Аналитический отчет по теме «Формирование орфографической зоркости как средство для развития аналитического мышления»

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Кытмановская средняя общеобразовательная школа №2 имени Долматова А.И.
Кытмановского района Алтайского края












Аналитический отчёт о результатах профессиональной деятельности
в 2014-2017 годах

Автор: Чертовских Сергей Борисович,
учитель МБОУ «Кытмановская СОШ №2»










с. Кытманово 2017
ВСТУПЛЕНИЕ
Современное общество ставит перед школой, на мой взгляд, очень трудную задачу: воспитать такого человека, который соответствовал бы требованиям времени во всех аспектах современной жизни. Он должен быть знающим, умеющим думать и действовать в любой жизненной ситуации, ориентироваться в незнакомой обстановке. Никто не будет подвергать сомнению то, что одним из самых важных качеств современного успешного человека является его умение работать с людьми, сотрудничать, договариваться, то есть владеть в полной мере языком как инструментом общения и в письменной, и в устной форме. Иначе говоря, русский язык, как никакой другой предмет школьной программы способствует решению поставленной перед ней задачи.
Я считаю, что русский язык – один из самых трудных школьных предметов. Несмотря на то, что ребёнок владеет родным разговорным языком с детства, это сложная дисциплина, усвоение которой требует большого труда. Для меня, как для учителя русского языка не вызывает никаких сомнений, что самый главный аспект в обучении русскому языку всё же не предметный, хотя в рамках урока он, несомненно, выходит на первый план. Самое главное, как мне кажется, развивая устную и письменную речь школьника формировать его как личность, способную использовать свои знания и умения для выполнения реальных задач в конкретных жизненных ситуациях. Кроме того, важно учить школьников не только грамотно писать, но и думать, и находить решения в сложных ситуациях, и развивают свой кругозор, и познают культуру своего собственного народа.
Развитие личности, однако, касается многих аспектов обучения и воспитания. Здесь уместно отметить и развитие познавательных и интеллектуальных способностей школьников, и формирование у них эмоционально-волевого компонента, и владение навыками планирования и анализа собственной деятельности. Владение навыками аналитической деятельности представляется мне чрезвычайно важным условием успешности личности. Понимая это, я всегда стараюсь вносить свой маленький вклад в это важное дело.
Работая в сельской школе, я с самого начала столкнулся с несколькими проблемами. Одна из них - крайне низкая мотивация к учёбе другая проблема лежала уже в предметной области и выражалась в ужасающем количестве орфографических ошибок у большинства моих учеников. Долгое время я пытался понять, каковы же причины сложившейся ситуации. Изучив информацию об учащихся, проведя совместно с психологом некоторые наблюдения и опросы, я выяснил:
в семьях моих воспитанников родители имеют довольно низкий образовательный уровень, воспитанием детей занимаются по большей части формально и заинтересованности в школьных успехах своих детей проявляют мало;
причина большого количества орфографических ошибок кроется, во-первых, в том, что учащиеся часто не понимают сути правил, изученных на уроке, или попросту забывают их после изучения темы; и во-вторых, часто даже зная грамматическое правило, они не умеют рассуждать логически, применяя его на практике.
Сами собой возникли вопросы: как же изменить такое положение к лучшему? что лично я могу делать для того, чтобы мои ученики чувствовали необходимость в познании и развитии собственной личности? Понятно было, что поколебать воспитательную позицию родителей моих ребят быстро не получится. Поэтому я решил сделать своими союзниками ребят и поставил перед собой несколько первостепенных на тот период задач.
Прежде всего, необходимо было растормошить моих воспитанников и, общаясь с ними, попытаться разбудить их чувства, создавая на уроках ситуации, которые бы заставляли их удивляться, радоваться и огорчаться, думать и сопереживать. Затем, постепенно вовлекая их в учебно-познавательную деятельность, заинтересовать их самим процессом получения знаний, помочь им почувствовать удовольствие от интеллектуальных занятий, радость преодоления собственной лени, гордость за свою, пусть самую маленькую, но победу! По моему глубокому убеждению, только так можно помочь школьникам стать успешными в школьных стенах и обрести уверенность в себе и своих силах. Другими словами, мне предстояло найти такой подход к учащимся и такие приемы работы, которые помогли бы мне справиться с этой, как мне казалось тогда, трудновыполнимой задачей.
СИСТЕМА РАЗВИТИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ
Идти к решению стоящих передо мной проблем я решил постепенно и, занимаясь на уроках развитием орфографической зоркости, одновременно формируя у моих учащихся навыки аналитического мышления, без развития которых успешная сдача ЕГЭ по русскому языку представляется мне нереальной. Изучение работ учёных (Львов М.Р., Репкин В.В., Ушинский К.Д.) и передовых педагогов (М.С. Соловейчик, О.О. Харченко), помогло мне понять,
во-первых, что единой системы формирования орфографической зоркости, глубоко разработанной и научно обоснованной, пока не существует – и это большой минус для методики преподавания предмета;
во-вторых, что в методике преподавания русского языка существует огромное количество приёмов, которые позволяют предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, а также формируют навык звукобуквенного анализа и самоконтроль – и это, несомненно, плюс.
