Конспект урока по русскому языку Общая часть родственных слов (корень).


Казённое общеобразовательное учреждение «Ларьякская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями»
Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе
Тема урока: Общая часть родственных слов (корень).
Составила и провела: Магдик Н.Н.
2016г.
Тема урока: Общая часть родственных слов (корень).
Тип урока: урок – закрепление ранее полученных знаний.
Цель урока: формирование умений у учащихся определять родственные слова, выделять общую часть «корень» в слове.
Задачи:
Образовательная: закрепить понятия «родственные слова»; учить выделять общую часть родственных слов – корень на слух и при написании; учить применять полученные знания в условиях решения учебных задач.Коррекционные: развивать фонематическое восприятие; зрительное, слуховое внимание; обогащение и уточнение словарного запаса; развитие связной речи – правильно формировать свои мысли в процессе работы на уроке по теме.
Воспитательные: воспитывать дружеские отношения учащихся в процессе учебной деятельности; формирование ценностных ориентиров во взаимоотношениях.
Методы: фронтальная работа, групповая работа, игровая деятельность, наглядно-поисковый.
Форма организации урока: коллективная, групповая, индивидуальная.
Технологии: коррекционно-развивающие, здоровьесберегающие, индивидуально-дифференцированные.
Оборудование: Кубики, домовёнок, паутины с буквами, презентация, карточки со словами.
ХОД УРОКА.
1.Оргмомент.
- Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Поприветствуем их, подарим им свои улыбки, друг другу.
- Начнём наш урок.
1. Проверка домашнего задания.
2. Пальчиковая гимнастика.
2. Основная часть.
Отгадайте загадку.
Будит лес, поля и горы,все полянки и сады.Он во все стучится норы,напевает у воды.«Просыпайтесь! Просыпайтесь!Пойте, смейтесь, улыбайтесь!»Далеко слышна свирель.Это будит всех.......(апрель)
Запишите число и классная работа. (Соблюдение орфографического режима).
Минутка чистописания.
-Какое сейчас время года?(весна)
-Назовите первый звук в этом слове.
-Дайте характеристику звуку (согл., твёрдый, звонкий).
-Пропишите всю строчку ,большую и строчную букву «В,в» в соединении.
-Обведите в кружок буквы, которые у вас получились лучше всего.
Актуализация знаний.
- Ребята, сегодня к нам ещё в гости пришёл, наш школьный домовёнок Кузенька.
- Кузенька –великий озорник и путаник. Играть с ним одно удовольствие.
- Хотите поиграть?
-Домовёнок приготовил для вас интересные задания.
-Выполнив все задания Кузеньки, вы получите приз «мультфильм».
- Ну что, готовы?
- Тогда начнём! Слушайте первое задание.
- Кузенька решил навести порядок в классе, собрать паутины. Но в них запутались буквы. Давайте поможем домовёнку, составим из этих букв слова.
(пример, обед, билет, шофёр, малина)
- Прочитайте, какие слова получились, что это за слова (словарные).
- Запишите их в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную. Придумайте предложение с одним из этих слов.
-Молодцы! Вы справились с первым задание.
- Слушайте второе задание.
- Нужно собрать листочки, которые разбросаны по всему классу. Подсказка, всего их восемь, прямоугольной формы, жёлтого и зелёного цвета. Прикрепить их на доску.
Составить предложения, подчеркнуть главные члены предложения, предлог обвести.
Под берёзой растут подберёзовики.
Лесник работает в лесу.
Сообщение темы урока.
- Ребята у вас есть родственники?
- Назовите.
- Как вы думаете, почему я спросила у вас про родственников?
-Сегодня на уроке мы будем закреплять знания о родственных словах.
-Родственные слова – разные или близкие по смыслу.
Игра – тренажёр «Четвёртый лишний». (презентация)
- Что в родственных словах общее. (В них повторяется общая часть).
-Общая часть родственных слов – это их корень.
- Как обозначается корень на письме? (Корень слова на письме обозначается дугой).
Работа по теме:
- Посмотрите в предложениях, которые мы составили, есть родственные слова? Назовите в первом предложение, какой корень в этих словах, выделите его.
- Что то, Кузенька заскучал. Давайте поиграем с ним в «Кубики».
- Нужно из кубиков собрать четыре группы слов- родственников.
- сад- -гриб- -лист- -час-
По, ка ник, ца ик, о, пад си, киРас, да ок , ни ов ,щик- Назовите, какие слова у вас получились?
- Что такое рассада? Грибница. Листопад. Кто такой часовщик?
-Запишите слова в тетрадь, выделите корень в словах.
- А сейчас домовёнок хочет посмотреть, как вы умеете работать самостоятельно. Откройте учебники на стр. 134 Упр. 12.
-Внимательно прочтите задание. Если кому- то не понятно, поднимите руку.
- Проверка упражнения. (Взаимопроверка).
Итог урока.
Родственные слова … по смыслу. (близкие)
Родственные слова имеют … корень
У родственных слов не бывают … корни.
Корень на письме обозначается… .Д.З. стр. 134 Упр.13 (разобрать)