Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах


Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка
Формирование орфографически грамотного письма – одна из наиболее трудных задач, решаемых в школе. (Слайд 2)
Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т. Е. решение орфографической задачи. Анализируя письменные работы детей, их устную работу на уроках, беседуя с родителями учеников, выявились причины неуспеваемости учащихся:
-незнание правил;
-знание правила, но неумение их применять;
-учащиеся мало и плохо читают, при чтении допускают ошибки;
-отсутствует положительная мотивация;
-плохо развита память, мыслительные процессы протекают медленно;
-зачастую дети не получают помощи от родителей и не контролируются ими. (Слайд 3)
Поэтому одним из главных направлений своей работы при обучении русскому языку считаю формирование прочных навыков грамотного письма. А поскольку любой навык, в том числе и орфографический, формируется в деятельности и является результатом многократных действий, в методике обучения орфографии серьезное внимание уделяю изучению закономерности такой деятельности, а также поиску путей и средств повышение эффективности обучения орфографии с учетом этих закономерностей.
Упражнения по выработке орфографической зоркости по степени сложности и самостоятельности в зависимости от того, на что обращено внимание, я расположила в определенной последовательности:
Письмо с проговариванием. Сначала образец проговаривания я даю сама – 1-2 слова по слогам, потом дети диктуют себе хором по заданному образцу. (Слайд 4)
Списывание (основа проговаривания по слогам). Этот вид списывания предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение, воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции. (Слайд 5)
Алгоритм списывания
1. Прочитай слово или предложение.
2. Повтори его, не заглядывая в текст.
3. Подчеркни в слове или предложении все орфограммы
4. Прочитай предложение орфографически.
5. Повтори предложение орфографически проговаривая все звуки.
6. Закрой текст. Начинай писать диктуя по слогам (орфографически) и подчеркни орфограммы.
7. Сверь написанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы. (Слайд 6)
Комментированное письмо. Учащиеся не только проговаривают слова и предложения, но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали с комментатором, не отставая, и не забегая вперед. Сначала прошу комментировать сильных учащихся, затем постепенно включаются и все остальные. (Слайд 7)
Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Сначала с учащимися разбираем правописание тех слов, которые требуют проверки. Затем дети пишут данное предложение или текст под диктовку.
Письмо под диктовку. Этот вид работы начинаю следующим образом: сначала диктую слова так, как они пишутся. Для внимания и фонематического слуха провожу игру «Эхо». Читаю слово, а дети повторяют его по слогам или шепотом, но так, чтобы я слышала. Если кто – то скопировал неправильно, то предлагаю еще раз повторить это слово всем, затем одному ученику (тому, кто ошибся). Дети исправляют ошибку и затем записывают слово по слогам. Таким образом, внимание к слову повышается, развивается слуховая память, фонематический слух, интуитивное письмо.
Письмо по памяти. Этот вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывается трудолюбие, аккуратность.
Уже в первом классе учащиеся должны научиться пользоваться алгоритмом решения орфографической задачи.
Алгоритм
1. Определи место, где возникла орфографическая задача;
2. Какой группе правил относится данная орфограмма;
3. В какой части слова находится орфограмма;
4. Установить какую букву нужно проверить: гласную или согласную;
5. Определить в слове ударение;
6. Определить: проверяемая или не проверяемая орфограмма;
7. Написать слово в соответствии с правилом. (Слайд 8)
При изучении темы «Правописание безударного гласного», «Правописание парного звонкого и глухого согласного» дети вместе со мной находят необходимый способ решения орфографических задач.
Приведу несколько видов упражнение на развитие орфографической зоркости. (Слайд 9)
1. Прочитайте пословицу:
Весна красна цветами, а осень снопами. Определите, в каких словах гласные следует проверить или запомнить. Как это сделать? Запишите предложение и выделите орфограммы.
2. Предлагаю составить предложение по сюжетной картинке на тему:
«Следы на снегу». Например: На снегу видны следы зверей: зайца, волка, лисицы.
Поставьте знаки ударения, подчеркните гласные, которые нужно проверять (запомнить) .3. Часто провожу зрительно – слуховые диктанты. На доске: В лесу под сосной нора. В этой норе живет лиса с лисятами. Лиса хитра. Прочитайте текст. Как определить, какие гласные нужно проверять? Определите. Проверьте. Текст закрываю, дети записывают его под диктовку. В написанном тексте дети выделяют орфограммы.
4. Иногда при работе использую диктант «Проверь себя» (3-4 предложения)
Учащиеся записывают предложения под диктовку, а те слова, в написании которых появились сомнения, пропускают. После диктанта дети спрашивают, как нужно написать то или иное слово, т. е. в написании которого они сомневались. И только после этого вставляют пропущенные орфограммы.
5. Еще один вид диктанта (но не контрольный) с постукиванием. Во время диктанта постукиваю по столу в тот момент, когда произношу слово с какой – либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму.
6. 6. Провожу различные игры.
Игра «Исправь ошибки Незнайки».
Машина мчялась по глаткой дароге. Мы едем к бабушке дарйе. Скоро москва. Бабушка жывет на улице пушкинской. (8 ошибок)
Дети исправляют ошибки и объясняют их написание. (Слайд 10)
Игра «Большие – маленькие»
На доске записаны слова, которые обозначают большой предмет, а вы должны образовать из них слова, которые обозначают маленький предмет. (Слайд 11)
Все вышеперечисленные приемы позволяют предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль.
