Исследовательская работа Народно-хоровое творчество Оренбуржья: традиции и современность


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Первый Новоорский лицей»
Исследовательская работа по теме:
« Народно-хоровое творчество Оренбуржья: традиции и современность».


Выполнила: обучающаяся 7 класса
Александрова Мария.
Руководитель: Борисова Наталья Викторовна
п. Новоорск, 2013
Актуальность
Иногда приходится слышать, что народная песня умирает, что она никому уже не нужна, но это мнение единиц – тех, кто ни разу не посетил концерт, где звучат народные песни в исполнении коллективов, которые вкладывают в свое выступление всю  душу. Когда на концертах коллективов художественной самодеятельности видишь, что  зал полон, что люди по-настоящему увлечены и взволнованы, то приходит уверенность в том, что простая народная песня жива и нужна, несмотря на все издержки времени.
Развитие общественных и социально-культурных процессов на современном этапе характеризуется усилением интереса к глубинным истокам отечественной культуры. Позитивной тенденцией в этом направлении стало возрождение историко-культурных традиций Оренбуржья, и в частности традиционной вокально-хоровой культуры, которая содержит в себе богатый педагогический потенциал, включающий в себя исполнительские, композиторские и образовательные традиции. В противовес инновационным тенденциям наблюдаются и негативные факторы. В частности, воспитание и образование подрастающего поколения слабо ориентировано не только на исполнительскую деятельность, но и на восприятие вокально-хорового искусства. Несмотря на то, что подрастающее поколение активно соприкасается с вокально-хоровой культурой региона, проведенные многочисленные социологические исследования показали, что современная молодежь в основном увлекается образцами западного музыкального творчества. Вместе с тем, наблюдается значительный интерес к культурным традициям края и в особенности фольклорным. Это проявляется в росте количества участников фольклорных ансамблей (см. приложение № 4), а также в интересе к коллективам фольклорной направленности . Поэтому в нашем регионе остро стоит проблема формирования музыкальной культуры молодежи на основе историко-культурных традиций.Проблемы музыкально-хорового образования, исполнительства и воспитания наиболее полно разработаны в исследованиях хоровых деятелей. Так, вопросы истории хорового исполнительства затрагивались А.А.Егоровым, В.И.Краснощековым, Д.Л.Локшиным. В частности, Д.Л.Локшин в своей работе «Замечательные русские хоры и их дирижеры» дает характеристику русской хоровой исполнительской культуры за период с конца XVIII века; деятельности русских хоровых коллективов и дирижеров до 1917 года, развития профессионального и самодеятельного исполнительства после 1917 года. В.И.Краснощеков в одном из разделов книги «Вопросы хороведения» дает краткий исторический обзор развития отечественного хорового искусства - от древности и до наших дней. Им впервые в концентрированном виде освещается история хорового пения не только русского, но и других народов, раскрывает их национальные черты и певческие традиции. А.А.Егоровым также проводится обзор деятельности наиболее известных русских и советских хоровых коллективов начиная с дореволюционного времени. Проблемы развития музыкальной самодеятельности на современном этапе наиболее раскрыты в работах С.В.Попова, П.П.Левандо. Например, С.В.Поповым основное внимание уделяется вопросам развития хоровой самодеятельности, ее видам и направлениям, проблемам внутрихоровой работы. Научное освещение актуальных проблем хороведческой практики продолжается в монографии П.П.Левандо «Проблемы хороведения». Особое внимание хормейстеров обращается на роль и место народной музыкальной культуры. Так, А.И.Анисимов подчеркивает значение народной песни и певческих традиций прошлого как фундамента хоровой и всей музыкальной культуры, говорит о возрастающей роли хорового искусства как важнейшей части духовной культуры человека и общества в целом. Основные аспекты методики работы с народными хорами и практические вопросы подготовки руководителей самодеятельных и профессиональных народно-хоровых коллективов излагаются в работе Н.В.Калугиной «Методика работы с русским народным хором». Жанровые особенности народного хорового пения (об организационных основах народного хора, традиционном исполнении песен народным хором) освещаются в работе А.В.Рудневой «Русский народный хор и работа с ним». Кроме этого, автор раскрывает смысл слова «народное» в двух аспектах: как эстетическую категорию, определяющую значительность произведения и как жанровую, не исключающую эстетическую категорию, но ограничивающую круг художественных произведений. Ценный вклад по методике работы с хоровым коллективом внесли: Л.М.Андреева, Г.А.Дмитриевский, П.Г.Чесноков, К.К.Пирогов, В.Г.Соколов, Л.А.Безбородова и многие другие. Вопросы музыкального воспитания и образования на основе региональных традиций рассматриваются в работах З.Н.Ивановой, Е.Г.