План самообразования на 2016-2018 год по теме Метод проектирования на уроках англиского языка


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с. Калинино




Тема : «Метод проектирования на уроках английского языка»

УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
ГАБОВОЙ АНАСТАСИИ ВЛАДИМИРОВНЫ
2016-2018 г.г.










2016 г.





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обоснование выбора темы


Каждым все больше набирает популярность овладеть тем или иным иностранным языком. Это прежде всего связанно с особенностей развития современного мирового общества, общества, экономики, политики в нашей стране и знание иностранного языка стало жизненно важным.
Целью изучения иностранного языка является формирование умений общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей школьников. Важно показать учащимся практическое применение их знаний, умений и навыков. Вне языкового окружения недостаточно насытить урок разнообразными упражнениями, важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными путями решения этих проблем. Не менее важным аспектом является формирование мотивации к изучению английского языка.
К сожалению, наша молодежь менее приспособлена к окружающей действительности, чем их иностранные сверстники, имеют больше комплексов не только с точки зрения языковой компетентности, но и в совместной деятельности в целом.У детей наблюдается несформированность умений работать с информацией, размещенной в различных источниках; неумение организовать самостоятельную деятельность по выполнению исследовательских работ, четко выражать свои мысли и анализировать способы собственной деятельности при работе с данными. В результате у ребят со сниженным интересом не вырабатывается целостный взгляд на мир, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка списывать, отвечать по подсказке, шпаргалке.
Цель современного урока иностранного языка сегодня- развитие личности школьника, школьника, который способен и желает применять знания на практике, полученные на уроках, в нашем случае –говорит на изучаемом языке и самостоятельно совершенствовать свои знания.
Современному педагогу предлагают различные методы и приемы для обучения детей. Одним из самых эффективных-это системно - деятельностный подход, а метод проектирования как одна из форм этого подхода. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь.
Я выбрала метод проектирования, потому что считаю, что он дает возможность как ученику так и учителю повысить эффективность усвоения знаний, самостоятельно находить, планировать и применять полученные знания в действительности, оценивать свои достижения, развиваться творчески и интеллектуально, воспитывать и формировать гуманистические взаимоотношения, стремление к соучастию, сопереживанию, принятию друг друга, этот метод является прекрасным способом мотивации детей к учёбе. И главное, что метод проектирования способствует развитию коммуникативной деятельности учеников. С этой целью необходимо поставить школьника в такие условия, при которых он самостоятельно заново открывает для себя известное в науке, но при этом «его мыслительная деятельность осуществляется так же, как и деятельность ученого».
Проектная деятельность должна выполнять ряд объективных педагогических требований:
а) учитывать возрастные психолого-педагогические особенности мыслительной деятельности;
б) основываться на базовом стандарте и служить основой для углубления и получения новых знаний;
в) способствовать формированию научного мышления, которое отличается системностью, гибкостью, креативностью;
г) содействовать формированию научного мировоззрения;
д) стимулировать познавательную активность и развитие творческого потенциала учащихся. Начав развивать в детях навыки проектной работы, учителя замечают в своих учащихся, насколько они самостоятельны в суждениях и заинтересованы в поиске ответов на интересующие их вопросы. А это значит, что работать с такими детьми будет не только легче, но увлекательнее и приятнее.


























Тема самообразования: «Проектная деятельность учащихся
на уроках английского языка»

Цель: Изучение и применение на практике метода учебного проекта как одного из самых эффективных методов развития творческих способностей обучающихся и умения работать с новой информацией.
Задачи:
Методические 1. Изучить технологию метода проекта 2. Применить данную технологию на уроках "Английский язык»
3.Совершенствование технологии «Метод проектов»
4.Повышение своего методического уровня.
Ожидаемые результаты:
Овладение обучающимися навыками планирования
Овладение навыка самостоятельного поиска и анализа информации,
Овладение навыками индивидуальной и групповой работы,
Повышение мотивации и интереса к учению;
Более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися;
Развитие интеллектуальной инициативы учащихся в процессе обучения;
Использование на уроках новых информационных технологий и средств коммуникаций;
Освоение способов правильного оформления и предъявления полученной информации в виде проекта по заданной теме.
Срок реализации плана самообразования: 2016-2018 г.г.

