Активизация познавательной деятельности учащихся, путем применения на уроках биологии устного народного творчества

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Мокровская средняя общеобразовательная школа






Доклад

на тему


«Активизация познавательной деятельности учащихся,
путем применения на уроках биологии
устного народного творчества»






Подготовила: учитель биологии
1 квалификационной категории
Клевитова С.В.





РМО учителей биологии







Октябрь 2015г.




При всем разнообразии методических приемов сейчас на первый план выдвигается идея развивающего обучения, т.к. воспитательно-образовательный процесс должен всемерно способствовать развитию интеллекта и способностей обучающихся, а просто транслируемое знание – не выполняет функции, развивающей личность. Я считаю, что наиболее оптимально,  когда обучение и контроль осуществляется активно, например, в форме игры, где образование происходит в процессе общения, соревнования и взаимопомощи, в результате совместной, интеллектуальной работы группы. При организации и планировании занятий по биологии необходимо учитывать возрастные особенности учащихся: любознательность, наблюдательность, интерес к динамическим процессам; желание общаться с живыми объектами, предметно-образное мышление, быстрое овладение умениями и навыками, эмоциональная возбудимость.

Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик свою, по-новому взглянуть на привычные вещи и собственный опыт подачи информационной культуры действенных знаний, умение пользоваться дополнительными источниками информации.

Не секрет, что в обычной средней (особенно, сельской) школе, где без какого-либо отбора обучаются все дети микрорайона, трудно привлечь и активизировать внимание на изучаемом предмете всех учащихся в силу появления и проявления у них разных интересов и интеллектуальных возможностей. Достаточно трудно в таких условиях обычными традиционными методами добиться интереса и получить положительный результат. Слабые ученики, как правило, безразличны к оценкам и все их усилия сводятся к получению хотя бы “тройки”, в то время как успевающие дети стремятся получить больше знаний, лучшую оценку, а иные проявляют явный интерес к предмету, читая дополнительную литературу, посещая биологические кружки и т.д. Естественно, труд учителя направлен, во-первых, на развитие и углубление знаний успевающих, во-вторых, – на привлечение к учебе неуспевающих.
 В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой. К тому же разрозненность информации, получаемой школьником по разным предметам, не дает ему понять всей целостной картины мира, взаимосвязи явлений


Жизнь и быт русского народа нельзя рассматривать вне тесной связи с родной природой, растительным и животным миром. Уже маленькому ребенку пели песни, рассказывали сказки, в которых природа одушевлялась, наделялась человеческими чертами. Наблюдая за растениями и животными, люди подмечали особенности их поведения, и уже меткие сравнения с природой были обращены к человеку. Так появлялись пословицы и поговорки. Длительные наблюдения людей за изменениями в природе, флорой и фауной, приводили к появлению народных примет. Дни работы на земле русского крестьянства, связаны первоначально с языческими праздниками и традициями их отмечать, легли в основу народного земледельческого  календаря, календаря природы.
Считалось, только кошка, могла первой войти в новое жилище а, обращаясь к птицам, люди просили их скорее «принести весну на крыльях». Накопленные веками знания о родной природе люди передавали из поколения в поколение. Впоследствии они оформились в русскую народную педагогическую культуру, а духовное, глубокое единение русского человека с окружающей природной средой, привитие детям с малых лет деятельной любви к ней, определяло искреннюю  любовь к своему родному краю, к своему Отечеству. Эффективным средством патриотического воспитания и приобщения детей к традициям русской культуры, формирование доброго отношения к природе является  использование на уроках биологии в школе народных примет, пословиц и поговорок, материала народного календаря, загадок. Поиски отгадок развивают сообразительность, догадливость, приводят к пониманию связей одних предметов с другими и осознанию единства окружающего мира.

