Приложение (сценарий) к презентации о Пастернаке


Сценарий литературной композиции, посвящённой 125-летию Б. Пастернака
«Никого не будет в доме» - песняВед: 2015 год в России объявлен годом литературы. 2015 год – 125-летия Бориса Пастернака, поэта, переводчика, лауреата Нобелевской премии.

По всей земле мело. Свет прятался во мраке,
Лишь теплился свечи огарок бледный.
В церквушке за углом молился инок бедный.
Февраль. Десятый день. Родился Пастернак.
И в ливнях, и в снегах – какой-то тайный знак,
И в том, как в мир приходим мы и умираем,
И что такое Ад, а что назвали Раем,-
Об этом нам поведал Пастернак.
Вед: Этому замечательному человеку 11-а и посвящает своё выступление.
Вед: На протяжении всей неимоверно трудной и блистательной жизни поэт никогда не поступался своими взглядами, сформированными в юности.
Вед: «Терять в жизни более необходимо, чем приобретать. Зерно не даст всхода, если не умрёт»,- таков его девиз.
Вед: Он обладал уникальной внешностью. Марина Цветаева писала о нём так: «Что-то в лице его и от араба, и от его коня: настороженность, вслушивание, - и вот-вот… Полнейшая готовность к бегу. Громадная, тоже конская, дикая и робкая робость глаз (не глаз, а око)».
633857010284001
001
Вед: Даты жизни поэта – 10 февраля 1890 – 30 мая 1960 года. Семьдесят лет. Много это или мало? Жизнь Пастернака могла бы вместить несколько жизней: столько в ней было разочарований, радостей, невзгод и печалей. Но февраль для него навсегда главный и любимый месяц.
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд, когда грохочущая слякоть
Весною чёрною горит.
Достать пролётку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез крик колёс,
Перенестись туда, где ливень
Ещё шумней чернил и слёз.
Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
Под ней проталины чернеют
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
Вед: В 1900 году Борису Пастернаку исполнилось десять лет. Этот год особенно памятен тем, что дом на Мясницкой, где жили Пастернаки – Леонид Иосифович, художник, преподаватель художественного училища ваяния и зодчества, и Розалия Исидоровна, знаменитая в те времена пианистка, - приехал сам Александр Николаевич Скрябин, великий композитор и музыкант. Юный Пастернак был ещё далёк от изящной словесности: он писал музыку, прекрасно играл на фортепиано, импровизировал.
Вед: Пройдут годы, за спиной будет классическая гимназия, философское отделение историко-филологического факультета Московского университета.
Вед: Потом будет Марбург, где летом 1912 года Борис Пастернак изучал философию. Улицу Гиссельбергерштрассе, на которой расположен дом, где учился Пастернак, по распоряжению магистрата рода Марбург носит сейчас название Пастернакштрассе.
63392541366722
002
Вед: Вернувшись из Марбурга в Москву, Пастернак обрывает занятия музыкой и философией, всё его время поглощает поэзия. К стихам Пастернака необходимо привыкать. Они чрезвычайно насыщены метафорами, в них нарушены логические связи, а предмет повествования иногда даже не называется.

Во всём мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протёкших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья,
О, если бы я только мог
Хотя б отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти,
О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.
Я вывел бы её закон,
63492531149353
003
Её начало,
И повторял её имён
Инициалы.
Я б разбирал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок.
Цвели бы липы в ней подряд,
Гуськом, в затылок.
В стихи б я внёс дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.
Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.
Достигнутого торжества
Игра и мука –
Натянутая тетива
Тугого лука.
Вед: Мы не можем рассказать о всей жизни Бориса Пастернака, поговорим лишь об отдельных эпизодах. Вот, например, его дружба с поэтессой Мариной Цветаевой.

638321512491434
004
Вед: Вспоминает Б. Пастернак: «Весной 1922 года я в Москве купил маленькую книжечку «Вёрсты». Меня сразу покорило лирическое могущество цветаевской формы. Я написал Цветаевой в Прагу письмо… Она ответила мне. Между нами завязалась переписка. Мы подружились. Цветаева была женщиной с деятельной мужской душой, решительной, воинствующей, неукротимой».
М. Цветаева:
В мире, где всяк
Сгорблен и взмылен
Знаю – один
Мне равносилен.
В мире, где столь
Многого хочешь,
Знаю – один
Мне равномощен.
В мире, где всё –
Плесень и плюш,
Знаю: один
Ты равносущ мне.
Моему брату в пятом времени года, шестом чувстве и четвёртом измерении—Борису Пастернаку.