План работы

Этапы работы
Сроки выполнения
Содержание работы
Практическая деятельность
Способ демонстрации результата


подготовительный
2016-2017
1. Изучение литературы и интернет - ресурсов по теме «Использование проектной деятельности на уроках английского языка»
2. Прогнозирование результатов работы
1.Приобретать методическую литературу.
2. Посещать методобъединения учителей английского языка с целью получения опыта в области использования
метода проектов
3. Подготовка к постановке спектаклей: подбор материалов, актеров, создание костюмов, разучивание ролей, репетиции
4. Подготовка к выступлению с песнями: подбор песен, костюмов, разучивание песен, репетиции
1.Разработка плана по созданию проектов для учеников

практический
2016-декабрь 2017
1. Разработка методического комплекса материалов (проектов) по использованию метода проектов на уроках английского языка для развития творческой личности учащихся для последующего их применения
2. Корректировка методических разработок по результатам их применения на практике
1. Формирование комплекса методических материалов (проектов)
2. Использование на уроках метода групповых или индивидуальных проектов по различным темам в течение года
3. Участие с учеником 4 класса в научно-исследовательской конференции (март 2017 г.)
4. Проект «Подарок для учителей»
представление песни на английском языке на выпускном 4-х классов , май 2017 г.
5. Участие в интернет - конкурсах проектов
6. Участие в районном конкурсе спектаклей
7.Участие в конкурсе «Кунгурский соловей»
1.Методический комплекс материалов (проектов)
2.Презентация проектов.

обобщающий
Сентябрь
2017-
Декабрь
2017
Подведение итогов.
Оформление результатов.
1. Подведение итогов, получение результатов проведенной работы
2. Выпуск методического пособия по использованию метода проектов на уроках английского языка
3.Заполнение портфолио
1.Получение результатов детских проектов. 2.Презентация проектов.

внедренческий
январь 2017-
май
2018
Распространение опыта работы
1. Выступление на заседание школьного МО по теме «Использование метода проектов
на уроках английского языка»
2. Открытые уроки.
1. Интернет- страница в помощь учителям и ученикам
2. Комплекс разработанных материалов: проекты детей.



















Изучаемая литература:
Краля Н.А.. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся. Учебно-методическое пособие. – Издательство ОмГУ, Омск, 2005.
Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М.: АРКТИ, 2003.
Проектная деятельность в развитой информационной среде общеобразовательного учреждения. Учебно-методический комплекс «Интернет-технологии - образованию». – М., 2002.
Гальскова Н.Д. Новые технологии обучения в контексте современной концепции образования в области иностранных языков // Иностранные языки в школе. 2009. №7.2.
Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку // Иностранные языки в школе. 1991. № 3.
Методический журнал «Иностранные языки в школе». М., Просвещение
Газета «Первое сентября- английский язык». М., Просвещение.


Ресурсы в сети Интернет:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
https://multiurok.ru/all-sites
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



















Результаты

Выступление на заседание школьного МО по теме
«Использование метода проектов
на уроках информатики»

В современной дидактике под методом проектов понимается совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной ПРОБЛЕМЫ, значимой для учителя и учащихся и оформленной в виде некоего конечного ПРОДУКТА.
Метод проектов используется в процессе изучения предмета как способ достижения дидактической цели через самостоятельную проработку автором конкретной учебной проблемы. Проектная работа должна завершиться конкретным практическим результатом, оформленным в конкретный "продукт" (Web-сайт, презентация и т.п.).
Метод проектов (в пер. с греч. – брошенный вперед) – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных качеств и творческих способностей.
Можно считать, что любая деятельность осуществляется в рамках проекта, если:
сформулирована цель предстоящих действий;
намечены основные этапы;
определены результаты каждого этапа в виде задач;
установлены сроки выполнения проекта;
определены исполнители, распределены функции каждого;
намечены источники средств для достижения цели;
определена форма отчетности по результатам проекта;
Проектная деятельность это – учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана реализации проекта) и реализации. Главная ее ценность – свершение.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).
Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Ориентируясь на глобальные цели системы образования, и учитывая специфику преподаваемых мною предметов  «Информатика» и «Информационные технологии», определяю цель: подготовить выпускников, владеющих современными цифровыми технологиями, инструментами коммуникации и сетей для получения доступа к информации, управления ею, её интеграции, оценки и создания и в силу этого способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру.
Исходя из этой цели,  ставлю перед собой задачи:
Помочь ученикам освоить такие приёмы, которые позволят расширять полученные знания самостоятельно, т. е. научить оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный алгоритм обработки;
Способствовать развитию творческого потенциала учащихся;
Создать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки;
Способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде.

