Урок литературное чтение Считалки, скороговорки.


Дата. Сынып. Класс. 2.
Пән. Предмет. ЛИТЕРАТУРА
Тақырыбы. Тема. Считалки, чистоговорки. 1 слайд.
Типі. Тип. Комбинированный.
Мақсаты. Цель.
Обеспечить усвоение обучающимися новых жанров УНТ – считалок,чистоговорок их назначение в жизни людей, совершенствовать навыки анализирования литературного текста, навыки выразительного, беглого чтения.
Развивать познавательный интерес, речь, кругозор учащихся, память, внимание, правильность и осознанность чтения.
Воспитыва интерес к изучению фольклора.
Задачи урока.
Предметные: знакомство с чистоговорками и считалками.
Системно – деятельностные: уметь правильно и выразительно читать, использовать чистоговорки и считалки в жизни; уметь придумывать малые жанры, развивать творческое воображение.
Личностные: воспитывать интерес и положительное отношение к малым жанрам устного народного творчества.
Әдістері. Методы. ЧП, словесный, практический, наглядный.
Көрнекілігі. Оборудование. Учебники, опорные таблицы, схемы, презентация.
Сабақтың барысы. Ход урока.
Этапы урока Деятельность на уроке
1. Ұйымдастыру кезеңі.
Организационный момент.

2. Всеторонняя проверка знаний.


3. Подготовка к усвоению
нового материала.

4. Жаңа тақырыпты түсіндіру.
Усвоение нового материала. 1.Проверка готовности, психологический настрой детей к уроку.
"Обмен настроением".
Учитель: Ребята у вас на партах лежат "Словарики настроений".
Учащиеся находят в списке слова, которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор.
2 слайд
Примерные ответы:
- Я своё настроение хочу назвать ожидающим, потому что я жду от сегодняшнего урока новых открытий.- А у меня спокойное настроение. Я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше.- Моё настроение приподнятое. Я люблю урок литературного чтения, мы всегда такие интересные задания выполняем.- А я выбрала название для своего настроения ликующее. Сейчас я очень рада, что начинается мой любимый урок.
Учитель: Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы в очередной раз встречаем у нас гостей. Удачи вам и новых открытий!
Учитель: и прежде мы начнем повторение пройденого материала, давайте вспомним правила поведения в группе и ролях в ней.
3 слайд
Распределить роли в группе. Участники группы 
4 слайдРезультаты работы группы
Отражать в контрольно-оценочных листах. Критерии оценки по «5» бальной системе. Оцениваются общегрупповые ответы и работа.
Оценочные листы
«5» «4» «3» «2»
1.Проверка домашнего задания 2.Правила работы над чистоговоркой и скороговоркой 3.Тестовые задания 4.Дружелюбность 5 слайд
2.Контроль домашнего задания.
1 группа:
Выразительное чтение вслух народных песенок, потешек и пестушек по выбору обучающихся.
2 группа :
Загадывание загадок.
3. группа:
- Рассказывание всех пройденых определений УНТ
Выдвижение целей и задач урока: Сегодня мы продолжим чтение произведений устного народного творчества. Познакомимся с чистоговорками и считалками. Попробуем придумать их сами и докажем необходимость в знании малых жанров УНТ.
6 слайд
Учитель: Какие малые жанры УНТ помогают улучшить речь? (Чистоговорки).
Когда играете в прядки как вы определяете кому водить? (считалки).
Значить тема нашего урока «Считалки, чистоговорки». 7 слайд
8 слайд
Работа по учебнику. Стр 32-35
-знакомство с понятием чистоговорка, скороговорка.
9 слайд
10 слайд
Учитель: Сравните по названию чем отличаются скороговорки от чистоговорок? (чисто говорить, скороговорить)
11 слайд
12 слайд
13 слайд
Учитель: сейчас вы самостоятельно поработаете над чистоговорками и скороговорками.
Работают все группы. По учебнику стр.32
слайд 14
Все 3 группы готовят индивидуальное или хоровое чтение.
Правила работы над чистоговоркой и скороговоркой.
Прочитай чистоговорку или скороговорку медленно.
Подумай о чем говорится в чистоговорке или скороговорке.
Посмотри какие слова похожи друг на друга по звучанию.
Проговори чистоговорку или скороговорку медленно в слух, постарайся ее запомнить.
Теперь проговори скороговорку один раз, потом несколько раз, потом все быстрее, быстрее.
Потренеруйся с друзьями в группе.
Выступление каждой группы.
Учитель: А теперь перейдем к считалке. Ребята, а все ли вы умеете четко произносить считалку? Знакомство с определением считалки.
15 слайд
16 слайд
Попробуем вместе со мной прочитать считалку, отсчитывая одно слово, два слова, складно, чтобы чувствовался ритм.
Шла ку-куш-ка ми-мо са-да,
По-кле-ва-ла всю ра-са-ду.
17 слайд
Ученик с опережающим заданием.
1 ученик: Из истории считалок.
Корнями считалки уходят в далекие времена, когда охотники верили, что пересчет убитой дичи принесет неудачу в будущей охоте. Поэтому прямой счет заменялся иносказательными формами. Отсюда и “аты-баты, ” или “эна-бэна-раба…” Конечно, сейчас роль у считалок совсем другая, но что-то магическое в них все-таки осталось.
Считалки бывают русского фольклора,из зарубежного фольклора.Считалки учат: Придерживаться правил игры, быть дружными,быть честными и справедливыми.
18 слайд
2 ученик: «Людям, часто спотыкающимся на ровном месте, советуют учить речевые упражнения – скороговорки-считалки в форме веселых стишков.
Люди, профессия которых связана с речью на публику - артисты, дикторы, лекторы, - используют скороговорки постоянно в качестве речевых упражнений».
Работа по группам:
19 слайд
1 группа чтение считалок с учебника стр. 33-35
2 группа сочини чистоговорку по данному началу:
Са-са-са живет в лесу –лиса
Со-со-со катит лиска – колесо
Ра-ра-ра-начинается –игра
Ру-ру-ру продолжаем мы –игру.
3 группа разыграйте любую считалку из книги.
Вышли мышки как-то раз
Поглядеть, который час.
Раз,два,три, четыре,
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон,
Убежали мышки вон.
6. Жаңа тақырыпты бекіту.
Закрепление нового материала
Работа с тетрадью. Стр. 17
Работа по группам.
1 группа-задание № 5 (придумай чистоговорку)
2 группа-задание № 6 (восстанови скороговорку)
3 группа-задание № 7(Как надо читать чистоговорку? Подчеркни нужные слова)
20 слайд
2.Выполнение тестовых заданий. Выбор одного правильного ответа из нескольких.
Тест.
«Устное народное творчество».
21 слайд
22 слайд
Что в переводе с английского означает слово «Фольклор»?
Народная мудрость
Стихотворное творчество
Рассказы
Народные речи
Как по-другому называют фольклор?
Рассказы
Легенды
Устное народное творчество
Народные сказания
Какие произведения УНТ создают душевный настрой?
ПестушкиНародные песенки
ПотешкиСтишки
Какие произведения сопровождают игры ребёнка с пальчиками, ручками и ножками.
ПестушкиНародные песенки
ПотешкиСтишки
Что значит «пестовать»?
Рассказывать
Петь
Читать
Нянчить

