Дидактическая игра как активизация познавательных интересов младших школьников (1-4 классы)

Дидактическая игра как активизация познавательных интересов младших школьников.

Игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей. Огромное значение игре как воспитательному средству придавал А.С. Макаренко: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».
В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью. В ней происходит развитие важнейших психических новообразований ребенка.
С приходом ребенка в школу изменяется его социальная позиция, ведущая деятельность из игровой превращается в учебную и основным видом его деятельности должно стать учение. Поэтому в начальной школе необходимо заложить у учащихся основы учебной деятельности. Однако этот процесс осложняется возрастными особенностями младших школьников: слабой переключаемостью внимания, его неустойчивостью, непроизвольностью его памяти и мышления. Для преодоления этого и в учении должны широко использоваться игровые формы активности детей – учебная деятельность младшего школьника должна быть пронизана игровыми моментами.
И наконец, игра – это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания.
Поэтому учение должно быть организовано таким образом, чтобы оно выступало как свободная форма активности учащихся, и такой формой активности, уже освоенной младшими школьниками, является игра.
Возрастное развитие ребенка предполагает формирование содержания форм игр, которые зависят от основных функций. Рассмотрим основные функции дидактических игр, используемых на уроках математики.
Для младших школьников учение – новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между «внешним миром знания» и психикой ребенка. Игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у младшего школьника страх неизвестности, постоянно внушаемое уважение к школьной премудрости, что мешает свободному освоению знаний. Кроме того, установка на выполнение учебной работы у детей еще не сформирована. Поэтому основным типом дидактических игр, используемых на начальных этапах, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжение, которое возникает в период адаптации ребенка к школьному режиму.
Игра является одним из средств формирования психологических образований, крайне необходимых для учебного процесса, - мышления, внимания, памяти и т.д.
На современном уроке часто используются дидактические игры, направленные на активизацию мыслительной деятельности учащихся. Примером таких игр являются различные сюжетные игры, реализуемые на учебном материале. Например, составление примеров может быть представлено в игровой форме: «Пришел сказочный герой Чиполлино. Он принес числа Чиполлино просит вас составить примеры». Вряд ли являются открытием для многих учителей и такие дидактически игры, как «Магазин», «Составляем букет», «Клоун», в которых примеры, написанные на обратной стороне различных предметных картинок, объединяются в задаваемую сюжетную игру. Например, в игре «Магазин» на картинках изображены продукты, в игре «Составляем букеты» - различные цветы, в игре «Клоун» клоун ловит кольца с написанными на них примерами и т.д.
Такие игры на этапе обучения способствуют включению детей в учение: на основе внешней занимательности, заданной игровой ситуацией, учитель осуществляет переход к учебным заданиям.
Интересным примером сюжетной игры, реализованной на учебном материале, является и игра «Подбери ключ». К доске прикрепляется нарисованный домик с огромным замком. В замок помещается карточка с числом, служащим ответом на пример. Кроме этого, имеется набор «ключей» с записанными на них примерами. Дается задание подобрать ключ, которым можно открыть домик.
Подготовленный к игре наглядный материал может быть использован при изучении различных учебных тем.
Ненавязчивость используемой наглядности и игровая форма задания побуждают к развитию мышления и внимания, а затем переходят на второй план, когда сюжет перестает быть основой активности учащихся.
Напротив, чрезмерное увлечение внешней занимательностью и перенасыщение урока броским наглядным материалом нередко мешают ученику выделить то основное, во имя чего организовывается игра, - собственно учебное задание.
Порой в дидактических играх можно увидеть огромные красочные плакаты, на изготовление которых затрачено много труда и времени, но которые обладают малой методической емкостью (их можно использовать в качестве иллюстрации лишь к одной задаче или игре).
Не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев. Необходим последовательный переход от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке или используется для активизации внимания: веселые шутки-минутки, игры-путешествия в страну чисел или страну знаний.
По мере овладения учащимися навыками учения дидактические игры занимательного типа теряют свою ведущую роль: если ранее игра являлась предпосылкой для включения учащихся в учение, то через освоение в игровых ситуациях элементов учебной деятельности становится возможным реализовать игру на предмете целостного учебного процесса, т.е. игра из основы учебного процесса превращается в его элемент, дидактический прием. При этом все чаще и чаще следует использовать не явную наглядность, а переход к более символическим формам. Иллюстрацией этого являются такие игры, как «Догони число и вернись обратно», «Заселяем дома», «Молчанка».