Трудковой, Л.Н.Бирюковой, В.А.Василенко, М.С.Жирова, О.Н.Прокопец и других. Объект исследования - становление и развитие народно-хорового творчества в Оренбуржье. Предмет исследования - процесс развития музыкальной культуры личности на материале региональных традиций. Цель исследования – выявить уровень развития народно-хорового творчества в Оренбуржье.Для достижения указанной цели было намечено решить следующие задачи: -изучить процессы становления и развития вокально-хорового творчества в Оренбуржье; -выявить особенности функционирования вокально-хорового творчества в современных условиях; -определить сущностные характеристики процесса развития музыкальной культуры личности; -установить эффективность влияния народно- хоровой музыки на психофизиологическое состояние слушателей.Гипотеза исследования: Народно-хоровые традиции не имеют популярности, не поддерживаются и не вызывают интерес у современной молодёжи.
Хоровое пение – искусство уникальных возможностей как исполнительских,
так и образовательных. Оно всегда было, есть и будет неотъемлемой частью отечественной и мировой культуры, незаменимым, веками проверенным фактором формирования духовного, творческого потенциала общества. Хоровое пение, с его многовековыми традициями, глубоким духовным содержанием, огромным воздействием на эмоциональный, нравственный строй как исполнителей, так и слушателей остается испытанным средством музыкального воспитания.
Хоровое пение как исполнительское искусство наиболее доступный и
любимый вид народного творчества. Оно не требует каких-либо дополнительных затрат, так как человеческий голос универсален и общедоступен. Исполняя музыкальное произведение человек не только приобщается к музыкальной культуре, но и сам создает музыкальную культуру, художественные ценности. Правильно организованный процесс хорового музицирования обнаруживает и задействует целый спектр качеств участников: это и музыкальные способности, и личные качества. Таким образом, народно - хоровое творчество призвано выполнять основную воспитательную функцию через следующую деятельность:
. Познавательную
. Эстетическую
. Коммуникативную
Русская хоровая культура складывалась веками. Со временем определились
два ее направления – академическое и народное. Академическая школа хорового пения сложилась во многом под влиянием церкви, церковных песнопений – вначале одноголосных, а затем многоголосных. Народное хоровое пение развивалось в недрах народной жизни, оставаясь на уровне устной традиции как часть художественного быта русского народа, тесно связанного с песенным творчеством. Богатство и жанровое разнообразие русских песен, исполняемых народом, говорит о его высоком духовно-эстетическом уровне, вдумчивом и бережном отношении к окружающему миру. Русская песня – это особый мир ощущения красоты, духовности, радости и тоски одновременно, это мир светлых, чистых чувств, мир единения с природой, окружающей человека. Она затрагивает самые глубинные чувства русского человека. Песни складывались, когда человек впервые начал словами передавать свои чувства и настроения, свое отношение к окружающему миру: к матери-земле, которая его кормила; к красному солнышку, которое его согревало; к необъятным голубым небесам, которые давали ему свет; к полям и лесам, которые радовали его красотой; и, конечно, к самому себе – к своей жизни, переживаниям и мыслям. Песни сопровождали русского человека всю его жизнь, с рождения до самой смерти. Судьба фольклора, широта его бытования прямо зависит от преемственности традиций. Проблема преемственности – одна из важнейших, определяющих место фольклора в эстетическом и нравственном воспитании современного человека. Коллективность народного творчества, составляющая его постоянную основу и неумирающую традицию, проявляется в ходе всего процесса формирования произведений или их типов. Этот процесс, включающий импровизацию, её закрепление традицией, последующее совершенствование, обогащение и подчас обновление традиции, оказывается чрезвычайно протяжённым во времени. Характерно для всех видов народное творчество, что создатели произведения являются одновременно его исполнителями, а исполнение, в свою очередь, может быть созданием вариантов, обогащающих традицию; важен также теснейший контакт исполнителей с воспринимающими искусство людьми, которые сами могут выступать как участники творческого процесса. К основным чертам народного творчества принадлежит и долго сохраняющаяся нерасчленённость, высокохудожественное единство его видов: в народно - обрядовых действах сливались поэзия, музыка, танец, театр, декоративное искусство; в народном жилище архитектура, резьба, роспись, керамика, вышивка создавали неразделимое целое; народная поэзия тесно связана с музыкой и своей ритмичностью, музыкальностью, и характером исполнения большинства произведений, тогда как музыкальные жанры обычно связаны с поэзией, трудовыми движениями, танцами. Произведения и навыки народное творчество непосредственно передаются из поколения в поколение.