Типы учебных проектов
1.Исследовательские.
Под исследовательским проектом подразумевается деятельность автора, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования:
2.Творческие
Этот тип проектов предполагает четкое планирование конечных результатов и формы их представления. Структура проекта только намечается и развивается далее в ходе работы, подчиняясь жанру конечного результата и интересам участников, но уже в самом начале оговаривается, что будет представлять собой проект. Это может быть совместная газета, сочинение, видеофильм, и проч.
3.Ознакомительно-ориентировочные (информационные)
Этот тип проектов направлен на работу с информацией о каком-то объекте, явлении. Предполагается ознакомление участников проекта с конкретной информацией, ее анализ и обобщение уже для широкой аудитории. Такие проекты, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы.
4.Практико-ориентированные (прикладные)
Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала будущий результат деятельности его участников. Например, документ, созданный на основе полученных результатов исследования; программа действий, рекомендации.

Проект должен содержать следующие части:
титульный лист
оглавление
краткая аннотация
эпиграф
основная часть
заключение (итог)
библиография

1-этап.
Выбор формулировки темы – это начальный и очень серьезный этап любого исследования. Тема должна быть актуальной, т.е. практически полезной и представлять интерес в научном отношении. Выбирая тему исследования, автор должен руководствоваться несколькими правилами:
тема должна быть интересна, должна увлекать, соответствовать склонностям автора,
тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу,
тема должна быть оригинальной,
тема должна быть выполнима, достижимы и постижимы литературные источники.

1. Начальным этапом любого проекта является обоснование актуальности выбранной темы. Объяснение актуальности должно быть немногословным. Главное показать суть проблемной ситуации, объяснить, для чего проводится исследование.
2. Формулировка цели , т.е. постановка вопроса, на который надо получить ответ. При этом выдвинутая цель должна быть конкретной и доступной. Работа должна быть нужной. Ее результаты должны быть интересны не только самому автору, но и еще какому-то кругу людей.
3. После выделения цели необходимо указать на конкретные задачи, которые предстоит решать (изучить, описать, установить, выяснить, вывести формулу и т.п.).
4. Необходимым условием проектной работы является определение его объекта и предмета. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования.
· Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранные для изучения.
· Предмет исследования – все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения.
5. Выдвижение гипотезы – необходимый атрибут любого исследования.
Гипотеза– это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений. Гипотеза возникает как возможный вариант решения проблемы.
2- этап .
Проведение проектной работы:
Сбор экспериментальных данных, сравнение их с литературными данными и предсказаниями теории.
После того как выбрана тема, сформулированы вопросы, на которые необходимо получить ответ – нужно попытаться собрать как можно больше информации о предмете изучения.

Планирование работы подразумевает необходимость выбрать методику проведения исследования, рассчитать, каким должен быть необходимый объем наблюдений или количество опытов, прикинуть, на какую часть работы, сколько времени у вас уйдет.
Выбор методики работы зависит от цели и предмета исследования.
Наблюдение – активный познавательный процесс, опирающийся, прежде всего, на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность.
Сравнение – позволяет установить сходство и различие между предметами и явлениями.
Измерение – процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения.
Эксперимент – частный случай наблюдения. Предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений.
Абстрагирование –это совокупность операций, ведущих к получению результата, т.е. к абстракции.
Анализ – метод, в основе которого лежит процесс разложения предмета на составные части.
Синтез – соединение полученных при анализе частей в нечто целое.
Дедукция – вид умозаключения от общего к частному.
Индукция – вид умозаключения от частных фактов, положений, к общим выводам.

3-этап.
Оформление полученных результатов работы.
На защите автор в своем докладе и при его обсуждении должен показать, что он может кратко и ясно излагать свои мысли, аргументировано отстаивать свои идеи и вести научную дискуссию.
После детального изучения всей научной литературы по теме исследования и окончательного обсуждения результатов собственного исследования начинается стадия литературного оформления работы – ее написание.
Структура работы:
- титульный лист,
- оглавление,
- введение,
- основная часть,
- заключение,
- список литературы,
- приложения.
Титульный лист – первая страница работы (не нумеруется).В оглавлении приводятся пункты работы с указанием страниц. Введение – это краткое обоснование актуальности выбранной темы, цели и поставленные задачи. Указываются цель, задачи и методы исследования. Проводится обзор литературы по данной теме. В основной части излагаются и анализируются полученные результаты. Номер ссылки в тексте работы должен соответство -вать порядковому номеру в списке литературы. В приложении приводятся схемы, графики, таблицы, рисунки.
План оформления проектной работы:
Введение (обоснование актуальности, определение цели, задачи, объекта, предмета, гипотезы исследования).
Основная часть (литературный обзор, методика исследования, описание исследования).
Заключение (выводы и результаты).
Список литературы.

