Серия уроков с использованием технологии критериальное оценивание знаний в условиях перехода к 12-летнему образованию Конспект урока по литературе во 2 классе по теме А.Б.Раскин Как папа выбирал профессию

ГУ «Средняя школа № 7 отдела образования акимата города Костаная»
Костанайской области



Серия уроков с использованием технологии критериальное
оценивание знаний в условиях перехода к 12-летнему образованию




Конспект урока по литературе во 2 классе «А.Б.Раскин «Как папа выбирал профессию»



подготовила
учитель начальных классов
Ляхова Зинаида Дмитриевна














г. Костанай 2016
Серия уроков с использованием технологии критериальное
оценивание знаний в условиях перехода к 12-летнему образованию


Серия уроков по предмету «Литература» в начальных классах спроектирована учителем на основе учебной программы по предмету «Литература» для 2-4 классов, разработанной в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начальное, основное среднее, общее среднее образование) Республики Казахстан, с использованием технологии критериальное оценивание знаний в условиях перехода к 12-летнему образованию.
Конспект урока по литературе во 2 классе по теме «А.Б.Раскин «Как папа выбирал профессию» разработан на основе Государственного общеобязательного стандарта начального образования, программы по предмету «Литература» для 2 класса, учебника «Литература» для 2 класса, издательства Атам_ра, 2013 года.
В конструировании урока используются технология критериальное оценивание знаний на уроке, оптимальные методы обучения, нестандартная форма организации учебного процесса в виде «Диалоговая площадка». Применяется мультимедио: презентация, Видео. Включение учащихся в различные способы деятельности обеспечивает развитие функциональной читательской грамотности, коммуникативных навыков, творческого мышления, содействует ранней профориентации. 






Конспект урока по литературе во 2 классе по теме «А.Б.Раскин «Как папа выбирал профессию»


ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА УРОКА

Дата __________ предмет литература
Тема урока: «А.Б.Раскин «Как папа выбирал профессию»
Цель: обучающая – знакомство с творчеством писателя, совершенствование навыков
чтения;
развивающая – развитие функциональной читательской грамотности,
коммуникативных навыков, творческого мышления; 
воспитательная – содействие ранней профориентации. 
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: «Диалоговая площадка»
Технология: критериальное оценивание знаний на уроке
Методы: словесные, наглядные, частично-поисковые, практические.
Оборудование: учебник, тетрадь по литературе, функциональные задания.
ТСО: компьютер, презентация «А.Б.Раскин», Видео «Профессии».
Межпредметная связь: с «самопознанием»
Мотивация посредством включения в познавательный процесс.
Применение знаний при анализе произведения, выполнении функциональных заданий.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап. Организационный момент.
Психологический настрой.
- Сообщение темы, цели урока.

Проблемный вопрос – «Кем быть?»

Этап. «Речевая разминка».  Упражнение. Чтение «Пятиминутка».
Цель: отработка навыка правильного, осознанного чтения. 
Самостоятельное чтение произведения на выбор (дополнительный текст)
Ответы на вопросы к тексту

Этап. Актуализация знаний.
Цель: подготовка к восприятию нового произведения, ранняя профориентация.

Беседа по теме «Профессии»
- Какие профессии вы знаете?
- Какими качествами должен обладать человек, определенной профессии?
Военный - быть смелым, любить Родину, быть готовым к защите
Родины
Врач - быть милосердным, готовым оказать помощь в любую минуту
Библиотекарь – знающий, любознательный
Учитель – любить детей, грамотный

Просмотр Видео по теме «Профессии»

Этап. Работа по новой теме. 
Упражнение «Диалоговая площадка» Цель: знакомство с творчеством писателя, формирование функциональной
читательской грамотности, коммуникативной речи.

Работа с презентацией «Александр Борисович Раскин»

Слово о писателе


Работа по учебнику

Работа над заголовком произведения
А.Б.Раскин «Как папа выбирал профессию»
  - Предугадывание ход авторского замысла. 

Первоначальное чтение произведения 
Объяснительное чтение текста учителем и учащимися. 

2) Словарная работа.
- Работа с толковым словарем учебника. 
- Работа в тетради. Выписывание новых слов.
3) Упражнение «Вопрос-ответ»
- О чем повествует это произведение?  - Что заинтересовало вас в этом произведение? 


Этап. Закрепление новых знаний. 
Работа над содержанием произведения. Цель: развитие навыка чтения, умение анализировать содержание произведения.

Вторичное чтение произведения

Индивидуальное чтение «Цепочка» (отрывками).