Таким образом, включая в работу игровые упражнения, я активизирую познавательную активность учащихся. Прививаю интерес к предмету, воспитываю взаимовыручку, чувство коллективизма, товарищества.
Задания для формирования орфографической зоркости подбираются достаточно разнообразные, чтобы они не надоедали детям и внимание к ним постоянно возрастало. Для этого предлагаю слова с орфограммами в более занимательной форме, через любой другой дополнительный материал.
Например:
-списывание слов с доски с пропуском букв; (Слайд 12)
-работа в паре с последующей проверкой; (Слайд 13)
-использование ребусов, кроссвордов, загадок, пословиц, поговорок. (Слайд 14)
(Фотография с кроссвордом)
1. Из чего состоит текст?
2. Что содержит вопросительное предложение?
3. Из чего состоит слово?
4. Как называется звук, который состоит из голоса и шума?
5. Рогалик, рогалик,
Золотые рожки!
Тучке сел на плечи,
С тучки свесил ножки.
6. Как называются согласные звуки, которые образуют пары по глухости и звонкости?
7. Крупный населенный пункт.
8. Ребенок, который учится в школе.
9. Слог, который произносится с большей силой голоса?
10. Звуки мы слышим и произносим, а что записываем?
11. Какие звуки состоят из голоса, образуют слог? (Слайд 15)
Начинаю с 1 класса работу по развитию орфографической зоркости и продолжаю до конца 4 класса, увеличивая ее в объеме и сокращая во времени, т. к. у детей уже выработаны определенные умения и навыки.
На уроках использую:
Орфографические пятиминутки
(На доске запись)
Лы, щу, пру, ка, жи, на, на, лок, но, чу.
-Прочитайте слоги. Составьте из них как можно больше слов.
-Обозначьте орфограмму. (Слайд 16)
Упражнения с элементами какографии
Дарагой друк!
Пишит тибе Пьос. Как ты жывеш?
Я лублу делать уроки.
Дети читают текст, находят орфограммы, объясняют их написание и пишут. (Слайд 17)
Орфографическая сказка.
Однажды гласные О и А гуляли по лесу, собирали ягоды. Вдруг они так поссорились, что птицы разлетелись, звери разбежались и спрятались., деревья поникли, ведь ссора никого не красит. А почему поссорились гласные? Когда О и А стоят без ударения, то хочет занять место и та и другая. И тут на помощь пришел волшебник Ударение. Стоило ему волшебной палочкой ударить по гласной, как она стала слышаться ясно, и никакого сомнения в ее написании не могло быть. Об этом узнали дети, которые шли мимо. Они подружились с волшебником и всегда звали его на помощь, когда в словах встречались безударные гласные О и А. С тех пор эти дети пишут грамотно. (Слайд 18)
На каждом уроке провожу словарную работу, используя разные виды заданий. Вот некоторые из них:
1. Запись слов под диктовку. Я диктую слова, учащиеся записывают их, затем, проверяют по словарю.
2. Устная работа с помощью сигнальных карточек, на которых написаны гласные: А, О, И, Е, Я. Я называю слова из словаря. Дети поднимают сигнальную карточку с нужной орфограммой.
3. Предлагаю выписать из словаря слова с безударными гласными по вариантам (1 – с гласной А, 2 – с гласной О) .4. Выписать слова, отвечающие на вопросы кто? (что) .
5. Выписать слова в которых два слога.
6. Выписать слова на тему «Животные».
7. Выборочный диктант. Читаю текст, дети должны записать словарное слово, которое встретилось.
8. Дописать предложение. Весело чирикает … (воробей) .
9. Отгадать загадку:
Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз)
Жидко, а не вода, бело, а не снег. (Молоко)
10. Игра «Найди лишнее слово». (Слайд 19)
Много внимания уделяю обучению учащихся правильному выполнению упражнений дома. Прежде всего добиваюсь, чтобы ученики не делали ошибок при списывании. У каждого ученика есть «Памятка», пользуясь которой они выполняют домашнее задание.
Памятка
1. Работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл.
2. Выучи или повтори заданное правило.
Подбери свои примеры на это правило.
3. Прочитай задания упражнения.
4. Прочитай все упражнение. Устно выполни задания к нему.
5. Выполни упражнение письменно.
6. Проверь всю работу. (Слайд 20)
Для родителей провожу инструкцию домашнего задания и контролю за его выполнением.
Памятка для родителей
1. Если ребенок затрудняется, вместе выполните вслух все задания, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов.
2. При письменном выполнении упражнения ребенок еще раз все вспоминает.
3. Уйдите из комнаты, пока он выполняет задание, не стойте за спиной.
4. Не сердитесь на своего ребенка, если есть оплошности в выполнении упражнения, предложите поискать их самому.
5. Старайтесь избегать слово «ошибка». Не высмеивайте ошибки своих детей. (Слайд 21)
Работу по развитию орфографической зоркости веду на протяжении всего курса начальной школы. Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мысленных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия.
А это в свою очередь ведет к эффективности усвоения норм правописания, развивает орфографическую зоркость учащихся.