Урок литературного чтения по теме: «Сочинения — считалки. Обсуждение». 3 класс

Урок литературного чтения
учителя начальных классов Павленко Г. А.
Тема урока: «Сочинения - считалки. Обсуждение».
Тип урока: Урок – обсуждение детских сочинений. Работа в позиции «критика»
Задачи:
1. Понять структуру жанра «считалка».
2. Продолжить работу по развитию у учащихся умения выражать собственную точку зрения и критически оценивать авторские работы.
Развивать речь детей, обогащать словарный запас.
Воспитывать культуру общения с одноклассниками в процессе обсуждения сочинений.
Оборудование: детские сочинения–считалки, схема жанра «Считалки»
ХОД УРОКА
Эмоциональный настрой.
Анализ творческих работ учащихся.
У. Сегодня мы поработаем со считалками, которые вы придумали сами. Сборник ваших считалок находился всё это время в нашем кабинете, и все желающие смогли познакомиться с работами своих товарищей и оценить их. Сегодня мы обсудим получившиеся результаты. Какую роль вы возьмёте на себя?
Д. Роль критиков.
У. Чтобы вы смогли оценить работы друг друга, что получилось, а что – нет, вспомним, что же такое считалка.
Д. Это жанр устного народного творчества. Сочиняли считалки для маленьких детей.
У. А для чего их сочиняли? Какова задача этого жанра?
Д. Определить ведущего и игроков в детских забавах.
У. А что поможет вам в работе критиками?
Д. Схема считалки, где записаны её задача и все уровни.
На доске схема жанра «Считалка»

Считалка

Задача жанра. Определить ведущего и игроков в детских забавах.

Картина жизни. Может быть непонятной.

Построение КЖ. 2-3 части; 3 – концовка-выход.

Предложение. Особые: «Раз, два, три»; «Тебе водить»; «Выйди вон».

Слово. Особые: «води»; «вон»; «выйди».

Звуковой рисунок. Выразительный повтор звуков.

Ведущий уровень
Ритмический рисунок. Стихотворный ритм.

Рифма. Может быть концевая и внутренняя.

Жест указательный (может вести за собой слово).

У. Молодцы. Эта схема помогала вам в сочинении считалок и сейчас поможет нам правильно оценить ваши работы. В конце урока мы постараемся ответить на вопрос: у всех ли получились именно считалки?
Среди ваших работ встретилась такая:

Солнышко греет, птицы щебечут,
Дети играют, это время года
Летом называют.
Можно ли эту работу назвать считалкой?
Д. Это не считалка. Это описание времени года.
Д. Этот стих не определяет ведущего и игроков, нет специальных слов «тебе водить», «кто ты будешь такой», «выйди вон».
У. Дайте оценку следующей работе:
На большом крыльце сидели:
Кот, кошка,
Охотник, рыбак,
Сапожник, портной-
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай
Весёлых и быстрых детей!
Д. Это можно назвать считалкой, потому что выполнена задача жанра: выбрать ведущего и игроков в детских забавах. Здесь есть слова-перечисления. Но эта считалка очень похожа на известную про «царя, царевича, короля, королевича». Здесь автор просто заменил некоторые слова на свои.
У. Конечно, в народном творчестве существуют разные варианты считалок. Это и помогает создать нечто своё, новое, забавное. Например, считалка про зайчика. Она имеет множество вариантов: или он умирает, и «его несут домой с переломанной ногой», или «принесли его в больницу, он стянул там рукавицу» и множество других концовок.
У. Оцените следующую работу:
Из роз, дружок, сплетём венок –
Как нежно пахнет лепесток!
Тебе бутон, и мне бутон,
А кто влюблён, тот выйдет вон!
Д. Отличная считалка, короткая и интересная. Она решает основную задачу жанра – она помогает посчитаться перед игрой. В ней есть части и специальные слова для счёта.
У. Послушайте следующую работу:
Один, два, три, четыре, пять.
Мы хотели поиграть.
Мы считаем,
Рассчитались.
Ну-ка, выходи ты, Маша, вон!
Д. Эту работу можно назвать считалкой, потому что решается задача жанра – с её помощью можно легко посчитаться. И считалочные части есть, и специальные слова.
У. Действительно, есть и картина жизни, и заход, и выход, и слова считалочные. Но всё-таки чего-то не хватает.
У. Какой уровень в считалке является основным? Посмотрите внимательно на нашу схему.
Д. Стихотворный ритмический рисунок.
У. Есть ли он в данной работе?
Д. Здесь есть рифмы.
У. В первых работах нам и не нужно было анализировать ритмический рисунок, мы его чувствовали. Попытайтесь ответить на вопрос, есть ли здесь стихотворный ритмический рисунок, рифмы?
Дети рисуют на доске схему ритма, выделяют звуки в конце стихотворных строк.