Вед: Два человека – он и она- равновозрастных, равномощных во врождённом поэтическом даровании, равноязыких, живущих в одно и то же время, обретают друг друга лишь в непоправимой разлуке, лишь в письмах, стихах, как в самом крепком из земных объятий.
Пастернак: «В неё надо было вчитываться. Когда я это сделал, я ахнул от открывшейся мне бездны чистоты и силы. Ничего подобного нигде кругом не существовало…»
Цветаева: «Ничья хвала и ничьё признание мне не нужны, кроме вашего. О, не бойтесь своих безмерных слов, их вина в том, что они ещё слова, то есть не могут быть ещё только чувствами».
63392058781565
005
Пастернак: «Марина, золотой мой друг, изумительное, сверхъестественное, родное предназначение, утренняя дымящаяся моя душа! Какие удивительные стихи вы пишете! Вообще вы возмутительно большой поэт!»
Цветаева:
Рас-стояние: вёрсты, мили…
Нас рас-ставили, рас-садили,
Чтобы тихо себя вели
По двум разным концам земли.
Рас-стояния: вёрсты, дали…
Нас расклеили, распаяли,
В две руки развели, распяв,
И не знали, что это - сплав
Вдохновений и сухожилий…
Не рассорили, рассорили,
Расслоили… Стена да ров.
Расселили нас как орлов –
Заговорщиков: вёрсты, дали…
Не расстроили – растеряли.
По трущобам земных широт
Рассовали нас, как сирот.
Который уж – ну который –март?!
Разбили нас – как колоду карт.
635055822429256
006
Песня:Мне нравится, что вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не вами, Что никогда тяжёлый шар земной Не уплывёт под нашими ногами. Мне нравится, что можно быть смешной – Распущенной – и не играть словами, И не краснеть удушливой волной, Слегка соприкоснувшись рукавами.
Мне нравится ещё, что вы при мне Спокойно обнимаете другую, Не прочите мне в адовом огне Гореть за то, что я не вас целую. Что имя нежное моё, мой нежный, не Упоминаете ни днём, ни ночью – всуе… Что никогда в церковной тишине Не пропоют над нами: аллилуйя!
Спасибо вам и сердцем, и рукой За то, что вы, меня не зная сами Так любите: за мой ночной покой, За редкость встреч закатными часами, За наше не - гулянье под луной, За солнце не у нас над головами,- За то, что вы больны – увы! –не мной, За то, что я больна – увы! - не вами!
Вед: Они не встретятся никогда.  Марина Цветаева умерла 31 августа 1941 года. О гибели Б. Пастернак узнал 8 сентября, находясь в Москве. Потребуется полтора года, чтобы стихла боль утраты, и только тогда появятся строки, посвященные памяти Цветаевой. 
636501740068507
007
Хмуро тянется день непогожий. Безутешно струятся ручьи По крыльцу перед дверью прихожей И в открытые окна мои. За оградою вдоль по дороге Затопляет общественный сад. Развалившись, как звери в берлоге, Облака в беспорядке лежат. Мне в ненастьи мерещится книга О земле и ее красоте. Я рисую лесную шишигу Для тебя на заглавном листе. Ах, Марина, давно уже время, Да и труд не такой уж ахти, Твой заброшенный прах в реквиеме Из Елабуги перенести. Торжество твоего переноса Я задумывал в прошлом году На снегами пустынного плеса, Где зимуют баркасы во льду. х х хМне так же трудно до сих пор Вообразить тебя умершей, Как скопидомкой мильонершей Средь голодающих сестер. Что сделать мне тебе в угоду? Дай как-нибудь об этом весть. В молчаньи твоего ухода Упрек невысказанный есть. Всегда загадочны утраты. В бесплодных розысках в ответ Я мучаюсь без результата: У смерти очертаний нет. Тут все — полуслова и тени, Обмолвки и самообман, И только верой в воскресенье Какой-то указатель дан. Зима — как пышные поминки: Наружу выйти из жилья, Прибавить к сумеркам коринки, Облить вином — вот и кутья. Пред домом яблоня в сугробе. И город в снежной пелене — 635000093994518
008
Твое огромное надгробье, Как целый год казалось мне. Лицом повернутая к Богу, Ты тянешься к нему с земли, Как в дни, когда тебе итога Еще на ней не подвели.
Вед: 8 августа Пастернак в последний раз встретился, вернее, простился с Цветаевой на речном вокзале Чистополя... Обоим поэтам не пришлось встретиться в жизни так, как в письмах: расстояния, версты, мили... 
Вед: Нобелевская премия сыграла столь роковую роль в судьбе поэта, что об этом стоит поговорить особо.
Премия была присуждена Борису Пастернаку в 1958 году «за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и в области великой русской прозы». Получив телеграмму от секретаря Нобелевского комитета, Пастернак ответил ему: «Благодарен, рад, горл, смущён».
Вед: Все его поздравляли. И казалось, что все невзгоды и притеснения позади. Нобелевская премия – это полная и абсолютная победа, это признание, честь, оказанная всей русской литературе.
Вед: Но на следующее утро внезапно пришёл Константин Федин. Он потребовал от Пастернака немедленного, демонстративного отказа от премии, угрожая при этом травлей в газетах и преследованиями родных поэта. Пастернак пошёл на телеграф и отправил телеграмму в Стокгольм.
Вед: «В силу того значения, которую получила присуждённая мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен отказаться от Нобелевской премии. Не примите за оскорбление мой добровольный отказ».

Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
63505581761189
009
Мне наружу хода нет.
Тёмный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду,
Будь что будет, всё равно.
Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Но и так, почти у гроба,
Верю я, придёт пора –
Силу подлости и злобы Одолеет дух добра.
Вед: В 1989 году сыну Бориса Пастернака Евгению через 29 лет после смерти отца в Стокгольме вручили Нобелевскую премию.
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
622434024341410
0010
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На озарённый потолок
Ложились тени
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.
И падали два башмачка
Со стуком на пол,
И воск слезами с ночника
На платье капал.
И всё терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.
Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
623443079375011
0011