Статья МЕЖПРЕДМЕТНАЯ СВЯЗЬ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАТЕРИАЛОВ КУРСА «БЕЛГОРОДОВЕДЕНИЕ» НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ


И. И. Токарева

МБОУ «Волоконовская СОШ №1»
Волоконовского района Белгородской области,
учитель начальных классов
( п. Волоконовка)
На родине у тебя и прошлое и будущее.
В чужом краю — одно лишь настоящее.
Л. ГиршфельдМЕЖПРЕДМЕТНАЯ СВЯЗЬ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАТЕРИАЛОВ КУРСА «БЕЛГОРОДОВЕДЕНИЕ» НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Национально-региональный компонент в настоящее время стал очень актуальной проблемой в образовании. В наше время теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить тот хрупкий «мостик», что и предполагает национально-региональный компонент. Межпредметная связь с использованием материала курса «Белгородоведение» вызывает большой интерес к истории края, города, села, его топонимики, происхождению фамилий и имён, что активизирует мыслительную деятельность,
Грамотное использование литературного, исторического и другого материала воспитывает в детях патриотизм, чувство любви, гордости за родной край, что не оставляет никого равнодушным к проблемам малой родины и вырабатывает активную жизненную позицию.
Без любви к Отечеству и уважения к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества. Национально-региональный компонент – часть Федерального государственного образовательного стандарта и введение его в курс предметов школьной программы не должно и не может быть искусственным или принудительным. Эта работа будет более результативной, и задачи духовно-нравственного (патриотического) развития и воспитания будут решаться эффективнее, если освоение содержания курса «Белгородоведение» начинать с первых дней обучения детей в школе, давая с малых лет детям представление о месте и роли их региона в мире.
Достаточно ли педагогу учебника для максимально эффективной реализации учебных задач с национально-региональным компонентом? Конечно же, нет. Поэтому каждый учитель сталкивается с проблемой поиска дополнительной информации, составления задач, тратой драгоценного времени при подготовке к уроку.
Задачи с национально-региональным содержанием можно использовать на уроках закрепления, применения знаний, умений, проверки и контроля, а также на комбинированных уроках, подобрав задачу по своему усмотрению в соответствии с возрастными особенностями и требованиями программы.
В процессе работы по использованию на уроках математики задач с национально-региональным содержанием можно дополнительно завести специальные тетради, в которые ребенок заносит всевозможные числовые данные, наиболее ярко иллюстрирующие особенности жизни района, области, перспективы развития, новые интересные факты и материалы. Учитель может привлекать школьников к составлению и решению жизненно-практических задач. Это послужит для реализации проекта по составлению задач по математике, в котором ученик сам сможет принять участие.
Решение краеведческих задач при обучении математике не только знакомит учеников с новыми данными и характеристиками того или иного процесса, объекта, но и развивает учебные умения.
«ПриродаБелгородчины»
550-летний Панский дуб считается старейшим деревом Белгородской области. По легенде, у этого могучего дуба останавливался Петр I, возвращавшийся после Полтавской битвы в столицу. Он произрастает в селе Яблочково Шебекинского района. В каком веке и в каком году этот исполин начал свою жизнь?
Одно взрослое дерево выделяет в сутки примерно столько кислорода, сколько его бывает нужно для одного человека. Сколько должно быть деревьев в столице Белгородской области в городе Белгороде, если ее население составляет около 384 425 человек?
Определите, какое дерево: липа (11), береза (5), или тополь (31) – является лучшим очистителем воздуха? Чтобы ответить на этот вопрос, решите пример: 63:3+(20-10)
Угадайте зашифрованные названия водоемов Волоконовского района.
2 5 1 4 3 2 4 1 3 5
С Л О О К А У В Л Й
5. Почвы Белгородчины по праву называют «чудесной кладовой». Большую роль в улучшении состояния почвы играют черви. Один дождевой червь за год рыхлит до 20 тонн сухой земли. Это количество земли может поместиться в 5 самосвалах. Подсчитайте, сколько тонн земли разрыхлят 5 червей за год? Сколько будет необходимо самосвалов, чтобы вместить такое количество почвы.
6. Черноземные почвы Белгородчины занимают около 77 % всей территории области. Дождевые и талые воды смывают частички почвы, унося самый плодородный слой. Для самовосстановления почвы толщиной в 1 сантиметр требуется примерно 100 лет. Из-за роста оврагов с поля смыло 10 см почвы. Сколько лет потребуется на восстановление этого слоя?
