Разработка открытого урока по специальности классическая гитара на тему К вопросу о начальной подготовке в классе классической шестиструнной гитары

ГУ «Гимназия № 21 акимата города Рудного»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
Тема: «К вопросу о начальной подготовке
в классе классической шестиструнной гитары»
Преподаватель: Гунько М.Ю.
Учащийся: Марьин Даниил
2014 г.
30.01.2014г. Предмет – «Классическая гитара», учитель – Гунько М.Ю.
Тема: «К вопросу о начальной подготовке в классе классической шестиструнной гитары»
Цель: Развитие у учащегося его природных музыкальных способностей
Задачи: 1) работа над формированием у ученика слуховой – двигательной координации; 2) развитие навыков игры в ансамбле.
Вступительное слово:
Учитель: Добрый день, уважаемые коллеги. Сейчас вашему вниманию мы предоставим открытый урок на тему «К вопросу о начальной подготовке в классе классической шестиструнной гитары», т.е. сегодня мы поговорим о начальном этапе обучения. Так как в данный период, когда ученик только пришел учиться в музыкальную школу, возникает не один, а множество вопросов, показать работу над всеми на одном уроке – сложная задача, поэтому сегодня мы заострим внимание на одном, пожалуй одном из самых важных моменте. Следует немного пояснить смысл сегодняшней темы.
Каждый ребенок, когда приходит учиться в музыкальную школу, имеет свои определенные природные музыкальные способности, т.е. данные. К ним относятся: слух, чувство ритма, музыкальная память, у некоторых способности интонировать голосом и др. Плюс ко всему каждый имеет свои физиологические особенности, что называется антропометрия, т.е. рост, вес, телосложение, размер кистей, подвижность пальцев и т.д. И конечно же у каждого ученика природные музыкальные способности находятся на его индивидуальном уровне. Но тем не менее, очень важно, чтобы природные музыкальные способности ученика с первого же урока получали определенное развитие. Каждый педагог эту задачу решает по своему, применяя в своей работе различные методики и способы. Плюс ко всему, каждая специальность имеет свою специфику и сегодня на уроке наша задача продемонстрировать, как можно развивать природные музыкальные способности ребенка, когда он приходить учиться на специальность «Классическая гитара».
Сегодня мы будем работать по методике российского гитариста, композитора, аранжировщика, педагога – Александра Иосифовича Виницкого. Надо сказать, что в методической литературе, связанной с классической гитарой, вопрос развития природных способностей ученика освещен недостаточно, в то время как в методике А. Виницкого этот вопрос является основным. В ней четко сформулированы задачи, которые учитель должен ставить перед учеником на начальном этапе обучения, а самое главное - способы их решения. И сегодня на уроке мы попытаемся продемонстрировать некоторые основные моменты данной методике.
Ход урока:
Учитель: Давайте представим, что ученик первый раз пришел на занятия к преподавателю. Мы начинаем, естественно, с посадки и постановки рук.
Посадка и постановка рук.
Учитель: Ноги устойчиво стоят на полу, левая нога находится на подставке высотой 10 – 15 см, гитара ложится на левую ногу, правая нога отодвигается в сторону, гриф гитары должен находиться примерно на уровне головы. Так как левая рука пока не играет, её можно положить на часть корпуса возле грифа.
Правая рука.
Учитель: Правая рука устанавливается на гитару примерно серединой предплечья на самую высокую точку корпуса. Большой палец нужно поставить на шестую струну. Запястье должно быть поставлено таким образом, чтобы не было изломов, оно должно являться естественным продолжением предплечья. Так же запястье не должно касаться деки, и в то же время не должно быть слишком далеко от неё, опять же примерно одна линия. Такая постановка правой руки, когда пальцы располагаются не перпендикулярно струнам, а немного под углом, даёт более плотный тон .
Учитель демонстрирует на инструменте различия в звуке.
Учитель: И сейчас можно дать ученику следующее задание. Даниил, поиграй, пожалуйста, на первой струне указательным и средним пальцами, опираясь на вторую.
Ученик играет.
