Методическая разработка по литературному краеведению «Там, где вьется хмель душистый…»


МОУСОШ №2
МО "Барышский район"
Ульяновской области
Методическая разработка по
литературному краеведению
"Там , где вьётся хмель душистый..."
Поэтический образ малой Родины
в творчестве барышского поэта
Е.Ф.Сорокина
Внеклассное мероприятие
Автор:
учитель русского языка
и литературы
МОУСОШ №2
Цыганова Оксана
Геннадьевна
2013
Пояснительная записка к внеклассному мероприятию
Литературная композиция"Там , где вьётся хмель душистый..."
Воспитание чувства патриотизма, гражданственности – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, одноклассникам, родному городу и краю играет огромную роль в становлении личности учащегося. Одним из источников обогащения знаний о родном крае, формирования у них нравственных качеств является литературное краеведение, которое помогает раскрыть связь родного города с Родиной в целом.
Для того чтобы организовать процесс краеведческого образования, педагогу необходимо реализовать ряд задач, готовность к решению которых определяет его профессиональную компетентность. Успешность работы возможна в том случае, если он понимает, каким должен быть результат данного процесса.
Школьный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влечениям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно – патриотических чувств у школьника. Суть нравственно – патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Разработанный проект предназначен для внеклассного мероприятия по литературному краеведению.
Ведущей педагогической идеей данного проекта является оказание помощи учащимся в систематизации знаний о Барышском крае посредством знакомства с творчеством нашего земляка, местного поэта Е.Ф.Сорокина;
развитии познавательного интереса к личности поэта, патриота, к его критериям в оценке родного края, формировании творческих, исследовательских умений учащихся по сбору информации о жизни и творчестве поэта, навыков выразительного чтения стихотворений наизусть;
формировании чувства любви к родному краю, воспитании чувства гордости за земляков, уважении к их труду, воспетому поэтом.
К уроку прилагается мультимедийная презентация (наглядное пособие),видеофильм о Е.Ф.Сорокине, которые в большей степени активизирует познавательный процесс, позволяют ближе познакомиться с поэтом и его творчеством.
Данный проект разработан для уроков и проведения внеклассных мероприятий по литературному краеведению для учащихся 7-9 классов.
Ресурсное обеспечение:
Встречи с поэтом Е.Сорокиным
Книги стихов поэта (4 сборника: "Пламень чувственной души", "Я с вами жил", "Последние песни", "Там, где вьётся хмель душистый")
Фотографии родного края
Классическая музыка для презентации и фильма
Видеофильм "Живет такой поэт"
Этапы проведения:
Организационно – подготовительный.
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.
Анкетирование учащихся. Цель: выявить знания о родном городе, крае, поэте.
Создание творческой группы для интервью с поэтом
Совместное составление плана работы над фильмом "Живет такой поэт"
Подбор стихов из сборников Сорокина и фотографий о родном крае для методической разработки.
Заучивание стихов Сорокина наизусть
Основной
Организация работы по составлению проекта
Составление презентации к литературной композиции, конспект мероприятия - учитель
Работа над видеофильмом - творческая группа учащихся

3. Заключительный этап
Результат работы - проект по литературному краеведению
"Там, где вьётся хмель душистый
Тема: "Там , где вьётся хмель душистый..."
Поэтический образ малой Родины в творчестве
барышского поэта Е.Ф.Сорокина
Эпиграф:
Благослови на добро всех нас , Родина..
Цели: сформировать представление о Барышском крае посредством знакомства с творчеством нашего земляка, поэта Е.Ф.Сорокина;
развить познавательный интерес к личности поэта, патриота, труженика, к его критериям в оценке родного края, творческие, исследовательские способностях учащихся, навыки выразительного чтения стихотворений наизусть;
содействовать формированию чувства любви к родному краю, воспитанию чувства гордости за земляков, уважения к их труду, воспетому поэтом, вызвать интерес к творчеству поэта-земляка Сорокина, его связи с родной землей.
