Технологическая карта по окружающему миру для 2 класса «Насекомые»+ презентация

Технологическая карта урока

Учитель
Костикова Екатерина Александровна

Учебный предмет
Окружающий мир

Класс
2

Тип урока
Урок «открытия» нового знания .Данный урок включён в раздел «Животные»

Цель урока





Задачи урока
Деятельностная цель:
Формирование умений реализации новых способов действия; умения выделять насекомых из всего разнообразия животного мира.
Содержательная цель:
Расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов; насекомые, особенности внешнего вида, питания, условия жизни.

Технологии, методы, приёмы
Системно-деятельностный

Основные понятия, термины
Насекомые ,голова ,грудь, брюшко,растительноядные,хищники,всеядные.

Планируемый результат

Предметный
Называть признаки отличающие насекомых от других групп животных., называть группы насекомых по типу питания.

Личностный Готовность и способность учащихся к саморазвитию, к познанию нового, умение сотрудничать с учителем и сверстниками.
Метапредметный: Добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами (наблюдение, чтение, слушание). Перерабатывать информацию (анализировать )


Организация пространства

Формы работы:фронтальная, работа в паре.
Ресурсы  учебник, хрестоматия, тетрадь для сам. работы, лупы, энциклопедии, мультимедийный проектор.





Этапы урока
Формируемые умения
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Необходимое оборудование

1.Этап мотивации.
.
(1-2 минуты)

.(личностные) Готовность и способность учащихся к саморазвитию, к познанию нового, умение сотрудничать с учителем и сверстниками.
-Вступительная беседа.
Этих животных на нашей планете насчитывается более 1 миллиона видов. И каждый год учёные открывают тысячи новых .
Хотите узнать какие это животные?
Помогать вам будет сказочный Муравьишка. ( Слайд №1)
Он живёт на красивой поляне (Слайд№ 2
Здесь же живут его друзья. Угадайте кто они?
- Имя взял у кузнеца, Цвет - у огурца, Крылья – у мошки, Ножки – у блошки. На ромашку у ворот Опустился вертолет. Золотистые глаза Кто же это?
Сидит бык, у него 6 ног,
И все без копыт,
Умеет жужжать, ползать и даже летать,
Спинка в веснушках.
Ах, как неловко
И покраснела
-Как одним словом можно назвать всех друзей Муравьишки?
Фронтальная работа.


-да.








(Кузнечик).



Стрекоза)


Правильно, это –жук.


(божья коровка).
(насекомые)(слайд № 3)
Проектор ,ноутбук



2. Актуализация и пробное учебное действие. (4-5 минут




(познавательные) Добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами (наблюдение, чтение, слушание). Перерабатывать информацию (анализировать)
Кто назовет тему урока?
Какие цели поставите перед собой? Что хотите узнать?
-Строение тела насекомых.
-Чем питаются насекомые?
-Могут ли помогать человеку?
-Надо ли оберегать насекомых?
-Рассмотрите внимательно этих насекомых и посчитайте сколько ног у каждого?
- А так выглядит сказочный Муравьишка в природе, обратите внимание сколько у него ног? (Слайд № 4)
-Какие ещё части тела вы можете выделить?
- Итак, какой вывод вы можете сделать (Слайд №5).
- А теперь рассмотрите тело насекомых.( Слайд №6) Это богомол.
-Назовите части его тела. ( голова, грудь, брюшко)
- На сколько частей поделено его тело. (3).
Уч. Каждая часть тела у насекомых отделяется как бы насечкой, поэтому эти животные получили название – насекомые

-Возьмите карточку с изображением муравья, подпишите голову, грудь, - брюшко. . А теперь сравните с эталоном. (Слайд №7) Какие части тела ещё можно обозначить?)
- Какой вывод мы можем сделать?
- А теперь сравните свои выводы со статьёй из учебника. Откройте стр 9 прочитайте выделенное на голубом фоне.
Насекомые

(6) ?



Высказывания детей (предположения)
У всех насекомых 6 ног или 3 пары ног и 1 пара усиков)







Работа в паре (работа по карточке)
Тело насекомых состоит из 3-х частей):голова грудь, брюшко.3 апр ног и 1 пары усиков.
Сравнение вывода с образцом в книге
Карточки,учебник,
хрестоматия.

