Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах


Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах.
  Одной из актуальных проблем современной методики преподавания русского языка является поиск эффективных способов обучения орфографии учащихся начальной школы. От того насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.
Программой начального обучения по русскому языку для каждого класса предусмотрено усвоение орфограмм. Но как научить грамотно писать? Этот вопрос волнует многих учителей. Учебники русского языка для начальных классов учат правописанию чаще всего на текстах с пропущенными буквами. Таким образом, орфографическую задачу ставит перед собой не ученик, а автор учебника. Ученику остаётся лишь решить поставленную перед ним задачу, и он успешно с этим справляется. Такая форма работы становится механической. А при написании диктанта учащиеся допускают ошибки по той причине, что не находят место в слове, где нужно применить правило. Отсюда в диктантах, творческих работах и изложениях у учеников встречается немалое количество ошибок.
Умение обнаруживать и умение распознавать орфограммы являются основополагающими в системе орфографических умений. Вот почему одной из важнейших причин низкой грамотности учащихся является их неумение «видеть» орфограммы.
По мнению Львова М.Р. «эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограмм в процессе письма».
Развитие орфографической зоркости – это один из приёмов повышения грамотности.
С первого класса на уроках русого языка я ввожу понятие «орфограмма». Объяснение для ученика следует такое: если имеется выбор букв, значит это орфограмма.
Орфограмма - (от греческого opthos – правильный и gramma – буква) правильное написание, которое нужно выбрать из ряда возможных.
После того, как дети усвоили понятие «орфограмма», я начинаю работу над развитием орфографической зоркости. Орфографическая зоркость – это способность (или умение) быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим.
Отсутствие орфографической зоркости или её слабая сформированность, является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет даже хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограмм в процессе письма.
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий.
Общий способ решения орфографической задачи можно представить в следующем виде:
  произношение слова и распознавание орфограммы,
  определение места орфограммы в слове,
  определение способа проверки,
  проверка,
  запись слова,
  контроль.
 Для решения этой задачи нужно формировать следующие умения:
  умение находить орфограмму,
  умение выбрать соответствующее орфограмме орфографическое правило,
  умение применить это правило.
 Встаёт вопрос: «Как же научить ребёнка «видеть» орфограмму?»
  Одним из важнейших условий формирования орфографической зоркости учащихся является развитый фонематический слух, на основе которого выполняется другое условие: вооружение детей знаниями тех опознавательных признаков, по которым они могли бы, ещё не владея орфографическими правилами, обнаруживать подавляющее большинство орфограмм.
Существует несколько опознавательных признаков, с которыми знакомятся учащиеся, уже начиная с 1 класса. С другими идёт знакомство во 2 и 3 классах.
Один из опознавательных признаков – это несовпадение буквы и звука, написания и произношения. Выявлению и запоминанию таких совпадений способствует звуко – буквенный анализ и синтез. Это признак применяется успешно в тех случаях, если ребёнок может прочитать слово, т.е. зрительно воспринять. Работа направлена на формирование речевого слуха учащихся.
Второй опознавательный признак орфограмм – это звуки и звукосочетания, буквы и буквосочетания, которые создают опасность ошибок. Стараюсь с первых же дней обращать внимание детей на «опасные» звуки и буквы в словах: гласные а-о, и-е; парные звонкие и глухие согласные; сочетания чк-чн, жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Так постепенно в памяти у ребят накапливается набор тех звуков и звукосочетаний, которые могут представлять собой орфограммы и привести к орфографической ошибке. В результате многократных упражнений у детей появляется определённый автоматизм - основа орфографической зоркости. Работа над второй группой признаков направлена на запоминание. В процессе этой работы у детей развивается внимание, своего рода «бдительность» в отношении орфограмм.
Третий опознавательный признак орфограмм – это морфемы в словах. Овладение этим признаком обеспечивается морфемным анализом слов. Зная, какие трудности могут встретиться в приставке, корне, суффиксе, окончании, ученик целенаправленно ищет орфограмму. Работа над третьей группой признаков подготавливает ребят к решению грамматико-орфографических задач.
Путь обучения правописанию через орфограмму, через применение правил правописания – единственный надёжный путь.
 
Навык грамотного письма формируется в процессе многократных упражнений. При систематической тренировке зоркость автоматизируется и становится частью орфографического навыка.
Использование разных видов работ с одной стороны разнообразит работу на уроке, вызывая активность учащихся, а с другой стороны способствует формированию орфографической зоркости.
 Виды работ по развитию орфографической зоркости.
Определи в слове ударение. В слове может совсем не быть орфограммы, т.е. ошибку сделать нельзя. Например: шар, ива, крыша, рыба.
Один из способов формирования умения обнаруживать орфограммы – диктант «Проверяю себя». Ученик записывает текст с пропуском гласных букв в слабой позиции. Например: Вет-р с сил-й н-л-та-т на д-ревья.
В слове на месте гласных в слабой позиции записать набор букв, которыми может быть обозначен звук. Например: убеIиIжал. Таким образом идёт усвоение сущности понятия орфограммы: в слове есть орфограмма, так как есть выбор букв. Аналогично со словами с парными звонкими и глухими согласными. Например: зубIп, берёзIсIка.
Работа усложняется: встаёт проблема выбора. Из перечисленных слов выбрать только те, в которых есть орфограмма.
Докажи правильность написания букв а, и, о, е в словах: грачи, зима, кормил, лесной.Выборочное письмо. Из текста выписать слова с определённой орфограммой.
Проведение орфографических пятиминуток с включением слов на одно правило или в качестве проверки усвоения орфограмм изученных за целый год обучения.
Вспомни правило. Прочти слова, вспомни правило проверки выделенных букв в словах: чужой, ранний, ряды, голубь, Анна.
Игра с «орфографическими часиками».
Письмо по памяти четверостиший с орфограммами.
Работа с текстом из художественной литературы. Найти в текстах детской литературы слова с названной орфограммой.
Средством развития орфографического навыка являются стихотворные упражнения. Они вызывают интерес к уроку у ребят и помогают им усвоить правило. Например: мыши, ёжики, чижи – только с и всегда пиши.
Картинный диктант.
Работа с сюжетной картинкой. Задание: найти предмет на картинке в названии которого есть заданная орфограмма.
Самодиктанты. Ученик себе сам диктует слова на заданную учителем орфограмму.
Приём какографии – умышленно ошибочное письмо. Использование «отрицательного языкового материала» позволяет создать условия для формирования у детей действия самоконтроля.
Работа в парах. Учащиеся друг другу диктуют слова с карточки и сами же проверяют у соседа.
Использование интегрированных карточек . На них слова сразу на несколько изученных правил.
Дифференцированные задания. Серия упражнений различной степени сложности, которая позволяет усвоить разные способы подбора проверочных слов.
Использование загадок, пословиц, поговорок. Они являются прекрасным языковым материалом для уроков грамматики, правописания и развития речи, а также носят воспитательный характер.