Во второй половине 18 века огромное влияние на музыкальную культуру оказывала народная песня. К этому времени уже практиковалась запись народных мелодий. Народная песня исполнялась не только в “низших” кругах общества, но и среди дворян. Она была основой музыкальной культуры. Росло количество провинциальных хоров. Много детей пело в частных хорах, набиравшихся из крепостных. В Петербурге были прекрасные хоры -шляхетского корпуса и университета, славились хор графа Шереметьева, хор князя Голицына.
В учебных заведениях того времени преподавали такие замечательные
музыканты, как Д.С. Бортнянский, И. Прач.
Глава II
Хоровое искусство Оренбуржья, которое с честью представляет Оренбургский государственный академический русский народный хор, имеет славную, самобытную историю.
Коллектив был создан в 1958 году. С 1961 года получил статус государственного коллектива, с 1997 – носит высокое звание «Академический».
Основателем хора был талантливый музыкант и знаток народного творчества - заслуженный артист России Яков Хохлов. Верной сподвижницей Я. Хохлова стала заслуженная артистка России Людмила Райкова. Заложенные ими традиции продолжает нынешний художественный руководитель –народный артист России Владимир Позднеев.
Ежегодно хор проводит 88 концертов, из которых 60 – в городах и селах родного Оренбуржья. Неоднократно коллектив хора принимал участие в Международных фестивалях на сцене Государственного Кремлевского дворца, Государственного концертного зала « Россия», концертного зала им. П. И. Чайковского, демонстрируя свое мастерство и разнообразие программ. За полвека вдохновенного творчества хор накопил «золотой фонд» песен и танцев, вокально-хореографических постановок, отражающих не только характер и материально-бытовую культуру народа, но и судьбоносные события в его жизни («Поэма о хлебе», «Величие Урала», «Багренье», «Пугачевская вольница», «Площадь Победы», «Здравствуй, земля целинная», «Проводы Оренбургских казаков», «Оренбуржье моё» и др.).  
 Ведущим жанром в Оренбургской области является народное хоровое пение. И в этом великая заслуга принадлежит преподавателям, работающим на отделении народного хорового творчества в Оренбургском областном колледже культуры и искусств, которое было открыто в 1978 году преподавателем Тлатовой Н.Г.      Главное направление в учебно-творческой работе отделения - воспитание у студентов любви и уважения к народной песне, аутентичной народной манере пения, народному инструментарию и народному театру. В тоже время была разработана система постепенного и последовательного практического освоения студентами народно-хоровых навыков с сохранением природы и особенностей певческой народной школы. Выбранное направление поставило перед педагогами сложные задачи, так как русская народная вокальная школа, манера пения и исполнения ставшая основополагающей на народно-хоровой специализации обладает множеством регионально-местных исполнительских разновидностей. Поэтому главное в работе преподавателей - хормейстеров: Тлатовой Н.Г., Степановой О.И., Антыковой Н.И. стало обучение студентов хоровых навыкам в неразрывной связи с освоением певческих особенностей регионально-стилевого исполнительства, которые создают неповторимость и многообразие русской народной песенной культуры.
