Урок по русскому языку «Образование родственных слов» для 2 класса

1. Ф.И.О. учителя: Бурим Наталья Викторовна

2. Класс: 2  Дата: 13.11.13г. Предмет:   русский язык. № урока по расписанию: 2

3. Тема урока «Образование родственных слов».

4. Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме

5. Цель урока: научиться образовывать родственные слова при помощи приставки и суффикса.

6. Задачи урока:
Образовательные:
организовать наблюдение над частями слова;
создать условия для учебной деятельности, в ходе которой учащиеся научатся находить родственные слова и образовывать  их при помощи приставок и суффиксов.
Развивающие:
создать условия для развития познавательной активности детей, умения рассуждать, делать выводы;
способствовать развитию орфографической зоркости, каллиграфических навыков;
развивать умение работать в паре и в группе;
развивать  внимание, наблюдательность.
Воспитательные:
воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.

7. Планируемые  результаты:
Личностные результаты учащихся:
осознавать смысл образования родственных слов и уметь образовывать их при помощи приставок и суффиксов;
понимать отличие родственных слов от формы слова;
развивать  навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками на уроке.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами своих одноклассников.
Познавательные:
строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
осуществлять поиск информации для выполнения учебного задания;
самостоятельное создание алгоритма образования родственных слов;
Коммуникативные:
внимательно слушать друг друга;
уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Предметные результаты:
воспроизведение своими словами правила; выполнение действий по алгоритму;
знать образование родственных слов и формы слова;
уметь правильно их образовывать.

8. Оборудование: проектор, ноутбук учительский, ноутбук ученический (15 шт.), интерактивная доска SMART board 480, SMART Response – интерактивная система реагирования, ЭОР «Русский язык, 3 класс», Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина, учебник «Русский язык. 2 класс», Н.В. Нечаева, «Лист достижений».

Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Прогнозируемый результат образовательной деятельности
Учебно-методическое обеспечение

I. Оргмомент
Цель: организация направленного внимания на начало урока
Учитель приветствует обучающихся
Обучающиеся приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Личностные УУД:
самоопределение к учебной деятельности


II. Актуализация знаний.
Цель: мотивировать учащихся на изучение темы.
1. Минутка чистописания
Учитель
- Запишите число, классная работа.

2. Определите, какую букву мы будем прописывать сегодня на «минутке чистописания»:
эта буква обозначает гласный звук,



который указывает на твёрдость предшествующего согласного,




всегда стоит в сильной позиции.

- Дайте характеристику букве «у».













- Запишите каллиграфически правильно, чередуя заглавную и строчную букву «у» на одну больше, чем количество элементов, из которых она состоит.

– Оцените свою работу по шкале «Правильность» – Поменяйтесь тетрадями. Оцените работу соседа по парте. – У кого оценивание совпало? – Назовите причину несовпадения ваших оценок.

- Повторите соединение букв: ул ум ув уд.

- В каком соединении букв скрывается слово?

- Знакома ли вам пословица: «Ум – хорошо, а два - лучше»?
- Поясните её смысл.
- Помните и вы, что на уроке вы не одиноки – на помощь всегда придут одноклассники и учитель. Совместно мы найдём ответы на все вопросы.
Обучающиеся записывают в рабочих тетрадях: 13 ноября.
Классная работа.





- Это определение общее, поэтому конкретного ответа дать нельзя (6 вариантов ответа, т.к. в русском языке 6 гласных звуков).

- Это определение общее, поэтому конкретного ответа дать нельзя (5 вариантов ответа, т.к. в русском языке 5 гласных звуков указывают на твёрдость предшествующего согласного).

Это буква «У».


Обучающиеся дают характеристику букве «у»:
обозначает звук [у], он гласный, т.к. «тянется, поётся», во рту не встречает препятствий; указывает на твёрдость предшествующего согласного, бывает ударным или безударным, всегда стоит в сильной позиции, может образовывать отдельный слог.


Обучающиеся выполняют запись трёх заглавных и трёх строчных букв «у» (т.к. каждая состоит из двух элементов).
















Обучающиеся выполняют запись.

- Ум, т.к. у слова есть лексическое и грамматическое значение.





Обучающиеся смотрят своему соседу в глаза, жмут друг другу руку.




Предметные результаты: понимать задание, как его надо выполнить; самим предлагать задания. Метапредметные результаты: Коммуникативные: уметь выражать свои мысли, слушать ответы своих одноклассников и сравнивать со своими ответами. Регулятивные: оценивать ход и результат выполнения задания.


2. Фиксация затруднений в деятельности.
Цель: выявить уровень знаний учащихся по теме.
Учитель выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки.



- Над какой темой мы работаем на уроках русского зыка?
- Давайте проверим ваши знания по теме «Состав слова», выполнив тест (см. Приложение 1).
Обобщение: учитель подводит итоги тестирования.
Обучающиеся выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

«Состав слова».


Обучающиеся выполняют тест, используя индивидуальный пульт.







SMART Response – интерактивная система реагирования
(индивидуальный пульт у каждого ученика)

IV. Постановка учебной задачи.
Цель: учить ставить перед собой цель, чтобы достичь определенного результата
Учитель активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию.
 - Ребята, где вы можете применить свои знания о составе слова?



- Можем ли мы использовать свои знания при образовании новых родственных слов?
- Кто догадался, какая тема нашего урока? «Образование родственных слов».
- Какую цель поставим перед собой на сегодняшний урок?
Обучающиеся формулируют (уточняют) тему урока, ставят цель.

