Приложение-доклад к презентации на тему: Логопедическая работа на логопункте


Логопедическая работа на логопункте.
Хорошая речь- важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности.
В нашем детском саду работает логопедический кабинет, где проводятся занятия по коррекции звукопроизношения. На логопедический пункт зачисляются дети с нарушениями звукопроизношения в первую очередь подготовительной группы и старшей ( имеющие нарушения шипящих и свистящих звуков).
Звуки усваиваются ребёнком не изолированно, не сами по себе, а в процессе постепенного овладения навыками произношения отдельных слов и целых фраз.
На ранних этапах речевого развития слова и фрезы произносятся ребёнком лепетно, с неточным звуковым составом.
В первые годы жизни из-за несовершенства речевых органов ребёнок может правильно произносить самые простые по артикуляции звуки. Это гласные А, О, Э и согласные Б, П, М. Именно из этих звуков состоят первые слова ребёнка: мама, папа, баба.
Несколько позднее усваиваются и другие звуки: Ы, И, У. и согласные: Ф. В, Т, Д, К, Г. Более сложные по артикуляции согласные ( С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Л, Р) примерно до 3-5 лет или полностью отсутствуют в речи детей или заменяются более простыми звуками.
Это явление получило название «возрастное косноязычие», поскольку в определённом возрасте оно свойственно всем детям.
Последовательность появления звуков у детей на каждом возрастном периоде представлена в таблице.


Время появления звуков (в годах). 1-2 года 2-3 года 3-5 лет 5-6 лет
Звуки А, О, Э,
П, Б, М. И, Ы, У, Ф, В,
Т, Д, Н, К, Г, Х, Й.
С, З, Ц,
Ш, Ж, Ч, Щ. Л
РПри нормальном ходе речевого развития не позднее чем к 5-6 годам ребёнок должен овладеть правильным произношением.
Если этого не происходит, то ребёнку необходима логопедическая помощь. Такие дети после проведения обследования произношения зачисляются на логопедический пункт.
Коррекция звукопроизношения проводится на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Проводятся консультации для родителей, практикумы, открытые занятия для родителей. Родители становятся главными помощниками в становлении речи.
Коррекция звукопроизношения происходит поэтапно.
1-й этап- подготовительный. На этом этапе работа идёт по нескольким направлениям: формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, работа над дыханием, развитие мелкой моторики рук, развитие фонематического слуха.
Формирование точных движений органов речевого аппарата осуществляется через артикуляционную гимнастику.
Произношение большинства звуков требует направленной воздушной струи. Поэтому используем дыхательную гимнастику, игры, тренажеры.
Одновременно с дыхательной и пальчиковой гимнастикой работаем над мелкой моторикой рук. Это игры с пальчиками с речевым сопровождением, массаж пальцев прищепками, карандашом, сосновыми шишками, пальчиковый игротреннинг с каучуковыми мячиками, работа в сухом бассейне (горох, крупа).
2-й этап- постановка звука.
Цель- добиться правильного звучания изолированного звука.
Звук можно поставить по подражанию когда фиксируется внимание ребёнка на движение, положения губ и языка.
Если у ребёнка не получается поставить звук по подражанию, то можно поставить с механической помощью ( шпатель, логопедический зонд, палец ребёнка).
3-й этап- автоматизация звука..
Цель этого этапа- добиться правильного произношения звука в речи. Содержание работы составляет постепенное, последовательное введение поставленных звуков в слоги, слова, предложения (потешки, стихи, рассказы).
4-й этап дифференциация (различение) смешиваемых звуков.
Цель- учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их. Так при различении звуков «с-ш» используются картинки-символы звуков ( насос-гусь). Ребёнок сравнивает эти звуки по артикуляции (при «с» губы в «улыбке», при «ш» губы «бубликом»). Затем на речевом материале ребёнок учится различать данные звуки в слогах, словах.
У каждого ребёнка есть логопедическая тетрадь, где помещён речевой материал для закрепления поставленного звука, дома с родителями он проговаривает слова, предложения, разучивает стихи, чистоговорки.
Данная методика апробирована на протяжении многих лет и дает положительные результаты.