Анализ Учебно-воспитательной работы школы для работы


Анализ учебно-воспитательного процесса
КГУ «Большевистская средняя школа» за 2012– 2013 учебный год
В 2012-2013 учебном году образовательный процесс был направлен на совершенствование учебно-воспитательного процесса с учетом предъявляемых современных требований в образовании и социального заказа на образовательные услуги всех участников - обучающихся, их родителей и педагогов.
Образовательная деятельность.
В 2012-2013 учебном году образовательная деятельность школы осуществлялась в соответствии нормативно-правовой базы:
- Конституцией РК,
- Законом РК «Об образовании»,
- Законом о правах ребенка,
- Типовыми правилами
- Государственным общеобязательным стандартом общего среднего образования.
- Уставом школы, инструктивно-методическим письмом и рекомендациями, - Внутренними приказами, в которых определен круг регулируемых вопросов о правах и обязанностях участников образовательного процесса. - Учебным планом, составленным на основании базисного учебного плана общеобразовательной школы, и сохраняет в необходимом объеме содержание образования, являющееся обязательным на каждой ступени обучения.
Вся система работы учреждения образования строилась на выполнение следующих задач:
- обеспечение образовательных условий, способствующих повышению качества образования, внедрение современных подходов в качественном обеспечении подготовки к ВОУД, итоговой аттестации выпускников;
- нормативно-правовое, научно-методическое обеспечение качественного перехода к 12летнему образованию;
- продолжить деятельность по созданию здоровьесберегающей, информационно обучающей среды, благоприятных условий для самореализации и саморазвития учащихся и педагогов, повышение их компетенции;
- создание условий для проявления и раскрытия творческих способностей всех участников УВП.
В школе в 2012-2013 учебном году работало 6 класс-комплектов, класс предшкольной подготовки, группа мини-центра. Учебный год окончили 54 обучающихся. Трое учащихся окончили год на «отлично», были награждены Похвальными листами «За отличные успехи». 23 ученика окончили учебный год на «хорошо» и «отлично». Неуспевающих по школе нет. Курс основного среднего образования закончили 3 ученика, двое из них на «хорошо» и «отлично». Все ребята успешно прошли итоговую аттестацию и получили свидетельства об основном среднем образовании. Выпускников 11 класса в этом учебном году не было. Качество знаний учащихся по школе составило – 48,1 %, успеваемость – 100 %. В прошлом учебном году качество знаний составляло – 52,9 %, успеваемость – 100 %. Динамика качества знаний - - 4,8 %.
Динамика качества знаний учащихся за 3 года:
Учебный год Качество знаний Успеваемость
2010 - 2011 60 % 100 %
2011 - 2012 52,9 % 100 %
2012 - 2013 48,1 % 100 %
Одна из задач по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью повышения у школьников мотивации и значимости учебного труда является обеспечение единства действий всего педагогического коллектива, направленных на достижение единства обучения и воспитания, установление межпредметных связей, повышения интереса к знаниям, а также координация действий педагогов с родителями учащихся.
Выработаны рекомендации по совершенствованию учебной деятельности учащихся:
1. Всестороннее повышение эффективности каждого урока.
2. Формирование положительного отношения, мотивации к учению.
3. Индивидуальный и дифференцированный подход к обучению учащихся.
4.Творческий рост педагогов и систематический контроль и учет ЗУН учащихся.

II. Анализ динамики профессионального уровня учителей.
В 2012-2013 учебном году в школе работало 18 учителей. Из них с высшим образованием – 14 педагогов, со средним специальным – 4. Два педагога заочно обучаются в высших учебных заведениях. (Макатова Ж. А., Байарстанова Б. А.)
Квалификационный анализ педагогических кадров по квалификационным категориям
Квалификационная категория Всего педагогов Высшая категория Первая категория Вторая категория Без категории
Количество педагогов 18 0 7 4 7
100% 0% 38% 22% 38%
В 2012-2013 учебном году три учителя прошли аттестацию на вторую квалификационную категорию (Ахметова Г. К. , учитель самопознания; Сарсенбаева А. С., учитель казахского языка и литературы; Сергеев В. А., учитель физики и информатики.) На 2013-2014 учебный год подали заявления на аттестацию два педагога: на подтверждение второй квалификационной категории – 1(Махмутова Н. А., учитель начальных классов), на досрочную высшую квалификационную категорию – 1(Тунжуманов М. Д., учитель истории и права).
Cравнительный анализ педагогических кадров по образованию
Предметы Всего Высшее образование Среднее специальное
Начальные классы 3 1 2
Русский язык и литература 2 2 Казахский язык и литература 2 2 Математика 1 1 География 1 1 Физика 1 1 История 2 2 Биология и химия 1 1 Физкультура 1 1 НВП 1 1 Самопознание 1 1 Воспитатели 2 1 1
Итого: 18 (100%) 15
(83%) 3
(16 %)
По стажу работы до 3 лет – 2 чел.
