Анализ работы по антикоррупционной деятельности в МБОУ «СОШ №3 с. Алхан-Кала Грозненского муниципального района Чеченской Республики имени Сатиной Е.П» 2016 год.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. АЛХАН-КАЛА ГРОЗНЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИМЕНИ САТИНОЙ Е.П.»
Анализ работы
по антикоррупционной деятельности
в МБОУ «СОШ №3 с. Алхан-Кала Грозненского муниципального района Чеченской Республики имени Сатиной Е.П» 2016 год.
Согласно Федеральному закону «О противодействии коррупции» понятие «противодействие коррупции» включает в себя профилактику коррупции, борьбу с коррупцией и ликвидацию последствий коррупционных правонарушений. Задачей школы, в первую очередь, является предупреждение (профилактика) коррупции, в том числе принятие мер по выявлению и последующему устранению ее причин. Важной составляющей в формировании антикоррупционного мировоззрения учащихся, педагогов и родителей является использование потенциала воспитательной работы в школе. Антикоррупционное воспитание в школе осуществляется как с использованием традиционных форм обучения, т.е. включение элементов антикоррупционного образования в общеобразовательные программы, так и нетрадиционных, таких как поощрение разного рода молодежных инициатив в дополнительном образовании: акции, круглые столы, диспуты и другие мероприятия. Учитывая, что основной целью антикоррупционного воспитания является формирование гражданского сознания, то наиболее благоприятное для его интеграции среда - социальные дисциплины: обществознание, история, литература. Понимая, что на современном этапе антикоррупционное воспитание - это не только антикоррупционное образование, а и информирование семей обучающихся, антикоррупционное воспитание в школе требует от наших учителей методического мастерства для воспитания ценностных установок и развития способностей и навыков, необходимых для формирования у старшеклассников гражданской позиции относительно коррупции. Поэтому нашей школе ведется постоянная работа в соответствии с планом на год. В течение года проходит информирование педагогического коллектива на производственном совещании, родителей на общешкольных и классных родительских собраниях, учащихся на классных часах и уроках по истории, праву, экономике о стратегии антикоррупционной политики, с целью систематизировать информацию об основных направлениях осуществления антикоррупционной политики в России, а также, в частности, в школе.
В рекреации 1 этажа имеется стенд по антикоррупционной деятельности и методические рекомендации по обеспечению соблюдения действующего законодательства, который периодически обновляется по мере поступления новых распоряжений и инструктивно-методических писем. Рабочая группа по антикоррупционной деятельности школы так же в течение года осуществляла контроль по проведению тематических целевых проверок на предмет выявления допускаемых нарушений в школе, где имеется коррупционный риск: при комплектовании 1-х, 5-х, при проведении аттестации учителей, распределении стимулирующего фонда. В течение года на уроках «Обществознание», «История» учителем – предметником формировалась правовая культура. На родительских собраниях родителей знакомили с работой школы по антикоррупции. В течение 2016 года в работе нашей школы по антикоррупционной направленности на уроках и внеклассных мероприятиях были использованы следующие учебные пособия: Амиров К.Ф. «Антикоррупционное и правовое воспитание»; Кириллова Л.Е. «Профилактика нарушений, связанных с проявлением коррупции в сфере образовательной деятельности»; Амирова Д.К. «Формирование антикоррупционной культуры у учащихся»; Сафронова И.В., Фокеева И.М. «Формирование антикоррупционной нравственно-правовой культуры». Все методические пособия использовались с целью способствования формированию в среде молодежи потенциальной готовности к реализации антикоррупционной модели поведения, раскрытия сущности антикоррупционной культуры и ее особенностей, вопросов развития Российского и международного антикоррупционного законодательства.
В течение года проводились конкурсы плакатов «Коррупции – нет!», «Коррупция глазами детей» и др. Так же ежегодно проводятся мероприятия к «Международному дню борьбы с коррупцией» согласно отдельному плану.
Регулярное обновление информации о реализации плана мероприятий по противодействию коррупции на школьном сайте. В течение года проходили встречи с представителями ПДН, прокуратуры, правоохранительных органов. Таким образом, в школе ведется разъяснительная работа среди родительской общественности, работников ОУ, всех учащихся по антикоррупционной тематике. Результатом проведенной работы стало: ознакомление учащихся с понятиями коррупция и антикоррупция, учащиеся получили знания о том, куда и как нужно обращаться в том случае, если они столкнулись с коррупцией. Учащиеся на классных часах показали свое знание закона и пришли к выводу, что коррупция – это действительно угроза для общества и государства.