Примеры использования элементов устного народного     творчества на уроках:
 
Загадки  и пословицы (тема «Семя»)– это иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которые предлагается отгадать. Народом создано очень много загадок о растениях, грибах:

Беленькая нитка загуляла прытко, Под землёй ходила, землю шила, шила. А потом снаружи заплелась потуже. Заплелась в моточек, завилась в клубочек.

Пока молода – она седа. Как постарела, так почернела.

При изучении темы “Прорастание семян” создаётся проблемная ситуация путём использования пословиц: 
“Весной день год кормит”.
“День прозевал – урожай потерял.
“Вспашешь в срок, посеешь в срок – будет урожай высок”.
“С агротехникой лад – урожай богат”.

В конце урока - объяснить пословицы.
“От доброго семени – добрый всход”  
“Каково семя, таково и племя”
“По семенам и всходы”
Загадки – стихи к теме "Биоценозы
Медведь в тайге рос, тайга – естественный (биоценоз)
Хоть щеночек наш и мал, у него есть территория (ареал)
Пете от родителей досталась ответственность,
Это понятно, это (наследственность)
Нелегко зайцу вкусная трава далась,
Это прямая пищевая (связь)
При изучении темы «Царство грибов» рассказать о популярности грибов в православной Руси в дни постов, использовании их в быту, медицине, о грибном промысле людей, об истории выражения «губы ломать», сроках появления, местах сбора,  так же «ведьминых кругах». Включение в рассказ-беседу народных пословиц и поговорок-сравнений, отражающих биологические особенности грибов, позволяет активизировать познавательную  деятельность детей.
В теме «Царство растений», целесообразно использовать устное народное творчество и фрагменты художественной литературы о природе родного края, к примеру, стихи А.А.Фета, рассказы и повести Лескова, И.С.Тургенева и других авторов. Во многих произведениях описывается красота природы и любовное, трепетное и бережное отношение к ней русских людей, живущих в тесном контакте с ней.

Знакомство с элементами народной культуры можно продолжить при изучении темы «Папоротниковидные» (легенда о «цветении» папоротника в ночь на Ивана Купалу). В теме «Многообразие цветковых растений», уместно рассказать о православных и народных праздниках (Вербное Воскресение, Троица, Зеленые Святки и др) и символическое значение березы и вербы, об использовании этих растений, о берестяных грамотах на Руси.

Значительный воспитательный потенциал представляет тема
« Культурные растения семейства злаки», значительную помощь здесь могут оказать пословицы:«Хлеб-батюшка, земля- матушка», «Хлеб- всему голова» и др., материал об истории появления продуктов из хлебных злаков и традиции выпекать фигурки птиц , о самоотверженном труде крестьян на хлебном поле в суровые годы войны и послевоенное время, а так же легенды, загадки, рассказы о целебных свойствах и использовании растений в народной медицине.

Большую помощь оказывают элементы народной культуры и при изучении темы « Царство животных». Обилие народных сказок, где главные герои животные, пословиц, загадок,  синонимов из мира животных, а так же привлечение материалов календарного мира природы,позволяет изучать биологические и поведенческие особенности представителей этого царства, параллельно стремясь к достижению цели развития личности ученика.

Литература и биология:
Преподавание литературы и истории, географии, биологии и других предметов происходит часто изолированно друг от друга. Поэтому ученики воспринимают каждую науку особенно от других. Хотя изучение школьных предметов, по сути дела, должно сформировать у детей целостный взгляд на мир. Эту проблему призваны решить так называемые интегрированные уроки, объединяющие несколько предметов и рассматривающие ту или иную проблему под разными углами или с разных точек зрения. Другим способом является включение в урок отдельных элементов, относящихся к другому предмету, но служащих иллюстрацией к той или иной теме. Органично вплетённые в ткань уроков художественное слово или картины родной природы позволяют воздействовать на эмоциональный мир школьника, позволяют учащимся глубже почувствовать красоту природы, величие человека, острее воспринять материал как об отрицательном воздействии человека на природу, так и о положительном его влиянии. Всё это рождает и укрепляет любовь к своей родине, ответственность за её судьбу, то есть способствует развитию эстетических взглядов и художественного вкуса у ученика.