Учитель: На данном этапе мы формируем правильную работу правой руки. Главное, чтобы у пальцев правой руки вырабатывалось чувство постановки на струну перед звукоизвлечением. Автоматизм при постановке на струну даёт надёжность, предсказуемость и полностью контролируемый звук как по силе звучания, так и по характеру. Внимание ученика должно быть сосредоточено на том, чтобы почувствовать упругость струны, а не только на том, чтобы «дёргать» её как попало, чтобы просто услышать звук. Как только мы зафиксируем момент, что ученик уверенно «ставит» палец на струну, можно переходить к следующему заданию.
Ученик прерывает игру.
Учитель: Даниил, сейчас сделаем следующее. Указательным пальцем играем по одной ноте на четыре счёта сначала на 1-ой струне, а затем на 2-ой и на 3-ей. Вот так.
Учитель показывает.
Учитель: Попробуем вместе, в унисон.
Учитель и ученик играют вместе.
Учитель: Сейчас нужно сконцентрироваться на выполнении только двух простых задач. Следить за правильной работой правой руки и метрической устойчивостью исполнения данного упражнения. Могут появляться незначительные ошибки, могут звучать соседние струны, появляться нечёткие звуки и др. Не стоит заострять на них внимание. Мы должны вести ученика вперёд. Сейчас мы формируем ритмическую устойчивость у ребёнка, он должен научиться встраиваться в метр.
Учитель и ученик продолжают играть.
Учитель: Спасибо, Даниил.
Ученик прерывает игру.
Учитель: И сейчас мы увидим, как элементарная, механическая игра превратится в пьесу. Даниил, ты играешь так же, по одной ноте на четыре счёта на первых трёх струнах.
Учитель и ученик играют «Этюд № 1» А. Виницкого.
Учитель: Спасибо, Даниил. Мы взяли несложный гармонический оборот и дали ученику определённые ритмические рамки, в которых он уже начинает осваиваться, существовать в музыкальной структуре.
Даниил, теперь играем по две ноты на четыре счёта.
Учитель и ученик играют «Этюд № 2» А. Виницкого.
Учитель: Спасибо. Ученик может делать мелкие ошибки, но на них не нужно обращать внимания. Нужно сконцентрироваться на двух задачах: правильная работа правой руки и ритмическая устойчивость. Здесь же формируется устойчивая психологическая ситуация, когда ученик не боится ошибки.
Даниил, теперь играем по четыре ноты на четыре счёта.
Учитель и ученик играют «Этюд № 3» А. Виницкого.
Учитель: Спасибо. Мы сыграли этот этюд в стиле Босса Нова. Теперь сыграем четыре ноты на четыре счёта в другом стиле.
Учитель и ученик играют «Этюд № 4» А. Виницкого. (Стиль Латино).
Учитель: Спасибо. Теперь играем по восемь нот на четыре счёта. Задача сложная, здесь много звуков. Даниил, старайся не подсчитывать ноты, а ориентироваться при игре на свои ощущения.
Учитель и ученик играют «Этюд № 5» А. Виницкого.
Учитель: Спасибо. Мы видим, что с первого же урока ученик находится в музыкальной структуре. У него начинают развиваться ощущения чётности периода, фразы, затакта, разрешения аккордов, притяжения тоники и др. Он ещё может не понимать как это выглядит в музыкальной терминологии, как это пишется в нотном тексте, но все эти моменты он начинает ощущать, а это очень важно. Это и есть развитие природных музыкальных способностей ученика. Мы формируем слуховую - двигательную координацию, а не визуально – двигательную, как при изучении нотного текста.
Даниил, теперь поиграем с листа. Здесь будут комбинироваться ноты разной длительности.
Учитель и ученик играют «Этюд № 6» А. Виницкого.
Учитель: Спасибо. При чтении с листа задачи остаются те же самые. Ученик должен играть не выбиваясь из ритма и следить за пальцами правой руки.
Даниил, сыграем следующую пьесу.
Учитель и ученик играют «Этюд № 7» А. Виницкого.
Учитель: Спасибо. Теперь работаем над большим пальцем правой руки. Указательный, средний и безымянный пальцы ставим на первые три струны и граем большим пальцем по две ноты на четыре счёта на 6-ой, 5-ой и 4-ой струнах.
Учитель и ученик играют «Этюд № 15» А. Виницкого.
Учитель: Хорошо. Сыграем следующую пьесу.
Учитель и ученик играют «Этюд № 16» А. Виницкого.