Антикоррупционные мероприятия за 2016 год:
№ Участники
образовательных
отношений
Наименование мероприятий
Цели, результаты
1 Учащиеся 1-9
классов
Конкурс рисунков и
плакатов.
Развитие творческих способностей учащихся,
привлечение к данной проблеме.
Конкурс рисунков «Коррупции – нет!»
6-9 класс (грамота классу)
Конкурс «Коррупция глазами детей» 1-9 класс
Конкурс плакатов «Коррупция это…» 5-9 класс (грамота классу)
Конкурс рисунков «Мы против коррупции!» 5-9 класс (грамота классу).
Учащиеся 7-9 классов
Профилактические беседы с
привлечением работников
правоохранительных
органов, инспектора
комиссии по делам
несовершеннолетних,
классные часы,
профилактические акции. Ознакомление учащихся с понятием коррупции в нашей стране, о ее вреде и торможению развития страны и общества. Формирование компетентности в решении жизненных задач по существующим нормам и правилам.
3 Учащиеся 1-9
классов
Открытые уроки,
библиотечные уроки,
книжные выставки, классные
часы, диспуты,
Ознакомление учащихся с причинами зарождения коррупции и как с ней бороться, социологический опрос. Выяснить отношение учащихся к коррупции по результатам опроса «Отношение учащихся школы к явлениям коррупции». Библиотечный урок «Про взятку» и выставка книг в библиотеке «Нет коррупции!»
позволили расширить знания людей в области литературы о правах людей.
Классные часы:
- Мои права (1класс).
- Я- гражданин (2класс).
- Потребности и желания (3класс).
- Источники и причины коррупции (4 класс).
- Гражданское общество и борьба с коррупцией (5 класс).
-Учащиеся против коррупции (6класс).
-Условия эффективного противодействия коррупции (7класс).
Тематические классные часы, посвященные вопросам коррупции в государстве:
-Почему в России терпимое отношение к коррупции (8-9 классы)
- Коррупция как многоплановое явление (экономическое, политическое, социальное, культурное и пр.) и пути противодействия ей;
- Коррупция в мировой истории;
- История противодействия коррупции в России;
- Опыт международной борьбы с коррупцией;
- Международные организации по противодействию коррупции (ГРЕКО, ОЭСР, ТИ и др.);
- Социально-экономические и политические последствия коррупции;
- Гражданское общество в борьбе с коррупцией: история и современность;
- Я знаю свои права (меры противодействия различным проявлениям коррупции);
- Художественные образы взяточников и мздоимцев в литературе и искусстве;
- Народный фольклор о взяточничестве и мздоимстве;
- Взятка – средство «легкого» решения вопроса или преступление?..;
- Возможно, ли победить коррупцию?
Конкурсная творческая работа (сочинение, эссе, рисунки) среди обучающихся 7-11 классов на темы:
«Если бы я стал президентом», «Как бороться со взятками», «Легко ли всегда быть честным?»
Формирование системной учебной работы по Формированию антикоррупционного мировоззрения в средней школе на уроках:
6 класс – уроки в курсе обществознания по темам: «Социальная сфера жизнедеятельности общества», «Правила и нормы поведения
человека в обществе», «Семья», «Государство и граждане», «Мораль».
7 класс - уроки в курсе
обществознания по темам:
«Подросток как гражданин», «Права и обязанности подростка», «Человек и закон», «Человек и экономика»
8 класс - уроки в курсе обществознания по темам: «Право на образование», «Личность и общество», «Роль государства в экономике», «Потребности человека», «Социализация и воспитание»
9 класс - уроки в курсе обществознания по темам: «Государство. Государство и человек: конфликт интересов», «Выборы. Требования к человеку, облеченному властью», «Закон и необходимость его соблюдения. Правовое государство», «Как решить проблему коррупции.
Законодательная власть.», «Судебная власть», «Права человека», «Права ребенка», «Защита прав человека», «Преступление».
4. Родители учащихся,
педагогический
коллектив Родительские собрания, встречи с администрацией,
всеобучи, заседания
методических объединений
школы, информационные
совещания.
