Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Хлеб всему голова


" Хлеб" Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
Программное содержание:
Закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола;
закрепить представление о том, что хлеб является ежедневным продуктом питания;
познакомить с зерновыми культурами, из которых делают муку, какую;
познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий;
воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу;
актуализировать, обогащать лексикон по теме "Хлеб";
формирование языкового чутья;
совершенствовать навыки связного высказывания;
формирование мелкой и общей моторики;
развитие внимания, памяти, мышления.
Словарь: рожь, пшеница, овес, зерно, колосья, поле, земля, посев, уборка, тракторист, сеялка, борона, агроном, хлеборобы, комбайнер, серп, элеватор, мука, мельница, мукомолы, тесто, пекарь, пекарня, хлеб, булка, батон, калач, слойка, баранки, сушки, пирожки, каравай, лепешки, пряник, печенье, торт, пирожные, хлебопродукты, крошки, корка, мякоть, сухари.
Свежий, мягкий, душистый, ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной, черный, белый, сдобный, пышный.
Выращивать, пахать, сеять, косить, убирать, жать, молотить, боронить, молоть, выпекать, печь, резать, есть, беречь.
Материал: зерна пшеницы, ржи, овса, колосья, мука ржаная и пшеничная, картинки с изображением сельскохозяйственных машин, картинки от зерна до хлеба, серп, литературный герой Буратино, разные виды хлеба и хлебобулочных изделий.
Ход занятия
Стук в дверь. Няня передает посылку.
Дети, смотрите, нам принесли посылку, а от кого, мы сейчас узнаем. Надо прочитать на ящике, от кого она пришла. Мы можем прочитать?
(ответ детей)
Кто нам прочитает?
Начинай Дима.
(Город Миасс)
Читай дальше Саша.
Как вы думаете? Что там может лежать?
(Хлеб)
А как вы догадались?
(По запаху)
Конечно, такой аромат идет от посылки.
Чтение стихотворения С. Погореловского Вот он - хлебушек душистый.
Вот он - теплый, золотистый,
В нем - здоровье наше, сила,
В нем - чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло,берегло!
Сегодня мы будем говорить о хлебе.
Где мы покупаем хлеб?
(Ответ детей)
Хлебобулочных изделий много, назовите их.
(Ответ детей)
Когда - то человек попробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными. Он научились размельчать зерна камнями и получилась мука, а затем научился выпекать хлеб. Но он не был таким вкусным.
Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Гостя встречали всегда хлебом солью. Даже пословицы сложили. А вы знаете пословицы о хлебе?
(Ответы детей: Хлеб - всему голова! Без хлеба - нет обеда! Будет хлеб - будет и песня. Без хлеба не вкусно и не сытно )
Ребята, было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Во время Ве^шкой Отечественной войны хлеб пекли из шелухи, травы лебеды и т.д. И вот такой хлебушек давали по маленькому кусочку 125г на весь день. Других продуктов не было. Люди понимали, что хлеб - это их жизнь.
Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб.
Ведь он прошел долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине. Нам нужно много хлеба. Чтобы узнать, кто выращивает хлеб, мы отправляемся в путешествие вместе с Буратино.
Буратино, у тебя есть загадки. Дай мне, пожалуйста, загадку кто весной выходит в поле? "Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, пять плугов тащит."
(Трактор)
Кто работает на тракторе? (Тракторист)
Найдите картинку, где весной трактор пашет землю. Он готовит землю для зерна. Ведь недаром говорят: "Весенний день год кормит".
Что делает трактор? Тащит плуг, борону, сеялку, рыхлит землю, готовит землю для посева зерна.
Прежде, чем продолжить путешествие, рассмотрите зерна пшеницы, ржи, овса.
Ребятишки, эти зерна называются хлебные. Из пшеницы получают белую муку, из ржи - ржаную. Посмотрите и скажите, где мука пшеничная, а где ржаная?
Зерно маленькое, его росточек пробьется через слой земли. Когда зерно сеять решает агроном. Найдите картинку агронома.
Идет время, зерна прорастают, появляются всходы и вот уже поле в золотых колосьях пшеницы. Теперь главная задача сберечь урожай. В этом помогает самолет.
Самолет над полем кружит Следом вьюга вьет и кружит.
Летчик сверху всюду - всюду Сыпет белый порошок.
Порошок этот от вредителей. Но вот пришла осень, вышел в поле агроном и решил, что пшеница созрела, пора жать
А сейчас физ. минутка
Колоски золоченые На ветру качаются На ветру качаются Низко наклоняются
А теперь еще одна записка от Буратино
Он идет волну сечет, из трубы зерно течет?
(Комбайн)
'Найдите картинку комбайна.
Кто работает на комбайне?
(Комбайнер)
А теперь продолжим свое путешествие
Хоть и собрано зерно
Да не хлеб еще оно.
Зерно везут на элеватор. Его там высушат. Как вы думаете, зачем его нужно сушить?
(Ответы детей)
А затем на мельницу.
Здесь такое с ним твориться,
В оборот его берут,
В порошок его сотрут!
Что это за порошок?
(Мука)
Человек, который работает на мельнице, называется мукомол.
Дальше муку везут в пекарню.
Человек, который работает в пекарне, называется пекарь, он из муки делает тесто.
На большом хлебозаводе
Станет тестом та, мука,
Хлебу путь теперь недолгий,
Вот в булочной на полке,
Вот уже к тебе на стол
Он пожаловал - пришел.
А сейчас поиграем в игру "Цепочка"
От куда хлеб пришел?
(Из магазина)
В магазин от куда попал?
(Из пекарни)
Что делают в пекарне?
(Пекут хлеб)
Из чего пекут хлеб?
(Из муки)
Из чего мука?
(Из зерна)
Откуда зерно?
(Из колоса)
Откуда пшеница?
(Выросла в поле)
Кто вырастил пшеницу?
(Агроном)
Посмотрите на картину. Стеной стоит высокая пшеница. А как ее убирали раньше, когда не было машин?
Я вам сейчас покажу. Это серп, им жали пшеницу, рожь, ячмень, овес.
Складывали в снопы, сушили, обмолачивали, мололи на мельницах и пекли хлеб.
Длинный путь хлеба от поля до нашего стола. Сколько рук к нему прикоснулось, чтобы он стал хлебом. Чьи же руки прикоснулись к хлебу? (агронома, тракториста, пекаря, мельника, продавца и т.д.)
Молодцы! Ребятки, а сейчас поиграем с Буратино.
Физ. минутка Буратино шел, шел
И монетку нашел Посмотрел - пятачок,
Положил в кулачок,
Оглянулся, побежал
Чтобы кот не догнал.
А сейчас мы нарисуем колосок.
Сначала тонкий стебелек,
Два привычных полукруга
Поместили друг на друга
Положили на бочок
И молчок.
Осень дарит урожай
Не ленись и собирай.
Появляется блюдо с хлебобулочными изделиями
Наше путешествие подходит к завершению.
Ребята посмотрите на многообразие хлебобулочных изделий, назовите, какой бывает хлеб?
(Ответы детей: пшеничный, пышный, мягкий, ржаной, аппетитный, хрустящий и т.д.)
Итог занятия