Учитель: Спасибо. Теперь подключаем левую руку. Ставим руку на гриф, следим за тем, чтобы большой палец не выглядывал из-за грифа и не прогибался в суставе.
Учитель и ученик играют «Мелодия № 1» А. Виницкого.
Учитель: Хорошо. На данном этапе ученик начинает изучать расположение нот в первой позиции. Учится читать с листа.
Даниил, сыграем следующую пьесу.
Учитель и ученик играют «Мелодия № 2» А. Виницкого.
Учитель: Спасибо. Хорошо, попробуем сыграть более сложную пьесу.
Учитель и ученик играют «Мелодия № 3» А. Виницкого.
Учитель: Хорошо, Даниил. Теперь поиграем на 2-ой струне.
Учитель и ученик играют «Мелодия № 4» А. Виницкого.
Учитель: Спасибо, Даниил. Задачи остаются те же самые: правильная работа рук и метрическая устойчивость в исполнении пьес. Продолжаем.
Учитель и ученик играют «Мелодия № 5» А. Виницкого.
Учитель: Хорошо. Теперь сыграем белее сложную пьесу.
Учитель и ученик играют «Мелодия № 6» А. Виницкого.
Учитель: Спасибо. Сейчас обратим внимание на важный момент, связанный с левой рукой.
Даниил, давай сыграем вот эту пьесу.
Учитель и ученик играют «Хроматический этюд № 1» А. Виницкого.
Учитель: Хорошо, Даниил. Здесь нужно следить за тем, чтобы пальцы оставались на грифе и не поднимались, пока хроматическая гамма не будет идти вниз. Это нужно для стабилизации работы левой руки.
Даниил, сыграем ещё пьесу.
Учитель и ученик играют «Хроматический этюд № 3» А. Виницкого.
Учитель: Спасибо.
Даниил, сыграем гамму До мажор в V-ой позиции.
Учитель и ученик играют гамму До мажор с аккомпанементом.
Учитель: Спасибо, Даниил. Мы продемонстрировали, как можно заниматься по методике А. Виницкого. Главная её идея заключается в том, что ученик должен играть музыку с первых уроков. Ещё не зная музыкальной терминологии, ориентируясь на свои ощущения, он развивает свои природные музыкальные способности, формирует слуховую - двигательную координацию, что поможет ему в дальнейшем расти как музыканту.
Даниил, на прошлом уроке тебе было дано домашнее задание выучить «Вальс Ф. Карулли». Ты выполнил задание?
Ученик: Да.
Учитель: Хорошо. Сыграй, пожалуйста, эту пьесу.
Ученик играет «Вальс Ф. Карулли».
Учитель: Хорошо. Теперь давай поработает над динамическими нюансами этой пьесы. Какие ты знаешь динамические нюансы?
Ученик: «форте» – громко, «пиано» – тихо, «меццо–форте» – не очень громко.
Учитель: Достаточно. Теперь попробуй сыграть следующим образом: начни играть пьесу с нюанса «форте», затем через четыре такта сыграй «пиано», таким образом продолжай чередовать динамические оттенки через каждые четыре такта. Чтобы сыграть нюанс «форте» ты должен переместить правую руку ближе подставке, чтобы сыграть «пиано» перемещай руку ближе к грифу.
Ученик пробует играть пьесу с применением динамических нюансов.
Учитель: Спасибо. Даниил, домашнее задание будет следующим: отрабатывай применение динамических оттенков при исполнении этой пьесы. Задание понятно?
Ученик: Да.
Учитель: Хорошо. На этом урок окончен.
Самоанализ: Целью моего урока было развитие природных способностей ученика, и работая по методике А. Виницкого, я стараюсь решать данный вопрос. Я считаю, что очень важно для ученика с первых уроков находиться в музыкальной структуре. Это позволяет ему развивать слух, чувство ритма, музыкальную память, ощущение метрической устойчивости, а так же позволяет избегать чувство страха перед ошибкой. Плюс ко всему работа по методике А. Виницкого хорошо развивает игровой аппарат учеников. И ещё важным моментом является вопрос мотивации учащегося к обучению. Играя музыку с первых уроков у ученика появляется желание заниматься на инструменте, что положительным образом сказывается на его развитии. Я считаю, что цели и задачи урока выполнены.
30.01.2014





 13