Программа Профильного отряда Олимпийский резерв (направление физкультурно-спортивное)


Муниципальное бюджетное учреждение образования детей
Центр детского и юношеского туризма и экскурсий
Г. Амурска Амурского муниципального района
Хабаровского края
Программа
Профильного отряда "Олимпийский резерв"
(направление физкультурно-спортивное)
Программу модифицировал
Козырь И.Н. , педагог
дополнительного образования.
г. Амурск
2016г.
Пояснительная записка
К битвам спортивным все мы готовы.
Каждый уверен в силе своей.
И побеждает на финише снова
Дружба и сила команды моей.
Пусть мальчишки и девчонки,
Вся озорная детвора,
Сегодня скажут звонко-звонко:
Добро пожаловать, Олимпийская Игра!
Физическая культура и спорт играют огромную роль в жизни современного общества. Они не только укрепляют здоровье нации, но и воспитывают мужество, волю, упорство в
достижении цели, умение не пасовать перед трудностями и с честью выходить из непростых ситуаций.
Спорту, как и настоящей полнокровной жизни, чужды пассивность, безволие, успокоенность. Каждодневное напряжение, преодоление всех объективных и субъективных трудностей - вот обязательные условия достижения жизненных целей. Этому учат постоянные тренировки. Жизнь и практика показывают, что тот, кто прошел хорошую школу физического воспитания, более приспособлен к высокому производительному физическому и умственному труду, способен более легко находить правильные и нужные решения в трудных ситуациях. Это ярко доказала военная служба, космонавтика, различные трудные этапы жизни человека.
Физкультура и спорт помогли тысячам граждан воспитать в себе силу воли, целеустремленность, выдержку, самодисциплину, коллективизм, товарищество, дружбу,
взаимовыручку и другие качества.
Здоровая молодежь - это и здоровая нация. Только здоровые люди могут создать здоровое общество и государство с эффективной экономической и безопасной жизнедеятельностью. Путь к благополучию - через духовность и здоровый образ жизни, а спорт - среди главных ресурсов республики. Народная мудрость гласит: «Здоровье - всему голова». Здоровье - бесценный дар природы, источник счастья. Программа рассчитана на детей 13 - 17 лет.
Обоснование актуальности проблемы:
В настоящее время сохраняются признаки снижения уровня здоровья подрастающего поколения. По данным медосмотра только 32% детей признаны здоровыми, 52% имеют функциональные отклонения, а 16% - хронические заболевания. Наиболее выраженный рост заболеваемости отмечается у детей в возрасте от 7 до 18 лет, что приходится на период школьного обучения. Изучение физического развития учеников как одного из показателей комплексной оценки здоровья свидетельствует о дефиците массы тела, низком росте, дисгармоничном физическом развитии у 20% обучающихся. Количество детей, занимающихся физкультурой в основной медицинской группе, не превышает 50%. Существующие программы физического воспитания в ОУ мало ориентированы на детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья являются неоправданным препятствием для занятий физической культурой, отказываясь от которых, ребёнок усугубляет дисгармонию здоровья. Приоритетом в работе отряда должно стать формирование физической культуры личности обучающихся с учётом их индивидуальных особенностей, состояния здоровья и мотивации. На решение этих задач будет направлена технология психофизической тренировки. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. «Здоровому каждый день - праздник», - гласит восточная мудрость. Вот поэтому мы взяли для нашего профильного отряда спортивное направление.
В основе летнего профильного отряда должны быть тренировки, спортивные и подвижные игры, а также занятия по приобретению знаний по туризму и ориентированию , по обучению приёмам самодиагностики состояния организма и способам психофизической саморегуляции состояния здоровья, настроения, самочувствия.
Программа составлена с использованием вариативных блоков, предусматривающих общеразвивающую подготовку любого воспитанника. Программа составлена на основе «Комплексной программы физического воспитания 1-11 классов», авторы В.И.Лях и А.А.Зданевич. Издательство: М. «Просвещение», 2009 г., модифицирована для работы в летний период.