Таким образом, я сделал вывод, что любой педагог может создать свою собственную систему развития орфографической зоркости и использовать её в своей практической работе. Этим непростым, но очень увлекательным делом я занимаюсь вот уже третий год. Мне хотелось создать систему методических приёмов, упражнений и тестовых заданий, которая могла бы эффективно развивать орфографическую зоркость, познавательную активность учащихся и, как следствие, помогала бы формировать навыки аналитического мышления и способствовала бы развитию самостоятельности при принятии решений.
Сегодня уже можно констатировать, что существует начальный вариант такой системы, что, на мой взгляд, является совсем неплохим результатом, учитывая то, в какой срок эта работа была выполнена (я работаю в данной школе всего лишь второй год). Потребуется ещё немало времени, чтобы этот проект превратился в стройную и эффективную систему. Тем не менее, основные принципы построения и компоненты, составляющие её, уже можно смело представить.
Приступив к строительству здания, в первую очередь возводят фундамент. Выстраивая систему, естественно, необходимо подумать о прочной основе для неё. Без особых колебаний мой выбор пал на системно-деятельностный подход. Однако это произошло не потому, что эти слова сейчас на слуху и сами по себе являются символом чего-то передового, современного и даже, в некоторой степени, модного, это простое требование времени.
Больше всего этот подход импонирует мне тем, что в рамках урока учащихся нужно ставить в такую ситуацию, когда они вынуждены что-то реально сделать, преодолеть какую-то трудность. В результате школьники сами добывают знания, делая при этом самые настоящие открытия. При этом для них совершенно неважно, что это открытие уже давно кто-то сделал, ведь они, справляясь с трудностями такого способа учения, испытывают ни с чем несравнимые чувства первопроходцев, и им становятся близки и понятны устремления таких далеких, казалось бы, для них Ньютонов, Эйнштейнов, Дарвинов и Колумбов.
На мой взгляд, появление в педагогике системно-деятельностного подхода вполне логично. Этот подход объединил в себе опыт нескольких поколений учёных и в настоящее время открывает для педагогов новые возможности для более качественной подготовки школьников к реальной жизни. Самое важное, что даёт такой подход – способность к достижению реальной цели, потому что в основе его лежит принцип деятельности. Без использования этого принципа любое учение представляется мне детской игрой, где всё «понарошку». Если ученик не умеет ставить перед собой значимые цели, творчески и гибко подходить к решению проблемы и добиваться нужного результата, любое учение теряет жизненный смысл, а знания и умения, которыми он хочет овладеть, остаются лишь декларацией. Однако если школьник научится видеть задачу с разных сторон, анализировать возможные варианты её решения, из чего-то целого выделять составные части или же, наоборот, из разрозненных фактов составлять целостную картину – всё это будет помогать ему не только на уроках, но и в обычной жизни.
Именно этот принцип требует очень серьёзного отношения к выбору приёмов и методик, которые предполагается использовать на уроках. В ходе поиска средств, методов и методических приёмов организации работы на уроке я отдавал предпочтение тем, которые, в первую очередь, были бы интересны учащимся и помогали бы наилучшим образом усваивать предметный материал, способствуя при этом развитию их личностных качеств и психических процессов. Считаю, что этим требованиям соответствуют многие технологии и методики, но мне представляются наиболее эффективными технология проблемного обучения, игровые и ИКТ-технологии, технология обучения в сотрудничестве и исследовательский метод обучения. Обязательным элементом каждого урока стали упражнения, которые помимо предметного аспекта способствовали развитию памяти, внимания, мышления.
Каждая из этих технологий интересна по-своему. Так, например, технология проблемного обучения используется, как правило, на этапе выдвижения и постановки проблемы, и для выполнения этой задачи нет ей равных. Использованию игровых заданий практически нет альтернативы во время выполнения упражнений при закреплении нового материала, и при этом игра не является развлекательным средством. Чаще всего, это самое обычное упражнение, облечённоё в занимательную форму, а если оно ещё и интерактивное, то тогда просто нет отбоя от желающих выполнить его. ИКТ-технологии являются для меня незаменимыми помощниками в создании электронных приложений к урокам, а также дидактического материала для индивидуальной, парной и групповой работы и проведения контрольных срезов. Технология обучения в сотрудничестве научила меня организовывать групповую работу, а исследовательский метод позволяет учителю построить урок таким образом, чтобы у школьников была возможность испытать радость открытия.
Все вместе эти технологии хороши тем, что они позволяют широко использовать исследовательские, проблемные методы, разнообразные виды взаимодействия школьников во время занятия и применять имеющиеся у них знания и умения во время совместной деятельности. Чередование же разнообразных приёмов работы на уроке делает его всегда немного особенным и не оставляет места для скуки и утомляемости и, кроме того, способствуют развитию памяти, наблюдательности, познавательной активности, самостоятельности и учит детей думать. Подводя итог, можно сказать, что использование всех этих методик помогает мне создать для моих учеников среду, в которой они имеют возможность не столько учить, сколько учиться и находить какое-то личное значение в этой деятельности, приобретая и новые знания, и жизненно важные умения.