3 – 5 лет - 1 чел.
5 – 10 лет – 4 чел.
10 – 15 лет – 2 чел.
15 – 20 лет – 1чел.
св. 20 лет- 8 чел.
Возрастной состав преподавателей:
до 30 лет – 5 человек - 27 %
от 30до 40 лет – 3 человека - 16 %
от 40 до 50 лет – 6 человек – 33 %
от 50 и старше – 3 человека – 16 %.
Прошли курсы повышения квалификации в 2012 - 2013году - 6 чел.: 4 педагога краткосрочные курсы (Сергеев В. А., учитель информатики; Байарстанова Б. А., учитель географии; Махмутова Н. А., учитель начальных классов; Баярстанова А. А., учитель русского языка и литературы); 2 педагога прошли курсы третьего уровня (Кудабаева А. А., учитель русского языка и литературы; Сергеев В. А., учитель математики, информатики и физики)Рекомендации: в 2011-2012 учебном году направить на курсы учителей: 4 педагогов: 1 педагог – на курсы третьего уровня, 3 педагога – на краткосрочные курсы.

III. Анализ методической работы школы
Цель: определение уровня продуктивности методической работы в школе и её роли в процессе включения педагогического коллектива в режим развития.
Важнейшим средством педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. Методическая работа была направлена на выполнение поставленных задач и их реализацию через образовательную программу школы и учебно-воспитательный процесс.
Единая методическая тема школы: «Профессиональная компетенция педагогов как условие повышения качества образования».
Учителя школы работают над этой темой в течение 3 лет.
Перед методической службой школы поставлена цель: создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов школы.
Для ее реализации были сформулированы следующие задачи:
1. Работа над повышением эффективности и качества образовательного процесса.
2. Оказание помощи учителям в реализации принципов и методических приемов обучения и воспитания.
3. Повышение педагогической компетентности педагогов через семинары, конкурсы, курсы повышения квалификации.
4. Совершенствование методики преподавания учебных дисциплин.
5. Распространение и обобщение передового педагогического опыта.
В соответствии с поставленными целями и задачами, методическая работа осуществлялась по следующим направлениям деятельности:
• работа педсовета как коллективная методическая деятельность;
• работа ШМО как групповая методическая деятельность;
• проведение методического семинара;
• повышение квалификации учителей, педагогического мастерства и квалификационной категории кадров, их самообразование;
• индивидуально-методическая и инновационная деятельность - обобщение опыта работы;
• педагогический мониторинг;
работа по выявлению и обобщению педагогического опыта;
открытые уроки, их анализ;
предметные недели;
организация и контроль курсовой подготовки учителей;
участие в конкурсах и конференциях.
Это традиционные, но надежные формы организации методической работы. С их помощью осуществлялась реализация образовательных программ и базисного учебного плана школы, обновление содержания образования через использование актуальных педагогических технологий (ИКТ, здоровье сберегающие, критического мышления, развивающие).
Высшей формой коллективной методической работы всегда был и остается педагогический совет.
В прошедшем учебном году было проведено 6 педагогических советов.
3 тематических педагогических советов: «Профессиональное развитие учителя через реализацию «Программы курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстана»», «Роль классного руководителя в формировании ключевых компетенций обучающихся», «Методы и приемы организации ситуации успеха – как одно из направлений повышения социализации обучающихся».
Выводы: отмечается заинтересованное участие педагогов в подготовке и проведении педсоветов, включение учителя в анализ результатов образовательной деятельности школы.
Вместе с тем отмечается, что не все решения педсоветов были
выполнены.
Рекомендации на следующий учебный год по проведению педагогических советов: разнообразить формы и методы проведения педсоветов.
Главной структурой, организующей методическую работу учителей - предметников, являются методические объединения. В школе действуют  пять методических объединения:
МО учителей начальных классов - руководитель Балабай Н. А., учитель первой
квалификационной категории;
МО учителей гуманитарного цикла - руководитель Кудабаева А. С., учитель второй квалификационной категории;
МО учителей казахского языка и литературы – руководитель Сарсенбаева А. С., без категории;
МО учителей естественно-математического цикла – руководитель Кальмухамбетова Н. А., учитель первой квалификационной категории;
МО классных руководителей – руководитель Ахметова Г. К., без категории.
В соответствии с методической темой школы  были выбраны темы школьных методических объединений:
МО учителей начальных классов – «»;МО учителей гуманитарного цикла – «Личностно-ориентированная система образования и воспитания»;
МО учителей казахского языка и литературы – «Инновациялық әдістерді қолдану арқылы оқушы тұлғасын дамыту»;
МО учителей естественно-математического цикла – «»;МО классных руководителей – «Повышение мастерства учителей через совершенствование главных функций классных руководителей: воспитательной, коммуникативной, организационно-деятельностной, методической, диагностической и корректирующей».
