Технологическая карта по ознакомлению с окружающим миром Хлеб всему голова


Автор: Сазонова Юлия Александровна
Название учреждения образования: ГУ «Смирновская средняя школа отдела образования акимата Карабалыкского района»
Должность: Воспитатель
Предметное направление: Ознакомление с окружающим миром (образовательная область «Социум»)
Тема: «Хлеб всему голова»
Класс: класс предшкольной подготовки
Форма проведения: Игровая, индивидуальная;
Год проведения: 2016
     Цель: Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом питания. Познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий. Закрепить знания о долгом пути от поля до стола. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Задачи: Формировать навыки исследовательской деятельности;
Развивать логическое мышление, воображение, внимание и зрительную память;
Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлебороба;
Создавать положительный настрой у детей.
Ход занятия
Круг приветствия. Разминка «Колоски»
Потянулись колоски,
Распрямили волоски.
Дождик капал, дождик капал,
Ручеек большой накапал.
Дождь пшеничку поливай,
Будет щедрым урожай.
- Ребята, сегодня мы отправимся в чудесный магазин «Колос». Посмотрите, как много хлебобулочных изделий! Назовите их. (Хлеб, батон, булка, бублики, пирожки, сушки, печенье, сухари, рогалики, слойки, ватрушки, торт и т.д.)- Ребята, такое разнообразие хлебобулочных изделий было не всегда. Когда-то человек попробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными. Затем люди научились растирать зерна камнями и получать муку, из муки месить тесто. Хлеб был грубым и тяжелым, не таким вкусным, как сегодня. Затем стали печь хлеб из заквашенного теста. Без хлеба не обходилось ни одно застолье. Он всегда и везде пользуется почётом и уважением. Гостя на Руси встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили.
Всем знакомые слова: «Хлеб – всему голова!»
«Худой обед, коли хлеба нет»,
«Будет хлеб, будет и обед»,
«Хлеб на столе, так и стол – престол, а как хлеба ни куска, то и стол – доска».
Раньше хлеб пекли только ржаной (чёрный). Люди говорили: «Ржаной хлебушко – калачу дедушка».
Каравай
Вот лежит каравай
У меня на столе.
Чёрный хлеб на столе –
Нет вкусней на земле.
                   (Я. Дягутите)
- Ребята, было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Велико было значение хлеба во время Великой Отечественной войны. Не было зерна, и хлеб пекли из шелухи, целлюлозы, пырея, лебеды и т.д. И такой хлебушек давали по маленькому кусочку (125 г) на весь день. Люди понимали, что хлеб – это их жизнь.
Просмотр презентации.
Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько захочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб. Ведь он прошел долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине. А кто же занимается выращиванием зерна на полях? (Хлеборобы.)
Хлеб
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
                              (Я. Аким)
На бескрайних полях хлеборобы выращивают много зерна, с помощью которого можно накормить хлебом всю страну. Каждый день в детском саду, школах, магазинах пахнет душистым свежим хлебом.
- Ребята, давайте вспомним, люди каких профессий трудятся над созданием хлеба.(Агроном, тракторист, комбайнер, шофер, грузчик, мукомол, пекарь и т.д.) Каждую осень хлеборобы заботятся о будущем урожае. Под зиму трактористы пашут землю, чтобы она была мягкая, рыхлая под снегом зимой, а весной, когда снег растает, земля наберет сполна талой воды. Рано весной землю рыхлят, вносят удобрения и засевают зерном.
Руки человека
Я помню, как руки трудились упорно,
Чтоб в землю посеять янтарные зерна.
                                        (Я. Дягутите)
- Появляются первые всходы, они питаются дождями и яркими лучами солнца, растут под привольным ветром все лето. Но вот налились колосья, созрели, стали крепкими и тяжелыми. Новые заботы у хлебороба, как бы не сломились колосья и не полегли.
Руки человека
Склонила тяжелую голову рожь.
Спасибо Вам, солнце и ласковый дождь!
Спасибо земле, что была моим домом,
И сильным рукам, моим старым знакомым!