1. Введение должно включать в себя формулировку постановки проблемы, отражать актуальность темы, определение целей и задач, поставленных перед исполнителем работы, характеристику объекта, предмета, гипотезы исследования, характеристику личного вклада автора работы в решение избранной проблемы.
Введение – очень важная часть работы. Во введении должны быть четкие ответы на следующие вопросы:
· Чем интересна данная задача с точки зрения науки или ее практического применения?
· Какое место занимают результаты данной работы в общем решении задачи?
· Зачем была выполнена работа, какова была ее цель и насколько она была достигнута?

2. Основная часть должна содержать краткий обзор используемой литературы и источников с выводами автора, степень изученности данного вопроса, описание основных рассматриваемых фактов, характеристику методов решения проблемы, сравнение известных автору старых и предлагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость и т.д.). Основная часть делится на главы (параграфы). В конце каждой главы (параграфа)должны быть выводы. В выводах по существу повторяется то, что уже было сказано в предыдущей главе, но формулируется сжато, уже без подробных доказательств.

3. Заключение должно содержать в лаконичном виде выводы и результаты, полученные автором (с указанием, если возможно, направления дальнейших исследований и предложений по возможному практическому использованию результатов исследования).

4. Список литературы содержит в алфавитном порядке список публикаций, изданий и источников, использованные автором с указанием издательства, города, общего числа страниц.

Общеучебные умения, необходимые для решения проблем
Понимать проблему (использовать знания и умения для понимания информации, представленной в виде текста, диаграммы, схемы, формулы, таблицы, пр., интегрировать информацию из разных источников);
Характеризовать проблему (определять переменные, присутствующие в проблеме и связи между ними, строить гипотезы, критически оценивать информацию);
Представлять проблему (разрабатывать форму представления информации, переходить с одной формы представления к другой);
Решать проблему (принимать решения в соответствии с условиями поставленной проблемы, проводить анализ системы, ее планирование для достижения цели);
Размышлять над решением (исследовать полученное решение и при необходимости искать дополнительную информацию, оценивать решение, пр.)
Сообщать решение проблемы (выбирать форму представления полученного результата и излагать его понятно для других людей)

Приступая к организации работы над проектами, учителю следует начать с изучения интересов учащихся, выбора тематики проектов и подготовки учеников к работе. Обычно я использую ведение общей содержательной рамки при сохранении абсолютной свободы выбора внутри её. В старших классах  проекты по информатике могут выступать в роли интегрирующих факторов, их целевой установкой является практическое применение накопленных знаний по различным предметам. Например, выполненный проект может служить наглядным пособием на уроке при изучении той или иной темы это могут быть презентации, Web – сайты, Delphi – приложения, Flash - модели (учебные проекты «Многогранники», «Устройства ПК», «Модель физического процесса», «Построение графиков основных математических функций»). Проект может оказаться способом проникновения в новую заинтересовавшую сферу (проекты «История города Нефтекамск», «Обман зрения») Другими словами, необходимо понять, насколько интересы участников проекта актуальны, будут ли актуальны и значимы для других людей результаты, которые они получат в процессе работы над проектом. Здесь важная роль отводится взаимодействию с учителем – предметником.
Следует отметить, что во время выполнения проекта учащийся выполняет достаточно сложные умственные операции по преобразованию одного вида информации в другой, используя такие умственные действия как анализ, синтез, обобщение, проявляет креативные способности создает новые информационные продукты, которые обладают новизной, как для разработчика, так и для его окружения
Работая над проектом, школьники получают ценный опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед ними. Это требует от них самостоятельного использования ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных. Этот вид опыта обеспечивает развитие самостоятельности и инициативности, формирует умение творчески работать.
Важная роль при подготовке проекта отводится этапу защиты, ребята учатся презентовать свою продукцию, учатся отвечать на вопросы учащихся, преподавателей, справляться со своим волнением во время выступления Учитель создает атмосферу сотрудничества, партнёрства, позитивных ожиданий и благожелательности, что способствует формированию дальнейшей мотивации и положительной самооценки у детей.
Выше сказанное позволяет сделать вывод: проектная технология направлена на формирование следующих ИКТ – компетенций:
определение информации умение точно сформулировать тему проекта, детализировать тему проекта (этапы проекта)
доступ к информации умение собирать и/или извлекать информацию необходимую в рамках данного проекта;
управление информацией умение применять существующую схему организации или классификации;
интегрирование информации – умение сравнивать и сопоставлять информацию из нескольких источников, умение исключать несоответствующую и несущественную информацию, умение сжато и логически грамотно изложить обобщенную информацию
оценивание информации – умение вырабатывать критерии для отбора информации в соответствии с потребностью, выбор информационных ресурсов согласно выработанным или указанным критериям
создание информации – умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее.
сообщение информации умение адаптировать информацию для конкретной аудитории (путем выбора соответствующих средств языка и зрительного ряда), умение грамотно цитировать источники.
Применение метода проектов является поиском путей решения проблем, которые в рамках традиционно используемых методов обучения решить невозможно в связи с различным стартовым уровнем знаний и умений школьников по информатике и ИКТ. Даже знания детей с высоким уровнем подготовки, как правило не выстроены в логике курса и требуется идентификация пробелов в знаниях с последующей коррекцией.