Главной задачей методических объединений  являлось оказание действенной помощи  учителям в совершенствовании их творческой деятельности и повышении педагогического мастерства.
 Каждое методическое объединение имело свой план работы, в соответствии с темой и целью методической работы школы.  На заседаниях школьных методических объединений обсуждались следующие вопросы:
знакомство с  планом работы на учебный год;
ознакомление с инструктивно-методическим письмом об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях РК;
работа с образовательными стандартами, учебными программами;
согласование и утверждение календарно-тематических планов;
работа с молодыми специалистами;
преемственность в работе начальных классов и основного среднего звена;
методы работы по ликвидации пробелов в знаниях учащихся;
методы работы с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности;
формы и методы  промежуточного и итогового контроля;
отчеты учителей по темам самообразования;
итоговая аттестация учащихся.
На заседаниях методических объединений рассматривали также  вопросы, связанные с  изучением  и применением новых образовательных технологий, большое внимание уделяли вопросам сохранения здоровья учащихся, изучали тексты  и задания контрольных работ, экзаменационные и другие учебно-методические материалы. Проводился анализ контрольных работ, намечались ориентиры  по устранению выявленных пробелов в знаниях учащихся. В рамках работы методических объединений проводились предметные недели, открытые уроки, внеклассные мероприятия по предметам. 
Одной из основных задач, сформулированных в результате анализа МО школы в 2012-2013 учебном году, была задача совершенствования профессиональной компетентности, обучение педагогов новым технологиям, создание системы обучения, обеспечивающей потребности каждого ученика в соответствии со склонностями, интересами и возможностям.
1. В соответствии с методической темой школы была продолжена работа педагогов над темами самообразования.
Для организации дифференцированной работы с педагогическими кадрами в школе организована работа по самосовершенствованию педагогического мастерства через индивидуальные темы самообразования.
У каждого учителя определена индивидуальная методическая тема по самообразованию, которая анализируется через участие педагогов в работе МО, педсоветов, семинаров, практикумов.
Индивидуальное самообразование осуществлялось на основе собственных планов. Планы предусматривали: подбор литературы, затрату времени на изучение данных по проблеме, анализ литературы, знакомство с практическим опытом. Завершалось самообразование анализом, оценкой и самооценкой эффективности выполненной работы.  Результатом самообразования являлись  открытые уроки, доклады, выступления перед коллегами, на совещаниях ШМО.
В результате повышения квалификации учителей по темам самообразования отмечается положительная динамика в использовании учителями инновационных технологий образования.
Вывод: работа по темам самообразования была поставлена удовлетворительно не всеми учителями-предметниками.
Задачи на 2013 - 2014 учебный год: каждому учителю-предметнику продолжить работу по теме самообразования, исходя из целей и задач школы, вести работу по созданию методической копилки.
2. В прошедшем 2012-2013 учебном году продолжилась реализация проекта по информатизации школы. Все открытые уроки и внеклассные мероприятия, проведенные в школе, были даны с использованием ИКТ.
Учителя применяли ИКТ на разных этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении изученного, при проверке домашнего задания, при проведении контрольных, самостоятельных работ. В своей работе учителя использовали:
программы-тренажеры;
контрольные программы;
демонстрационные;
информационно-справочные программы;
презентации, созданные самими учителями и учащимися;
дополнительные материалы сети Интернет.
Наши педагоги создавали свои цифровые образовательные ресурсы, создавали презентации по темам уроков, а это процесс творческий, требующий не только чисто технических умений, навыков, но и нетрадиционного подхода к проведению занятий, глубокого переосмысления материала. Были проведены организационно-методические мероприятия: теоретический семинар по теме «Информационные технологии как среда формирования ключевых компетенций участников образовательного процесса», семинар-практикум «Развитие творческого потенциала учащихся через организацию исследовательско-проектной деятельности на уроках», семинар «Информационно-поисковые умения как средство развития языковой и коммуникативной компетентности школьников». В декабре-месяце прошел методический совет по теме «Проблемные и творческие задания как способ формирования учебной мотивации обучающихся в современном уроке».
Применение информационно-коммуникативных технологий имеет и  свои слабые стороны. Неумелое применение технических средств может тормозить процесс обучения, превращая серьезное дело в веселый видеоряд. Поэтому, каждый раз, используя компьютерные технологии на уроке, надо задуматься над вопросом, насколько оправданным является их применение. Надо помнить, что цифровые образовательные ресурсы не цель, а всего лишь средство обучения. Затрудняет работу также то, что в школе нет интерактивного оборудования. В  следующем  учебном  году необходимо продолжить работу по применению информационных технологий, так как  они помогают вести обучение на новом качественном уровне. Для этого надо:
продолжать создавать в школе медиатеку по предметам;
продолжать пополнять школьный  сайт методическими разработками учителей.
