Методическая статья по немецкому языку на тему Дидактические особенности игры в обучении иностранному языку.


Зинина Е. А.
Дидактические особенности игры в обучении иностранному языку
Игра - неотъемлемый компонент человеческой деятельности на протяжении всей жизни, она имеет свои правила, цель и элемент интереса. В обучении, в особенности иностранному языку, не обойтись без игр. Игры активизируют человеческое мышление, заставляют творчески подойти к решению проблемы, найти более быстрый способ ее решения.
Существуют разные виды игр, в том числе соревновательные, где необходимо быть победителем, чтобы реализовать и показать себя, и командные, в которых игроки или команды работают вместе для достижения какой-то цели.
Одной из актуальных проблем современной методики преподавания иностранных языков является организация обучения детей разных возрастов с помощью игр.
Актуальность данной проблемы вызвана целым рядом факторов. Во-первых, интенсификация учебного процесса ставит задачу поиска средств поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу и активизации их деятельности на протяжении всего занятия. Эффективным средством решения этой задачи являются учебные игры.
Во-вторых, одной из наиболее важных проблем преподавания иностранного языка является обучение устной речи, создающей условия для раскрытия коммуникативной функции языка и позволяющей приблизить процесс обучения к условиям реального обучения, что повышает мотивацию к изучению иностранного языка. Вовлечение учащихся в устную коммуникацию может быть успешно осуществлено в процессе игровой деятельности.
Игровая деятельность включает в себя упражнения, формирующие умения выделять основные признаки предметов, сравнивать; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение владеть собой, быстрота реакции на слово, фонематический слух. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс. Игра способствует запоминанию, которое является преобладающим на начальном этапе обучения иностранному языку.
Игра является средством создания ситуации общения. Использование учебно-речевых игровых ситуаций полностью отвечает возрастным особенностям детей, и создают условия для их естественного общения. Используемые учебно-речевые игры отличаются от развлекательных тем, что они имеют второй план или узко методическую цель. Учебно-речевая игровая ситуация побуждает учащихся говорить и действовать по правилам игры в учебно-методических целях. Именно игра повышает и поддерживает интерес к общению. На основании выше сказанного можно выделить следующие виды учебно-речевых или языковых игр в обучении немецкому языку: грамматические, лексические, лексико-грамматические, фонетические, орфографические игры, способствующие формированию речевых навыков. Эти игры носят также название - «Подготовительные игры».
Грамматические игры Kettenspiele: Wortketten, Satzketten, Textketten; Ratespiele: Raten nach Eigenschaften und Angaben, Rätselgeschichten, Raten nach Geräuschen; Kartenspiele: Quartette, Fragen und Antworten, Satzrommee; Dominospiele; Suffix-Spiel; Sprachbaukasten; Grammatik-Tennis; Schlangen und Leitern
Лексические игры Würfelspiele: Würfelspiel mit Textkarten, Würfelgesteuerte Antworten, Fragen zum Satz oder Text; Wörter finden und raten; Wörter bauen; Wörter kontextualisieren; Adjektive suchen Nomen; Wortschlange; Buchstabenquadrat; Silbenrätsel; Stadtspiel
Лексико-грамматические Erinnerungsspiele: Memory mit Spielleiter, Schiffe versenken, Kartenpaare; Lücken würfeln
Фонетические Kartenspiele zur Phonetik
Орфографические Schreib – und Zeichenspiele: Buchstabenkärtchen, Wörter und Wörtern, Brief-Puzzle, Figuren nachzeichnen, Vokabeln zeichnen; Ergänzungsspiele: Wortergänzung, Satzergänzung, Zettelgeschichte
Овладение грамматическим материалом, прежде всего, создает возможность для перехода к активной речи учащихся. За грамматическими следуют лексические игры, логически продолжающие «строить» фундамент речи. Фонетические игры, предназначаются для корректировки произношения на этапе формирования речевых навыков и умений. И, наконец, формированию и развитию речевых и произносительных навыков в какой-то степени способствуют орфографические игры, основная цель которых – освоение правописания изученной лексики.