Понятно, что при таком подходе к организации урока мне как учителю нужно думать не о том, как преподнести материал урока учащимся, а о том, как организовать деятельность школьников, чтобы они сами добрались до сути проблемы, глубоко поняли её и осознали, КАК нужно действовать, чтобы их работа была эффективной и плодотворной. Другими словами, свою задачу я вижу не в том, чтобы передавать какие-то знания, а в том, чтобы сопровождать активную деятельность учащихся. Стараясь соответствовать этому подходу, всю свою энергию я направляю на то, чтобы придумывать сценарии своих уроков, готовить дидактический материал для индивидуальной, парной или групповой работы, организовывать разнообразные формы сотрудничества во время уроков, продумывать систему наводящих вопросов для обсуждения и оценивания результатов деятельности.
Методическая продукция, появляющаяся в результате этой работы, проверяется на практике, анализируется и помещается в закрома создаваемой системы, которая получила название «Секретная лаборатория Сергея Чертовских». В лаборатории имеется 6 разделов, каждый из которых в настоящий период времени активно заполняется информацией:
в «Кладовой схем и алгоритмов» можно найти схемы по орфографии русского языка и алгоритмы работы с ними;
«Сундучок Smart» содержит электронные приложения к урокам, содержащие интерактивные задания, выполненные в программе Smart Notebook;
в «Тренажёрном зале» посетители моего сайта могут проверить собственный уровень владения навыками грамотного письма по определённой теме и, при необходимости, пройти подготовку в целях улучшения показателей;
из «Секретной лаборатории» возможен «Выход в открытый космос», где учащиеся имеют возможность расширять горизонты своих знаний, знакомясь с интересной информацией познавательного характера в области этимологии слов и фразеологических оборотов русского языка, а также выполнять тестовые и олимпиадные задания повышенного уровня;
«Аптечка» - раздел для тех, кто пропустил урок и желает восполнить упущенное, для чего им нужно найти в этом разделе материалы по пропущенной теме, то есть «витаминку», подготовленную для них учителем;
и, наконец, в разделе «Всё очень просто!» размещены материалы, которые помогут учителям организовать работу по развитию у своих учеников мышления, внимания и памяти, так как именно эти психические процессы лежат в основе формирования навыка орфографической зоркости.
Не буду скрывать, что пока разделы этой лаборатории полупустые, и наполнить их доверху будет непросто и небыстро, потребуется много времени и сил, физических и душевных. Однако я нисколько не сомневаюсь, что доведу начатую работу до конца, потому что те дидактические материалы, которые в ней уже содержатся (и их количество будет, я надеюсь, активно пополняться), реально помогают мне в организации моих уроков. Работа над созданием этой системы, я более глубоко осознал саму суть своей работы, я вдруг увидел и понял, КАК эти дидактические принципы (деятельности, обратной связи, сотрудничества, целостности, психологической комфортности), которые раньше казались мне чистой декларацией, воплощаются на уроке, когда он организован правильно! Не буду скрывать, что никогда не хотел бы я вернуться к традиционному подходу в организации уроков, потому что новый подход делает уроки особенными, часто уникальными и, что немаловажно, непохожими друг на друга. А это значит, что такие уроки не могут быть скучными! И что самое замечательное, такие уроки привлекательны не только для школьников, они интересны, прежде всего, мне самому.
МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУХНЯ
Первый шаг на пути формирования орфографической зоркости – научить школьников видеть орфограммы. Это умение можно назвать ключевым. Если это умение сформировано, то ученик осознаёт необходимость знать правила и способен развивать свою способность выделять в письменных работах те орфограммы, где он должен быть очень осторожен и внимателен, чтобы не ошибиться. А если такое умение у школьников недостаточно развито, как в моём случае? Предположив, что причины, по которым мои ученики оказались в этой ситуации, лежат не только и не столько в предметной области, сколько, вероятно, в области психологии, я занялся, во-первых, изучением теоретических основ в этом вопросе, и, во-вторых, поиском методических возможностей повышения эффективности обучения орфографии.
После изучения теоретических материалов учёных-психологов и передовых педагогов (А.Р. Лурия, Айдарова Л.И., Богданова О.Ю.) пришло понимание того, что орфографическая зоркость находится в прямой зависимости от уровня развития у учащихся таких психических процессов, как активное зрительное и слуховое восприятие, аналитические умения (сравнение, конкретизация, систематизация, классификация), зрительная память (процессы запоминания и воспроизведения), а также непроизвольное и произвольное внимание, которые обеспечивают возможность действенного самоконтроля и самопроверки.
Проведя совместно со школьным психологом диагностику уровня внимания своих воспитанников, я получил подтверждение выводам учёных. Показатели были крайне низкими. Необходимо было, не теряя времени, сделать всё возможное для того, чтобы хотя бы в какой-то степени скорректировать полученные показатели. Передо мной стояли сложные задачи:
1) способствовать развитию умения ребят воспринимать речь на слух;
2) помочь им стать более внимательными;
3) развивать их умение видеть общие и частные признаки, сравнивать, рассуждать, доказывать;
4) помочь им овладеть способами само и взаимоконтроля.


РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАБОТЫ В 2015-2017 ГОДАХ
Срок моей работы в этой школе настолько мал, что, как мне кажется, не всегда возможной представляется адекватная количественная оценка деятельности учащихся, а, следовательно, и результативности моей работы как учителя. И если предметные показатели можно измерить в баллах (накопленные знания), то увидеть кардинальные метапредметные изменения за такой короткий срок не представляется возможным, их, как мне кажется, можно пока только почувствовать. И качественная оценка в таком контексте представляется мне более значимой по сравнению с количественной.
В чём она выражается? Наблюдая за ребятами, я вижу в их глазах неравнодушие к себе и своему предмету, они без страха идут на мой урок и с удовольствием работают на нём, они стали быстрее ориентироваться и адаптироваться к чему-то новому, они научились взаимодействовать друг с другом для достижения задач урока. У ребят постепенно появляется уважение к себе и уверенность в своих силах и для меня это очень важно.
Однако, всё это лирика и мой личный субъективный взгляд. Объективные показатели результативности того, что я делаю, конечно же, интересуют меня не меньше, ведь именно ради улучшения этих показателей и проводится вся эта непростая работа. Приступая к работе с классом, я попытался понять его особенности и причины низких показателей в учебной деятельности. Совместно со школьным психологом было проведено несколько диагностических исследований, в частности диагностика отношения к учению и к учебным предметам (по методике Г.Н.Казанцевой), а также изучение показателей распределения внимания (по методике «Поиск чисел»).
Диагностика отношения к учению и к учебным предметам позволила проанализировать причины предпочтения тех или иных школьных предметов, мотивы учения вообще, а также выяснить характер их отношения к предмету «русский язык». При обработке ответов учащихся было выявлено, что среди самых любимых русский язык указали всего лишь три человека (20%), зато среди нелюбимых его указали восемь человек (58%), а четверо (26%) никак не выразили своё отношение к этому предмету. Среди причин, по которым предмет не нравится, учащиеся указали следующие:
требует много терпения;
трудно усваивается;
не занимательный;
не получаю удовольствия.
За минувшие полтора года диагностика проводилась в классе 3 раза, и полученные результаты отражены в таблице ниже:
Таблица 1.

