Консультация специалистов общеобразовательной школы Возможные направления и задачи перспективного плана коррекционной работы с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)

Возможные направления и задачи перспективного плана коррекционной работы с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)
1. Формирование учебной деятельности и коррекция ее недостатков
Задачи:
формировать учебную мотивацию;
формировать общеучебные интеллектуальные умения;
- ориентироваться в задании:
а) при разном способе его предъявления: в наглядной форме (умение наблюдать), устной словесной (умение слушать), письменной текстовой (умение читать);
б) с постепенно возрастающим количеством составных звеньев;
- планировать свою деятельность при выполнении задания;
- осуществлять самоконтроль своей деятельности на этапах принятия, выполнения, завершения задания;
- осуществлять самооценку своей деятельности;
- обобщать: определять общий способ выполнения заданий определенного типа;
развивать личностные компоненты познавательной деятельности;
- познавательную активность;
- самостоятельность;
- произвольность деятельности:
1)удержание инструкции;
2)подчинение своих действий заданной системе требований,
умение действовать по правилу;
3) удержание программы выполнения задания (вербального
и невербального характера);
4) распределение внимания по ряду признаков одновременно;
развивать умение выполнять заданное, доводить выполнение задания до конца:
- по наглядному образцу;
- по словесной инструкции.

2. Развитие зрительного восприятия
Задачи:
развивать умения дифференцировать цвета и их оттенки;
развивать умения в области предметного восприятия:
- узнавать, дифференцировать изображения предметов с разным количеством информативных признаков;
- узнавать изображение предмета в разных ракурсах;
- идентифицировать индивидуализированные изображения;
- умения зрительного анализа и синтеза предметного изображения;
формировать образы-представления;
развивать умения зрительного анализа сюжетных изображений;
развивать умения в области символьного восприятия:
- дифференцировать зрительные образы букв;
- дифференцировать зрительные образы цифр;
- умения зрительного анализа и синтеза изображения символов (букв, цифр).

3. Развитие пространственной ориентировки
Задачи:
формировать дифференцированные представления о пространственных признаках объектов;
- форма;
- величина;
развивать умения ориентироваться е схеме тела;
формировать представления о пространстве объектов (трехмерное пространство);
- ориентироваться в расположении объектов относительно
собственного тела;
- ориентироваться в направлениях пространства относительно собственного тела;
- ориентироваться в пространственных отношениях объектов и их взаимном расположении;
- ориентироваться во взаиморасположении объектов при заданном направлении;
развивать умение ориентироваться на плоскости листа (двухмерное пространство);
формировать представления о временах, последовательностях:
- времени суток;
- времен года;
- дней недели;
формировать навыки ориентировки во времени:
- ориентироваться во времени по часам;
- оценивать события собственной жизни относительно себя сегодня и сейчас (сегодня, вчера, завтра);
- ориентироваться в перечне событий, выстроенном в порядке их последовательности во времени;
формировать представления о длительности явлений (событий и др.).

4. Развитие слухового восприятия
Задачи:
совершенствовать умения слухового восприятия неречевых звуков:
- различать, дифференцировать неречевые шумы, звуки;
- умения, характеризующие развитие чувства ритма;
- различать воспринимаемые ритмы;
- воспроизводить заданные ритмы;
развивать фонематическое восприятие:
- дифференцировать фонемы на слух;
- дифференцировать фонемы в собственном произношении;
формировать умения фонематического анализа:
- умения простого фонематического анализа:
- выделять (узнавать) звук на фоне слова;
- выделять звук из слова (в начале и в конце слова);
- умения сложного фонематического анализа:
- определять место звука в слове;
- определять последовательность звуков в слове;
- определять количество звуков в слове;
формировать умения фонематического синтеза;
формировать четкие фонематические представления (умения подбирать слова на заданный звук);
формировать фонематическую компетенцию: умения устанавливать соотношение между звуковым и знаковым составом слов (умения перекодирования):
- переводить звуковой код в другую знаковую систему (фонема - артикулема - графема);
- переводить знаковую систему в звуковой ряд (графема - артикулема - фонема).

5. Развитие мелкой моторики рук
Задачи:
укреплять мышцы кистей рук;
развивать подвижность, силу и гибкость пальцев и запястья;
развивать координацию движений пальцев рук:
- статическую координацию движений (навыки удержания пальцевой позы);
- динамическую координацию движений;
- ритмическую координацию движений, переключаемость;
- развивать навыки одновременного выполнения движений пальцами и кистями обеих рук (согласованности действий обеих рук);
формировать графические умения:
- обводка по трафарету, шаблону, контуру;
- проведение прямых линий;
- проведение линий разной конфигурации;
- штрихование и др.

