Система работы классного руководителя по формированию здорового образа жизни школьников

Система работы классного руководителя
по формированию здорового образа жизни школьников
Психологи утверждают, что источники деформации личности следует искать в раннем школьном возрасте. Именно в этот период развития неблагоприятные социальные воздействия ближайшего окружения порождают предпосылки будущих отрицательных качеств. Поэтому первостепенной становится задача формирования здорового образа жизни с ранних лет. По последним данным в России, к окончанию школы у ребенка нередко появляются 2-3 хронических заболевания и лишь 20% детей можно назвать здоровыми и эта тенденция с каждым годом прогрессирует. это говорит о недостаточном внимании родителей, а также самих детей к своему здоровью. давно доказано, что каждый ребенок ищет образец, идеал поведения во взрослых, которые не всегда ему соответствуют. Если старшее поколение все же нацелилось сделать из своего чада богатыря, то немногие понимают, что никакие приказы, пожелания и наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять свое здоровье, если человек сам не будет сознательно формировать собственный стиль здорового поведения.
Поэтому одной из самых важных воспитательных задач педагогического коллектива в целом, и, прежде всего классного руководителя, является формирование здорового образа жизни школьников. Задача классного руководителя – стать организатором, координатором совместного творчества детей, родителей, педагогов-предметников, медиков, которое бы помогало каждому ребенку осознать здоровье – как самоценность, выбрать здоровый образ жизни, поддерживало и развивало детские инициативы в этой области. Очень важно, чтобы эта работа не была фрагментарной, а имела целостный системный характер.
В нашей школе такую систему позволяет выстроить наличие общешкольной воспитательной программы. Эта программа рассчитана на педагогическое сопровождение развития ребенка с 1 по 11 класс и на каждом этапе имеет раздел: «Здоровый образ жизни», который предполагает проведение следующих мероприятий с учащимися:
Общешкольные кроссы
Дни здоровья
Соревнования по лыжам, по волейболу
Смотр строя и песни
Акция «Не преступи черту»
Выпуск стенгазет
Мероприятие «Самый сильный»
Учащиеся 8 класса принимают участие в этих мероприятиях, и есть результаты. В сентябре проходил общешкольный кросс, Абдуллин Рустам занял 1-е место среди юношей, Заколюкина Татьяна заняла 3-е место среди девушек. Также наш класс участвовал в дне здоровья в рамках акции «Не преступи черту» и занял 2-е место.


В системе ведутся и классные мероприятия, направленные на фо
·рмирование потребности здорового образа жизни. С учащимися проводятся классные часы и беседы по темам:

«Наркотики. Оружие самоистребления», «Детки в пивной клетке», «Курение и его профилактика», «Алкоголь и его вред».
Таким образом, в этом учебном году совместно с детьми были проведены беседы: о вреде курения, алкоголя и о том, как нужно укреплять свое здоровье. Учащиеся высказывали свое мнение, свою точку зрения по поставленной проблеме, искали пути решения в тех или иных ситуациях.

Показатели здоровья

8 класс

Группа здоровья
I –
II – 5 человек
III – 2 человек

Физкультурная группа
Основная – 4 человека
Подготовительная – 3 человека

Занятость учащихся 8 класса во внеурочное время.
Большую помощь в формировании здорового образа жизни школьников оказывает учитель физкультуры.
В этом учебном году все учащиеся посещают спортивные секции, это «Волейбол», «Туризм», «Бокс».
Так же мы с классом выезжали в город Мегион, посещали бассейн, боулинг, каток.
Летом учащиеся класса укрепляют свое здоровье в детских оздоровительных лагерях, выезжают на море.
Для нормального развития организма ребенка и поддержания его работоспособности на высоком уровне требуется полноценное питание, которое содержит белки, жиры, углеводы, минеральные соли и витамины. Для реализации данного направления в школе созданы все условия для организации рационального питания.
Охват горячим питанием 100%. Все учащиеся класса завтракают и обедают в школе.
Несмотря на все созданные благоприятные условия педагогическим коллективом и работниками школы, в нашем классе и среди учащихся школы возникают проблемы, связанные со здоровьем.
Одной из наиболее злободневных проблем является быстрая утомляемость учащихся. Особенно это видно на 5-м, 6-м уроке.
В этом учебном году по сравнению с прошлым увеличилось количество пропусков учащимися по болезни.

Необходимо продолжить работу по формированию потребности здорового образа жизни школьников учитывая психофизиологические и возрастные особенности своих детей(ОРЗ, ОРВИ).
Для достижения более эффективных результатов в воспитании здорового образа жизни необходим: личный пример родителей, совместная работа специалистов школы по проведению валеологического мониторинга и профилактике.

И в заключении я хотела бы привести слова известного русского врача и писателя В. Вересаева: «с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять – значит потерять всё, без него нет свободы, нет независимости; оно – высшее и необходимое благо, а между тем удержать его так трудно!»