Результаты

Тема проекта
Класс

Мой сайт
9-11

Создание баннера
9

Пользователи интернета
11

Создатели домашних страниц
11

Компьютерная графика
9-11

Создание модели
11

Моя база данных
9-11

Влияние антивирусных программ на работоспособность компьютера
11

Web-страница
11

Влияние
компьютера на человека
8-11

Новости компьютерного мира
7-9

Выбери ПК
7-9

Модель процесса
7-9

Управляющие системы
9

Кроссворд – проверь свои знания
9

Это интересно
9

Собери фразу
10

Кроссворд
10

Я хочу Вам рассказать
10

Социологический опрос
10-11

Моё предприятие
10-11

История развития вычислительной техники
7-9

Компьютерная анимация
9-11

Мое генеалогическое древо
8-11

Герб моей семьи
8-11

Символы России
8-11























ПРИЛОЖЕНИЕ
Проект «Новости компьютерного мира» (7-9 класс)
Тип проекта: информационный, общий.
Планируемый результат: создание учеником тетради (альбома) с подборкой сообщений, иллюстраций, заметками из периодической прессы.
Цели: закрепить навыки учащихся управлением информационными процессами, а именно, обменом, хранением и обработкой информации. Формирование навыка самостоятельного выполнения задания, а также потребности к расширению своего кругозора. Кроме этого, идёт параллельная подготовка к изучению темы «Компьютер».
Учебно-педагогическая задача: используя материалы периодической печати собрать и оформить тетрадь (альбом). Проанализировать представленный материал и снабдить его собственными комментариями типа «это 34-скоростной CD-ROM, который я хотел бы купить для игр» и так далее. Представить свою работу, обосновав критерии отбора материала.
Предметно-содержательная область: информатика
Длительность: четверть, учебный год.
Я организую постоянную проверку оформления альбомов, собирая их и выставляя оценки. Ученики делают сообщения по новому материалу. В конце четверти или года лучшие проекты представляются классу и занимают почётное место в кабинете информатики, для их последующего использования на уроках. В ходе выполнения проекта учащиеся вовлекаются в процесс систематизации информации, получаемой из внешних источников. У них формируется потребность к самообразованию, актуализируется творческое начало и индивидуальность каждого.
Проект «Выбери ПК» (7-9-х классы)
Тип проекта: ролевая игра, мини проект.
Планируемый результат: осознанный выбор учениками модели компьютера, согласно имеющимся начальным условиям.
Цели: проверить качество знаний учащихся по теме «Устройство ПК», показать учащимся практическое применение материала, изученного ими на уроках информатики, научить культуре поведения в ситуации продавец-покупатель.
Учебно-педагогическая задача: используя рекламные объявления из газет, прайс-листы компьютерных фирм, определить, исходя из своих интересов, наиболее подходящую  конфигурацию ПК. Обосновать свой выбор.
Предметно-содержательная область: информатика
Длительность: один урок.
Ход проекта:
Данный проект является итоговым уроком по теме «Устройство ПК». Учащиеся предварительно разделены на две группы. Участники одной являются представителями компьютерных фирм. Они приносят на урок заготовленные рекламные объявления, прайс-листы компьютерных фирм, рекламные буклеты. Другая группа учащихся представляет собой покупателей. Каждый участник этой группы хочет купить  ПК с определённой целью и на «имеющуюся» у него сумму. Со звонком продавцы занимают своё место за рабочими столами, а покупатели стараются сделать оптимальный выбор, исходя из определённых ограничений. Когда выбор сделан, между двумя сторонами подписывается договор о «продаже» компьютера. После заключения таких договоров всеми покупателями переходим к обсуждению разыгранных ситуаций. Первыми представляют свои результаты покупатели. Каждый из них объявляет с какой целью он пришёл покупать компьютер, какой суммой он располагал и какую комплектацию он выбрал. Характеристики выбранного компьютера записаны в договоре и выбор каждой комплектующей должен быть обоснован, от этого зависит оценка учащегося. Затем выступают учащиеся из группы продавцов. Они представляют свои наборы комплектующих для сделанных заказов, обосновывая их выбор. Подводя итоги проекта, я всегда обращаю внимание учащихся на их культуру поведения в моделируемых ситуациях купли-продажи, указывая на необходимость вежливого отношения  друг к другу.

Проект «Модель процесса» (7-9 классы)
Тип проекта: информационный, мини проект.
Планируемый результат: создание графической модели какого-либо процесса. Представление данного процесса.
Цели: показать важность проведения грамотного системного анализа при построении модели. Отработать навык выделения этапов в наблюдаемом процессе.
Учебно-педагогическая задача: наблюдая процесс, выделить в нём основные этапы. Используя системный анализ определить основные признаки, характеризующие моделируемый объект. Построить и представить графическую модель исследуемого процесса.
Предметно-содержательная область: информатика
Длительность: один час работы дома и один урок в классе.
Ход проекта:
Учащийся дома наблюдает за каким-либо процессом.
Выделяет в этом процессе этапы его прохождения.
Определяет основные признаки, характеризующие процесс.
Определяет начальные данные, необходимые для проведения выбранного процесса.
Создаёт графическую модель этапов процесса.
На уроке учитель собирает все графические модели, приготовленные учащимися
Модель демонстрируется классу. Ученики должны определить, какой процесс изображён.
В случае неоднозначных ответов учащихся или их затруднения в определении представленного процесса на помощь приходит создатель модели.
Подробно обсуждаются правильность выбранных признаков, отображение этапов, определения начальных данных.
По каждому проекту подводится итог и выставляется оценка.
В конце урока учащимися проводится обобщение полученного опыта.

Проект «Управляющие системы» (9 классы)
Тип проекта: творческий, мини проект.
Планируемый результат: создание вербальной модели компьютеризованной управляющей системы с обратной связью.
Цели: определить уровень сформированности знаний по пройденной теме. Учебно-педагогическая задача: применить знания, полученные на предыдущих уроках для моделирования системы управления с обратной связью. Доказать необходимость обратной связи для эффективного функционирования системы управления. Представить полученную модель учителю.
Предметно-содержательная область: информатика, риторика, литература.
Длительность: один урок.


Ход проекта:
Краткое повторение, актуализация необходимых знаний по теме «Управление и алгоритмы»
Создание своей модели, она может быть и фантастической, но обязательно с обратной связью и с указанием функций ЦАП и АЦП. Модель описывается вербально, форма – в  виде сочинения.
Представление проекта учителю.
В результате проведения этого проекта, получаешь целый мир  АСУ и САУ систем, здесь и швейные фабрики, и выполнение Д/З с помощью роботов, и различные роботы-захватчики и т. д. Если в сочинение полностью выдержана кибернетическая схема управления, то ставлю «5», если есть недочеты «4», при несоответствии темы предлагаю переписать, и снижаю оценку на 1 балл. Такая форма контроля уводит ученика от шаблонных определений и заучивания схем.
Проект «Кроссворд - проверь свои знания».
В предлагаемом проекте кроссворд служит для проверки знаний не только того, кто его разгадывает, но также и для того, кто его создаёт.
Тип проекта: практико - ориентированный
Планируемый результат: Создание и оформление тематического кроссворда в текстовом процессоре Word.
Цели: учащимся предстоит, используя навыки работы со шрифтами и таблицами самостоятельно освоить технологию создания кроссвордов.
Предметно-содержательная область: информатика и любой образовательный предмет
Длительность: два урока
Ход проекта:
определение темы вопросов для кроссворда;
отбор материала, его анализ и составление вопросов с ответами;
создание макета кроссворда на бумаге;
создание кроссворда на ПК, при оформлении кроссворда можно использовать вставку рисунков, символов, автофигур.
Запись вопросов и ответов к кроссворду;
Представление результатов работы учителю.
В ходе выполнения проекта моя роль состоит в организации самостоятельной познавательной,  творческо-практической деятельности учащихся. Они могут обратиться за помощью и к своим товарищам. Причём помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем обратившийся к нему, поскольку его знания закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. Лучшие работы распечатываются и используются учителями-предметниками на уроках. Такие проекты позволяют получить оценки сразу по нескольким предметам. Они наглядно показывают учащимся практическую ценность приобретённых ими знаний.
Проект «Кроссворд» (10-е классы)
Проект имеет межпредметный характер.
Тип проекта: практико-ориентированный.
Обучающимся предлагается автоматизировать действия, необходимые для создания сетки кроссворда, используя возможность создания макроса.
Планируемый результат: приобретение опыта работы с макросами, и использование этого опыта при решении других задач.
Проект «Это интересно» ( 9-е классы)
Тип проекта: информационный.
Планируемый результат: Создание и оформление мини-газеты «Это интересно» на одну из актуальных тем современной жизни. Размещение лучших проектов в школьной стенгазете.
Цели: определение уровня сформированности навыков и умений необходимых для оформления текста, расширение круга их практического применения.
Предметно-содержательная область: информатика и любой образовательный предмет.
Длительность: два урока и время для подготовки домашнего задания. Для выполнения проекта учащиеся образовывают пары.
Ход проекта:
распределение обязанностей в паре – выбор редактора и оформителя;
определение темы мини-газеты, она должна быть актуальной;
отбор редактором текстов, а оформителем иллюстраций;
Эти пункты выполняются учащимися в качестве домашнего задания.
на уроке учащиеся, работая в паре, создают макет объекта на бумаге;
Обсудив полученный макет и придя к единогласному мнению ученики реализуют проекты на ПК.
представление проекта учащимся группы и учителю.