7.Подведение итога Какой вид работы над темой был вам интересен?
Для чего необходимы в жизни считалки, чистоговорки, скороговорки?
23 слайд
24 слайд
25 слайд
26 слайд
8. Үй тапсырманы түсіндіру.
Объяснение домашнего задания. Стр 32-35 выуч прав и чистоговорки, считалки .
В тетраде стр. 18 №9 придумай конец считалки.
9. Сабақтың қорытындысы.
Итоги урока. - Итог оценочных листов. Совместное выставление оценок.
ПРИБАУТКА
забавное произ-ведение. Напоминает
сказочку в стихах.
ЗАКЛИЧКА
стихотворное обращение к
явлениям природы.
ПРИГОВОРКАпроизносили тогда, когда что-то делали. Обращались к животным.
СЧИТАЛКА
стишок для расчитывания перед игрой.
Тест.
«Устное народное творчество».
Что в переводе с английского означает слово «Фольклор»?
Народная мудрость
Стихотворное творчество
Рассказы
Народные речи
Как по-другому называют фольклор?
Рассказы
Легенды
Устное народное творчество
Народные сказания
Какие произведения УНТ создают душевный настрой?
ПестушкиНародные песенки
ПотешкиСтишки
Какие произведения сопровождают игры ребёнка с пальчиками, ручками и ножками.
ПестушкиНародные песенки
ПотешкиСтишки
Что значит «пестовать»?
Рассказывать
Петь
Читать
Нянчить
Какие стишки сопровождают движения ребёнка в первые месяцы жизни?
ПестушкиНародные песенки
ПотешкиСтишки