7. Леса Белгородчины радуют нас своими ягодами. Многие растения содержат необходимые нашему организму витамины. Например, 1 кг шиповника содержит 20 гр. витамина С. Сколько граммов витамина С в 10 кг шиповника?
8. На территории Белгородчины по подсчетам ученых обитает млекопитающих - до 60 видов, птиц - до 250 видов, рыб - около 40 видов, 9 тысяч – насекомых, 300 видов пауков, не менее 50 видов ракообразных и около 150 видов моллюсков. Составьте таблицу «Животный мир Белгородчины», расставляя количество видов животного мира в порядке возрастания.
9. Филин самая крупная сова Европейской России с размахом крыльев до 2 метров. От всех сов отличается очень крупными размерами и хорошо заметными «ушами». Полёт его бесшумный. В настоящее время близок к исчезновению во многих регионах России. На территории Белгородской области единично отмечен в Губкинском и Ровеньском районах. Он уничтожает за лето около 100 мышей и этим спасает 1 тонну хлеба. Сколько тонн хлеба спасли бы 20 таких филинов?
10. В одном из красивейших уголков Белгородчины располагается один из старейший заповедников нашей области «Белогорье» участок «Лес на Ворскле». Начало сохранению этой вековой нагорной дубравы на р. Ворскла, п. Борисовка было положено в 1640 году. Сколько лет существует данный заповедник?
11. Площадь участка «Лес на Ворскле» заповедника «Белогорье» - 1038 га. Площадь участка «Лысые горы» заповедника «Белогорье» - 170 га. Определи на сколько гектаров отличаются площади заповедников.
Заповедник «Белогорье» участок «Лес на Ворскле»Заповедник «Белогорье» участок «Лысые горы»
12. Взрослый заяц съедает в сутки 800 г веточных кормов. В них он нуждается 250 дней в году. Сколько веточных кормов съест заяц за это время?
13. На одного жителя Белгородчины приходится примерно около 0,16 гектара леса. Вычисли площадь лесов, занимающих территории Белгородчины, если население Белгородчины составляет 1547936 человек.
14. Взрослый лось съедает за сутки 8000 г веточного корма. Выразите это число в кг. Сколько корма съест лось за месяц?
15. Белка за день опустошает 380 сосновых шишек. Сколько шишек потребуется белке на неделю? на месяц?
16. Длина реки Северский Донец 1054 км. Если к длине реки Оскол прибавить 55 км, то можно утверждать, что река Северский Донец в 2 раза длиннее реки Оскол. Начерти к задаче схему и вычисли длину реки Оскол.
17. Река Оскол по длине составляет - 220 км, Ворскла - 118 км, Северский Донец - 110 км и Тихая Сосна - 105 км. Определите, длина какой реки больше и на сколько км? (найти разницу между реками).
р. Осколр. Ворсклар. Северский Донецр. Тихая Сосна
18. Рекордсменом продолжительности жизни из птиц лесов Белгородчины является ворон. Он может прожить 100 лет. Орлан – белохвост на 20 лет меньше ворона, а голубь половину жизни ворона.Сколько лет живёт каждая птица?
19. Самка мыши полевки за год может принести 60 мышат. Сколько мышат принесут 25 самок за 3 года?
20. Язык у дятла в пять раз длиннее клюва. Если длина клюва равна 5 см, чему равна длина клюва?
21. Один из видов летучих мышей – насекомоядных может за час съесть 600 комаров. Сколько комаров может съесть 4 летучих мыши за 7 часов?
22. Одна сова уничтожает за лето 1 000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна в год. Сколько зерна может уничтожить одна мышь за год?
23. Длина тела лисицы - 1.4 м, из которых 50 см приходится на хвост, вес тела 9 кг. Какова длина тела лисицы, если исключить длину хвоста? Каков вес четырех взрослых лисиц?
Список литературы:
Белгородская энциклопедия / Гл. ред. В.В. Овчинников. - Белгород: ОАО «Белгородская областная типография», 2000. – 464 с.: ил.
Декада белгородоведения в начальных классах: Методическое пособие для учителей начальных классов и воспитателей групп продленного дня / под ред. Т.М. Стручаевой. – Белгород: Изд-во БелИПКППС, 2011. – С приложением на DVD.
Хижняк А. А. Природные ресурсы земли Белгородской. – Воронеж. 2011.
4. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей образовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2011.
5. Организация процесса обучения математике младших школьников в условиях модернизации российского образования. - М.: Просвещение, отв. Ред. Н.Л.Гребенникова,2011.