Анализ работы выпускников с народными хоровыми коллективами показывает, что они владеют методикой фольклорной работы, хорошо усвоили принципы фольклорного творчества, умеют работать над авторскими партитурами.  Многие выпускники за достигнутые успехи получили звание "народный" коллектива, например:      Беляева Нина - руководитель народного вокального ансамбля "Родные напевы" г.Новотроицк;      Ковальчик Елена - руководитель народного вокального ансамбля "Русская душа" г.Кувандык;      Золотова Снежана - руководитель народного ансамбля "Барыня" г.Москва;      Цыгало Ирина - руководитель фольклорного ансамбля "Ковылёк" г.Дрезден;      Чурсина Люба - руководитель фольклорного ансамбля "Добро" Красногвардейский район;      Люлькина Анастасия - руководитель народного ансамбля "Тарантасик" Сакмарский район.      Выпускники отделения народно-хорового творчества работают артистами хоровой группы в Оренбургском государственном академическом русском народном хоре: Старченко Татьяна, Хорошилов Михаил, Грянько Сергей, Шваков Виктор, Уварова Галина и многие другие.      Выпускники продолжают учебу в высших учебных заведениях: Челябинская государственная академия культуры и искусства (Кузнецова Т., Погодина Н., Ковальчик Е.)     Антыкова Н.И. с 1991 года является художественным руководителем народного ансамбля "Игрицы".       Педагогическая деятельность Антыковой Н.И., Иванова В.Д. направлена на формирование эстетического вкуса студентов, привитие любви к народному музыкальному творчеству. Важную роль в учебном процессе играет внеурочная деятельность ансамбля "Игрицы" - это концертная деятельность, участие в областных, межрегиональных фестивалях.      Творческое направление, традиции певческого воспитания сложившиеся на отделении народное хоровое творчество благодаря многолетнему коллективному опыту, постоянно развиваются и совершенствуются. Кроме изучения русской песенной культуры проводится работа по ознакомлению с народно-песенным творчеством других народов: украинцев, белорусов, татар, мордвы, казахов, башкир.      Этой работе педагогический коллектив колледжа отводит важное место, поскольку воспитывает у студентов уважение и интерес к различным национально-певческим культурам, чувство интернационализма и понимание единой сущности.      
В Оренбуржье в настоящее время более 80 тысяч человек занимаются народным творчеством. В области насчитывается свыше 6 тысяч различных коллективов при сельских и городских клубах и Дворцах культуры. 425 коллективов  носит  звание «Народный самодеятельный коллектив».Бережно хранят традиции своих предков, приобщая к своей родной культуре фольклорно- этнографический ансамбль “Сударушка” Северного района, народный вокальный ансамбль “Берёзка” Тюльганского района, народный ансамбль “Добро” Красногвардейского района, народный ансамбль русской песни “Отрада” г. Бугуруслана, народный фольклорный ансамбль “Лучинушка” Курманаевского района и другие.
Областной фестиваль народного творчества «Обильный край, благословенный», учрежденный Министерством культуры, общественных и внешних связей, областным центром народного творчества – стал своеобразным брендом культуры Оренбуржья.
Каждый год он открывает новые таланты и дает возможность уже признанным исполнителям показать свое мастерство в иных гранях.
Фестиваль дает возможность реализовать свои творческие силы людям всех возрастов. Замечательно, когда на одной сцене стоят умудренные жизненным опытом ветераны и совсем маленькие дети, у которых все только начинается. Наверное, в этом и скрыта непрерывная связь традиций народного творчества и основа будущего отечественной культуры.
На протяжении последних лет отмечается положительная динамика деятельности "Народных" коллективов. Профессиональный уровень коллективов растет, не смотря на обновление составов. Наметилась положительная тенденция – многожанровость в репертуаре, смешение стилей и манер исполнений.
Особенно хочется отметить народный вокальный ансамбль "Сударушка" (п. Энергетик), руководит которым Надежда Рыбальченко . Этот коллектив был организован в 1996 году, и уже в 1999 году "за активную творческую деятельность" ему было присвоено звание "Народный". Возраст участников от 16 до 60 лет, репертуар ансамбля интересен и разнообразен: казачьи, русские народные песни, песни Оренбургских композиторов. Упорная, творческая работа приносит ему заслуженный успех, коллектив является неоднократным лауреатом областных фестивалей и конкурсов "Русская песня", "Салют, Победа". За все это Рыбальченко Надежде Васильевне присвоено звание "Заслуженный работник культуры". Народный вокальный ансамбль «Рябинушка» образовался в 1987 году на базе Новоорского РДК. В 1993 году группе было присвоено почетное звание «народный самодеятельный коллектив». Ежегодное участие ансамбля в областном фестивале народного творчества «Обильный край, благословенный» защищает данное звание. Состав ансамбля составляет 12 человек. Коллектив в основном стабильный. Возраст участников от 22 лет и выше. Это люди разных профессий, но всех их объединяет любовь к народной песне. Вокальный ансамбль «Рябинушка» принимает активное участие во всех поселковых и районных и областных мероприятиях, а так же выезжает в села района с концертными программами. С каждым годом растет исполнительское мастерство и повышается профессионализм. Коллектив сплоченный, дружный. Любовь к народной песне дает творческий настрой на
работу.