Выявление места и причины затруднения. (4-5 минут)
(регулятивные) Составлять план действий по ре-шению проблемы.
Стр.4 задание №5.(отмечают значком насекомых (таракан, жук-олень, комар, жужелица)..
Самостоятельная работа Работа в тетради
Объясняют, почему не отметили пауков
Рабочие тетради

Построение проекта выхода из затруднения(7-8 минут)
(логические) уметь анализировать, обобщать
-Что вы будете делать, чтобы правильно определить насекомых среди других животных?
-Почему насекомые получили такое название?
-Что главное узнали на уроке? Продолжаем нашу работу, прочитайте следующий вопрос Муравьишки. На стр.10
Чем питаются насекомые? (Слайд №9)
- Предположите чем могут питаться насекомые и обсудите с соседом по парте Прочитайте текст о том, как питаются насекомые. (читаем по абзацам)
1абзац- уточняем понятие растительноядные
2абзац- почему хищники.
3 абзац – всеядные. Это интересно. Хрестоматия (статья « Что в меню у насекомых»). * Это интересно. Хрестоматия (статья «Чем удивительны насекомые»)
( Слайд №11) Какую пользу приносят насекомые?
-Чтобы ответить на этот важный вопрос мы немного поиграем. Встаньте из-за парт.Если я буду говорить о пользе -вы похлопаете. А если о вреде, тогда потопаете.
-опыляют растения
- поедают вредителей сельского хозяйства
-переносят заразные заболевания
-доставляют радость и хорошее настроение
-собирают нектар и делают мёд
-Считать количество ног, усиков
-Определять части тела
На теле есть насечки.

- Кто такие насекомые и как их отличать от других животных.


Работа в паре.Чтение учебника стр 10.-11







Работа с хрестоматией
Проектор, компью
тер

5.Реализация построенного проекта.
(4-5 минут)
(логические) построение логической цепи рассуждений
-Вернёмся к нашим выводам
НАСЕКОМЫЕ 3пары ног 1 пара усиков голова, грудь, брюшко растительноядные, хищники, всеядные.(Слайд №12)



Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
4-5 минут
(познавательные) Преобразовывать информацию из одной формы в другую (дополнить текст)(Личностные )Самоанализ и самоконтроль
Откройте рабочие тетради стр.4 задание №6 Прочтите задание. Дополните предложения, заполняя пропуски.Вы должны будете вставить 5 слов.
Проверьте. Оцените сами свою работу
.А теперь поменяйтесь с соседом по парте тетрадями и проверим задание.Я зачитаю правильный ответ.Он же будет на слайде. ( У насекомых тело состоит из головы, груди, брюшка. У них 3 пары ног и 1 пара усиков.)Обсудим критерии оценивания.
Критерии оценивания.
Если у вас совпало 5 слов с эталоном , то получаете «5», если правильно вставили 4 слова, то вы справились на «4», если 3, то «3» ит.д.
.Работа в рабочей тетради..
Взаимопроверка в паре.


Включение в систему знаний и повторение.
.(7-8 минут)
(логические) анализировать, выдвигать гипотезы и их обоснование
Чем похожи все насекомые?
- На какие группы можно разделить насекомых по типу питания?
-Какую роль выполняют насекомые?





- Что произойдёт, если исчезнут насекомые? - Учитель Сказка «Спор животных» собрались все животные в круг и начали спорить, кто важней всего, а кого нужно убрать из насекомых. Медведь говорит : « Насекомых очень много на Земле , их больше, чем всех животных вместе. Давайте оставим только полезных насекомых, а то эти комары и мухи только кусаются да инфекции переносят, а осы грабят пчел, мой мед воруют. Давайте оставим только пчел и бабочек.» . А лягушки и птицы отвечают: « Это тебе комары и мухи, осы мешают, но если их не будет, то погибнем мы. Ведь это наша пища. Мы питаемся этими насекомыми. Решили тогда животные
. Что решили тогда животные?
-Какие экологические правила мы должны выполнять? Если не смогут ничего ответить, то адресовать ребят к учебнику стр. 11 ,(предложение на розовом фоне.)
-Строением тела

-растительноядные,
хищники,всеядные.
-защищают лес от листоядных гусениц и жуков,опыляют растения, доставляют радость и хорошее настроение,собирают нектар и делают мёд
Ответы детей.








Вывод: все насекомые нужны


Не ловить бабочек,
не разорять муравейники.


8.Рефлексия учебной деятельности на уроке. 2-3 минуты
Домашнее задание
(Личностные)
формулировать собственное мнение и позицию, саморефлексия
- Сегодня мы с вами проделали интересную работу по изучению насекомых. Давайте подведём итог нашей работы. Продолжите предложение « Я узнал», «Я удивился», «Я запомнил.».

На выбор насекомые хищники предлагают выполнить В рабочей тетради стр.5 №7,а насекомые травоядные в рабочей тетради стр5,№8
Высказывают свои мнения.




15