                                             (Я. Дягутите)
- С утра до ночи работают хлеборобы в горячую пору уборки урожая. Упустишь время – осыплется зерно, пропадёт урожай. От комбайнов тянутся вереницей грузовики, везут зерно на элеваторы. Там оно может храниться много лет. Полны закрома нашей страны золотого хлеба.
Вот он, хлебушек душистый
С хрупкой корочкой витой.
Вот он, теплый, золотистый.
Словно солнцем налитой.
И в каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье, наша сила,
                                      В нем чудесное тепло.
                                    Сколько рук его растило,
                                      Сохраняло, берегло.
- Длинный путь хлеба от поля до нашего стола. Действительно, сколько рук прикоснулось к нему, чтобы он стал хлебом. Чьи же руки прикасались к хлебу? (Руки агронома, тракториста, комбайнера, шофера, грузчика, мельника, пекаря, кондитера, продавца и т.д.)- Ребята, но самый вкусный хлеб получается, когда печешь его своими руками. Ваши мамы пекли вам что-нибудь? А вы помогали им? (Рассказы детей).
- Ребята, а теперь посмотрите, как помогали Петушку Круть и Верть из сказки «Колосок».
Вбегают Круть и Верть, веселятся, хохочут, прыгают. Вдруг приходит Петушок с колоском и говорит:
- Эй, Круть! Эй, Верть! Где вы, бездельники?
- Мы здесь.
- Опять вы веселитесь, без дела скачете. Посмотрите, какой я колосок нашел. Его надо обмолотить, зерно в мешок сложить, мешок на мельницу отвезти, муки намолоть, тесто замесить, пирогов напечь. Кто это будет делать?
- Только не мы. У нас лапки маленькие, пальчики слабенькие. Мы не умеем!
- Ну, это не беда! Пальчики слабенькие мы сейчас потренируем.
Пальчиковая игра. Раз-два-три-четыре-пять
Вышел хлебушек гулять
Рядом зубки поджидают
В прятки с хлебушком играют:
Хруст-хруст…
Ай-ай-ай!
По столу растекся чай.
- Ну вот, пальчики потренировали, они стали крепкими, умелыми. А теперь будем вместе пироги печь. Смотрите на схему и выполняйте все четко за мной.
Имитация «Печём пироги» (под музыку)
Засучили рукава, высыпали муку, налили воду, добавили соль, вбили яйцо, перемешали          
побили тесто, раскатали, нарезали, налепили пирожков, разложили на противень, поставили печь, испекли, понюхали, взяли все по пирожку, попробовали, съели, поблагодарили.Петушок: Ну, что, Круть, ну, что, Верть, хорошо мы сегодня потрудились.
Круть: Золотые руки не знают скуки. 
Верть: Хочешь есть калачи – не лежи на печи!
Круть: Худ обед, когда хлеба нет.
Верть: Сделал дело, а теперь гуляй смело. (Гости уходят)
Список использованной литературы и источников
1. М.О. Володарская. Час общения.. – Х.: Изд-во «Ранок», 2011.- 176с. – (Классный руководитель).
2. М. Ивин «Хлеб сегодня, хлеб завтра». Детская литература, 1980г.
3. С. А. Могилевская. Девочки, книга для вас! – М., «Детская литература», 1974
4. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2012/11/22/klassnyy-chas-na-temu-khleb-vsemu-golova
5.  Алмазов Б. А. Хлеб наш насущный. – Л.: Лениздат, 1991
6.  Ахияров К. Ш., Петрова З. П. Поклонимся хлебу. – Уфа: Баш. кн. изд – во, 1997
7.  Кузнецов И. Хлеб – всему голова // Экология и жизнь. – 2007. - №5. – с.74 – 77.
8.  Именем хлеба : Сборник/ Сост.: Л. В.Сушкова. – М.: Моск. рабочий, 1984
Ұйымдастырылған оқыту қызметінің технологиялык картасы
Технологическая карта организованной учебной деятельности для КПП
Тәрбиеші / Воспитатель: Сазонова Ю. А.
Білім саласы / Образовательная область: Социум, Познание
Бөлімі / Раздел: Основы экологии
Тақырыбы / Тема: Хлеб – всему голова
Мақсаты / Цель: Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом питания. Познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий. Закрепить знания о долгом пути от поля до стола. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.Тәрбие міндеті / Задачи: Формировать навыки исследовательской деятельности; Развивать логическое мышление, воображение, внимание и зрительную память; Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлебороба; Создавать положительный настрой у детей.
