или несколько предметов. Ребенок должен определить, что сорока утащила, а что подменила.
Игра «Сыщики».
Цель: развивать ассоциативное мышление, память.
Описание: необходимо выбрать одного ребенка, который будет играть роль «разбойника», остальные - «сыщики». Рассказать вместе с детьми какую-нибудь историю, из которой следует, что «разбойник» теперь должен скрываться от «сыщиков» и для этого ему нужно замаскироваться. «Сыщики» во время рассказа внимательно разглядывают «разбойника», который затем уходит маскироваться, а по возвращении в комнату должны найти изменения в его внешности.
Игра «Опиши предмет».
Цель: учить запоминать признаки и свойства предмета.
Игровой материал и наглядные пособия: знакомые ребенку предметы (человек, машина, продукт питания и т. д.).
Описание: дети под руководством воспитателя выбирают знакомый предмет. Воспитатель предлагает вспомнить как можно больше отличительных признаков и свойств этого предмета и по очереди называть по одному признаку. Проигравшим считается тот, кто не сможет вспомнить ничего о предмете, когда настанет его очередь.
Игра «Повтори орнамент».
Цель: способствовать развитию концентрации внимания, памяти.
Игровой материал и наглядные пособия: бусинки, пуговицы, счетные палочки (по 12 штук).
Описание: воспитатель дает ребенку половину игрового материала, остальную половину берет себе, выкладывает из бусинок произвольную композицию, затем в течение 1-2 секунд показывает ребенку. Тот должен выложить из своих бусинок точно такую же композицию по памяти. Затем можно поменяться ролями. Для составления следующих композиций к бусинкам можно добавить счетные палочки и пуговицы.
Игра «Запомнил - нарисовал».
Цели: учить осознанному восприятию; развивать концентрацию внимания на запоминаемом объекте.
Игровой материал и наглядные пособия: листок бумаги, карандаши, картон с изображениями предметов.
Описание: наклеить на картон шесть картинок в два ряда: три сверху, три снизу. На картинках должны быть изображены самые простые предметы: яблоко, шарф, флажок, пуговица, иголка, елка, березовый листок. В течение одной минуты показать ребенку верхний ряд. Ребенок должен зарисовать то, что он увидел и запомнил. Затем показать так же нижний ряд картинок и снова попросить ребенка зарисовать все то, что он запомнил. Открыть все картинки одновременно и сравнить, насколько рисунки ребенка соответствуют образу.
Игра «Какая она».
Цель: способствовать развитию зрительной и слуховой памяти.
Описание: назвать какой-нибудь предмет и предложить ребенку представить, как этот предмет выглядит, какой он формы, цвета, какие он может издавать звуки и т. п. Затем попросить описать все то, что он представил. Например: яйцо - овальное, белое или коричневое, с пятнышками, сырое или вареное, белое и желтое внутри. Потом можно не только проговорить признаки предмета, но и зарисовать его.
Игра «Нелогичные ассоциации».
Цель: развивать ассоциативное мышление.
Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением предмета.
Описание: необходимо назвать ребенку несколько слов, связанных между собой. Например: тарелка, мыло, цветок, улица. Лучше, если перед ребенком будут лежать карточки с изображением этих предметов. Попробовать вместе с ребенком найти ассоциации, которые бы связывали эти слова. Для каждой ассоциации найти подходящую картинку. Дать простор воображению ребенка, не ограничивать их рамками логичных ассоциаций. В результате должна получиться маленькая история.
Игры для развития внимания у детей среднего дошкольного возраста
Игра «Кто где живет».
Цель: развивать зрительное внимание, память.
Игровой материал и наглядные пособия: рисунки с изображениями семей разных зверюшек и их домиков, с проведенными линиями, соединяющими животных с их домиками, которые даны в хаотическом порядке.
Описание: нужно определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям.
Игра «Хлопни в ладоши».
Цели: развивать устойчивость и переключение внимания, познавательную активность ребенка; расширять кругозор.
Описание: воспитатель называет ребенку разные слова, если он услышал слово, обозначающее, например, животное, то обязательно должен хлопнуть в ладоши. В другой раз предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объединить первое и второе задание, то есть ребенок хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих растения. Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми.