Разработка урока по экономике Ограниченность ресурсов и проблема выбора


№ ____сабақ жоспары План урока № ____
___________________________________________________________________________________ Сабақтың тақырыбы
Тема урока: «ОГРАНИЧЕННОСТЬ РЕСУРСОВ И ПРОБЛЕМА ВЫБОРА»
___________________________________________________________________________________
Сабақ мақсаты\ Цель урока: Формирование знаний об ограниченности ресурсов, факторах производства, необходимости выбора и альтернативной стоимости.

Сабақ міндеттері\ Задачи урока:
Білімділік\ Образовательная: Сформулировать на уроке разницу между понятиями свободные блага и экономические блага.
Дамытушылық\ Развивающая: Научить различать понятия потребности и желания, рационально использовать собственные ресурсы.
Тәрбиелік\ Воспитательная: Формировать умение работать в группах, парах.
Сабақ түрі\ Тип урока: Применение знаний и умений.
Оқытудың әдістері\ Методы обучения: Словесный, наглядный.
Сабақтың материалдық техникалық жабдықталуы\ Материально-техническое оснащение: Раздаточный материал, стикеры.
Пәнаралық байланыс\ Межпредметная связь: Биология, география, производственное обучение.

Сабақтың мазмұны мен барысы
Ход и содержание урока:
Ұйымдастыру кезеңі\ Организационный момент: Проверка учащихся.
Сообщение темы и цели урока.
Жоспар бойынша жаңа материалды баяндау\ Изложение нового материала по плану:
Каждый день мы сталкиваемся с различными вариантами выбора. Как лучше
использовать свободное время? Как распорядиться деньгами? Какие предметы готовить в первую очередь?. Чем заняться в свободное время?
В основе этих и многих других вопросов лежит основная проблема каждого человека, общества, предприятия и государства – проблема ограниченности или редкости ресурсов. Чтобы разобраться в сущности этой проблемы, необходимо понять значение такого понятия, как потребности.
Потребность – это чувство нужды, нехватки в чем – либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом.
Потребности являются главным движущим мотивом человеческой деятельности. Различают потребности биологические и общественные. Абрахам Маслоу потребности распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. Основу пирамиды потребностей составляют жизненно важные нужды (еда, вода, сон, жилье), которые обеспечивают существование человека и возникают из его чувства самосохранения. Все другие виды потребностей – альтернативные, и зависят от социального окружения.
ЗАДАНИЕ 1.
Классификация Потребности
Первичные Физиологические, безопасность
Вторичные Социальные, в уважении и самореализации
Материальные Товары, услуги, предприятия, учреждения
Духовные Знания, спорт, изучение культурного наследия.
ЗАДАНИЕ 2. Учащиеся делятся на группы по 4 – 5 человек. Выполняют задание и отвечают на вопросы.
Удовлетворение потребностей происходит при помощи потребления благ.
Различают свободные блага, имеющиеся в неограниченном количестве (воздух, ветер, дождь), и экономические, т.е. ограниченные по масштабам. Степень удовлетворения потребностей людей напрямую зависит от экономических ресурсов и факторов производства, которые имеются в ограниченном количестве, т.е. редки, а использование их в одной сфере исключает возможность одновременного использования в другой.
Указанные четыре фактора производства – труд, земля, капитал и предпринимательская способность – необходимы для любого производства (схема: ресурсы, факторы производства).
ЗАДАНИЕ 3. Работа в группах.
Вывод: Никто не может иметь все, поэтому нам приходиться выбирать, в магазине, на рынке, кафе. Выбирая одно, мы отказываемся от чего – то другого. Ситуация выбора поможет объяснить экономический смысл понятия альтернативная стоимость.
Альтернативная стоимость – означает цену замены одного блага или одного ресурса другим. Если при выборе из двух возможных благ потребитель отдает предпочтение одному, жертвуя во имя него другим, то второе благо и есть альтернативная цена первого. Альтернативная стоимость блага есть цена потери, на которую готов идти потребитель, чтобы получить возможность приобрести желаемое благо.
Тяжело бывает сделать выбор, поэтому, чтобы сделать правильный выбор, можно использовать сетку принятия решений. Эта таблица, в которой перечисляются возможные альтернативы, а также критерии (признаки, по которым производится оценка) выбора.
Заполняют сетку принятия решений и делают выбор. Перечень предметов в графе «Альтернативы» может быть разный. В столбцы критерий ставятся «плюсы» или «минусы».
Сетка принятия решений помогает сделать выбор решения более разумным и обоснованным.
Жаңа материалды бекіту\ Закрепление нового материала:
ЗАДАНИЕ 4. Работа в группах. Обсуждение ответов.
Чтение текста, обсуждение вопросов к тесту.
Вопросы для повторения: Фронтальный опрос.
Үй жұмысы\ Домашнее задание: Выучить понятия: потребности, ресурсы, факторы производства, альтернативная стоимость.

Сабақтың қортындысын шығару\ Подведение итогов урока: Выставление оценок.