Урок по окружающему миру для 1 класса «Животные вокруг нас: насекомые»


Урок окружающего мира в 1 классе
УМК «Начальная школа XXIвека»
Тема: Животные вокруг нас: насекомые.
Цели урока:
- формирование умения отличать насекомых от других животных, находить их сходства и различия;
- формирование умения классифицировать животных;
- формирование умения обобщать полученную информацию;
- формирование коммуникативного навыка;
Планируемые результаты:
Предметные:
• уметь классифицировать животных по их существенным признакам.
• приводить примеры представителей каждой группы.
Личностные:
• формирование личного (эмоционального) бережного отношения к животным
Регулятивные:
• выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на
поставленный вопрос.
Познавательные:
• осознание важности школы в процессе познания окружающего мира
• освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
Коммуникативные:
• овладение способами взаимодействия со сверстниками
• излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения
Оборудование: карточки с изображениями животных; плакат «Строение насекомых»; интерактивная доска.
План урока
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Мотивация к учебной деятельности. Актуализация знаний.
- Рассмотрите изображения. Как одним словом можно назвать их?
- На какие группы можно разделить этих животных? Почему?
- Животные.
- Млекопитающие, птицы, рыбы.
- Потому что у большинства млекопитающих 4 ноги, тело покрыто шерстью, вскармливают молоком. У птиц 2 ноги, крылья, клюв, высиживают яйца. У рыб есть плавники, жабры, чешуя. Они живут в воде.
Постановка цели и задач урока.
- Какое животное не подходит ни к какой группе. Почему?
- Как вы думаете, чему сегодня на уроке вы научитесь?
- Как вы считаете, где в жизни вам могут пригодиться знания о насекомых?
- Почему эти животные получили название «насекомые»? В течение урока вы сможете ответить на этот вопрос.
- Стрекоза. У нее нет шерсти, клюва, плавников. Имеет 6 ног.
- Мы научимся отличать насекомых от других животных.
- Мы узнаем больше о природе. Учимся сравнивать животных. Мы узнаем о вреде и пользе насекомых. Некоторые профессии связаны с изучением насекомых (агроном, лесник).
Первичное усвоение новых знаний.
- Рассмотрите картинки с изображениями насекомых. Что общего у всех? Какие части тела? Рассмотрите плакат со строением бабочки.
- А теперь в тетради выполните задание на с. 73. Сравните части тела на плакате и в тетради. Какой части тела нет в задании? Какая часть относится к брюшку? - У насекомых есть голова, брюшко, ноги.
У насекомых 6 ног.
Ученик на плакате у доски показывает и называет части тела.
- Нет брюшка.
Первичная проверка понимания.
- Попробуйте объяснить, какие животные называются насекомыми.
- Прочитайте, что о них говорится в учебнике и сравните со своим выводом.
- Выполните в тетради задание: соедините линиями группу животных с количеством ног. Какое животное не является насекомым?
- А вы знаете, чем питаются насекомые? Найдите в тексте и прочитайте.
- Какие насекомые здесь изображены?
Первый ряд читает первый рассказ о жужелице. Второй – о майском жуке, а третий – о пчеле.
- Ребята, вы знаете, в нашем классе Максим увлекается насекомыми и даже собирает коллекцию. Ее вы рассмотрели на прошлом уроке.
- Максим, расскажи, почему именно насекомые вызывают у тебя огромный интерес?
Учитель предлагает поработать в парах и собрать из фрагментов картинку с изображением насекомого.
- Чем эти насекомые отличаются ?Физкультминутка.
- Покажите с помощью движений насекомых, которых я назову. - Насекомые – это шестиногие животные.
В учебнике дети находят и читают определение. Насекомые на теле имеют полоски-насечки. Отсюда их название.
- Паук, так как у него 8 ног.
- Жужелица, майский жук и пчела.
Дети читают рассказы о насекомых и находят нужную информацию.
Максим рассказывает, почему он увлекся изучением насекомых и демонстрирует свою коллекцию.
Дети собирают картинку с изображениями бабочки, богомола, кузнечика, божьей коровки, пчелы, комара.
Ребята первого ряда собрали картинку с летающими насекомыми. Ученики второго ряда – с ползающими и прыгающими, а третьего – хищные насекомые.
Первичное закрепление.
- Я знаю, что вы очень любите разгадывать кроссворды. И сегодня я подготовила для вас один. Предлагаю вам вспомнить все, что вы узнали сегодня на уроке. Дети работают коллективно.
Домашнее задание.
- Ребята, вы очень любите рисовать и поэтому дома нарисуйте несколько насекомых в тетради. Дети отмечают домашнее задание в тетради.
Рефлексия.
- Продолжите мои предложения:
1. Сегодня на уроке я научился…
2. Теперь я могу…
3. Меня удивило…
4. Мне захотелось…
- А что бы вы еще хотели узнать о насекомых? До следующего урока в течение недели подумайте и запишите вопрос и вложите в кармашек на стенде «Я хочу узнать». Максим с удовольствием поделится с вами своими знаниями о насекомых и постарается ответить на ваши вопросы.
Дети продолжают высказывания.