- При выполнении контрольной работы, олимпиады ит.п.; «при написании заявления на работу» и .т.д.

- Да, можем.




Дети читают тему урока, записанную на доске.


- Научиться образовывать родственные слова.
Один ученик с учительского ноутбука печатает цель урока, которая отображается на электронной доске.
Метапредметные результаты:
анализировать учебную ситуацию и ставить задачу урока, высказывать свои мнения, слушать ответы других





















Учительский ноутбук,
Интерактивная доска SMART board

V. Двигательная физминутка.
Цель: Дать возможность детям отдохнуть, переключиться на другой вид работы.





VI. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала.
Цель: учить детей самостоятельно формулировать правило и образовывать родственные слова.
- Вы уже знаете с помощью каких частей слова образуются новые родственные слова?
- Я предлагаю вам посмотреть видеоролик и узнать ещё об одном способе образования новых родственных слов.

Обобщение: - О каком новом способе образования родственных слов вы узнали?
- Да, с помощью суффикса и приставки.


Обучающиеся смотрят учебный видеоролик.





- Слова могут образовываться путём сложения двух корней. Такие слова называются сложными.
Метапредметные результаты Регулятивные: оценивать ход и результат выполнения задания Познавательные: понять, как при помощи приставок и суффиксов образуются новые родственные слова; уметь осознанно строить речевое высказывание в устной форме; коллективное составление родственных слов; сформулировать правило об образовании родственных слов. 
Коммуникативные: уметь выслушать чужое мнение, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Предметные результаты: запомнить, при помощи чего образуются родственные слова; уметь работать по алгоритму.



ЭОР «Русский язык, 3 класс», Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина, гл.15 «Как образуются слова», анимация часть 3.


VII.Построение проекта выхода из затруднения




- Прежде чем выполнять следующее задание, давайте вспомним алгоритм разбора слова по составу.

- Наф-Наф предлагает нам слова для разбора слов по составу.







Обобщение: что повторили, выполняя это задание?

Обучающиеся проговаривают алгоритм.





Обучающиеся выполняют разбор слов по составу в тетради.
В качестве самопроверки ученики чередуясь (в паре) выполняют интерактивное задание «Разбери слово по составу».

Умение разбирать слова по составу.







ЭОР «Русский язык, 3 класс», Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина, гл.15 «Как образуются слова», упражнение «Разбери слово по составу».

VIII. Гимнастика для глаз.
Цель: дать возможность отдохнуть глазам.





IX. Первичное закрепление.
Цель: обобщить полученные знания учащихся при выполнении учебного задания; проконтролировать умения обучающихся использовать полученные знания и умения.
Игра «Ручеёк».
- Давайте проверим, как ваши знания помогут вам образовать родственные слова.
Условие: формы слова не учитываются при подсчёте.



Обобщение: - С помощью каких частей слова удалось образовать новые родственные слова?
Обучающиеся делятся на три группы (по рядам). Каждая группа образует родственные слова.
1 ряд – друг;
2 ряд – сад;
3 ряд – снег.
Ученики друг за другом выбегают к доске и мелом записывают новое слово, выделяя часть, с помощью которой оно образовалось.
- Родственные слова образовывали при помощи суффикса и (или) приставки.
Метапредметные результаты: самоопределяются в УД Личностные результаты: осознают смысл изучения родственных слов и успешного использования приставок и суффиксов для образования новых родственных слов.


X. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: закрепить изученный материал; сделать вывод о полученных знаниях.
Работа с учебником.
Выполнение упражнения №114 с.57.


Самопроверка.
Обучающиеся самостоятельно выполняют упражнение в тетради.

Обучающиеся сверяются с образцом, выведенном на страницу электронной доски.
Метапредметные результаты: сформированный способ деятельности. Личностные результаты: самоопределение к деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Учебник «Русский язык. 2 класс», Н.В. Нечаева.



Интерактивная доска SMART board

XI. Рефлексия деятельности. Итог урока.
Цель: сформировать личную ответственность за результаты своего труда
Учитель организует рефлексию. 






- Какую цель ставили перед собой на урок?

- Удалось ли её достичь?
-Чему вас сегодня научил этот урок?
- С кем можем поделиться своими знаниями?
– Какие задания вы выполняли с удовольствием? – А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?
– Оцените результаты своего труда.
–В «Листе достижений» оцените свое настроение, активность и достижение поставленной цели.
Обучающиеся осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.









Личностные результаты: самооценка личного вклада в общий результат деятельности. Метапредметные результаты: Регулятивные: оценивать результат выполнения своей работы и работы одноклассников.








Интерактивная доска SMART board

XII. Домашнее задание
Цель: объяснить выполнения домашнего задания

– Запишите домашнее задание: упр. 113, стр.57
– Прочитайте задание про себя. Что не понятно?
- Спасибо за урок!






.












Приложение 1. Тест по теме «Состав слова»
1. Главная часть родственных слов
Окончание
Основа
Корень
Приставка
Суффикс

2. Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении
Окончание
Основа
Корень
Приставка
Суффикс

3. Часть слова без окончания
Окончание
Основа
Корень
Приставка
Суффикс

4. Изменяемая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов
Окончание
Основа
Корень
Приставка
Суффикс

5. Изменяемая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов
Окончание
Основа
Корень
Приставка
Суффикс

15