Внеклассное мероприятие о бережном отношении к хлебу

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКИЙ ЛИЦЕЙ № 37









Сценарий праздника
«Русский каравай»



Автор: Лебедева Елена Евгеньевна,
учитель русского языка и литературы,
категория «высшая»









2015

АННОТАЦИЯ
Внеклассное мероприятие «Праздник русского каравая» предназначено для учащихся 5-7 классов. Проводится в игровой форме, что дает возможность вовлечение детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, позволяет учащимся осмыслить значение хлеба, затраченного на его создание труда многих людей.
Важен подготовительный этап работы, в котором принимают участие дети, родители, классный руководитель. В процессе подготовки мероприятия, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Детям прививается уважение к труду, бережное отношение к хлебу.
Дети приобретают различные знания, уточняют и углубляют представления о хлебе. У детей развивается познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность.
Практическая значимость: дети будут бережно относиться к хлебу.
















Сценарий праздника
«Русский каравай»

Цели: 1) воспитывать у детей чувство бережного отношения к хлебу; 2) утвердить в сердцах детей общечеловеческие ценности - любовь, милосердие, трудолюбие, сострадание, благородство, уважение к людям труда; 3) показать, что хлеб всегда был, есть и будет главным на столе. 4) прививать уважительное отношение к труду механизатора, пекаря, любовь к родной земле.
Оформление зала:
на сцене плакаты: «Чудо земли – хлеб», « Хлеб - всей жизни голова!»,
« Славится он первым на земле, славится он первым на столе», « Каравай хлеба не свалится с неба», «Земля- матушка, а хлеб – батюшка»;
рисунки ребят на тему: « Хлеб – всему голова »;
выставка книг о хлебе, снопы зерновых культур, накрыт праздничный стол, на нем стоит самовар лежат румяные булочки, пироги, пряники; в центре стола оставлено место;
родители и гости получили красочное приглашение на праздник.
Оборудование: экран, видеопроектор, презентация.
Ход мероприятия:
Слайд 1, 2 В зал входят участники праздника в костюмах. Исполняется песня « Русское поле» (музыка Я. Френкеля, слова И. Гофф, на экране идет видеофильм).
Входят ведущие в народных костюмах
Слайд 3


Ведущий 1
Слушайте, послушайте, люди добрые! Не шутки ради или приличия, а по русскому обычаю, по старому непреложному правилу собраться всем предложено на чай, на угощенье, на гулянье да на игрище! Ручейки-хороводы водить, веселиться, играть, песни звонкие петь.
Слайд 4
Ведущий 2
Без хлеба не бывает праздника. Хлеб всему голова!

Ведущий 1 Каждый народ имеет свой уклад жизни, свои обычаи, свои праздники. У каждого народа есть свои, присущие только ему, традиции и застолья. Сегодня героем нашего праздника будет РУССКИЙ КАРАВАЙ!
Слайд 5 Ведущий 2
Каравай это самый древний хлеб и происходит его название от слова «кара» - круг, круглый хлеб. Наши предки в понятие «круг» вкладывали большой смысл: круглое красное солнышко, круглый годовой цикл - круглый год, вселенная нашим предкам представлялась замкнутой в виде круга, да и вся жизнь, как считали, развивается по кругу. Человек рождается, живёт и умирает, чтобы вновь родится. И вот поэтому хлеб – символ жизни – был круглым. Ведущий 1 На нашем столе есть почетное место – для русского каравая. Чтобы очутиться на нашем столе каравай проходит непростой путь. Давайте вместе его пройдем.

Сцена 1 «Труд хлебороба»
(видео «Как выращивают хлеб»)

Слайд 6
ВЕДУЩИЙ 2
День и ночь – и в палящий зной, и в дождь идет битва за урожай. Истинные хлеборобы постоянно в тревоге за него. Урожай всегда выстрадан хлеборобами, завоеван – и в союзе, и в противоборстве с природой.
Слайд 7
УЧЕНИК 1
 Перед этой пашнею шапку скинь, сынок,
Видишь, пробивается хлебный стебелек.
Сколько в это зернышко вложено труда,
Знают только солнышко, ветер да вода
Для него, для зернышка, через всю страну
Комсомольцы ехали жить на целину.
Слайд 8
УЧЕНИК 2
 Вот он – хлебушко душистый,
С хрустом, с корочкой витой.
Вот он теплый, золотистый,
Словно солнцем залитой.
В нем здоровье, наша сила,
В нем – чудесное тепло,
В нем – земли родимой соки,
Солнца свет весенний в нем.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Слайд 9
ВЕДУЩИЙ 1
 Почет и честь вам, хлеборобы!
За ваш прекрасный урожай,
За то, что Родине вы дали
Душистый хлеба каравай!
Сцена 2 «Труд пекаря»
Слайд 10
ВЕДУЩИЙ 2  Мы будем помнить о людях, которые растят пшеницу, из зерен делают муку, из муки хлеб, булочки, кондитерские изделия, и низко поклонимся им.
ВЕДУЩИЙ 1 А сейчас я прошу всех гостей посмотреть на экран. Что вы видите? Да, конечно, это русская печь. В такой печи наши предки пекли самый вкусный хлеб. Как это делалось, нам расскажут ученики нашего класса.
Слайд 11
(рассказ о «Хлебных правилах»)
Слайд 12
Ученик 1 Хлеб в представлении наших предков был царем стола. Отношение к хлебу, в том числе и к его приготовлению было строго регламентированным. Не каждый мог участвовать в выпечке хлеба.