3. В 2012 - 2013 учебном году большое внимание уделялось изучению и использованию технологии  развития критического мышления обучающихся. Был проведен педагогический совет по теме «Профессиональное развитие учителя через реализацию «Программы курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан» (в ноябре), в работе которого  приняли участие все учителя. С докладом выступила Кудабаева А. С., учитель русского языка и литературы. Директор школы Тунжуманов М. Д. дал информацию о создании банка данных о прохождении курсов повышения квалификации по первому, второму и третьему уровню. Два педагога подали заявления на прохождение курсов третьего уровня в 2013 году (Сергеев В. А., учитель математики, информатики и физики; Есенова Б. К., учитель казахского языка и литературы). Доклады и сообщения по теме были хорошо подготовлены, иллюстрировались наглядным материалом. К семинару была подготовлена компьютерная презентация по данной теме.  В течение учебного года учителями-предметниками были даны открытые уроки с применением элементов, форм и методов работы по технологии критического мышления. Учителя поделились своим опытом работы, показали как разработать и провести уроки и внеклассные мероприятия, как применение данной технологии влияет на результативность урока. Два педагога школы прошли курсы третьего уровня (Кудабаева А. С., учитель русского языка и литературы, Сергеев В. А., учитель математики, информатики и физики).
Задачи на 2013- 2014 учебный год:
продолжить работу по внедрению технологии критического мышления в учебный процесс;
провести практический семинар для педагогов школы по данной теме;
создать методическую копилку инновационных педагогических идей;
создавать по мере необходимости творческие  микрогруппы учителей для решения конкретных проблем  учебно-воспитательного процесса.
4. В 2012 - 2013 учебном году педагогические работники школы привлекались к анализу и самоанализу результатов образовательного процесса. При проведении мониторинга образовательного процесса, мероприятий промежуточной и итоговой аттестации, каждый учитель школы с помощью администрации школы показал владение приемами анализа собственных результатов образовательного процесса.  С целью повышения педагогического мастерства, культурного уровня учителей, всестороннего анализа деятельности педагогов в следующем  учебном году провести конкурс «Лучший самоанализ педагогической деятельности учителя за год».
Выводы: проанализировав работу методических объединений, следует отметить, что методическая тема школа и вытекающие из нее темы методических объединений соответствуют основным задачам, стоящим перед школой; тематика заседаний отражает основные проблемы, стоящие перед педагогами школы; заседания тщательно подготовлены и продуманы;  выступления и выводы основывались на  анализе, практических результатах, позволяющим сделать серьезные методические обобщения. Проводилась работа по овладению учителями современными методиками и технологиями обучения. Уделялось внимание формированию у  учащихся навыков творческой исследовательской деятельности; сохранению и поддержанию здоровье сберегающей образовательной среды. В 2012-2013 учебном году успешно проводился стартовый, рубежный и итоговый контроль по русскому языку, математике, химии, биологии, физике, истории, казахскому языку, географии. Возрос в целом профессиональный уровень учителей.
Но в работе методических объединений недостаточное внимание уделялось самоанализу деятельности учителей и взаимопосещению уроков  своих коллег.
Рекомендации:
Совершенствовать педагогическое мастерство учителей по овладению новыми образовательными технологиями.
Продолжать выявлять, обобщать и распространять опыт творчески работающих учителей.
Разнообразить формы проведения заседаний  ШМО (круглый стол, творческий отчет, семинары-практикумы).
Руководителям ШМО усилить контроль за взаимопосещением учителей.
Особое внимание в работе методических объединений и администрации школы уделялось вопросам  совершенствования форм и методов организации урока. Посещено за год  198  урока и 20 внеклассных мероприятий:
6. Открытые уроки в системе методической работы школы рассматриваются как демонстрация учителем своей педагогической технологии, где он показывает пути решения вышеперечисленных проблем, демонстрирует отдельные наиболее трудные разделы курса. Уделялось внимание совершенствованию форм и методов организации урока. Методы и приемы, применяемые учителями:
методы диалога;
игровые методы;
методы диагностики и самодиагностики знаний;
приемы создания ситуации  коллективного и индивидуального выбора.
Зачет, лекция, семинар, лабораторная работа, деловая игра – формы организации учебных занятий в классах основного звена. По результатам наблюдений  за деятельностью учителей и учащихся на уроках выявлены следующие недочеты: 
отбор содержания, форм и методов обучения в основном рассчитаны на среднего ученика;
не планируется учителями урок на учащихся с высоким и низким уровнем мотивации;
не всегда даётся домашнее задание дифференцированно с учётом индивидуальных особенностей учащихся;
преобладает монологическая форма общения учителя с учащимися, что существенно затрудняет процесс формирования и развития у детей коммуникативных умений;
учителя не в полном объеме используют ТСО, наглядные средства обучения.