Обсуждение проблемы коррупции в стране, знакомство с антикоррупционным законодательством, защита прав учащихся и их интересов, анализ исполнения плана мероприятий противодействия коррупции в школе. Родительское собрание на тему: «Защита законных интересов несовершеннолетних от угроз, связанных с коррупцией». Заседание ШМО классных руководителей «Работа классного руководителя по формированию антикоррупционного мировоззрения обучающихся». Круглый стол с участием
администрации школы и родительской общественности по вопросу «Коррупция и
антикоррупционная политика школы».
9 декабря в школе прошла информационная линейка «День борьбы с коррупцией!». В рамках мероприятий «Недели антикоррупционных инициатив» в мае прошёл конкурс творческих работ учащихся по вопросам противодействия коррупции «Возможно, ли победить коррупцию?» среди учащихся 5-6 класса. В рамках конкурса ребятам напомнили, что такое коррупция, историю возникновения коррупции в России и формы борьбы с ней. Ребята поделились своим мнением, о том, что можно предпринять против взятничества в стране, против коррупционеров. После проведённой дискуссии по данному вопросу, учащиеся написали сочинения, в которых попробовали ответить на вопрос «Возможно, ли победить коррупцию?». Основная идея всех сочинений заключалась в том, что в любых обстоятельствах мы должны оставаться людьми, только общими усилиями можно победить это зло, а для этого мы должны хорошо знать свои права и обязанности. Также учащиеся приняли участие в круглом столе «Взятка – средство «лёгкого» решения вопроса или преступление?», основная задача которого заключалась в выявлении причины коррупции. Учащиеся прослушали сочинение- размышление ученицы 9 класса о том, что такое взятка. Затем обсудили вопросы обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов, учащихся от коррупции, о роли средств массовой информации, общественных объединений в пропаганде и реализации государственной антикоррупционной политики, о мерах по антикоррупции в широких слоях населения и в политике государства. Учитель напомнил историю возникновения коррупции, её проявление в различные эпохи истории нашего государства. Совместно с учителем ребята обсудили статью 575 «Запрещение дарения» Гражданского кодекса РФ и статьи УК РФ. Прослушав историю появления «Памятника апельсину» в Одессе, ребята попробовали ответить на проблемный вопрос круглого стола «Взятка – средство «лёгкого» решения вопроса или преступление?». В заключении был сделан вывод о том, что взятка – это преступление, что будущее страны в наших руках, и борьба с коррупцией начинается со знания законов, пропагандистской и образовательной деятельности среди граждан.
Основная задача, которой была направлена на формирование антикоррупционного сознания обучающихся, негативного отношения к коррупции.
Ребята узнали, что 9 декабря отмечаются праздники: «День Героев Отечества» и «Международный день борьбы с коррупцией». Учащиеся познакомились с историей происхождения этих праздников. Старшая вожатая Кузьмина Н.Ф. напомнила учащимся о том, что обозначает понятие «коррупция», причины зарождения коррупции в мире, её огромный вред для развития экономики государств. Ребятам объяснили в доступной форме, что коррупция является крупнейшим препятствием экономическому росту и развитию, способным поставить под угрозу любые положительные преобразования в государствах, и процесс борьбы с коррупцией в Российской Федерации и на мировом уровне. С чем все присутствующие единогласно согласились.
10 декабря с целью антикоррупционного воспитания в 5-7 классах организовано проведение классных часов на тему: «НЕТ – коррупции!». В 7 классе прошёл классный час на тему: «Литературные герои против коррупции». Цели мероприятия: расширить представления детей о коррупции как общественном явлении, отраженном в литературных произведениях; сформировать у учащихся представление о коррупции в России в разные исторические эпохи; воспитывать негативное отношение к такому явлению, как коррупция; желание бороться с ним. В начале мероприятия проводилась беседа – презентация на тему: «Коррупция в России», в ходе которой учащиеся раскрыли смысл и связали с темой коррупции сюжет представленного в презентации слайда с изображением русского богатыря, сражающегося с трехголовым змеем, затем разобрали пословицы и высказывания писателей о взятке. Далее учащиеся прочитали и обсудили литературные произведения: И.А. Крылов басня «Лисица и сурок», Н.А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда», В.В. Маяковский «Внимательное отношение к взяточникам». Кроме этого классный руководитель представил на обсуждение стихи Н Ермолаева, Л. Серого, В. Символокова о взятках и коррупции. В завершение классного часа учащиеся предложили меры борьбы с коррупцией через литературу и ИНТЕРНЕТ. В 5 классе прошло мероприятие на тему: «Тайна слова «коррупция». Целью данного мероприятия стала пропаганда и формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения; привитие антикоррупционных навыков, воспитание честности, порядочности. Шимаева Э.А. провела классный час в форме игры, что позволило учащимся сделать самостоятельные выводы о том, что такое коррупция и каковы причины её появления. Ребятам игра очень понравилась. В конце мероприятия они ответили на ряд вопросов о целесообразности борьбы с коррупцией.