При изучении таблицы сложения и вычитания может быть использована игра «Вставь пропущенное число и знак». Для этой игры нужны карточки с числами от 1 до 10 и две карточки, на которых изображены*и
Особым видом игр, реализующих функцию включения учащихся в учение, являются разнообразные игры-соревнования и эстафеты, в которых предлагается, например, записать все примеры на сложение к заданному числу, вставить в пример недостающее число и др. Но к таким играм следует относится с осторожностью: неграмотно сформулированная игровая ситуация может стать серьезным барьером в овладении собственно учебной деятельностью. Положительная роль таких игр неоспорима при оценке автоматизма навыков и умений. Но, проводя подобные игры, следует строго учитывать индивидуальный темп овладения учебным материалом каждым учеником, а также тип его нервной системы, поощрять развитие коллективистической, а не конкурентной направленности учебной работы.
Для успешного осуществления учебной деятельности необходим определенный уровень сформированности у учащихся механизмов мышления, памяти и т.д. Именно поэтому мы выделяем дидактические игры, направленные на реализацию этой функции и способствующие развитию произвольности психических процессов. Примерами таких игр являются игра «Продолжи счет», игры с мячом на развитие внимания, игры-задачи с геометрическим материалом на развитие мышления, игра «Не скажу», которая наряду с проверкой навыков знания таблицы умножения способствует целенаправленному формированию механизмов переключения внимания. Игра строится так: перечисляя натуральные числа, ученики должны говорить «не скажу» вместо чисел, делящихся на заданное число.
Эта задача не такая простая, как может показаться на первый взгляд. Здесь механизм переключения внимания состоит в том, что обычно произносимое учащимися при проверке таблицы умножения заменяется выражением «не скажу» в процессе называния ряда натуральных чисел.
Использование таких игр позволяет рассматривать ученика не как объект обучения, а как формирующуюся в процессе обучения личность с присущими ей психическими способностями.
Следующая функция дидактических игр – формирование в процессе игры общеучебных умений и навыков самостоятельной работы.
Организация дидактической игры на материале составления задач возможна при глубоком понимании учащимися структуры задачи и этапов ее решения. Например, при изучении темы «Цена, количество, стоимость», организую игру «Магазин», в ходе которой учащиеся составляют ряд задач с использованием реального материала. На доску вывешивается плакат с изображением графической модели задачи: «Количество. Цена. Стоимость». Прошу учащихся составить задачу, в которой, например, требуется определить цену товара. Составленная задача решается, а затем внимание акцентируется на графической модели, изображенной на плакате. При этом учащиеся формулируют правило, по которому они находят искомое.
Такая схема работы над задачей реализуется не только на материале данной зависимости, но и других, например: время, скорость, расстояние.
Таким образом, через дидактическую игру, реализованную на различном учебном материале, идет активное овладение учащимися способами решения задач.
Среди общеучебных навыков и умений, которыми должны овладеть учащиеся в процессе обучения, особое место занимают умения контролировать и оценивать свою деятельность. Эти умения успешно формируются при использовании личностно-ролевой формы организации учебного процесса как частного вида дидактической игры. Это подразумевает введение на отдельных этапах урока игры «Учитель - ученик». В течение урока одни дети выполняют роль учителя, другие – оценщика, третьи – контролера. Ученики пробуют свои силы: необходимо так провести урок, чтобы было интересно и чтобы тебя слушали. При этом все многообразие деятельности учителя распределяется между самими учениками. Еще пример: один ученик ставит задачу, другой решает ее, а третий оценивает правильность решения.
Подобные игры могут реализовываться в парной или групповой работе. Дети могут обмениваться тетрадями и проверять правильность выполнения заданий друг у друга. Для проверки знаний таблицы умножения можно использовать следующий дидактический прием: на уроках трудового обучения каждый ученик делает карточки, на которых записана таблица умножения на определенное число без ответов. На уроке математике проверяют друг у друга знание табличного умножения. При ошибке проверяющий ставит на карточке соседа галочку. По количеству ошибок учитель сразу видит степень усвоения данного материала.
Система дидактических игр в процессе обучения начальной математике позволяет решать все многообразие воспитательных и учебных задач. Она играет огромную роль в учебном процессе, ибо соответствует активной природе младшего школьника.








13PAGE 15


13PAGE 14415




15