Программа объединения рассчитана на воспитанников среднего и старшего возраста - продолжительность обучения - 90 часов, практические занятия составляют большую часть программы. Продолжительность занятий – 5 ч. Занятия предполагаются для проведения на спортивных сооружениях, спортивном зале, на местности.
Занятия рассчитаны как на групповые, так и на индивидуальные, особенно с ростом опыта занимающихся. Порядок изучения тем в целом и отдельных вопросов определен в зависимости от условий деятельности.
После обучения планируется проведение зачетных занятий (контроль знаний, умений и навыков) для проверки усвоения материала учащимися. Так же результативность обучения можно определять в течении обучения по участию в соревнованиях и показываемых результатах при сдаче контрольных нормативов и на разряды. Итоги реализации программы – проверка теоретических и практических навыков воспитанников (аттестация) – тесты, сдача нормативов, сдача на разряды, соревнования, дальнейшее обучение.
Содержание программы:
Отряд будет работать под девизом: «Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена!» и будет включать в программу тренировки и спортивные соревнования, судейство.
Важнейшим направлением в работе отряда станет активное приобщение детей к физкультуре и спорту, олимпийским традициям и здоровому образу жизни.
«В воспитании нет каникул»- эта педагогическая формула становится правилом при организации детского летнего отдыха, а заодно и правилом творческого подхода к каникулам - радостному времени духовного и физического развития и роста каждого ребенка.
Цель и задачи программы:
Цель: создание условий для укрепления здоровья детей
Задачи:
Пропаганда здорового образа жизни.
Развитие спортивных традиций .
Сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Вовлекать в систематические занятия физической культурой и спортом всех детей
Формировать потребность в здоровом образе жизни.
География проекта:
основная территория реализации проекта
- территории ОУ, имеющие спортивно - тренажёрные комплексы и местность.
Площадка программы:
основной площадкой Программы и организацией, реализующей ее составляющие, является МБУ ДО ЦДЮТиЭ г.Амурска
Формы реализации Программы:
Профильный спортивный отряд .
Сроки реализации Программы:
Летний период: 1 - 21 июня 2016 г..
.
Ожидаемые результаты:
1. Оздоровление находящихся в отряде детей.
2. Формирование здорового образа жизни.
3.Совершенствование спортивных возможностей каждого ребёнка
4. Рациональное проведение каникулярного времени
Подведение итогов обучения :
участие в соревнованиях или проведение соревнований;
продолжение обучения или работа по профилю.
Учебный план
№№ Наименование тем и разделов Колич. часов
п\пВсего Теор. Практ.
1. ТБ при тренировках и на соревнованиях. 1 1 -
2. Профилактика ЗОЖ. 4 2 2
2.1. Полезные привычки. 2 1 1
2.2. Вредные привычки. 2 1 1
3. Основы туристской подготовки 20 4 16
4. Основы гигиены и первая доврачебная помощь. 10 2 8
5. Общая и специальная физическая подготовка. 55 11 44
5.1. Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках и т.д.. 1 1 -
Общая физическая подготовка. 30 6 24
Специальная физическая подготовка. 24 4 20
Итого за период обучения : 90 20 70
Учебная программа
1.Техника безопасности. Инструктаж по ТБ.
2. Профилактика ЗОЖ.
2.1. Полезные привычки.
2.2. Вредные привычки.
3. Основы туристской подготовки.
Правила движения в походе, преодоление препятствий.
Порядок движения группы. Туристский строй. Режим движения, темп. Обязанности направляющего и замыкающего в группе. Общая характеристика естественных препятствий. Движение и преодоление естественных препятствий различными способами.
Практические занятия: отработка движения в группе, соблюдение режима и темпа движения. Отработка техники движения и преодоления препятствий.
4. Основы гигиены и первая доврачебная помощь.
Понятие о гигиене. Гигиена физических упражнений и спорта, её значение и основные задачи. Режим труда, отдыха и занятий спортом. Систематические занятия спортом - важное условие укрепления здоровья, развития физических способностей и достижения высоких спортивных результатов.
Практические занятия: разучивание комплексов физических упражнений.
Основные приемы оказания первой доврачебной помощи.
