Выступление на МО Система работы классного руководителя по формированию у учащихся здорового образа жизни


Система работы классного руководителя по формированию
у учащихся навыков здорового образа жизни
«Забота о здоровье –это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…» В.А.Сухомлинский В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников. Ухудшение здоровья детей школьного возраста стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. И наша задача - научить каждого ребёнка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья.
Учёными установлено, что здоровье человека на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % – от наследственных факторов, на 20 % от экологии, на 50% – от самого человека. Таким образом, здоровье зависит от образа жизни, который каждый выбирает себе сам.
По современным представлениям в понятие «здоровый образ жизни», как одна из составляющих, входит организация двигательной активности. Гиподинамию (недостаток двигательной активности) называют одним из главных пороков 21 века, который коснулся не только взрослого населения, но и детей. Школьники по 5 – 6 часов проводят за партой, затем занимаются дома. «По результатам исследований психологов, в среднем, ученик начальной школы, который учится на «4» и «5», проводит за письменным столом дома не менее 2,5-3 часов. Родители в последние годы, всё больше времени тратят на улучшение материального благосостояния, всё чаще отдаляются от детских проблем, а потом, пытаясь загладить свою вину перед ребёнком, идут навстречу его просьбам – и в квартире появляется компьютер, за которым подросток проводит более двух-трёх часов в сутки, примерно столько же он просиживает у телевизора.
Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть созидателем в окружающем его мире. Таким образом, как никогда, актуальной для любого человека становится задача сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Очевидно, что значительную помощь в решении этой задачи должна оказать школа.
Для достижения поставленной задачи необходимо:
1.Изучить состояние здоровья детей в адаптационный период
2.Создать условия для сохранения и укрепления здоровья  обучающихся    в образовательно-воспитательном процессе
3.Формировать мотивацию  к здоровому образу жизни
Основные направления воспитательной работы по решению задач.
1.Использование на уроках таких элементов, которые бы постепенно убеждали школьников к ведению здорового образа жизни ( факты, аргументы, примеры, задачи).
2.Демонстрация своего отношения к здоровому образу жизни, к вредным привычкам, подчеркивание  своего мнения, но не в формальных оценках и фразах, а в искренних  высказываниях, в которых бы читалось личное убеждение.
3.Работа с родителями учащихся: инструктирование о методах родительской педагогики; привлечение к совместной подготовке, проведению и участию во внеклассных мероприятиях.
Работа с младшими школьниками по воспитанию здорового образа жизни имеет свою специфику, определяемую с одной стороны, организацией обучения в начальной школе (один учитель, возможность осуществлять воспитание в тесной связи с обучением), а с другой – психологическими особенностями школьников младших классов.
Формы работы по формированию у учащихся навыков ЗОЖ
При проведении воспитательной работы по пропаганде ЗОЖ, профилактике зависимостей (курение, алкоголизм, наркомания), пропаганде физкультуры и спорта, а также выработке теоретических знаний и убеждений о здоровом образе жизни, мною используются следующие формы работы:
беседы (учителя, медработника, родителей);
работа с книгой (чтение и обсуждение);
утренники, праздники здоровья, КВН
устные журналы  («Что такое здоровье?», «Путь к здоровью», «Советы доктора Айболита»);
конкурсы: рисунков, плакатов( «Что полезно для здоровья?», «Красный, жёлтый,  зеленый»); стихотворений, сочинений «Береги здоровье   смолоду»; загадок «Угадай-ка!»; пословиц и поговорок «Мудрое слово о здоровье»;
практические занятия по уходу за волосами, ногтями, зубами, по уходу за одеждой и обувью;
обсуждение ситуаций « А если не мыть руки?», «Одеваюсь по погоде»;
занятия по ОБЖ и ПДД;
физминутки на уроках,
уроки здоровья («Глаза – окна в мир», «Красивые зубы – красивая улыбка»)
 игры, соревнования, с использованием знаний правил уличного движения, личной гигиены («В гостях у  Мойдодыра», «Светофор»);
оздоровительные минутки на уроках.
109220390525
1 четверть
1.Беседа о гигиене питания.
2.Лекция для родителей «Правильное питание – залог здоровья»
3.Веселые состязания : «Всех излечит, исцелит добрый доктор Айболит».
4.Спротивно-развлекательная игра.
2 четверть
1.Рецепты Айболита «Я здоровье берегу – сам себе я помогу»
2.Азбука здоровья «Вред курения»
3.Беседа о простудных заболеваниях, о мерах по закаливанию.
3 четверть
1.Подвижные игры «Зимние забавы»
2.Рецепты Айболита « Как предохранить себя от болезни»
3.Праздник «Да здравствует мыло душистое»
4. Диктант о гриппе.
5. Беседа медика о туберкулезе.
4 четверть
1.Игра «Вперед, мальчишки»
2.Беседа «Чистый воздух – залог здоровья»
3.КВН «Мы и наше здоровье»
4.Однодневный поход в природу.
Данные формы по формированию у учащихся навыков ЗОЖ помогают:
-проводить учебно-воспитательную работу до начала приобретения негативных привычек, проявления хронических заболеваний;
-уменьшить количество случаев заболевания в школьном коллективе;
-научить детей ответственному отношению к своему здоровью;
-обучать и закреплять полученный опыт на практике
Главное – сделать ребенка активным участником учебно-воспитательного процесса. «Здоровье – не всё, но без здоровья все – ничто» -когда-то сказал     Сократ, эти слова актуальны и в наше время.