6. Развитие артикуляционной моторики
Задачи:
формировать полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата, развивать артикуляторные мышцы;
формировать артикуляторные уклады звуков;
развивать умения четкого артикулирования и произнесения звуков в словах, фразах.

7. Развитие интегративных функций
Задачи:
развивать координацию в системе «глаз - рука» (зрительно-моторная интеграция);
развивать координацию в системе «ухо - рука» (слухо-моторная интеграция);
развивать координацию в системе «ухо - глаз - рука» (слухо-зрительно-моторная интеграция).

8. Развитие памяти
Задачи:
развивать объем и темп запоминания наглядного материала;
развивать объем и темп запоминания слухоречевого материала;
формировать умения межмодального переноса:
- из тактильной в зрительную модальность;
- из тактильной в слухоречевую модальность;
- из зрительной в тактильную модальность;
- из зрительной в слухоречевую модальность;
- из слуховой в зрительную модальность;
- из слуховой в тактильную модальность;
формировать умение запоминать материал, используя приемы создания внешних опор:
- подсчет;
- ассоциация;
- мнемосхема;
- группировка;
формировать умение запоминать материал, используя приемы создания смысловых опор:
- опорные пункты;
- группировка;
- классификация;
- достраивание материала;
- структурирование;
- аналогия.

9. Развитие мышления
Задачи:
развивать умения мыслительного анализа и синтеза:
- выделять детали и систему признаков (свойств) объектов (воспринимая предмет или явление; воспроизводя образ объекта по памяти);
- воссоздавать образ объекта путем мысленного соединения частей объектов в одно целое и сочетания отдельных их свойств (на основе восприятия; воспоминаний или представлений);
- выделять существенные и второстепенные признаки объектов;
развивать умение проводить сравнение:
- устанавливать сходство и различие между объектами (непосредственно (воспринимая их одновременно) и опосредованно);
- выделять существенные признаки сравниваемых объектов;
выполнять многостороннее (полное, по всем признакам) сравнение объектов;
развивать умение группировать объекты:
- по заданному признаку с опорой на зрительный образец и на представления;
- по самостоятельно найденному основанию;
- определять основание объединения в группу заданной совокупности объектов;
- включать объект в разные системы обобщений;
развивать комбинаторные умения;
объединять предметы в классы и выделять подклассы;
обобщать и конкретизировать понятия;
умения устанавливать отношения:
- противоположности;
- последовательности;
-функциональные отношения;
- «род - вид»;
- «целое - часть»;
- «причина - следствие»;
развивать умение устанавливать закономерности с опорой на зрительный образец;
развивать умение выполнять сериацию - ранжировать предметы по какому-либо измеряемому признаку (величине, весу, громкости, яркости и др.);
развивать умения логического и творческого мышления:
- видеть проблемы;
- задавать вопросы;
- выдвигать гипотезы;
давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать выводы и умозаключения;
- структурировать материал;
- доказывать и защищать свои идеи.

10. Развитие устной речи
Задачи:
развивать лексическую подсистему речевого умения:
- расширять объем словаря, развивать умения точного, согласно значению, использования слов;
- формировать систему обобщающих слов-понятий (родовых, видовых);
- развивать антонимические и синонимические средства языка;
развивать грамматическую подсистему речевого умения:
- точное, согласно грамматическому значению, использование слов;
- навыки словоизменения на уровне словосочетания, предложения, в связной речи;
- навыки словообразования: существительных, прилагательных от существительных, образования глаголов (возвратных глаголов, глаголов совершенного и несовершенного вида, приставочных глаголов);
- формировать синтаксическую структуру предложений;
развивать умения связной речи:
- формировать умение пересказывать текст цепной и параллельной организации;
- формировать умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок, по сюжетной картинке, на заданную тему.

11. Развитие языкового анализа и синтеза (на уровне текста, предложения, слоговой анализ и синтез)
Задачи:
развивать умения языкового анализа и синтеза на уровне текста, представленного в устной и письменной форме;
развивать умения языкового анализа и синтеза на уровне предложения, представленного в устной и письменной форме;
развивать умения слогового анализа и синтеза слова, представленного в устной и письменной форме.

12. Развитие количественных представлений
Задачи:
развивать умение анализировать и сравнивать совокупности предметов, близкие по количеству, использовать словесные определения равенства (столько же, одинаково, поровну) и неравенства (больше, меньше);
развивать умение уравнивать неравночисленные группы предметов, используя два способа уравнивания (добавления предмета в группу, удаления лишнего предмета) и др.

 Редко бывает актуально для школьников с трудностями в обучении.











15