Развитие самоконтроля и усвоение гигиенических навыков. Помощь при различных травмах – типы, виды, сложность и т.д.. Тепловой и солнечный удар, ожоги. Помощь утопающему, обмороженному, пораженному электрическим током. Искусственная вентиляция легких, сердечно - сосудистая стимуляция. Респираторные и простудные заболевания. Укусы животных и насекомых. Пищевые отравления и желудочно-кишечные заболевания, травмы брюшной полости. Переломы: типы, особенности. Кровотечения, виды, способы остановки кровотечений. Наложение жгута, повязки; постановка шин, обработка ран, промывание организма.
Практические занятия: отработка приёмов оказания первой медицинской помощи в различных ситуациях. Способы добычи и обеззараживания питьевой воды. Оказание помощи условно пострадавшему (определение травмы, диагноза, практическое оказание помощи).
5. Общая и специальная физическая подготовка.
Общая задача ОФП – развитие и совершенствование физических, моральных, волевых качеств человека. Всесторонняя ФП – основа для достижения безаварийного и стабильного прохождения походов, тренировок и соревнований. Разностороннее развитие спортсмена, успешное овладение техникой и тактикой. Ежедневные индивидуальные занятия (личные графики).
Практические занятия: упражнения для рук и плечевого пояса, мышц шеи, для туловища, для ног. Упражнения с сопротивлением. Упражнения со скакалкой, гантелями. Элементы акробатики. Подвижные игры и эстафеты, легкая атлетика, гимнастические упражнения. Спортивные игры: волейбол, баскетбол, футбол. Плавание.
Специальная физическая подготовка.
Роль и значение спец. подготовки для роста мастерства туристов. Развитие физических и специальных качеств: выносливости, быстроты, ловкости, гибкости, силы, скорости реагирования, психологической готовности. Индивидуальный подход в решении задач ОФП и СП. Привыкание к нагрузке (выносливость): постепенность, систематичность, использование разнообразных средств для этого.
Практические занятия: беговая и кроссовая подготовка. Упражнения на развитие выносливости, силы, ловкости, быстроты, гибкости. Психологическая подготовка. Упражнения на растягивание и расслабление мышц, релаксация, самомассаж и самонастрой.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате освоения учебного материала учащиеся должны
Знать/понимать
роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактики вредных привычек;
основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;
Уметь
составлять и выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;
выполнять акробатические, гимнастические, легкоатлетические упражнения (комбинации), технические действия спортивных игр;
выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств, подготовленности;
осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовленностью, контроль за техникой выполнения двигательных действий и режимами физической нагрузки;
соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении туристических походов;
осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для поддержания и укрепления здоровья
проведения самостоятельных занятий по формированию индивидуального телосложения и коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений;
включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.
Требования к качеству освоения программного материала.
В результате освоения программного материала воспитанники должны:
знать и иметь представление:
- о технике безопасности при занятиях физическими упражнениями;
- об основных приёмах самоконтроля;
- о правилах поведения во время тренировок и соревнований;
- о слагаемых здорового образа жизни.
уметь:
- оказать доврачебную помощь при травмах на занятиях;
- выполнять акробатические и гимнастические комбинации различной сложности;
- соблюдать правила безопасности на занятиях;
- преодолевать вертикальные и горизонтальные препятствия.
- осуществлять судейство по видам деятельности
Литература для учителя
« Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов». Авторы: В.И.Лях и А.А.Зданевич, М. «Просвещение» 2009г.
Настольная книга учителя физической культуры. Автор: Г.И.Погадаев; М. «Физкультура и спорт» 2000г.
«Физическая культура и Олимпийское образование: современный подход, проблемы и перспективы». Материалы юбилейной научно – практической конференции. Стерлитамак ГОУ СПО СТФК, 2007г.
2 В.И. Лях. Физическая культура «тестовый контроль» Издательство «Просвещение 2007г»
3.А.П. Матвеев, Т.В.Петрова. Оценка качества по физической культуре. ДРОФА
Интернет-ресурсы.
Литература для воспитанников
Интернет-ресурсы.