Среди причин, мешающих работе, педагоги выделили следующие:
недостаток  времени на творчество;
неумение комплексно применять различные средства обучения;
трудность в нахождении способов и приемов создания таких учебных ситуаций и такого подбора дидактического материала, который обеспечил
бы эффективную познавательную деятельность  всех учащихся в меру их способностей  и подготовленности;
Причины этих трудностей:
учителя–предметники не могут полностью избавиться от объяснительно-иллюстративного типа обучения;
изложение учебного материала в учебниках (даже в новых) остаётся чаще всего информационным, в них нет заданий вариативного характера, заданий на творческую деятельность учащихся, как при изучении нового материала, так и при применении полученных знаний и умений;
нет целенаправленной работы учителя над развитием творческих способностей учащегося.
Администрацией школы посещались уроки в рабочем порядке по плану внутришкольного контроля.
Основные  цели посещения и контроля уроков:
Владение программным материалом и методикой обучения различных категорий учащихся.
Классно-обобщающий контроль.
Преемственность.
Аттестация педагогических работников.
Использование новых технологий
Подготовка к итоговой аттестации учащихся.
Вывод: Основные направления контроля и тематики посещения уроков выбраны правильно, что значительно улучшило качество преподавания, структуру уроков  и отбор необходимых форм и методов, применяемых  учителями на уроке. В целом все уроки методически построены правильно, уроки интересные, разнообразные. Учителя-предметники начали широко использовать компьютерные технологии. Новым направлением методической деятельности педагогов можно считать создание компьютерных презентаций, способствующих улучшению  восприятию материала, расширению кругозора учащихся, развитию их интеллекта.
Задачи на 2011 - 2012 учебный год:
Учителям - предметникам:
обеспечить сочетание  в образовательном процессе репродуктивных и творчески преобразующих методов обучения с преобладанием последних;
шире использовать новые технологии, продуктивные формы и методы обучения, учитывающие возрастные и индивидуальные особенности школьников и обеспечивающие увеличение объема самостоятельной работы школьников;
активно внедрять в учебный процесс личностно-ориентированные, здоровье сберегающие, информационные технологии.
Рекомендации: активизировать работу по отражению своих находок в СМИ и на сайте школы.
7..Большое внимание в течение всего учебного года уделялось сохранению
здоровья учащихся. Использовали повышение двигательной активности, для снятия статического напряжения учащихся во время учебных занятий проводили физкультминутки на уроках, динамические паузы (музыкальные, танцевальные, игровые). Ввели третий час физкультуры с 1 по 9 классы. Создавали благоприятный психологический климат в учебном процессе, применяли личностно-значимые способы учебной работы, индивидуальных занятий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы и выбора видов учебной деятельности – это методы, которые позволяли раскрепощать ребенка, повысить уровень его познавательной активности, учебной мотивации. Эти методы позволили снизить тревожность и психическое напряжение учащихся. Формы здоровье сберегающей работы, используемые  в течение года:
мониторинг состояния, содержания помещений школы, школьной мебели, оборудования;
рациональное чередование учебной деятельности школьников;
работа с детьми во внеурочное время.
Недостатки в работе  школы:
недостаточная  ориентация  педагогов на сохранение и укрепление здоровья учащихся;
недостаточная информированность педагогов о здоровье сберегающих технологиях и фактическом состоянии здоровья школьников.
Задачи на  2011- 2012учебный год:
Продолжать проводить сравнительные оценки показателей здоровья учащихся, общей заболеваемости и хронической патологии, определение групп здоровья.
Активнее внедрять в образовательный процесс здоровье сберегающие технологии.
Проводить на каждом уроке  физминутки и гимнастику для глаз.
Формировать у учащихся привычку заботиться о своем здоровье, выполнять правила гигиены, стремиться к физическому совершенствованию.
Проводить разъяснительную работу  по сохранению, укреплению здоровья среди учащихся, учителей, родителей.
8. Одним из средств достижений образовательных и воспитательных целей является система внеклассной работы по предметам, которая включает в себя такие традиционные мероприятия, как:
предметные декады наук;
тематические конкурсы сочинений, чтецов и художников.
В программу этих мероприятий входят следующие внеклассные дела: предметные олимпиады, конкурсы, выставки газет и кроссвордов. В течение 2010 – 2011 учебного года  запланировано 7 предметных недель.
Предметные недели были проведены по  плану, разработанному в начале учебного года зам. директора по УВР совместно с руководителями ШМО. В них приняли участие практически 100% школьников.