Учащиеся 6 класса также на классном часе обсуждали, что такое коррупция, формы борьбы с коррупцией в России и мире. Цели классного часа были следующими: просвещение, пропаганда и формирование у обучающихся антикоррупционного мировоззрения; содействие взаимодействию с органами государственной власти, с физическими и юридическими лицами по вопросам реализации антикоррупционной политики. Были рассмотрены различные виды коррупции, поскольку формы злоупотребления служебным положением многообразны. В ходе проведения классного часа был проведен тренинг, когда из группы учащихся класса выбираются три человека – капитаны, которые по одному набирают себе команду, пока вся группа не будет поделена на три части. Каждой команде дается индивидуальное задание: Обыграть три ситуации и разыграть сценки, соблюдая все полученные знания по антикоррупционной политике. В конце учащимися был сделан вывод о том, что коррупция — это улица с двухсторонним движением. Если есть те, кто берет, то обязательно есть те, кто дает. Бороться необходимо на всех направлениях. Учащиеся начальных классов в этот день познакомились с презентациями о коррупции, для них были проведены беседы на тему: «Без коррупции с детства», ребята познакомились с явлением коррупции: сутью, причинами, последствиями. Беседы были направлены на воспитание нетерпимости у учащихся к проявлениям коррупции. После просмотра презентации, ребята отвечали на вопросы учителя, а затем нарисовали рисунки о коррупции. В ходе бесед учащиеся осознали, что взятки, вымогательство – это преступление!
Так же учащиеся нашей школы приняли участие в круглом столе на тему: «Я человеком быть обязан». В наше бешеное время человек и человечество теряют свое лицо в погоне за удовольствиями и наживой. Отовсюду в нашем обществе слышны разговоры о росте цен и понижении уровня жизни населения, наркотик телевизионного экрана притупляет свежесть чувств и ощущение неповторимости собственной жизни, обостряет остроту погони за благами и жажду владеть всем. За всем этим мы разучились жалеть людей, зверей, природу. Наше общество превратилось в удивительно бездуховное объединение людей, утеряло практически все нравственные ценности, и в первую очередь совестливость, порядочность, сострадание, жалость к слабым, обездоленным, беззащитным. Проблема возрождения духовности в нашем обществе ставится сейчас очень остро. В рамках круглого стола у учащихся появилась возможность порассуждать о том, почему мир не может справиться с коррупцией, высказать свои мысли о том, что движет людей к совершению преступления. Ребята вспомнили примеры из истории, о фактах проявления коррупции, предложили свои способы борьбы с ней. Завершился круглый стол словами: «Народ за свою историю отобрал и сохранил, возвел в степень умножения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту. Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами: уверуй, что все было не зря: наши песни и сказки (учат нас доброте), наши неимоверной тяжести победы. Мы умели жить. Помни это! Будь ЧЕЛОВЕКОМ!», которые зачитала педагог-организатор Чалбаева М.Д.
11 декабря прошёл круглый стол с участием администрации школы и родительской общественности по вопросу «Коррупция и антикоррупционная политика школы» в рамках заседания родительского комитета. На заседании Родительского комитета была проведена беседа с родителями на тему: «Защита законных интересов несовершеннолетних от угроз, связанных с коррупцией». Социальный педагог выступил перед родителями с итогами работы по формированию антикоррупционного воспитания в школе за сентябрь-ноябрь 2016 года, познакомил с основными правовыми положениями, связанными с защитой несовершеннолетних от угроз, связанных с коррупцией. Родители высказали своё мнение по отношению к проявлениям коррупции в обществе и об эффективности борьбы с ней в нашей стране. Было принято решение, что необходимо проводить правовое просвещение детей, чтобы они могли защитить свои права, столкнувшись с коррупцией.
