Конспект урока по литературному чтению на тему Считалки и небылицы. Что такое ритм?


Урок литературного чтения во 2 классе
Раздел «Устное народное творчество»
Урок № 7
Тема: Считалки и небылицы. Что такое ритм?
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока: 1 Продолжить знакомство обучающихся с устным народным творчеством: считалками и небылицами. Ввести понятие ритма.
2 Развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать связи, работать в паре, группе, находить в тексте непонятные слова и выражения и выяснять их смысл, пользоваться школьным толковым словарём.
3 Воспитание интереса к чтению и книге, к жанрам устного народного творчества, потребности больше читать и узнавать новое из книг, пробовать самим сочинять считалки и небылицы.
УУД
А) Личностные: самоопределение, смыслообразование.
Б) Познавательные: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
В) Регулятивные: целеполагание, планирование, контроль, оценка, волевая саморегуляция.
Г) Коммуникативные: планирование, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра точно выражать свои мысли.
Планируемые результаты
Предметные: 1) знать жанровые особенности считалки и небылицы
2) читать считалку ритмически
3) сочинять тексты в жанре небылицы
Метапредметные: 1) находить нужную информацию в различных источниках
2) понимать и выполнять учебную задачу урока
3) сравнивать жанры устного народного творчества
Личностные: 1) проявлять интерес к малым жанрам устного народного творчества как к памятникам древности, отражающим определённую ступень в становлении народной культуры
Межпредметные связи: русский язык – развитие речи
Ресурсы урока: учебник 1часть с 22-23, рабочая тетрадь с 16-18
Ход урока
1 МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ну-ка всё проверь, дружок! Ты готов начать урок?
Всё ль на месте? Всё ль в порядке? И учебник, и тетрадь?
Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать только лишь отметку (дети хором) «5»!
Формируемые УУД: - нацеливание на успешную деятельность (Р)
- выражать положительное отношение к процессу познания (Л)
- проявлять желание узнавать новое (Л)
- формирование умения слушать и слышать (К)
2 АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Учитель предлагает обучающимся вспомнить и назвать любимые коллективные подвижные игры с выбором водящего (каждый получает жетон за правильный ответ)
Вспоминают, что для выбора водящего надо посчитаться.
Вспоминают считалки в группах, делают вывод, что в них всегда есть рифма, а в конце звучат слова выйди вон, выходи.
Формируемые УУД: - способность к волевому усилию (Р, Л)
- постановка и решение проблемы (П)
- постановка вопросов (К)
- умение работать в группе (К)
3 ВЫЯВЛЕНИЕ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ
Выясняем, что в считалках есть и свой определённый ритм. Пытаются объяснить понятие несколько человек. Сделайте вывод из своих рассуждений.
Формируемые УУД: - адекватное реагирование на трудности (Л)
- искать пути решения трудности (Р)
- анализ, синтез, обобщение (П)
- умение слушать других (К)
4 ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ
Учитель просит проверить правильно ли сделали вывод.
Обучающиеся предлагают посмотреть в толковом словаре значение слова ритм.
Формируемые УУД: - умение находить информацию (П)
- устранение причины затруднения (Р)
- интерес к изучаемому (Л)
5 РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА
Учитель просит доказать, что тексты на с 22 в учебнике – это считалки.
Дети читают, называют слова, употребляемые только в считалках и указывают на водящего.
Учитель просит объяснить происхождение слова небылица, заменить его синонимами.
Дети отвечают на вопросы учителя.
Учитель предлагает проанализировать небылицы в учебнике на с 23 и на с 17 в рабочей тетради.
Дети читают тексты, выделяют события, которых никогда не было, просто не могли произойти.
Формируемые УУД: - поиск и выделение информации (П)
- анализ, синтез, сравнение, построение рассуждений, доказательство(П)
- контроль, коррекция, оценка действий отвечающих (К)
- сформированность внутреннего плана действий (Р)
- умение делать выбор (Л)
6 ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ
Учитель раздаёт на листочках считалки, небылицы.
Дети, работая в парах доказывают др др где считалки, а где небылицы.
Проверка происходит по эталону.
Формируемые УУД: - умение находить главные признаки (П)
- умение работать в паре (К)
- сотрудничество с партнёром (К)
- составление плана и последовательности действий (Р)
- адекватное реагирование на трудности (Л)
- умение проверять по эталону (Р)
7 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Учитель предлагает попробовать сочинить самостоятельно небылицу (работа в тетради с 18)
Обучающиеся сочиняют небылицу, читают её в классе, оценивают результат своей работы, выбирают лучшего сочинителя.
Формируемые УУД: - адекватная оценка действий партнёра (Л)
- самоконтроль (Р)
- построение логической цепи рассуждений (П)
- продуктивное взаимодействие с детьми (К)
8 ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЕ
Дети отвечают на вопросы теста: «Как среди различных жанров устного народного творчества распознать считалки и небылицы?»
Формируемые УУД: - умение самостоятельно выбрать знания, которые относятся к новому материалу (Р)
- готовность преодолевать школьные затруднения (Л)
- осознание полученных знаний (П)
9 РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А) Учитель выясняет у детей: урок понравился или нет и чем понравился. Учитель выясняет было ли интересно.
Б) Учитель спрашивает у детей что было известно им по теме до урока и что нового узнали по теме на уроке.
Учитель интересуется на какие вопросы не нашли ответа, а будем решать на других уроках.
Формируемые УУД: - оценка- осознание качества и уровня освоения и владения учебными действиями (Р)
- осуществлять итоговый контроль (Р)
- оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач (Л)
- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, проявлять активность в деятельности (К)
10 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Урок наш окончен и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам,
За то, что упорно, усердно трудились!
И знания ваши нам всем пригодились.
Дома нарисовать иллюстрации к небылицам собственного сочинения.
Кто хочет, можно ещё сочинить считалки или небылицы.