. Народный хор РДК – был образован в 2003 году. В 2005 году хор удостоен звания «народный». Это коллектив народного творчества, имеющий непрерывную преемственную связь с историей Оренбургского края и Новоорской казачьей станицы. Народные песни, высокое профессиональное мастерство создает необыкновенную теплую, душевную атмосферу, единение артистов и зрителей. В репертуаре хора произведения с сопровождением и a cappella. Коллектив народного хора в последние годы стал, пожалуй, незаменимым участником встреч и концертов самого разного уровня. В 2005 году хор стал призером первой степени в областном конкурсе «Русская песня-2005». Возраст участников коллектива от 17 до 45 лет.
Кумакский народный хор казачьей песни был образован в 2005 году, в составе 25 человек. В 2007 году хору было присвоено звание «Народный». Коллектив является постоянным участником районных и областных мероприятий. В 2007 году «Народный хор казачьей песни» стал лауреатом областного конкурса «Русская песня 2007». С каждым годом в районе "Народных" коллективов становится больше, потому что для многих людей это не просто приобретение навыков и знаний, но и место общения. В последнее время зрительные залы домов культуры не пустуют. И все больше среди зрителей – молодежь. Это и есть главный показатель той большой, разнообразной и важной работы, которую проводят народные коллективы. Выступление "народников" на юбилее района и поселка стало визитной карточкой культуры района: вокально-хоровой коллектив РДК "Сударушка" п.Энергетик, "Рябинушка" РДК, народный хор РДК п.Новоорск, Кумакский народный хор.
Своими мыслями поделилась и Ольга Пашина. На мой вопрос, соединимы ли в одной фестивальной программе чисто фольклорные ансамбли, строго следующие принципам аутентичного пения, и коллективы, которые привносят в свою исполнительскую манеру что-то современное, Ольга Алексеевна ответила:
-Это абсолютно нормально. Был такой известнейший музыкальный этнограф профессор Евгений Владимирович Гиппиус, который говорил, что фольклор - это вовсе не какой-то законсервированный продукт или застывшая навсегда категория. В разные эпохи он функционирует в соответствии с новыми культурными, социальными, экономическими условиями, чутко реагируя на все составляющие жизни народа, нации. Фольклор развивается как самостоятельное явление, как живой организм. Народное искусство комплексно по своей сути: это всегда отражение структуры определенного социального сообщества, это особые жанры - музыкальные в том числе. Главное, не нарушать основополагающих кодексов народной культуры.
Значение занятий искусством, музыкой, точнее пением очень конкретно и
затрагивает три важнейших для жизни человека сферы:
. Здоровье
В процессе пения происходит естественная реабилитация состояния человека, восстановление его работоспособности, что научно доказано и обосновано.
. Интеллектуальное развитие
Благодаря воздействию на процесс формирования мышления стимулируется мыслительная деятельность, развивается и укрепляется память.
. Самоактуализация Формируются метапотребности (отдаленные цели), которые организуют жизнь и вносят в ее течение смысл, упорядоченность и духовную свободу.
Нельзя забывать, что оптимальный период для занятий искусством –
детство, когда человек открыт для диалога и восприятия информации. Занятияискусством – жизненная необходимость: правое полушарие – “эмоциональный мозг” является основой для развития левого полушария – “мозга рассудочного”. Только в этом случае происходит равномерное развитие обоих полушарий. И только такое развитие создает полноценную и психически устойчивую личность.
Таким образом, обучение детей пению, приобщение их к прекрасному
является мощным средством их воспитания и развития.