Предметные недели были четко спланированы, план проведения был заранее
доведен до сведения учащихся и учителей. Все намеченные мероприятия проводились в установленные сроки и были проведены на высоком уровне.  Накоплен положительный опыт проведения предметных декад математики, биологии ,русского языка,  английского языка, спартакиады.
При проведении предметных недель использовались разнообразные формы работы с учащимися: олимпиады, творческие конкурсы, викторины, выставки, открытые мероприятия, конференции, КВН, презентации.
Выводы:
Многие учителя в ходе предметных недель проявили хорошие организаторские способности: умение создавать праздничную атмосферу.
Учащиеся показали хорошие предметные знания, умение применять знания в различных ситуациях, взаимовыручку, неординарные решения вопросов.
Интересные разнообразные формы проведение предметных недель вызвали большой интерес учащихся.
В ходе предметных недель выявились  творческие дети, и наметилась 
планомерная работа по созданию условий для их дальнейшего развития.
Рекомендации:  Обобщать опыт проведения предметных недель.
9. С целью повышения качества обучения  в  2010- 2011 учебном году  была организована  работа с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учению:
организованы индивидуальные консультации;
на заседаниях МО, совещаниях при директоре обсуждали работу со слабоуспевающими учащимися, результаты успеваемости, результаты проведенных контрольных срезов и контрольных работ, намечали пути по ликвидации возникающих у учащихся затруднений, рассматривали наиболее сложные вопросы теории и практики по предмету.
Данная работа дала положительный результат.
Рекомендации: продолжать работу по предупреждению неуспеваемости учащихся, совершенствовать работу со слабоуспевающими учащимися и учащимися, пропустившими уроки по болезни
10. Была организована работа с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности. Для развития творческой активности учащихся на уроках увеличили количество времени, отводимого на самостоятельную работу творческого характера. Учащиеся получали задания повышенного уровня сложности. Многие педагоги использовали инновационные педагогические технологии (информационно-коммуникативные и т.д.) для организации деятельности учащихся. Все это дало положительные результаты. Учащиеся нашей школы участвовали на школьных и районных олимпиадах, Всероссийских конкурсах: «Кенгуру – выпускникам», «Кенгуру – математика для всех», в конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех». За работы получены сертификаты участника конкурса.
.
Рекомендации:
учителям-предметникам продолжать работу с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности;
формировать познавательный интерес у учащихся в изучении предметов;
продолжать принимать участие в районных и всероссийских конкурсах.
В условиях частной школы стираются четкие границы между учебной и внеурочной деятельностью, многие формы работы интегрируют цели, задачи, содержание учебных дисциплин и  внеурочной работы.
Условиями для осуществления интеграции учебного и воспитательного процессов являлись:
взаимодействие педагогов-предметников и классных руководителей;
творческое сотрудничество между всеми участниками педагогического процесса.
В течение учебного года осуществлялось единство учебной и воспитательной работы, которое заключалось в том, что весь воспитательный процесс проходил через систему уроков. Учителя-предметники включали в свои тематические планы районные мероприятия (написание сочинений, подготовка к конкурсу чтецов, поделок, стенгазет). Все это проходило через уроки, а на конкурс отбирали те работы, которые были признаны  лучшими.
Рекомендации: обеспечить единство урочной и внеурочной деятельности
учителя через сеть кружков, факультативов, индивидуальных занятий и дополнительного образования.
11. Аттестация педагогических кадров является хорошим показателем   творческой деятельности педагогов, механизмом совершенствования управления качеством образования.
В 2010 - 2011учебном году прошли аттестацию:
на высшую квалификационную категорию -
на 2 квалификационную категорию  -
Рекомендации:
Направлять работу учителей по повышению квалификационного уровня.
Продолжать оценивать работу педагогов по разработанным критериям.
Повышению педагогического мастерства  учителей способствует и правильно организованный внутришкольный контроль. Внутришкольный контроль был спланирован по принципу гласности и открытости. Вопрос систематического контроля учебно-воспитательного процесса явился одним из основных в управлении ходом этого процесса. Правильно выбранные  формы  помогали  получить полную и всестороннюю информацию о состоянии учебно-воспитательной работы в школе, каждую проверку администрация  школы проводила в определенной последовательности (подготовительный этап, сбор необходимой информации, ее анализ и обсуждение, проверка исполнения указаний). Важным моментом любой проверки было наличие планов заданий и ознакомление с ними контролирующих и контролируемых лиц. Правильно организованный внутришкольный контроль позволил нам выявить сильные и слабые звенья в работе того или иного учителя и с учетом этого планировать свою деятельность. При организации контроля осуществлялся индивидуальный подход к каждому педагогу.  Свою задачу во ВШК мы видим в том, чтобы вместе с учителями найти причины педагогических неудач, продумать систему мер по их устранению и затем ликвидировать недочеты.