Грамматические игры для занятий по немецкому языку делятся на:
игры, позволяющие потренировать построение различных синтаксических структур (Ausstreichen und Ersetzen, Das Spiel aus Marienbad, Sätze erweitern, Verkürzen und Erweitern, Satzcollage, Schlusswort, Fragen über Fragen, Meine Sätze – dein Text, Vom Satz zum Gedicht, Grammatische “Do it yourself”, Durcheinander gewürfelte Sätze, Vom Wort zur Geschichte, Gedanken lesen, Korrektur von Hausaufgaben, Mit dem Rücken zur Klasse, Grammatik-Auktion, Liebesgeschichte, Wer ist es?, Sockentausch, Unkraut jäten, Rätselhafte Geschichten, Grammatik-Quiz, Welcher Satz ist falsch?, Schriftliche Gespräche, Verzügerte Antworten, Schnapp );
игры, связанные с морфологией немецкого языка (Gedicht-Rekonstruktion, Was bin ich für wen?, Das Spiel ums Geld, Domino, Auf dem Rücken schreiben, Wir sind ein Zimmer, Spiel mit dem Wörterbuch, Die Frau auf dem Dach, Die Welt der “MACHER”, Trips, Grammatisches Damespiel, Was haben sie gemeinsam? );
игры для изучения различных форм немецкого глагола (Mit geschlossenen Augen, Mein Tagesablauf, Dein Tagesablauf ist meiner, Berichterstattung, So sehe ich dich, Negativ/Positiv, Unser Leben, Kleine Talkshow, Stossseufzer, Meine Rollen, Unfollständige Sätze, Schlangen und Leitrn, Wer…?, Grammatik-Tennis, Grammatik-Monopoly, Der Schrei aus dem Kreis, Komm zu mir!, Tierische Gewohnheiten, Augen auf dem Rücken, Buchstabenquadrat, Schlüsselverben, Schuld und Sühne, Aus dem Gedächtnis lesen, Von Mund zu Mund).
Известно, что тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая многократного их повторения, утомляет ребят своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения. Игры помогут сделать скучную работу более интересной и увлекательной. Большинство игр первого раздела могут быть использованы в качестве тренировочных упражнений на этапе как первичного, так и дельнейшего закрепления.
Второй раздел называется «Творческие игры». Цель этих игр – способствовать дальнейшему развитию речевых навыков и умений. Возможность проявить самостоятельность в решении речемыслительных задач, быстрая реакция в общении, максимальная мобилизация речевых навыков – характерные качества речевого умения – могут, как нам представляется, быть проявлены в аудитивных и речевых играх. Игры второго раздела тренируют учащихся в умении творчески использовать речевые навыки. Эти игры также называют коммуникативными.
1.Игры для обучения чтению Wortschlange; Leute von heute
2.Игры для обучения аудированию Stille Post, Silbenwettbewerb
3.Игры для обучения монологической речи Pantomimespiele: Verben-Pantomime, Nomen-Pantomime, Episoden-Pantomime, Synchronisations-Pantomime; Ich sehe was, was ihr nicht seht
4.Игры для обучения диалогической речи Dialogspiele: Rundspiel, Kartendialog, Zufallgesteuerter Kurzdialog, Festes Antwortschema; Ja / Nein-spiel; Visuelles Diktat
5.Игры для обучения письму Memo-Spiel; Kimspiel; Streik der Vokale; Eine Geschichte aus drei Wörtern; Schriftstellerbewerb; Buchstabensalat
Речевые игры учат умению пользоваться языковыми средствами в процессе совершения речевого акта и отталкиваются от конкретной ситуации, в которой осуществляются речевые действия.
Игры для обучения чтению и аудированию призваны помочь в решении задач, связанных с данными ВРД. В основе своей они предполагают работу учащихся с текстом: кодирование и иллюстрирование, догадку, конструирование, перифраз, сжатие/ расширение и т.д.
Проделанный анализ позволяет сделать следующие выводы:
- игра должна включаться в том или ином виде в каждое занятие по иностранному языку;
- использование игры на занятиях – обязательное средство создания ситуации общения эффективности учебного процесса;
- эффективность игры зависит от правильной ее организации;
- проведение игр на занятиях по иностранному языку позволяет реализовать воспитательные цели обучения. Задача преподавателя – научить культуре игры и культуре поведения вообще;
- разработка и внедрение игр в процессе обучения способствует более успешному решению основных задач обучения устной речи на разных этапах обучения иностранному языку.
Многочисленные теории игры, изложенные в работах философов, психологов, физиологов, педагогов указывают на значительный потенциал, который заключает в себе феномен игры. Использование игры как средства воспитания и обучения может быть успешным, если учитывать, что она есть, прежде всего, собственная деятельность человека.
Таким образом, использование игры на уроках иностранного языка имеет большое значение для приобретения новых представлений и знаний и формирования новых умений и навыков, а также для развития мотивации учащегося к овладению иностранным языком.