/
/
/

/

/ ть

/

/



/ ть

/

/
ем



/
сь

/



/

/

/ н

У. Что же у нас получилось? Есть ли ритмический рисунок?
Д. Его нет. В первой строчке пять ударений, во второй – три ударения, в третьей строке – два, в четвёртой – одно, а в пятой – четыре ударения. Рифмуются только две первые строчки.
У. Давайте попробуем помочь автору в построении ритмического рисунка и рифмы.
Варианты учеников:.
Мы считались,
Рассчитались.
У. Всегда ли должна рифмоваться в считалке последняя строчка с предыдущими?
Д. Может и не рифмоваться, чтобы было ясно, кто водящий.
У. Согласна с вами. Часто ритм считалки нарушают намеренно.
Вот такие особенности мы выявили у этого жанра. Чтобы сочинить считалку, нужно знать особенности её построения.
У. А иногда бывает и так: автор сочинил считалку, соблюдая все законы данного жанра: есть и ритмический рисунок, и рифмы, и картина жизни. Но что-то не так. Внимательно прочитайте:
Открывается запись на доске.
Маленький котёнок полез в
Бочонок.
Раз, два, три, четыре, пять.
Котик будет догонять,
А ребята – убегать!
Д. Неправильно записаны 1 и 2 строки. Нужно было записать так:
Маленький котёнок
Полез в бочонок.
У. Отлично! Сейчас мы с вами прочитаем считалки, которые получили высокую оценку многих из вас как литературных критиков. Прочитайте считалоАни:
Мы нарезали в окрошку
Лук, огурчик и картошку.
«Очень вкусно!» - все сказали.
Хоть сметаны мы не клали.
Но сметану мы добавим
И тебя водить заставим!
С опорой на схему жанра ученики дают оценку считалки Ани.
У. Также многие наши критики высоко оценили работу Димы.
Дора – дора – помидора!
Мы в саду поймали вора.
Стали думать и гадать,
Как же вора наказать.
Мы связали руки, ноги,
Покатили по дороге.
Стал он плакать, умолять.
Я вас буду догонять!
Д. Здесь необычная картина, интересный выход – «Я вас буду догонять!».
У. Следующая считалка понравилась многим из вас. Автора попробуйте определить сами. Почему многие из вас дали самую высокую оценку этой считалке? Что удалось автору?
Шла весёлая собака,
Чики – брики - гав!
А за ней бежали гуси, головы задрав,
А за ними – поросёнок,
Чики – брики - хрю!
Всем, кто выучил считалку,
Я её дарю!

Д. Это сочинил Эмиль! Он создал интересную, добрую, весёлую картину жизни. Заход в считалке необычный, а выход – «щедрый», как и сам Эмиль.
У. Не всем ребятам понравилась считалка Артёма, а взрослые оценили её довольно высоко. Почему, как вы думаете?
Атум-батум
Чу-ман-гу
Чик-чири-кум
Атум-бу
Бумбу-ферим
Атум-бас
На горе вечерний час.
Д.
У. У Артёма получилась «загадочная» считалка. Написана она необычными, непонятными словами, то есть особым языком, который вызывает у всех интерес. Тёма, что ты имел ввиду? Почему «На горе вечерний час»?
Артём: Я хотел сочинить считалку первобытных людей, потому что мне интересно читать книги о первобытном строе.
У. Какая картина жизни в считалке Артёма?
Д. Таинственная, загадочная.
4. Итоговая рефлексия.
У. Итак, для чего же нужны считалки? Почему их отнесли к особому литературному жанру?
Д. Считалки существуют для того, чтобы считаться.
У. Обсудив творческие работы своих одноклассников, скажите, какие особенности считалок вы увидели сегодня на уроке?
Д. Считалки строятся по особым правилам, но в то же время они, как и другие произведения искусства, все разные.
У. Дорогие ребята, сегодня на уроке я увидела, как вы растёте как писатели, и как читатели, и как критики, и даже как художники –многие из вас принесли на урок иллюстрации к своим считалкам. Молодцы. Спасибо за урок!

Заголовок 315