К числу тем, где используются литературные произведения, можно отнести и темы из общей биологии. Так, проводя урок, на котором рассматриваются взаимосвязи природы и общества, проблемы охраны природной среды в теме "Биосфера и человек", эпиграфом могут стать слова Карла Маркса "Культура, - если она развивается стихийно, а не направляется созидательно, - оставляет после себя пустыню". Также можно взять и строку из стихотворения Евгения Евтушенко:
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя
На уроках анатомии, физиологии человека в 9 классе также могут быть использованы отрывки из литературных произведений. Так, рассказ Ю. Григорьевича "Гуттаперчивый мальчик" служит прекрасной иллюстрацией к теме "Железы внутренней секреции", так как причиной столь необычной гибкости героя этого рассказа является, по всей видимости, нарушение выработки кальцитонита, снижающего концентрацию кальция в крови. Этот элемент "вымывается из костей, которые в результате становятся непрочными, затем хрупкими, ломкими. На ранних стадиях заболевания существенно возрастает подвижность суставов, что дает возможность больным принимать различные неестественные позы, "закручивать" ноги, руки. Именно это и мог делать "гуттаперчивый мальчик".
При изучении функций собственно щитовидной железы уместно будет вспомнить известную повесть А. Кронина "Цитадель", в которой блестяще описывается заболевание, связанное с недостатком гормона щитовидной железы – тироксина: "Это был тот же Имрис, но черты его лица как-то неуловимо погрубели, исказились. Лицо имело отёчный вид, ноздри расширеныВесь он был какой-то вялый, точно сонный. Эндрю заговорил с ним. Имрис пробурчал в ответ что-то непонятное. Потом разразился какой-то бессмысленной враждебной тирадой".
Данное заболевание носит название миксидема, что при дословном переводе с греческого означает "слизистый отёк".
Другое отклонение в деятельности щитовидной железы может быть проиллюстрировано рассказом Тургенева "Живые мощи". Внешность одного из персонажей, крестьянки Лукерьи, претерпевает сильные изменения. Из молодой красивой женщины она за короткий промежуток времени превращается в странного вида существо, в котором даже трудно узнать человека: "Голова совершенно высокая, одноцветная, бронзовая - ни дать ни взять икона старинного письма; губ почти не видать – только зубы белеют и глаза У подбородка, на складке одеяла, движутся, медленно перебирая пальцами, две крошечных руки тоже бронзового цвета". Причиной этих изменений стала полученная Лукерьей травма головы, после которой и появились определённые симптомы. Сочетание увиденных признаков позволяет предположить, что нарушение работы гипофиза привело к гиперфункции щитовидной железы, выразившейся в таком заболевании, как гипертиреоз.
Литературные произведения могут быть с успехом использованы и в других темах по анатомии и физиологии человека. К примеру, разбирая с учениками такое понятие, как иммунитет, следует обратить внимание на то, что к теме инфекционных заболеваний, и проще всего к таким, как оспа и холера, обращались многие русские писатели. Об этих заболеваниях упоминается в пьесе "На дне", повестях "Фома Гордеев" и "Детство" Горького, "В братьях Карамазовых" Достоевского; интересна в этом плане повесть Н. Лескова "Несмертельный Голова", в которой мы сталкиваемся с примером врождённого иммунитета: "Может быть, это была сибирская язва, может быть, какая-нибудь другая язва, но только она была губительна и беспощаднаГолован не вылечивал, но зато велика была его услуга больным и здоровым в том отношении, что он безбоязненно входил в зачумлённые лачуги и поил заражённых. Язва Голована не касалась".
Сказки как художественные средства на уроках биологии:
Особенности организации кишечнополостных.