Форма проведения: литературная композиция
Оборудование: видеофильм "Живет такой поэт..", презентация к литературной композиции, сборники стихов Е.Ф. Сорокина
Предварительная работа:
Учащиеся после очередной встречи с поэтом Сорокиным в школе побывали в гостях у поэта, взяли видеоинтервью, на основе которого создали фильм"Живет такой поэт", присутствовали на презентациях его сборников стихов "Я с вами жил", "Там, где вьётся хмель душистый, где принимали активное участие в обсуждении его стихов, заучивали их наизусть, осуществляли подборку фотографий родного края для данной презентации.
Ход мероприятия
Слово учителя:(1 слайд)
Многие писатели и поэты в своих произведениях воспевали Россию – Родину. И всех их объединяет любовь к нашей простой, безыскусственной природе, полной поэзии и прелести, неистребимая, мучительная и всепоглощающая нежность к ее зеленым лугам и золотистым осенним лесам, ее медленным водам и терпким ягодам, томным полдням и прохладным вечерам, всему – всему…
Николай Рубцов считал: "У каждого человека до конца дней сохраняется благодарная любовь к тому месту, откуда берет начало его жизнь – к отчему краю. Для каждого из нас это «Малая Родина. Малая родина дает нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать». (2 слайд)
Наша Родина... родная земля - Барыш.... Эта та питательная почва, которая является основой для каждого из нас, а для поэта особенно. Вы только вслушайтесь в эти звуки!(слайды 3-12)
Ученик:
Край ты мой! Запах смолистый,
Листьев осиновых дрожь.
Солнца закат золотистый
Гладит созревшую рожь.
Можно ль душой не впитаться
В ласку дарящий покой,
И без конца любоваться
Кроткой твоей красотой.
Значит должно так случиться-
Здесь мне родиться и жить,
Этой России частицу
Сердцем ревнивым любить.
Хоть не увенчан ты славой,
Скромен своей простотой.
Но ведь без родины малой
Нет и России большой.
Ведущий: Эти прекрасные строки принадлежат истинному патриоту своей Родины, нашему земляку, местному поэту - Сорокину Евгению Федоровичу (слайд№13-15)
Стихи Евгения Сорокина регулярно появляются на литературной странице нашей районной газеты "Барышские вести". И они неизменно пользуются успехом у читателей. Умеет он затронуть своим поэтическим словом душевные струны земляков, когда вспоминает о детстве, рассуждает о судьбе страны, признается в тайных чувствах незнакомке или любуется красотой родных мест.
На фоне слайдов презентации о родном крае звучат стихи Е.Сорокина (№16-23)
1ученик
В лесном окоеме вдоль поймы зеленой.
Средь белых черёмух и чистых ключей,
Лежит городок, в летний зной запыленный,
Приют благодатный для швей и ткачей.
Здесь вольное стадо пасётся на склоне
Холма, где несёт свои воды Барыш,
И греется солнцем осенним в затоне,
О лете жалея, пожухлый камыш.
2 ученик
Уж лес покидают залётные птицы,
Уснула в пустынных полях тишина.
В зеркальный осколок Макая глядится
Со склона небес молодая луна.
И сосны на краешек пруда сбежались
С горы, не пугаясь её крутизны,
И тихо в ночи меж собою шептались,
Дивясь красотой отраженной луны.
3 ученик
Мест много в России с другой красотою,
Но только по этой лишь сердце болит:
Как вспомнишь в лугах чибис плачет весною,
Как перепел в поле всё лето кричит.
О сторонка - любовь и отрада,
В глубинке российской - Барыш.
Ты гостя приветишь и с первого взгляда
Своей красотой покоришь.
Пришло время познакомится с жизнью поэта Е.Сорокина. Я вам предлагаю посмотреть фильм "Живет такой поэт" , подготовленный группой ребят 9 класса на кружковых занятиях по литературному краеведению.
Просмотр видеофильма (20мин)
Ведущий:
Поэта постоянно тревожит судьба России. Он ясно осознает, что для его родины наступили "мутные" времена. Наступил век наживы, разврата, грабежей и убийств. Утрачены нравственные ценности. Люди страдают, мучаются от несправедливости власти, равнодушия близких, непонимания друзей и любимых. Как же сохранить свою душу? Не переступить черту , отделяющую добро и зло?(стих. "Не отними хоть веру")
Ученица:
Итог печален всеземного рая:
Растлили души, веру, совесть, честь.
До скотства человека унижая,
Заставили ярмо обмана несть.
Он терпит то, что терпит только нищий.