Основными элементами контроля учебно-воспитательного процесса  в 2010 - 2011 учебном году явились:
контроль за ведением документации;
контроль за качеством ЗУН;          
контроль за уровнем преподавания;
контроль за объемом выполнения учебных программ;
контроль за подготовкой к государственной (итоговой) аттестации как в традиционной форме,  так  и в форме ГИА;
контроль за успеваемостью обучающихся в школе;
контроль за посещаемостью обучающимися учебных занятий.
Формы контроля, используемые в учебном году:
классно-обобщающий контроль в 4, 5 - 9-х классах (контроль за деятельностью учителей, работающих в одном классе, уровень ЗУН).
тематический – состояние школьной документации; контроль календарно-тематического планирования и программ; выполнение программ и минимума контрольных, проверочных и лабораторных работ по всем предметам; организация повторения и другие.
административный контроль за уровнем ЗУН по предметам (срезы, контрольные работы по четвертям, полугодиям, на начало и конец года; предварительный контроль (перед экзаменами в выпускных классах);
тематический – развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроке; контроль за методической работой; работы с мотивированными на учебу учащимися и другие.
Контроль осуществлялся как в форме инспектирования, так и в форме оказания методической помощи. План внутришкольного контроль корректировался по мере необходимости. Осуществление контроля сопровождалось соблюдением его основных принципов: научности, гласности, объективности, цикличности, плановости. Итоги контроля отражены в протоколах совещаний при директоре, заседаниях ШМО, в приказах директора, в справках.
Уровень обученности учеников 2- 9 классов изучался и анализировался систематически путем проведения контрольных, тестовых работ (входных, четвертных, по итогам полугодий, года), проведенных в рамках контроля за качеством преподавания предметов, классно-обобщающего контроля.
Знания обучающихся 2- 9 классов подвергались всестороннему анализу и сравнению по  предметам, темам, классам, с выходом на конкретного учителя. В течение учебного года  в школе осуществлялся педагогический мониторинг, одним из основных этапов которого являлось отслеживание  и анализ качества обучения и образования по ступеням обучения, анализ уровня промежуточной и итоговой аттестации по предметам с целью выявления недостатков  в работе педагогического коллектива по обучению учащихся и их причин.
В течение учебного года проводился мониторинг уровня сформированности
обязательных результатов обучения по русскому языку и математике в виде
административных контрольных работ. Работы анализировались, обсуждались на заседаниях ШМО, совещаниях при директоре.
Данная  система работы позволяет сделать вывод о том, что материал по всем предметам учебного плана усвоен  обучающимися 1- 11 классов на допустимом и оптимальном уровнях. В течение учебного года заместителем директора по УВР осуществлялся контроль за объемом выполнения учебных программ по всем предметам учебного плана. С целью своевременного выполнения программ по предметам была организована замена отсутствующих  учителей, проводились дополнительные часы, кроме того, были использованы резервные часы, предусмотренные учителями при составлении календарно-тематического планирования, проведено уплотнение материала. Благодаря проведенным мероприятиям, программы по всем  предметам учебного плана во всех  классах в 2010- 2011 учебном году выполнены в полном объеме.
В течение года с педагогами,  классными руководителями проводились совещания, на которых осуществлялись анализ успеваемости обучающихся, анализ ЗУН по итогам контроля, анализ выполнения программ, посещаемости обучающихся учебных занятий, анализ выполнения плана по организованному завершению учебного года, подготовки к государственной (итоговой) аттестации обучающихся 9,11 классов. Проведение совещаний позволило своевременно выявлять возникающие проблемы и осуществлять их коррекцию.
Выводы:
Формы и методы контроля соответствуют задачам, которые ставил педагогический коллектив школы на учебный год.
Общие выводы, рекомендации и задачи на следующий учебный год
В основном поставленные задачи на 2011- 2012 учебный год выполнены.
Методическая работа  проводилась в системе и была направлена на повышение качества знаний, развитие познавательных и творческих способностей  каждого ученика и учителя. Консультации, беседы  с учителями, разработка и внедрение в практику методических рекомендаций для учителей оказывали  корректирующую помощь учителям.
Повысился профессиональный уровень педагогического коллектива. Возросла творческая активность учителей.
По итогам работы МО отмечается заинтересованность педагогов школы в личностном росте, повышение профессионального уровня педагогов школы.
Методическая тема школы соответствует основным задачам, стоящим передшколой. Все учителя вовлечены в методическую деятельность. Тематика
заседаний организационных структур методической службы, педагогических
советов отражает основные проблемные вопросы, которые стремится решить
педагогический коллектив.
Повышение квалификации и мастерства учителей позволило связать
содержание и характер методической работы с ходом и результатами
реального учебно-воспитательного процесса, изменениями в качестве ЗУН
учащихся, в уровне из развития и воспитанности.