Сказка про то, как гидра всех удивляла.
В пруду, в подводном царстве на стебле растения жила – была гидра, и вид у неё был такой необычный, что все вокруг, увидев её, удивлялись и даже пугались. Не было у неё головы, а были щупальца, не было у неё ног, а была подошва. И снаружи, и внутри в два слоя располагались клетки. А какой у гидры был необычный рот! Со всех сторон он был окружён щупальцами, которые расходились в разные стороны наподобие лучей. Так и жила она: лениво передвигалась – то подошвой шаг сделает, то щупальцами, словно кувыркается только очень медленно.
Особой гордостью гидры были жгучие клетки. Как выскочит из такой клетки острая стрекательная нить - уносите ноги, или попадёте гидре на обед. Не любили за это гидру обитатели пруда, не хотели с ней связываться и не дружили. Так и жила гидра – непонятная, необычная и очень одинокая.
(Учитель предлагает поближе познакомиться с гидрой, выполнив ряд практических заданий).
Класс Однодольные. Характерные признаки семейства Злаки.
Сказка о царице Кукурузе.
В некотором царстве в тридевятом государстве жила- была царица Кукуруза: высока, стройна, красива. Не было ей равных на земле. Золотые початки украшали её, мощные придаточные корни удерживали её в почве. Все кругом любили её и поклонялись ей. В початках каждый год созревали драгоценные зерновки. Были они вкусны и полезны для всех.
Было у Кукурузы много родственников, дальних и близких, только об этом она не знала и часто грустила в одиночестве. Приказала она слугам разыскать своих близких и позвать их в гости только с одним условием: они должны доказать своё родство.
И вот однажды со всех концов земли стали приезжать гости и доказывать царице, что они состоят с нею в родстве. Самой смелой оказалась пшеница.
"– Я такая же, как и ты, плод у меня зерновка, стебель – соломина, а уж о знатности моей и так всем известно"
"– А я хоть и по пояс в воде расту, но очень на тебя похож и внешне и внутренне. Посмотри внимательно и убедишься сама" - заявил рис. И тут все вместе заговорили: рожь, овёс, просо, и даже злой сорняк пырей – гроза полей тоже оказался родственником Кукурузы. Поняла Кукуруза, что есть у неё большая и крепкая семья и зовут эту семью Злаки.
В качестве иллюстрации к этой сказке используются таблицы и гербарии – портреты злаков.
Вопросы и задания.
Какие признаки в строении своих органов могли использовать гости кукурузы для доказательства своего родства с ней? При ответе на этот вопрос необходимо отметить и найти на таблицах и рисунках основные биологические особенности растений семейства злаковые: строение стебля, особенности строения листьев, цветка, соцветия.
Какие растения могут претендовать на роль родственников кукурузы? Учащимся предлагается рассмотреть гербарные экземпляры растений и выбрать из них растения семейства злаковые по внешним признакам.
Чем прославились растения этого семейства?
Семейство Бобовые
Как царь Горох загадки загадывал.
В огороде на грядке жил царь Горох. Родом он был из Индии и гор Афганистана, род его считался одним из самых древних на земле. Не боялся он ни холода, ни голода, только без воды не мог долго обойтись. Царь отличался силой, корни у него были мощные, и по секрету надо сказать, что на корнях тех хранилось несметное богатство в особых клубеньках, о которых он никому не рассказывал. Об этом секрете знали лишь родственники гороха, которые сами этим секретом владели. Очень боялся царь, что все узнают про тайну его рода и тогда пропадёт его сила и могущество.
Любил Горох хвалиться своими достоинствами – и цветками-мотыльками, и плодами – лопатками, только стебель у него был слабый и приходилось ему искать опору, цепляться за других. Вот поэтому – то царь и боялся за себя и хранил секрет своей силы и богатства.