Он раб, не знавший вольного труда.
Его приют - убогое жилище,
Его подруга - вечная нужда.
Чтоб боль понять, какую выбрать меру
В надежде выжить ныне и вовек?
О, Господи! Не отними хоть веру,
Чем жив ещё в России человек.
Ведущий:
Сорокин знает, что судьба России и её будущее зависят от людей. Он пишет о простых тружениках, о земляках, его заботит их судьба, но больше всего его волнует несправедливое отношение к рабочему народу. (стих. "Сгинула фабрика" №24)
Ученица:
Сгинула фабрика тихая,
Будто бы и не была.
Стала немая, безликая.
Всю растащили дотла.
Даром досталась страдалица
В руки бездарных рвачей.
Некому, некому сжалиться,
Над ограблением ткачей.
Жили, плодились и строились,
Что ни семья - то изба.
Было - любилось и ссорилось,
Праздник - так вместе гульба!
Сколько ткачей, землепашцев -
Перемолола всех жизнь.
Нет их в живых - все в пропавших,
Все на погост убрались...
Ведущий: Е.Сорокин не обошел и тему войны. Много земляков полегли на полях сражений, имена которых до сих пор неизвестны. Барышцы свято чтят память о погибших и без вести пропавших -ставят памятники и обелиски , возлагают венки, цветы (стих." Неизвестному" слайд №25)
Чтец:
Вот и пошел,
догоняя товарищей,
Бросив назад
вопрошающий взгляд...
что ты свершил там -
в огне и пожарище?
Как ты там стал
неизвестным, солдат?
Где затерялась
могила безликая?
Иль монументом
на Шипке стоишь?
Снится тебе
твоя родина тихая-
в сотнях сердец материнских -
Барыш...
Ведущий: В стихотворении "Помяни их, Русь" поэт испытывает горечь и боль и в то же время чувство гордости за ветеранов войны(№26-32):
Ученица:
Что ни год - всё дальше Май Победный
Время в глубь веков от нас несёт.
И всё ближе год, когда последний
Ветеран войны от нас уйдёт.
На груди наград почти не видно.
Совесть чья их славу отняла?
А в душе глубокая обида
Раной вновь кровавой залегла.
Ученик:
Не в почёте ордена, медали,
Подвиг гордый, что Европу спас.
Крохи привилегий отобрали,
Что ещё поддерживали вас.
Сколь тогда легло в кровавых битвах?
Где живым заботы теплота?
Ученица:
Помяни их, Русь, в своих молитвах,
В брани не щадивших живота!
Ведь они - твои родные дети.
И терпенья им не занимать.
Видно по судьбе на этом свете
От любви большой к тебе - страдать!
Ведущий: Родина - это дом, в котором родились, это начало всех начал. Сорокину очень дорог в стихах образ родного дома - это кров, прибежище, где его любили и ждали когда-то самые близкие люди, где набиралась сил по началу его городская душа:(№33-34)
Домой! К деревянному! Земляному!
Душой к родному припаду!
В уюте самого земного
Приют здесь ласковый найду.
И в небе, выгнутом над домом,
Я отыщу свою звезду.
И в тихом сумраке лиловом
Своею улицей пройду. .
Сейчас этот отчий дом стал ещё дороже и ближе от того, что он в нем живет, бережёт тепло родного очага, но, к сожалению, нет уже и отца и матери рядом:
Всё равно..Всё равно возвращаться
В край, где детство прошло босиком.
Надо к старой избе приживаться,
И уж лучше теперь, чем потом.
***
Меня домой отец позвал.
Что зова этого сильней?
Я бросил всё .
Я - на вокзал.
Домой скорей!
К отцу скорей!
Ведущий: Сколько любви, преданности, тепла в этих простых строках!
Ярко и красочно изображает поэт в стихах картины природы. Ему дороги и осенний лес, и бескрайнее поле, и заливистое пенье соловья, и красный румянец рябин. В стихах Сорокина можно представлены разные времена года. Пока живет природа, живет и человек, а значит и малая родина - с её просторами. (читают чтецы на фоне слайдов):
Весна(№35-37)
Ещё земли не обнажил апрель,
Ещё с полей потоки не бежали,
А март хохочет хрусталем капель,
И синью небеса затрепетали.