В рекреации 2 этажа 11 декабря была оформлена выставка работ учащихся, принявших участие в конкурсе «Коррупция это…». В рисунках, представленных на выставке, учащиеся передали своё негативное отношение к такому злу, как коррупция. Все ребята подошли к выполнению задачи с полным пониманием проблемы и изобразили в своих рисунках разнообразные формы проявления коррупции и методы борьбы с ней. В течение года обсуждались следующие темы: «Партийная коррупция», «Молодежь и коррупция», «Коррупция как способ борьбы за власть», «Роль гражданского общества в противодействии коррупции» и др. На уроках обществознания учителем Солсаевой С.С., а также директором школы Солсаевым А.Х. проводилась профилактическая работа, отрабатывались понятия и нравственные категории: соблюдение закона, честность и честь незапятнанная репутация, развивать умение рассуждать и критически мыслить, формировалось у учащихся представление о том, что такое коррупция, учащиеся знакомились с причинами возникновения коррупции, узнавали, какие меры принимаются правительством по борьбе с ней, как молодежь может помочь в борьбе с коррупцией. На мероприятиях в форме диспутов и круглых столов, проводимых заместителем директора по ВР Солсаевой С.С. строилась работа по формированию у учащихся собственного мнения и позиции по отношению к этому вопросу.
Таким образом, основная цель мероприятий - воспитание ценностных установок и развития способностей и навыков, необходимых для формирования у гражданской позиции относительно коррупции – была реализована в полном объеме. Необходимый минимум знаний и правил поведения учащиеся получили. Информация о проведённых мероприятиях отражалась на сайте школы. Были реализованы предложения по итогам прошлого учебного года: больше использовали во время уроков и мероприятий интерактивные формы проведения занятий (ролевые игры, дискуссии, диспуты, викторины и т.п.); отслеживалась работа администрации школы по антикоррупции в школе, проведены родительские собрания с целью разъяснения политики школы в отношении коррупции, встречи с представителями правоохранительных органов, Администрации района и сельского поселения.
Выводы: В течение 2016 года антикоррупционное образование в школе осуществлялось с использованием традиционных форм обучения, т.е. включение элементов антикоррупционного образования в общеобразовательные программы. Основная цель антикоррупционного образования - воспитание ценностных установок и развития способностей и навыков, необходимых для формирования у учащихся гражданской позиции относительно коррупции. В декабре прошли мероприятия, приуроченные Международному Дню борьбы с коррупцией. Неделя началась с конкурса рисунков «Коррупция это…». Цель конкурса – формирование антикоррупционного мировоззрения обучающихся. С учащимися 1 класса была проведена беседа, на которой ребята узнали, что такое взятка, вспомнили сказки, где добро побеждает зло. Затем, вооружившись акварелью, гуашью, цветными карандашами принялись рисовать, в своих рисунках ребята попробовали передать своё представление о коррупции, взятках.
Предложения:
- Продолжить работу по вопросу противодействия коррупции через родительские собрания и сайт школы;
- Активизировать взаимодействие с родителями, общественными организациями, другими институтами гражданского общества по вопросам антикоррупционной пропаганды;
- Продолжить формирование системы обучения и воспитания учащихся по антикоррупционному воспитанию на уроках обществознания, истории, литературы и при проведении внеурочных мероприятий.
Цель: Создание и внедрение организационно-правовых механизмов, нравственно-психологической атмосферы, направленных на эффективную профилактику коррупции в школе.
Задачи:
- разработка мер, направленных на обеспечение прозрачности действий ответственных лиц в условиях коррупционной ситуации;
- совершенствование методов обучения и воспитания детей нравственным нормам, составляющим основу личности, устойчивой против коррупции;
- разработка и внедрение организационно-правовых механизмов, снимающих возможность коррупционных действий;
- содействие реализации прав граждан и организаций на доступ к информации о фактах коррупции и коррупциоогенных факторов, а также на их в свободное освещение в средствах массовой информации
Ожидаемые результаты реализации Плана:
- повышение эффективности управления, качества и доступности, предоставляемых образовательных и медицинских услуг;
- укрепление доверия граждан к деятельности администрации школы.
Контроль за реализацией Плана в МБОУ «СОШ №3 с. Алхан-Кала Грозненского муниципального района Чеченской Республики имени Сатиной Е.П.» осуществляется директором школы и членами Рабочей группы по предупреждению коррупционных проявлений.
Зам. дир. по ВР _____________ С.С. Солсаева