Екі тілдік компонент / Билингвальный компонент: Нан - хлеб
іс-әрекет кезеңдеріЭтапы
деятельности Педагогтың басқару іс-әрекетіУправленческие действия педагога Балалардың іс-әрекеті Деятельность детей
Мотивациялық-қозғаушыМотивационно-побудительный Круг приветствия. Разминка «Колоски»
Потянулись колоски, распрямили волоски.
Дождик капал, дождик капал, ручеек большой накапал.
Дождь пшеничку поливай, будет щедрым урожай.
Загадка
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. Приветствуют друг друга.
Выполняют движения, соответствующие тексту
(Хлеб)
Іздену-ұйымдастырушыОрганизационно – поисковый - Ребята, сегодня мы отправимся в чудесный магазин «Колос». Посмотрите, как много хлебобулочных изделий! Назовите их.
- Ребята, такое разнообразие хлебобулочных изделий было не всегда. Когда-то человек попробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными. Затем люди научились растирать зерна камнями и получать муку, из муки месить тесто. Хлеб был грубым и тяжелым, не таким вкусным, как сегодня. Затем стали печь хлеб из заквашенного теста.
Без хлеба не обходилось ни одно застолье. Он всегда и везде пользуется почётом и уважением. Гостя на Руси встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили.
Всем знакомые слова:
«Хлеб – всему голова!»
«Худой обед, коли хлеба нет»,
«Будет хлеб, будет и обед»,
«Хлеб на столе, так и стол – престол, а как хлеба ни куска, то и стол – доска».
Раньше хлеб пекли только ржаной (чёрный). Люди говорили: «Ржаной хлебушко – калачу дедушка».
                 Каравай
Вот лежит каравай
У меня на столе.
Чёрный хлеб на столе –
Нет вкусней на земле.
                   (Я. Дягутите)
- Ребята, было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Велико было значение хлеба во время Великой Отечественной войны. Не было зерна, и хлеб пекли из шелухи, целлюлозы, пырея, лебеды и т.д. И такой хлебушек давали по маленькому кусочку (125 г) на весь день. Люди понимали, что хлеб – это их жизнь.
Просмотр презентации.
Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько захочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб. Ведь он прошел долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине.
А кто же занимается выращиванием зерна на полях? 
Хлеб
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
                              (Я. Аким)
На бескрайних полях хлеборобы выращивают много зерна, с помощью которого можно накормить хлебом всю страну. Каждый день в детском саду, школах, магазинах пахнет душистым свежим хлебом.
- Ребята, давайте вспомним, люди каких профессий трудятся над созданием хлеба.
Каждую осень хлеборобы заботятся о будущем урожае. Под зиму трактористы пашут землю, чтобы она была мягкая, рыхлая под снегом зимой, а весной, когда снег растает, земля наберет сполна талой воды. Рано весной землю рыхлят, вносят удобрения и засевают зерном.
Руки человека
Я помню, как руки трудились упорно,
Чтоб в землю посеять янтарные зерна.
                           (Я. Дягутите)
- Появляются первые всходы, они питаются дождями и яркими лучами солнца, растут под привольным ветром все лето. Но вот налились колосья, созрели, стали крепкими и тяжелыми. Новые заботы у хлебороба, как бы не сломились колосья и не полегли.
Руки человека
Склонила тяжелую голову рожь.
Спасибо Вам, солнце и ласковый дождь!
Спасибо земле, что была моим домом,
И сильным рукам, моим старым знакомым!
                           (Я. Дягутите)
- С утра до ночи работают хлеборобы в горячую пору уборки урожая. Упустишь время – осыплется зерно, пропадёт урожай. От комбайнов тянутся вереницей грузовики, везут зерно на элеваторы. Там оно может храниться много лет. Полны закрома нашей страны золотого хлеба.
Вот он, хлебушек душистый
С хрупкой корочкой витой.
Вот он, теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
И в каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло.
- Длинный путь хлеба от поля до нашего стола. Действительно, сколько рук прикоснулось к нему, чтобы он стал хлебом. Чьи же руки прикасались к хлебу? 