Любимый предмет
Нелюбимый предмет
Не выразили отношение

ноябрь 2015 года
3
8
4

апрель 2016 года
5
7
3

октябрь 2016 года
7
6
2

Источники: справки школьного психолога по итогам диагностики отношения к учению и учебным предметам учащихся 5 класса (2015/16 г.), 6 класса (2016/17 г.).
Изучение показателей распределения внимания проводилось с помощью методики «Поиск чисел» и данные указаны ниже:


Высокий уровень развития внимания
Хороший уровень развития внимания
Низкий уровень развития внимания
Очень низкий уровень развития внимания

сентябрь 2016
(5 класс)

0%

27%

31%

42%

сентябрь 2016
(6 класс)

0%

54%

23%

23%

Источники: справки школьного психолога по итогам изучения показателей развития внимания учащихся 5 класса (2015/16 г.) и 6 класса (2016/17 г.).
Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о том, что ощущения мои меня не обманывают, положительные результаты, пусть совсем небольшие, всё же имеются. И если в улучшении показателей развития внимания я склонен видеть не только свою работу, но и работу коллег, работающих в моём классе, потому что над решением этой проблемы мы работаем сообща, то в изменении данных опроса по поводу отношения к предмету «русский язык», мне думается, мои усилия имели решающее значение. Однако сказать, что все эти положительные моменты чудесным образом повлияли на уровень грамотности моих учеников, было бы откровенной неправдой, потому что в этом деле сиюминутного результата просто не может быть. Я буду рад, если увижу его через пару-тройку лет, когда мои ребята будут сдавать экзамен. Тот мониторинг, который я веду, в большей степени демонстрирует стабильность результатов, и в меньшей степени малозаметную, но, тем не менее, положительную динамику.
Список учащихся
Время, затраченное на работу
Количество ошибок в проверочном диктанте
Количество выделенных орфограмм, %
Примечания



№1
№2
№3
№4
№1
№2
№3
№4


Алёна В.
15 минут
15 минут
14 минут
14 минут
6
5
5
5
33,4
33,6
33,5
34,1


Света Р.




4
5
4
4
39, 2
37,8
38,9
39,7


Настя В.




3
3
2
3
65,3
65,5
65,5
65,4


Лера А.




5
3
3
4
34,1
38,6
37,4
38,2


Виталий Б.




4
4
3
2
63,2
65,3
65,2
67,7


Вадим К.




9
10
9
9
24,6
23,8
23,6
24,5
ОВЗ

Серёжа К.




3
2
4
3
66,6
68,3
67,4
67,9


Саша К.




3
3
3
3
65,0
65,8
65,9
66,0


Денис З.




10
10
11
10
23,5
23,2
23,4
23,5
ОВЗ

Аня П.




7
6
5
4
32,7
34,2
35,7
37,8


Оливер С.




3
3
3
2
67,2
67,7
68,5
68,6


Даниил Т.




4
3
3
3
66,8
66,9
67,3
67,5


Виталий К.




10
9
9
9
22,9
23,0
22,8
22,7
ОВЗ

Кристина К.




3
4
3
3
65,6
66,5
67,2
67,3


Арина Т.




