Статья. Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка
в начальной школе.
Проблема формирования орфографического навыка является одной из основных в курсе русского языка в начальных классах. В начальных классах закладываются основы грамотного письма. Основной орфографической единицей, принятой в современной методике, служит орфограмма, т.е. написание, требующее проверки. При обучении орфографии учащиеся должны уметь решать орфографические задачи, так как в орфограмме всегда есть не менее двух предполагаемых написаний; одно из этих вариантов выбирает пишущий. И таких орфографических задач в строке от 5 до 10, а время на их решение очень мало.
Умение обнаружить орфограмму связано с понятием "орфографическая зоркость". Орфографическая зоркость формируется постепенно в процессе выполнения разнообразных упражнений. Это могут быть различные виды диктантов, орфографическое чтение, проговаривание, комментированное письмо, и.т.д.
Решающую роль в совершенствовании грамотности письма играет частота тренировочных упражнений. К сожалению, письменные упражнения довольно трудоёмки и увеличить частоту их выполнения можно только за счёт сокращения времени на каждое из них. А это невозможно.
Одним из способов развития орфографической зоркости является игра.У младших школьников ведущей деятельностью пока является игра, поэтому она позволяет приковать неустойчивое внимание школьников к уроку, повышает познавательную активность. Занимательность на уроке - это не развлекательность, а напряжённый труд и постоянный поиск. прежде всего для учителя.
На уроках русского языка можно использовать различные игры и занимательные материалы. Это могут быть кроссворды, загадки, игры на нахождение орфограммы, на исправление ошибок, игры, где надо вставить пропущенные буквы и.т.д. Привожу несколько игр, которых я использую на уроке русского языка.
ЭХО
В основе этой игры лежит методика работы по развитию орфографической зоркости П.С. Тоцкого. В игре используются различные блоки слов, но без мягкого и твёрдого знаков.
В начале игры говорю детям:"Все вы знаете, что такое эхо.А кто хочет стать эхом, да не простым, а орфографическим? Так как это эхо орфографическое, то и отвечать оно должно так, как слово пишется". Я слово произношу орфоэпически, а дети - орфографически. Отвечать можно классом, группами, по одному.
Учитель Ученики
Вада Вода
Ягыды ягоды
Сонцэ солнце
Пушыстый пушистый
Мяхкий мягкий
Хлеп хлеб.
Диктант для робота.
Цель игры: выявить плохо усвоенные детьми орфограммы.
На доске вывешивается рисунок робота, и учитель говорит:" Ребята, сегодня мы будем заполнять память робота. Но в память нужно отправлять только те слова, в написании которых вы уверены". У учеников уже есть словарные тетради, разделённые на 2 части. В первый столбик записывают слова, в написании которых они уверены, а во второй столбик - слова, в написании которых сомневаются. На последующих уроках работаем над словами из второго столбика.Данный вид работы позволяет осуществлять самоконтроль учащихся.
Поезд.
Цель игры: закрепление знаний о правописании приставок, суффиксов.
- Какой вагон прицепим к паровозу первым?
- С приставкой, потому, что в слове приставка пишется раньше суффикса.
-Из данных приставок и суффиксов надо выбрать пассажиров.
За, - зо - оньк, - аньк;
На, - но - ов, - ав;
При, - пре - очк, - ачк;
Под, - пот - ость, - асть.
Дети отвечают: "Возьмём приставку на, за, при, пре, так как нет приставки но, зо, пот.
Аналогично разбирается суффиксы.
Игру можно продолжать, используя вагорчики по отдельности. Учитель сообщает детям, что машинистом сегодня будет слово лететь. Какие слова могут ехать " в вагоне - приставке?"Дети составляют слова: прилететь, влететь, улететь, залететь, вылететь.
Так же и с суффиксами лес, лесной, лесник, лесочек, перелесок.
Можно организовать игру по другому. Учитель говорит: " В поезде едут слова с приставкой под. Какие могут быть слова? Ученики подбирают слова.
Прятки.
Цель игры: увеличение объёма зрительной памяти за счёт искусственных ассоциаций.
Учителем даётся набор слов.
В каких словах спрятались слова?
Восток, Родина, сорока, столица, опять, трико.
Где прячется рак?
Ракета, завтрак, практика, Каракум.
Где растёт ель?
Вермишель, картофель, понедельник, учитель, правительство, читатель.
Какие слова любит лягушка?
Квартира, Москва, квадрат, квалификация.
Какие слова нравятся вороне?
Картофель, карандаш, картина, карапуз, каракатица, каракуль.
Так же можно использовать на уроках русского языка игровые словарики. В каждом слове пропущена и вынесена на поля контрольная буква.
Например: о др.ва е з.лёный
а тр.ва
Возможно разные способы игры со словарём. При игре поле вынесенных букв закрыто, а слова с пропущенными буквами открыты.Ученик называет или пишет пропущенную букву, а затем проверяет правильность ответа, открывая букву на поле. Проверка 30 слов занимает 1-2 минуты времени, что позволяет сделать тренировку ежедневной. Если выбранную страничку повторить 5-6 раз, то количество ошибок уменьшается в 2-3 раза.
Таким образом, работа с орфограммами очень сложна, требует точных знаний и умений в области грамматики. Орфографические задачи действительно сложны, трудны, но путь обучения правописанию через орфограмму, через применения правил правописания, через систематическую индивидуальную работу над ошибками - единственно правильный и надёжный путь.