Как нежность голубая женских глаз,
Как юных щек заманчивый румянец,
Весна влечет. Весна спешит в свой час
Всё закружить в неотвратимый танец.
И хорошо встречать приход весны
И праздником, и первыми цветами.
И тем, что в жизнь мы просто влюблены,
И тем что мы живем ещё все вместе с вами.
Лето(38-41)
Сегодня самый длинный день ,
А лето в ласковом расцвете.
С утра в росе косая тень,
И свежий холодок в рассвете.
Сквозь дрему росную ветвей,
С весною юною прощаясь,
Пел одиночка соловей,
любовной трелью наслаждаясь.
А песне не было конца.
И лист не мог пошелохнуться,
Забвенно слушая певца,
Боясь от грёз его проснуться.
Осень(№42-43)
Здравствуй, осень, печаль земли кроткая,
Паутинная зыбь на ветвях.
Пышность леса вдали с позолотою,
Дрема поля в недвижных стогах.
Торжество уходящее в золоте
Листья клёнов, берёз и осин.
Под дубами разбросаны жёлуди.
Льётся тёплый румянец с рябин.
Все бездоннее высь непроглядная,
Всё упруже небес синих сталь.
Катит, катит позёмка нарядная
Бездорожьями в сонную даль.
Затоскует природа надеждами
В ожидании песен Весны,
Когда лес обновится одеждами,
Позабыв свои зимние сны.
Зима(№44-45)
Белые, тонкие, легкие, нежные
Кружатся, вьются зигзагами странными,
Высью бездонной на землю посланные,
Чудо природы, орнаменты снежные!
Пусть путь их краток от часа рожденья,
Но сколь восторга несут они нежного
И сколько чувства разбудят мятежного
Вихрем игривым в потоке движения.
Ведущий: Природа и люди неразделимы. Но нередко поэт сетует на то, что люди порой бывают жестоки по отношению к ней, не следуют законам природы. Евгений Федорович просит человека учиться доброте у матушки-природы:
звучит фоновая музыка(№ 46-47)
Ученик:
Вхожу в лес, как в родную семью,
Как в большую семью - нежным братом.
Я в одном с вами вечном строю-
В яви , в помыслах - я с вами рядом.
Ну, привет вам , берёзы и сосны,
Мудрый папоротник, зверобой.
По тропинке и травной и росной
Я вхожу к вам, как в дом в свой родной.
На друг друга мы все не похожи
Ни обличьем, ни по возрастам,
Но мы все друг без друга не можем
И природа - единый наш храм.
И нам надо друг друга любить,
Доброты для того не жалея.
Красота добротой будет жить-
Доброта лишь спасти всё сумеет.()
Ведущий: В другом стихотворении поэт призывает барышцев беречь и любить свою малую родину, чтоб не стыдно было перед своими потомками!
Ученик:
Не разоряйте гнезда,
Где родились вы,
Не забывайте
родные места.
Здесь светлым таинством
в жизнь причастились мы
Благословеньем
родного перста.
Ученица:
Здесь наши корни,
Цветы наши вешние.
Здесь на погостах
друзья и родня.
Кто же придет
и помянет их, грешников,
Если не мы,
память в душах храня.
Вместе ( слайд №48):
Благослови
на добро всех нас, Родина,
На милосердье
в словах и делах,
Чтоб в поднебесной
за путь, нами пройденный,
Не посрамить
наших пращуров прах.
(сб. "Пламень чувственной души")
Слово учителю:
Мы познакомились с творчеством поэта Сорокина. а теперь я вам предлагаю ответить на вопросы викторины:
-Какие факты из биографии Сорокина вы запомнили?
-Назовите любимого поэта Сорокина.
-Кем он был по профессии?
-С какого времени стал писать стихи? О чем были первые стихи?
-Какое впечатление на вас произвело его творчество?
- Захотелось ли познакомиться с ним ещё ближе, узнать его творчество лучше?
-Какое стихотворение понравилось больше всего? Почему?
Учитель:
Итак, ребята, мы послушали стихи барышского поэта Е.Ф.Сорокина и убедились, что стихи его исполнены тонких душевных переживаний и глубоких раздумий о времени и о себе, о связи прошлого и настоящего. Перед нами образ человека простого и в то же время интеллигентного, доброжелательного и справедливого.