5
3
4
3
62,8
62,9
63,0
63,2


Источники: результаты проверочных диктантов 5 класса в 2015/16 г. (№1, №2и №3) и 6 класса в 2016/17 г. (№4)
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО
Классный руководитель, на мой взгляд, должен быть, если не самым главным, то очень важным человеком для ребенка в школе, который выслушает, защитит и поможет решить любую проблему. Одна из главнейших задач классного руководителя заключается в том, чтобы подготовить его к реалиям жизни после окончания школы, помочь ему стать успешным в этой жизни, дать ему опыт разрешения каких-то своих внутренних и внешних конфликтов. Очень важно научить ребёнка побеждать себя – свою лень, свои страхи и тревоги, свою неуверенность в себе. Классный руководитель играет главную роль в формировании коллектива и организации его воздействия на личность учащихся. Просто так, на пустом месте и ничего не делая, коллектива из группы ребят не получится. Для этого необходимы немногие, но обязательные условия:
открытость деятельности классного руководителя (планируем вместе, анализируем вместе, радуемся вместе);
обратная связь после каждого проведённого дела (беседа, анализ, неформальный обмен мнениями);
сотворчество (сотрудничество в творчестве);
успешность (использование инструмента оценки);
свобода выбора;
целевая направленность (конкретный результат дела);
привлекательная деятельность.
Я – классный руководитель 6 класса, работаю с моими воспитанниками второй год. В 5 класс ребята пришли с уже сложившимися отношениями, которые часто характеризовались неуважением друг к другу, проявлением грубости и насмешек. Поэтому свою задачу в этом направлении я видел, прежде всего, в развитии классного коллектива как среды, которая способствовала бы формированию толерантности в отношениях между ребятами, позитивного отношения к окружающим и, как следствие, помогала бы воспитанию у них стойкого неприятия негативных сторон человеческого поведения.
Начиная работу с коллективом учащихся, я попытался, в первую очередь, построить конструктивные отношения с каждым из ребят в отдельности и со всем классом в целом, основанные на моем доверии к ним, на вере в их разумность, на уважении их прав. На мой взгляд, только так можно завоевать ответное доверие, симпатию и стать для них другом. Другая задача заключалась в том, чтобы сформировать коллектив класса и создать в нём благоприятный психологический климат. Для выполнения этой задачи было проведен ряд исследований по изучению личностей учащихся, особенностей их взаимоотношений. На основе анализа проведённых исследований была подобрана воспитательная программа, над выполнением которой мы вместе теперь работаем. Эта программа направлена на развитие коммуникативной культуры подростков. Темы занятий отражают личные проблемы детей данного возраста, а практические занятия помогают наладить адекватные межличностные взаимоотношения, повысить коммуникабельность, укрепить уважение к окружающим и чувство собственного достоинства, переосмыслить своё поведение.
Кроме того, мы (родительский комитет и классный руководитель) стараемся создавать условия для того, чтобы у ребят была возможность как можно чаще общаться всем вместе в неформальной обстановке, что помогает им лучше узнать друг друга, увидеть друг друга в совершенно новом свете и, возможно, скорректировать своё отношение к кому-то из ребят. Больше всего моим воспитанникам нравится участвовать в конкурсах, танцевальных вечерах, спортивных состязаниях, проводить время в поездках.
Говорить об окончательных результатах работы по воспитательной программе, конечно же, рано, однако мониторинг, проведённый на основе анкеты «Сплочённость класса», взятой из учебного пособия «Психология для школьника», проведённый вначале прошлого и нынешнего годов выявил следующие показатели, которые, на мой взгляд, говорят сами за себя.

76-100 баллов
46-75 баллов
30-45 баллов
ниже 30 баллов

сентябрь 2015
0
6
7
2

сентябрь 2016
0
11
4
0

В нынешнем учебном году мои воспитанники учатся в 6 классе. Первая четверть нового учебного года показала, что в классе снизился качественный показатель успеваемости по всем предметам по сравнению с уровнем 5 класса. Была проведена диагностика мотивации и эмоционального отношения к учению (по Спилбергеру). Она показала, что у 68% учащихся снижен уровень познавательной мотивации при позитивном отношении к учению, у 23% учащихся преобладает отрицательное отношение к учебе, и только лишь у 29% ребят выражена продуктивная мотивация и позитивное отношение к школьным занятиям. Эмоциональное состояние многих учащихся характеризуется неустойчивостью и переживанием «школьной тревожности», связанное с неопределённостью значимых потребностей. Кроме того, были проведены исследования детско-родительских отношений, которые выявили проблемы и в этой области.
Анализ полученных результатов ставит меня перед необходимостью, во-первых, задуматься о том, чтобы микроклимат, уже созданный в классе, способствовал бы ещё и развитию познавательных способностей ребят, что логически будет продолжать работу по развитию аналитического мышления, проводимую в рамках школьных уроков. Во-вторых, необходимо, наряду с реализацией воспитательной программы, позаботиться о проведении групповые занятий с родителями по коррекции детско-родительских отношений с тем, чтобы создать условия для преодоления школьной тревожности.
Подводя итог сказанному, хочется только добавить, что впереди непочатый край работы, а это значит, что есть много возможностей для саморазвития, для того, чтобы расти вширь и вглубь, познавая тонкости своей профессии, потому что без этого невозможно стать профессионалом и мастером своего дела.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Ъђ Заголовок 315