Чтение «Буксир» (чтение отрывками вслед за учителем с убыстрением, замедлением).

Чтение текста про себя (отрывками).
- О чем прочитали в этой части текста?

Выборочное чтение (отрывка)
- Найдите и прочитайте основную мысль произведения.


Анализ художественного произведения.

Упражнение «Размышление»

О чем рассказывается в этом произведение?
(рассказывается о том, как мальчик в детстве выбирал профессию)
Кто главный герой? (главным героем является мальчик)
К какому жанру относится это произведение? (рассказ)
Какова тема произведения?
Назовите основную мысль произведения.
(Прежде всего надо быть хорошим человеком. Это важнее всего и для летчика, и для токаря, и для пастуха, и для артиста)
Ответы на вопросы к тексту. 
Выполнение заданий к тексту. 

Работа над художественно-изобразительными средствами языка
Эпизодическое чтение произведения.
- Работа с литературными терминами, понятиями: эпитет, сравнение,
олицетворение.

Развитие речи.

Работа по иллюстрации учебника.  - Нахождение к рисункам подписей. 

Составление характеристики главного героя Словесная зарисовка.  - Опишите главного героя словами из текста. 

Работа с пословицами о труде.
- Объясните значение пословицы:
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

- Дополните пословицы:
Терпенье и труд все (перетрут)
Труд кормит, а лень (портит)
Кто не работает, тот (не ест)

Решение жизненно-проблемной ситуации
- Как бы ты поступил в этой ситуации?
(при пожаре, спасение утопающего)
- Почему? Объясни.
- Кем ты будешь? Какую бы ты выбрал профессию?

Творческая работа.
- Сюжетная зарисовка. Работа в тетради.


Этап. Оперативный контроль. 
Цель: проверка читательских умений. 
Функциональные задания (Приложение 1)



7. Этап. Домашнее задание.  Разноуровневые задания (по группам):
1 группа. Чтение и краткий пересказ текста.
2 группа. Чтение текста и придумать продолжение рассказа. 
8. Этап. Рефлексия. 

- Ответ на проблемный вопрос «Кем быть?»

- « нельзя каждый день выбирать себе новую профессию»

- «Быть человеком! Прежде всего надо быть хорошим человеком. Это важнее
всего и для летчика, и для токаря, и для пастуха, и для артиста»










Приложение 1


Функциональные задания по литературе
2 класс

Цель: проверка читательских умений.

Прочитай текст «Как папа выбирал профессию» А.Б.Раскина.
Выполни задания:

1. Определи жанр произведения.
а) басня б) сказка в) рассказ
2. Определи персонажей произведения.
а) мальчик, родители, военный б) мальчик, родители в) мальчик, военный
3. Какой часто задавали один и тот же вопрос?
а) Кто сильнее? б) Кем быть? в) Кто нужнее?
4. Подбери словосочетание, противоположное по смыслу значению выражения
сцеплять:
а) расцеплять б) соединять в) скреплять
5. Восстанови последовательность действий - желаний маленького мальчика в ответ
на вопрос «Кем быть?»:
а) продавцом мороженого б) ночным сторожем
в) летчиком г) сцепщиком вагонов д) артистом
6. Восстанови последовательность действий сцепщика вагонов:
а) «подлегал под вагоны» б) «играл с вагонами и с паровозами»
в) «прыгал на площадки» г) «все время играл в какую-то замечательную игру»
7. Выпиши из текста ответ на вопрос:
«Почему маленькому папе стало очень стыдно?»
______________________________________________________________
8. Выпиши из текста слова, раскрывающие понятие «Какой же ты человек? Разве
человек такой?» (основная мысль произведения)



Правильные ответы к заданиям:


А
Б
В
Г
Д

1


+



2
+





3

+




4
+





5
2
1
4
3
5

6
3
1
2
4


7
«Он вдруг понял, что нельзя каждый день выбирать себе новую профессию».

8
«Прежде всего надо быть хорошим человеком. Это важнее всего и для летчика, и для токаря, и для пастуха, и для артиста».


Оценочный лист

Дата __________ предмет литература

Тема урока: А.Б.Раскин «Как папа выбирал профессию»


Критерий оценки

Ф.И. уч-ся / оценка


«5»
«4»
«3»
«2»

Первичное чтение:
Объяснительное чтение





Вторичное чтение:
Чтение «Цепочка»





Чтение «Буксир»






Выборочное чтение






Работа с литературными приемами:
Эпизодическое чтение





Развитие речи:
Составление характеристики главного героя





Выполнение функциональные задания












15