Мы благодарны ему за то, что он написал и, думаю, ещё напишет столько же замечательных стихов, от которых светло на душе, легче в этой сложной жизни. Его стихи учат любить свою родину, беречь красоту её, гордиться славными людьми-тружениками, заставляют задуматься о судьбе своей родины и народа.
В настоящее время Евгений Федорович ведет активный образ жизни: поёт в хоре ветеранов, проводит встречи с учащимися разных школ и своими читателями, сотрудничает с библиотеками города и района и продолжает работать над своим очередным сборником стихов.
Хочется закончить нашу встречу стихотворением Сорокина, в котором он объясняет своё назначение поэзии :
Чтоб краса не угасла земная,
Всё, чего ради стоило жить,
Что нам душу светло возвышает-
Красоту и творить, и дарить.
Не для денег стихи, не для славы,
Угасите завистливый пыл.
Это память о жизни бывалой,
что и я на Земле с вами жил.
Жил творцом мне отпущенной мерой
Век большой или малый - сиречь,
Жил с одной неизменною верой-
Всё живое любить и беречь.
Биография Е.Ф.Сорокина
Родился Е.Ф.Сорокин 18 октября 1943 года в городе Барыше. В семье своих родителей был один. Детство и юность провел на Голяшевке, так называют местные жители рабочую окраину города. 10 класс закончил в школе №15 ( сейчас там находится Барышский колледж-филиал УГТУ). По окончанию школы вонкомат сразу же ( даже аттестаты на руки не выдали) направил всех мальчишек из его класса на обучение в военное училище.. После демобилизации вернулся домой, пытался устроиться сварщиком на редукторный завод, но вскоре, ослепив глаза сваркой по неопытности, вынужден был отказаться от этой работы.
К тому времени у демобилизованных офицеров появилось право поступить в вузы. Евгений Федорович подал документы в Самарский педагогический институт на историко-филологический факультет, чтобы по окончанию 1 курса перевестись на 1 курс МГУ. Через год получает согласие о зачислении в московский вуз, но ректор самарского педагогического института убеждает его остаться. Закончив институт, устроился работать в школу, затем работал в техникуме, чуть позже в строительном профучилище г. Самара. Евгений Федорович более 30 лет отдал преподавательской деятельности!
В 58 лет устроенную городскую жизнь, без сожаления, променял на отчий дом, когда потребовалось ухаживать за больным отцом, который к тому времени жил уже один. Иначе Евгений Федорович и не мог поступить. Два года до пенсии дорабатывал заведующим отделом сельского хозяйства Барышского района.
Не всё гладко было в личной жизни поэта. Были в ней и потери (погиб сын), и боль, и переживания. Но никаким жизненным перипетиям не удалось погасить в душе Сорокина вспыхнувшее ещё в школьные годы страсть к стихосложению - "пламень чувственной души", как сам он признается в одном из своих стихотворений.
Первые стихи были посвящены школе, одноклассникам, первой учительнице - Анне Яковлевне, которая и приобщила к чтению. Но после первой же критики тетрадка полетела в огонь. Активно продолжил писать стихи в студенческие годы, но больше писал уже для себя. Первая книга стихов "Пламень чувственной души" вышла в 2006 году, да и то незначительным тиражом, но быстро разошлась. А через год - сборник "Я с вами жил", в 2009 - "Последние песни", в 2011 году -"Там, где вьётся хмель душистый". Сейчас продолжает работать над пятым сборником.
Любимым поэтом Сорокина является Пушкин, нравятся стихи Лермонтова, сонеты Шекспира, произведения Бернса. Тематика стихов самая разнообразная: любовная, гражданская, пейзажная, философская.
"Иногда приходилось сочинять даже на заказ",- вспоминает поэт. Так родились строки, посвященные Пушкину и солдатам-барышцам, не вернувшимся с войны, "Барышский вальс", ставший песней для городского хора ветеранов. А уж сколько шутливых посланий написано юбилярам и именинникам газеты "Барышские вести"!
На сегодняшний день Е.Ф.Сорокин активно принимает участие в жизни города и района. Состоит в хоре ветеранов, проводит встречи со своими читателями в библиотеках и школах города. Имя поэта стало известно и за пределами нашего района.