Задания к сказке.
Как вы думаете, в чём особый секрет гороха и его родственников? Почему там, где растут бобовые растения, улучшаются условия почвенного питания других растений?
Рассмотрите гербарные экземпляры бобовых, их рисунки в учебнике и опишите их по плану: строение цветка (формула), плод и его название, корневая система, листья(жилкование, простые или сложные)
Моховидные. Зелёный мох кукушкин лён.
Лесной карлик.
В чаще леса, где сыро и влажно, жил один удивительный карлик. Был он небольшого роста, сверху зелёный, а снизу коричневый. Небольшой его стебелёк, густо усеянный узкими листочками, очень напоминал росток льна. За это его и прозвали кукушкин лён. Почему кукушкин? Да потому, что в чаще леса по соседству жила кукушка и наш карлик подолгу любил слушать её звонкое ку-ку и радовался тому, что кукушка обещала ему долгую жизнь.
В конце лета вырастала у него длинная тонкая ножка, на которой возвышалась особая коробочка. Эта коробочка прикрывалась до поры до времени колпачком, похожим на крохотную шляпку с полями. Приходило время и живые пылинки, созревавшие в этой коробочке, отправлялись в путешествие, попадали в подходящее место и прорастали. Так продолжался род карлика. Всё в жизни у него шло гладко, только вот не мог он понять, почему другие растения смотрели на него свысока и не хотели с ним общаться. Ты – не настоящее растение, у тебя даже и корней нет"- говорили они ему и смотрели на него свысока. Не мог с этим смириться кукушкин лён, обижался и постоянно доказывал, что он и его родственники – мхи являются настоящими растениями.
Задания:
Как вы думаете, мхи – настоящие высшие растения или нет?
Какие примитивные черты организации можно отметить у мхов?
Простейшие. Особенности организации.
Один день из жизни амёбы обыкновенной.
В мутной воде старого заброшенного пруда на самом дне жила амёба обыкновенная. Была она крошечная, едва заметная простым глазом, бесцветная и совсем неинтересная. Но она жила, питалась и даже размножалась.
В её маленьком водном царстве всё было просто и понятно. Все куда – то спешили, спасались от хищников, искали себе пищу, продолжали свой род. Так проходил день за днём.
И вот настал день, когда амёба решила изменить свою скучную жизнь и отправиться в путешествие. Сначала она основательно подкрепилась – вытянула свои ложноножки (псевдоподии) и захватила тех, кто был меньше и оказался неподалёку. Затем, не мешкая, отправилась в путь. Передвигалась она медленно, вытягивая свои ложноножки, и довольно скоро устала. Солнце светило ярко, дул лёгкий ветерок, и внезапно небольшая волна выбросила нашу путешественницу на берег. " Вот и пришёл мой последний час" - успела подумать амёба и заснула крепким сном.
Задания.
О каких процессах жизнедеятельности амёбы идёт речь в сказке?
Как вы думаете, какова дальнейшая судьба амёбы? Попробуйте дома дописать сказку.
Прочитайте по учебнику материал о цисте. Рассмотрите её на рисунке, объясните её значение в жизни амёбы.
6. Царство Грибы. Особенности организации, их роль в природе и жизни человека.
Как дружат деревья и грибы.
В молодом осиннике среди шума ещё не опавшей листвы однажды появился крепкий, яркий гриб. Был он настоящим красавцем: на толстой упругой ножке красовалась красная шляпка. Шло время, гриб подрастал и не успевал принимать от лесных жителей многочисленные комплименты. Наконец, он так зазнался, что перестал здороваться со своими соседками - молодыми осинками. Они казались ему уродливыми и скучными. Он говорил, что ему стыдно жить рядом с такими соседями. Не выдержали скромные осинки такой неблагодарности и решили проучить зазнайку. Перестали они его кормить, стал наш гриб на глазах таять, болеть и от его былой красоты не осталось и следа. Собрался он с силами и попросил прощения. Обещал, что никогда не обидит тех, кто помог ему вырасти. С тех пор так и живут они, помогая друг другу каждый по - своему.
