Конспект урока литературного чтения. Считалки УМК Планете знаний, 2 класс.


Тема урока: Считалки. С. 32—35
Цель: Развитие внимания к эмоционально-смысловому содержанию слова в литературном тексте. Творчество по образцу.
Характеристика деятельности учащихся:
Участвовать в диалоге. Аргументировать собственную позицию.
Находить в словаре в конце учебника значение слов, встречающихся в тексте произведения.
Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Загадки, считалки, скороговорки»: подбирать загадки, считалки, скороговорки на заданную тему, готовить книжку-самоделку.
Ход урока:
Огранизационный момент.
Психологический настрой на работу.
–Ты улыбкой, как солнышком, брызни, 
                   Выходя поутру из ворот
                   Понимаешь, у каждого в жизни
                   Предостаточно бед и забот.
                   Разве любы нам хмурые лица
                   Или чья-то сердитая речь?
                   Ты улыбкой сумей поделиться
                   И ответную искру зажечь.
                   Подарите улыбки друг другу…
– Улыбнитесь друг другу. Начинаем урок литературного чтения!
Речевая разминка.
Чтение шепотом. Медленно.
Ра-ра-ра - начинается игра.
Ры-ры-ры - у нас в руках шары.
Ру-ру-ру - бью рукою по шару.
Да-да-да - из трубы бежит вода.
До-до-до - на дереве гнездо.
Ды-ды-ды - мы пошли по ягоды.
Ду-ду-ду - с мамой я домой иду.
Та-та-та - в нашем классе чистота.
Ту-ту-ту - наводим сами красоту.
Ты-ты-ты - нами политы цветы.
Чтение громко и уверенно.
Моль – соль – толь – боль
Почка – почва – почта
Дверь – зверь – червь
Работа над скороговоркой.
На реке поймали рака, из-за рака вышла драка.
Актуализация опорных знаний. Постановка учебной задачи.
- Послушайте четверостишья.

Раз, два, три, четыре, пять,Мы собрались поиграть.К нам сорока прилетелаИ тебе водить велела. Вышел месяц из тумана,Вынул ножик из кармана,Буду резать, буду бить,Все равно тебе водить.  Конь ретивый, долгогривый, Скачет полем, скачет нивой. Кто коня того поймает, С нами в салочки играет. Бегают вокруг маслёнкиСимпатичные девчонки.Раз, два, три -Догонять их будешь ты!
Шла кукушка мимо леса –За каким-то интересом.Инте, инте, интерес,Выходи на букву "эс". 
- Что объединяет эти четверостишья? На что обратили внимание (Это считалки)
- Для чего нужны считалки?
-Сформулируйте тему урока.
Открытие новых знаний.
Что такое считалки? Когда они появились?
Считалка - жанр устного творчества. Возникла она в глубокой древности. В те времена многие виды работы были не только очень трудны, но и опасны для жизни. А делать эту опасную работу кому-то все-таки надо было. Кого же назначить? Кто сделает опасную работу? Вот тут-то и придумали способ распределения работы - считалку.
Считалка использовалась в реальной жизни, и поэтому она является не самостоятельным литературным жанром, а прикладным, так как имеет практическую жизненную задачу - помочь распределить работу.
В те далекие времена люди, не умея объяснить законы природы, боялись её и поэтому приписывали природе человеческие качества - делать людям добро или зло. Люди верили, что животные понимают человеческую речь, и, собираясь на охоту, боялись употребить обычные слова: вдруг зверь услышит и узнает, что люди собираются делать. Поэтому охотники изобретали специальные "тайные" слова, заменявшие слова обычные. Эти слова могли входить и в текст считалок. Теперь такие считалки кажутся нам бессмысленными:
Ази, двази, nризи, зизи,Пятом, мятом, шума, рума,Дуба, крест.
Так что в древности считалка играла серьезную роль. И это была серьезная роль ещё и потому, что люди тогда верили в силу слова, и считалка была близка заклинанию.
Позже, когда человеческая жизнь изменилась, когда люди перестали бояться природы, тогда считалка перешла в детскую игру и стала помогать детям распределять роли в игре да так, чтобы всем было весело и никому не обидно. Изменение роли считалки привело к появлению новых, уже "детских" считалок:
За морями, за горами,За железными столбами,На пригорке - теремок,На дверях висит замок.Ты за ключиком идиИ замочек отомкни.
И теперь нам трудно понять, какие считалки пришли к нам из глубокой древности, а какие - недавно. Тем более что живут-то они в устном творчестве, а значит, меняются, появляются новые варианты.
- Какие считалочки знаете вы? (Ответы детей.)
Работа с учебником.
Словарная разминка. Стр. 32
Работа с толковым словарем.
Поиск лексического значения слова У-ДИ-ВИ-ТЕЛЬ-НЫЙ.
Чтение текста о Фюсе и Каркузябре.
- Ребята, однажды с Фюсем и Каркузяброй произошла удивительная история. Давайте ее прочитаем.
Работа по содержанию.
- Помогите нашим друзьям вспомнить считалки.
Физкультминутка.
Вышли мыши как-то разПосмотреть который час.Раз-два-три-четыре,Мыши дернули за гири.Тут раздался страшный звон -Разбежались мыши вон.
Чтение считалок.
Работа по учебнику.
Стр. 34 – 35.
- Прочитайте считалки.
- Найдите выдуманные слова.
- Расскажите про любую игру, для которой нужна считалка.
- Постарайтесь запомнить считалку, которая вам больше всего понравилась.
Итог урока. Рефлексия.
- С каким жанром устного творчества познакомились на уроке?
- Что такое считалка?
- Для чего нужны считалки?
- Был ли урок для вас интересен?
- Что нового узнали?
- С каким настроением заканчиваете урок?