Слайд 13
Ученик 2 Выпекать хлеб нужно было благословясь. Муку и квашню перед использованием крестили. В печь хлеб сажали со специальным приговором: «Печка-матушка, прикрой моего хлебца, напеки по-хорошему».
Слайд 14
Ученик 1 Хлеб никогда не клали на голый стол, только на скатерть. В противном случае люди обрекали себя на «голую» жизнь.
Слайд 15
Ученик 2 Хлеб почитался как святыня, перед ним нельзя было смеяться. Даже самый невинный смех мог обернуться серьезными неприятностями.
Слайд 16
Ученик 1 Не разрешалось ломать хлеб, иначе жизнь будет ломаная. Ломая хлеб, мы нарушаем правильное течение жизни.
Слайд 17
Ученик 2 Нельзя оставлять надкусанный кусочек, это грозит сиротством. Нельзя отрезать новый кусок, не доев первого.

ВЕДУЩИЙ 1 А сейчас давайте совершим экскурсию на современный хлебозавод и посмотрим как пекут хлеб, который мы едим каждый день.
( видео «Как это сделано. Хлеб»)
Сцена 3 «Встреча дорогих гостей»
(звучит народная музыка)
Слайд 18
ВЕДУЩИЙ 1
Если мы хотим кого-то встретить с честью и почётом, Встретить щедро, от души, с уважением большим, То гостей таких встречаем пышным круглым караваем. Он на блюде расписном с белоснежным рушником!
(Вносится большой каравай на красивом блюде и рушнике. Его подносит гостям и приглашают всех гостей к столу)
Слайд 19
 ВЕДУЩИЙ 2
Дорогих гостей встречаем
                     Круглым, пышным караваем!
                     Он на блюде расписном
                     С белоснежным рушником.
                     Каравай мы вам подносим,
                     Поклонясь, отведать просим.
ВЕДУЩИЙ 1 Без хлеба не бывает праздника. Хлеб всему голова!
ВЕДУЩИЙ 2 Каравай это самый древний хлеб и происходит его название от слова «кара» - круг, круглый хлеб. Наши предки в понятие «круг» вкладывали большой смысл: круглое красное солнышко, круглый годовой цикл - круглый год, вселенная нашим предкам представлялась замкнутой в виде круга, да и вся жизнь, как считали, развивается по кругу. Человек рождается, живёт и умирает, чтобы вновь родится. И вот поэтому хлеб – символ жизни – был круглым. Сейчас я вас угощу караваем, для этого надо отломить кусочек и макнуть его в соль.
(Ведущий с подносом в руках обходит всех гостей и детей, каждый ребёнок и взрослый отщипывает от каравая кусочек и съедает)
Слайд 20
ВЕДУШИЙ 1 Каравай заводит дружбу
                        С тем, кто с детства любит труд.
                        Если ты с работой дружен,
                        Выходи смелее в круг!
(Дети и взрослые встают в круг)

ВЕДУЩИЙ 2 Колос будем мы по кругу
                        Под музыку передавать друг другу.
                        Кому, друзья, скажу я «стоп!»,
                        Тот  нам спляшет иль споёт.
Звучит русская народная мелодия. Проводится игра по кругу. Тот, кто получил колосок по команде «стоп!», представляет:
стихотворение,
танцевальное движение,
называет пословицы о хлебе,
пословицы о хлебе,
поёт песню
Слайд 21
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ВИКТОРИНА (проводит классный руководитель)
1)Что в старину на Руси называли житом?   2)Из какой страны пришло к нам слово ХЛЕБ 3)Древние египтяне называли своего бога природы БОГ-ЗЕРНО . О ком речь? 4)Древние греки поклонялись богине плодородия и земледелия, её имя в переводе означает ЗЕМЛЯ-МАТЬ. Кто это? 5)Древние славяне хлеб считали чудом. Хлебопашцам покровительствовали бог солнца. Как его звали ?  6)Как звали знаменитого русского булочника? 7)Что считалось символом средневековых мастеров-пекарей? 8)Какой русский художник написал картину БУЛОЧНИК?  
9)Какая основная хлебная культура в Японии?   10)Какая основная хлебная культура в странах Латинской Америки? (Ответы: 1)в основном рожь, но и другие хлебные культуры тоже; 2) из старогерманского; 3) Непер; 4) Деметра;5) Даждьбог ;6) Иван Филиппов; 7) крендель; 8) Кустодиев ; 9)рис; 10) кукуруза)

Слайд 22
IV. Подведение итогов.
Классный руководитель: я очень надеюсь, что все то, что вы узнали о хлебе, о том, как дорого он достается, каким нелегким трудом выращивается, заставит вас по – новому относиться к хлебу.
Хлеб - жизни главная примета
И счастье – ежели он есть,
Несчастье – коли его нету!
Наш праздник окончен. Спасибо вам за то, что были активны, спасибо гостям, за то, что пришли к нам на классный час.














СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.  Ахияров К. Ш., Петрова З. П. Поклонимся хлебу. – Уфа: Баш. кн. изд – во, 1997
2.  Кузнецов И. Хлеб – всему голова // Экология и жизнь. – 2007. - №5. – с.74 – 77.

3. http://www.gastronom.ru/text/hlebnye-tradicii-raznyh-stran-1000046

4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

5. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

6. http://vospitatel-711.umi.ru/podgotovka_k_shkole/proekty/otkuda_hleb_na_stol_prishel/