Например, проект, посвящённый такой актуальной теме как курение. Его можно поместить в школьный лист здоровья или использовать при профилактических беседах.
Выполнение таких проектов вовлекает учащихся в решение актуальных жизненных проблем. Они должны самостоятельно собрать информацию, иллюстрации, которые также можно создать используя Paint. Совместно с расширением и углублением практических навыков, происходит формирование коммуникативной компетенции учащихся.
Проект «Собери фразу» (10-е классы)
В рамках изучения темы «Файловая структура». Для его проведения учащиеся делятся на пары.
Длительность – два урока.
Планируемый результат: приобретение навыков навигации в Windows 2000, изучение порядка работы с ярлыками объектов, текстового редактора Word.
Первая часть работы заключается в том, что каждый ученик задумывает свою ключевую фразу и создает в редакторе Word пять файлов, содержащих часть ключевой фразы и указание на то, в каком файле содержится следующая часть. Для первого файла создается ярлык и помещается на рабочий стол. Заранее обговариваю, что должны быть использованы все критерии поиска файлов в среде Windows: по имени, типу, символу и имени, размеру, дате, содержащемуся в файле тексту. Какой-то из пяти файлов можно заархивировать – таким образом, отрабатываются навыки работы с архиваторами.
Вторая часть работы состоит в том, что после создания пяти файлов учащиеся меняются рабочими местами: каждый переходит на другой компьютер, где щелчком на ярлыке открывает файл с началом фазы и указанием пути ко второму файлу, а затем последовательно ищет остальные файлы и собирает ключевую фазу.
В этой проекте содержится и элемент игры, и элемент соревнования: кто разработает наиболее интересное задание для поиска, кто быстрее найдет все нужные файлы. Учащиеся оценивают работу своего товарища по следующим критериям: сложность поиска, правильность организации. Здесь же каждый проводит самооценку своих умений работы с файловой структурой. Например:
Номер и имя файла
Задание на поиск следующего файла
Часть ключевой фразы

1) d1.doc
Второй файл создан в 11.00 и содержит слово «нужно»
Недостаточно овладеть

2) d2.txt
Третий файл сохранен в виде шаблона, в его имени есть символ «3»
премудростью, нужно

3) d3.dot
Четвертый файл сохранен на диске C и имеет расширение kr
также уметь

4) d4.kr
Пятый файл заархивирован и сохранен на диске d:, не более 19Кбайт
пользоваться ею.