Задания:
Какое биологическое явление описывается в этой сказке?
Перескажите содержание этой сказки, используя слова симбиоз, микориза, грибница.
7.Размножение и развитие насекомых.
Приключения майского жука.
Задание: найдите ошибки.
Однажды в осенний погожий день на поверхности почвы показался крупный майский жук, расправил все свои 4 крыла, пошевелил всеми своими 4-мя парами ножек и полетел. Встречный ветер обдавал прохладой, свежестью, и майский жук с удовольствием вдыхал лёгкими воздух.
Пролетев немного, он решил отдохнуть и перекусить. Майский жук очень любил сладкий сок цветущих растений, он расправил свой длинный хоботок и, найдя красивый цветок, стал лакомиться сладким нектаром.
Вдруг он увидел на земле какое-то уродливое, грязно-белое, неподвижное тело, которое слабо шевелилось. Присмотревшись, он заметил, что тело изогнуто в виде дуги, на большой голове 3 пары ног, а в задней части брюшка просвечивает что-то тёмное. Майский жук был очень любопытным. Подобравшись поближе, он решил заговорить с неведомым существом. Существо слабо пошевелилось, тяжело вздохнуло и стало с аппетитом поедать молодую травку.
"Кто ты?" - спросил майский жук.
"Я – твоя личинка" - ответила толстая уродина. "Осенью я появляюсь на свет и питаюсь молодой травкой, а через год я превращусь в такого - же майского жука, как и ты.
"Ну и ну"- подумал майский жук и полетел навстречу приключениям.
На уроках можно использовать и другие произведения искусства, применение которых целесообразно для формирования художественного потенциала: изобразительного искусства (пейзажи, работы художников-анималистов); музыкальные произведения.
Примеры произведений изобразительного искусства, которые соответствуют предмету "Биология"
Пейзажное искусство (альбомы репродукций):
Левитан И.И. "Озеро", "Сумерки", "Золотая осень", "Март", "Одуванчики", "Луг на опушке"
Шишкин И.А. "Лесные дали", "Утро в сосновом лесу", "Рожь", "Дубы", "Корабельная роща", "Первая зелень", "Полевые цветы"
Саврасов А.К. "Грачи прилетели" и др.
Рылов А.А. "Зеленый шум"
Куинджи А.И. "Березовая роща", "Пятна лунного света в лесу"
Грабарь И.Э. "День инея", "Белая зима", "Грачиные гнезда"
Васильев Ф.А. "Облака", "Перед дождем", "Осень. Болото в лесу"
Яблонская Т.Н. "Хлеб" и т.д.
Работы художников-анималистов:
Чарушин И. Иллюстрации животных в энциклопедиях.
Капустина Н. Серия открыток "Бабочки", "Жуки".
Мериан М.С. Иллюстрации в книгах Гофмана.
Музыкальные произведения:
Римский-Корсаков Н.А. "Сказка о царе Салтане".
Скрябин Н. "Поэма огня".
Чайковский П.И. "Вальс цветов" из балета "Щелкунчик", "Времена года", "Май. Белые ночи".
Ильин В. "В космическую даль".
"Звуки природы" (сборник).
"Колыбельная для кита"
Бетховен "Лунная соната".
Глинка М. "Жаворонок".
Зиринг В. "В лесу".
"Голоса птиц в природе" (серия грамзаписей, аудиозаписей).
Средства телевидения: телепередачи о природе Земли (домашние животные)

Многие могут сказать, что использование поэзии, рассказов, загадок, пословиц отвлекает учащихся от основного учебного материала. Но при тщательной подготовке к урокам, соблюдении меры эти приёмы помогают сделать уроки эмоциональными, впечатляющими, интересными, что способствует лучшему усвоению учебного материала.


Отбирая художественный материал, необходимо заботиться о том, чтобы он имел познавательную и эстетическую ценность, то есть  был таким, чтобы при анализе его, школьники могли приобретать знания о природе, выявлять закономерности и в то же время испытать эстетические чувства, связанные с художественно-образным познанием действительности.