- Ребята, но самый вкусный хлеб получается, когда печешь его своими руками. Ваши мамы пекли вам что-нибудь? А вы помогали им?
- Ребята, а теперь посмотрите, как помогали Петушку Круть и Верть из сказки «Колосок».
Вбегают Круть и Верть, веселятся, хохочут, прыгают. Вдруг приходит Петушок с колоском и говорит:
- Эй, Круть! Эй, Верть! Где вы, бездельники?
- Мы здесь.
- Опять вы веселитесь, без дела скачете. Посмотрите, какой я колосок нашел. Его надо обмолотить, зерно в мешок сложить, мешок на мельницу отвезти, муки намолоть, тесто замесить, пирогов напечь. Кто это будет делать?
- Только не мы. У нас лапки маленькие, пальчики слабенькие. Мы не умеем!
- Ну, это не беда! Пальчики слабенькие мы сейчас потренируем.
Пальчиковая игра.
Раз-два-три-четыре-пять
Вышел хлебушек гулять
Рядом зубки поджидают
В прятки с хлебушком играют:
Хруст-хруст…
Ай-ай-ай!
По столу растекся чай.
- Ну вот, пальчики потренировали, они стали крепкими, умелыми. А теперь будем вместе пироги печь. Смотрите на схему и выполняйте все четко за мной.
Имитация «Печём пироги» (под музыку)
Засучили рукава,
Высыпали муку,
Налили воду,
Добавили соль,
Вбили яйцо,
Перемешали,
Побили тесто,
Раскатали,
Нарезали,
Налепили пирожков,
Разложили на противень,
Поставили печь,
Испекли, понюхали,
Взяли все по пирожку,
Попробовали, съели,
Поблагодарили Хлеб, батон, булка, бублики, пирожки, сушки, печенье, сухари, рогалики, слойки, ватрушки, торт и т.д.Рассказы из личного опыта
Просматривают презентацию
Хлеборобы.
Агроном, тракторист, комбайнер, шофер, грузчик, мукомол, пекарь и т.д.
Рассуждения и рассказы из личного опыта
Руки агронома, тракториста, комбайнера, шофера, грузчика, мельника, пекаря, кондитера, продавца и т.д.Рассказы детей
Поочередно разгибают пальчики
Гуляем пальчиками
- пасть из пальчиков
Прячем глазки
Щелкаем пастью из пальчиков
Грозим пальчиком
Разводим руками вокруг себя
Выполняют действия соответственно тексту
Рефлесивтік - коррекциялаушы Рефлексивно –
корригирующий Петушок: Ну, что, Круть, ну, что, Верть, хорошо мы сегодня потрудились.
Круть: Золотые руки не знают скуки. 
Верть: Хочешь есть калачи – не лежи на печи!
Круть: Худ обед, когда хлеба нет.
Верть: Сделал дело, а теперь гуляй смело. Ребята прощаются с гостями. Делятся впечатлениями.
Күтілетін нәтиже / Ожидаемые результаты.
Айтады / Воспроизводят: что хлеб является ежедневным продуктом питания
Түсінеді / Понимают: что к хлебу нужно обращаться бережно
Қолданад / Применяют: разнообразие хлебобулочных изделий.
Список использованной литературы и источников
1. М.О. Володарская. Час общения.. – Х.: Изд-во «Ранок», 2011.- 176с. – (Классный руководитель).
2. М. Ивин «Хлеб сегодня, хлеб завтра». Детская литература, 1980г.
3. С. А. Могилевская. Девочки, книга для вас! – М., «Детская литература», 1974
4. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2012/11/22/klassnyy-chas-na-temu-khleb-vsemu-golova
5.  Алмазов Б. А. Хлеб наш насущный. – Л.: Лениздат, 1991
6.  Ахияров К. Ш., Петрова З. П. Поклонимся хлебу. – Уфа: Баш. кн. изд – во, 1997
7.  Кузнецов И. Хлеб – всему голова // Экология и жизнь. – 2007. - №5. – с.74 – 77.
8.  Именем хлеба : Сборник/ Сост.: Л. В.Сушкова. – М.: Моск. рабочий, 1984