5) d5.rar
 
Цицерон


Проект «Я хочу Вам рассказать» (10-е классы)
Цель: обобщение и углубление приёмов работы в текстовом редакторе.
Тип проекта: мини проект
Создаваемый документ должен иметь гиперструктуру, материал должен быть тщательно изучен, сделаны выводы. Выполнение данной проектной работы позволяет учащимся приобрести такие умения, как:
использование основных опций меню для создания и сохранения файлов;
форматирование текста до и после его набора;
выделение заголовков с использованием различных шрифтов;
вставка в текст рисунков, файлов и др.;
использование  специальных программ для подготовки иллюстраций.
Работа по проекту разбивается  рассчитана на 3-4 пары уроков.
На начальном этапе осуществляется предварительная подготовка. Работа начинается с просмотра нескольких газет и определения общих особенностей такого печатного издания, как газета. Затем строится макет будущей газеты.
На втором этапе учащиеся готовят экранную страницу к созданию на ней текста.
На третьем этапе учащиеся с помощью соответствующих команд задают размеры будущих статей, фотографий, рисунков и пр. На дом учащиеся получают задание: написать тексты статей, которые будут размещены в газете, учитывая при этом размеры, отведенные под каждую статью.
Четвертый этап посвящен оформлению заголовков. Его цель – самостоятельно познакомиться с различными видами шрифтов, правильно  расположить текст на листе.
Пятый этап - набор статей. На этом этапе учащихся закрепляют умение редактировать документ, учатся переносить текст из одного файла в другой.
Цель шестого этапа - подготовка иллюстраций, в том числе, знакомство учащихся с работой сканера.
На седьмом этапе (сборка полосы) целью является использование сервисных возможностей данного редактора (проверка орфографии, перенос слов, форматирование текста, замена символов и т. д.), закрепление умения перемещать рисунок и изменять его размеры, осуществлять  подгонку текста, так как зачастую набранный текст статьи немного меньше или больше отведенного для нее места.
И последний этап - сборка газеты, целью которого является закрепление умения производить исправление текста с помощью различных сервисных опций.
Опыт показывает, что учащиеся, выполнившие такую проектную работу, могут самостоятельно выполнить практически любую работу в текстовом редакторе. Зная принципы работы редактора, они способны самостоятельно или, получив небольшую помощь от преподавателя-консультанта, справиться с поставленными задачами.





Проект «Социологический опрос» (10-11 класс)
При изучении информационных технологий интересным получается проект «Социологический опрос», где старшеклассники, составив анкету и проведя социологическое исследование по выбранной ими же общественно значимой теме, обрабатывают полученные материалы в Excel.
Тип проекта: исследовательский.
Планируемый результат: получение количественных характеристик различных социальных явлений, их иллюстрация диаграммами.
Цели: отработка навыков сбора информации путём проведения анкетирования, практическое использование имеющихся знаний для обработки результатов с помощью Excel, самообучение построению диаграмм по полученным таблицам.
Предметно-содержательная область: информатика и любая область окружающей действительности.
Длительность: два урока и время для подготовки домашнего задания.
Так как данный проект предполагает проведение исследования определённых социальных процессов, то для работы в нём привлекаются такие школьные специалисты, как психолог, социальный педагог и врач. Я обычно подхожу к ним заранее и прошу обозначить проблемы, в решении которых ученики могли бы оказать им реальную помощь. Для того, чтобы поставленные проблемы не были  совсем узкими, учащихся компоную по 3 человека в группе.
При работе в малых группах ученики выясняют друг у друга все, что им непонятно. В случае необходимости все вместе обращаются ко мне за помощью. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых знаний, данных учителем, но и от умения самостоятельно приобретать новые знания и умения их применять в конкретных ситуациях.
Темы исследований могут быть различными, это и  отношения – учитель-ученик, асоциальные семьи, твоё свободное время, распорядок дня, наркотики и молодёжь, занятия спортом и так далее.
Учащиеся проходят все этапы проектирования, отвечая каждый за своё направление и постоянно обучая своих товарищей полученным навыкам. Защита проектов проводится на уроке, обязательно с конкретными выводами и рекомендациями. Для представления результатов возможна демонстрация подготовленной презентации.
Одной из возможностей применения ПК в предпрофессиональной деятельности учащихся является решение экономических задач с использованием программы Excel.
Проект «Моё предприятие» (10-11 класс)
Цель проекта - показать возможность практического применения полученных знаний, расширить представление о сфере применения прикладных программ, закрепить навыки и умения использования табличных процессоров.
Тип проекта: практико-ориентированный характер.
Длительность проекта – три пары уроков.
Проблема проекта заключается в следующем: изначально имеется некоторая сумма денег, каждый должен организовать своё предприятие, нанять работников, закупить оборудование и так далее. Работа предприятия должна быть организованна так, чтобы через 6 месяцев оно оказалось прибыльным.
Выполняя проект, учащиеся на практике убеждаются, что труд руководителя требует компетентности во многих областях. Защита проекта проводится в виде отчёта, который содержит основные формулы расчета и вывод о рентабельности предприятия. В рамках этого проекта учащиеся самостоятельно осваивают создание иллюстративного материала к полученным расчетам, определяют наиболее подходящий вид графиков и диаграмм.

Таким образом, общая идея организации проектной деятельности в старших классах следующая: это поиск решения интересной «жизненной» задачи, для которого требуются знания, как в области теоретической информатики, так и навыки владения информационными технологиями. Выполнение и оформление таких проектов требует от учащегося умения работать с различным программным обеспечением, а также предусматривает интеграцию знаний по различным предметам.
Программа самообразованияРисунок 1Рисунок 5Рисунок 615