Статья Развитие навыков правильного чтения у младших школьников


Всероссийский фестиваль педагогического творчества
(2015/2016 учебный год)
Номинация: Педагогические идеи и технологии: среднее образование
Название работы: Развитие навыков правильного чтения у младших школьников
Автор: Боровикова Елена Владимировна
Место выполнения работы: г. Новосибирск, МБОУ СОШ № 182
Аннотация: Что такое чтение? Ссылаясь на идеи Д.Б. Эльконина , чтению можно дать следующее определение. Чтение – это сознательно регулируемый процесс раскодировки, перевода графических знаков звуковую форму с целью понимания написанного.
Другими словами, читатель смотрит на графическое изображение букв, применяет правила влияния одной буквы на другую и приносит, озвучивает написанный текст. Это делается для того, чтобы понять содержание и усвоить новую информацию.
Невозможно получить качественное образование, не умея читать. Очень много детей уходит из начальной школы в среднее звено, где они не могут освоить программу. Часто причина – это плохое чтение. Формируется своеобразный психологический барьер. Ученик не верит в свои силы. Поэтому в начальных классах ребенок обязательно должен постичь азы правильного и вдумчивого чтения. А помочь им в этом должен учитель.
В своей работе я часто использую следующие упражнения:
Упражнения, направленные на развитие четкости произношения;
Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, и являющиеся предпосылкой правильного чтения;
Упражнения, развивающие оперативное поле чтения, память.;Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про «себя», умение угадывать последующий текст.
Большую роль в развитии четкости произношения играют фонетические и речевые зарядки на любых уроках с 1 по 4 классы. Например, скороговорки, чистоговорки.
Тем самым формируется культура звуковой речи, т.е. четкая артикуляция, правильное дыхание, чистое произношение. Вырабатывается зрительная память, формируется умение сливать звуки в слоги, получать слова. Вырабатывается скорость чтения и умение читать без напряжения.
Большое внимание должно уделяться гласным звукам, их образованию, артикуляции, произнесению, умению выделять ударный слог долготой звучания и силой голоса.
Упражнения на развитие внимания:
Упражнение: «Вычеркивание одного из выбранных элементов в течение минуты».
Упражнение: «Догони и поймай букву»: дается ряд букв, одну букву подчеркивать, вторую зачеркивать, третью - обвести в овал, четвертую – взять в треугольник. Упражнение выполняется на время 2-3 раза.
Упражнение: Таблицы «Шульте».
Упражнение: «Найди спрятанное слово». Среди буквенного текста спрятаны слова. Ребенок должен найти их и подчеркнуть.
Упражнение: «Найди спрятанные слова в таблице».
Упражнение: «Расставь буквы в соответствии символам».
Упражнение на скорость и чистоту проговаривания.
Упражнение: «Скороговорки в форме вопроса - ответа».
Упражнение: «Стихотворный спринт».
Упражнение: «Раз шнурок, два шнурок». Назвать как можно больше предметов за одинаковое время под счет.
Упражнение: «Проговаривание скороговорок с убыстрением».
Упражнение: «Чтение разрезных слогов на время»
Упражнение: «Чтение разрезных слогов с целью формирования правильности чтения».
Упражнения на расширение поля зрения.
Упражнение: «Определение границ поля зрения и тренировка в его расширении (по таблицам Шульте)».
Упражнение: «Числовые лесенки».
Упражнение: «Чтение цифр слева и справа от черты».
Упражнение: «Столбики».
Упражнение: «Вертикальная черта».
Упражнения для развития темпа чтения.
Чтение строчек, наоборот, словами. Написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым и т.д.
Чтение строчек, наоборот, по буквам: написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке.
Чтение только второй половины слова: при чтении игнорируется первая половина слова (граница определяется на глаз) и озвучивается только последняя.
Чтение «зашумленных» слов: ребенку предлагаются карточки со словами, прочтение которых затруднено из-за различных линий, штрихов, простых рисунков, пересекающих буквы. Степень затруднения подбирается индивидуально для каждого ребенка. Это упражнение закрепляет в памяти целостные образы букв.
Чтение пунктирно написанных слов: предлагаются карточки со словами, буквы в которых написаны не полностью, а пунктирной линией. Степень разрушения букв может постепенно увеличиваться.
Чтение наложенных друг на друга слов: слова на карточках написаны так, что одно слово нагромождается на другое, пересекается с ним. Количество смешанных слов и плотность их наложения может увеличиваться.
Чтение строчек с прикрытой нижней половиной: чистый лист бумаги накладывается на строчку, так чтобы верхние части букв были хорошо видны, а нижние не видны.
Чтение строчек с прикрытой верхней половиной : упражнение аналогично первому, только прикрывается верхняя часть строчки.
Эти упражнения способствуют:
- формированию в памяти у ребенка целостных эталонов букв;
- развитию умения сочетать побуквенный анализ со смысловым прогнозированием окончания слов;
- вносит разнообразие, оживление в процесс чтения;
- создает у ребенка ощущение возросшей скорости чтения;
- способствует развитию глазодвигательной активности.
Постоянно использую на уроке жужжащее чтение. Каждый урок начинаю с такого чтения – каждый ребенок 2-3 минуты вполголоса читает свою любимую книгу со своей скоростью.
Важен контроль за развитием навыка чтения. Поэтому в конце каждой недели необходимо проводить замеры техники правильности и выразительности чтения. Ребята заносят результаты в Читательский дневник, тем самым могут видеть свой успех или наоборот. Хотелось бы еще сказать о целесообразности ведения таких дневников. Ребята не только читают дополнительную литературу дома, но и ведут записи о прочитанном. Это могут быть эссе, рисунки к сказкам и рассказам, мини-высказывания о содержании произведений.
Так, применяя такие приемы работы с учениками, в конце 4 класса получаю выразительное правильное, беглое чтение.
Я.А.Каменский : «Видеть звезды, слушать музыку – это большое счастье. Но чтобы постичь его, надо научиться читать книжку».
Литература:Материалы международной научно-практической конференции «Наука, образование, общество: модернизация и инновации»; Барнаул, 2014 год.
Методика формирования навыка быстрого чтения. Лысенко О.В.; Павлодар, 2006 год.