Учителя, обученные обновленному программному содержанию и
современным методикам преподавания, активно применяли полученные
теоретические знания в своей практической деятельности.
Большая часть учителей знакома и умеет применять на практике различныеинновационные технологии, владеет различными способами мотивации
учащихся.
Увеличилось число учащихся, участвующих в мероприятиях школы, требующих определенного интеллектуального уровня. Показатели успеваемости в школе достаточные и стабильные.
Большое внимание уделялось проблемам сохранения и укрепления здоровья, мониторингу качества образования, повышению экологической грамотности учащихся. Были использованы различные формы, которые позволили решить поставленные задачи. Единство урочной и внеурочной деятельности учителей через факультативы, кружки, индивидуальные занятия и дополнительное образование позволило повысить воспитательный потенциал уроков и мероприятий, что положительно отразилось на качестве образования.
Наряду с имеющимися положительными результатами в работе имеются недостатки:
недостаточно эффективная работа с учащимися школы, мотивированными на учебу(небольшое количество учащихся принимало участие в окружных олимпиадах и конкурсах);
недостаточно активно применяются современные технологии;
Рекомендации на 2010-2011 учебный год:
• продолжить работу, направленную на повышение учебной мотивации;
• продолжить внедрение в образовательный процесс современных педагогических и информационных технологий, способствующих повышению качества образования;
• активизировать деятельность МО по проведению предметных недель, обмену опытом;
• продолжить изучение и использование современных методик анализа
эффективности образовательного процесса в школе.
IV. Мониторинг образовательного процесса
В прошедшем учебном году была продолжена работа по осуществлению мониторинга качества образовательного процесса по следующим показателям:
• Сравнительный анализ уровня обученности учащихся;
• Уровень сформированности правильного, грамотного и выразительного чтения в 2-9 классах;
• Мониторинг уровня успеваемости и качества знаний (динамика от начала года до конца года);
• Мониторинг успеваемости и качества знаний в разрезе учителей в динамике от начала до конца года;
• Мониторинг успеваемости и качества знаний обучающихся по результатам входных, промежуточных и итоговых контрольных работ;
• Мониторинг факторов, влияющих на успешность обучения;
• Мониторинг подготовленности детей к школе (диагностика первоклассников, дошкольников);
• Мониторинг динамики уровня профессиональной компетентности педагогов;
• Мониторинг адаптации учащихся к новым условиям обучения;
• Мониторинг итоговой аттестации учащихся. Мониторинговые диагностические исследования позволили:
- оценить уровень обученности учащихся по предметам, по классам с позиций репродуктивной, частично-поисковой и творческой деятельности;
определены и отслеживаются стабильно прогрессирующие и регрессирующие по уровню обученности классы;
- Полученные данные использовать для оценки качества деятельности учителей при аттестации, самоанализе своей работы;
Сделать вывод о сильных и слабых сторонах каждого учителя, дать рекомендации педагогам по определению тем самообразования;
- Установить адекватность успешности учащихся их учебным возможностям. Анализ причин неуспешности учащихся в учебной деятельности говорит о том, что учителя школы недостаточно эффективно работают над формированием познавательных интересов учеников, не на должном уровне осуществляется индивидуальная работа с учащимися по ликвидации пробелов в знаниях, по воспитанию положительной мотивации учащихся на полное усвоение изученного, отсутствие систематического контроля за учебной деятельностью со стороны учителей-предметников, о недостаточном уровне профессиональной подготовки некоторых учителей, несовершенстве используемых технологий обучения и воспитания.
Результаты мониторинга обобщаются, представляются в аналитических справках, графиках, являются предметом обсуждения малых педагогических советов, совещаний при директоре, МС школы.
Постоянное отслеживание качества знаний дает возможность педагогу судить о результативности своей работы, помогает объяснить причины изменения графика в ту или иную сторону, вооружает наглядным материалом для работы с родителями, помогает совместно с ними наметить план коррекции во внеурочное время, на индивидуальных занятиях.
Выводы: Контроль техники чтения показывает, что в школе уделяется достаточное внимание проведению уроков чтения, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. И все-таки работа учителями над техникой чтения проводится недостаточно, особенно над выразительностью чтения. 82% учащихся справились с техникой чтения, несправившихся – 18%, низкий уровень отмечается у учащихся 5, 6, 7, 8, 9 классов. В это же количество детей входят учащиеся, которые достаточно успешно занимаются, хорошо пересказывают прочитанное, но не могут прочитать положенное количество слов. И, наоборот, есть такие учащиеся, которые укладываются в норму техники чтения, но не могут ответить на вопросы по тексту, пересказать прочитанное.
Уровень обученности по предметам
В школе сложилась четкая система промежуточного контроля, которая включает в себя административные контрольные работы по окончанию каждого полугодия. По результатам контрольных работ составляются таблицы, графики, выявляются типичные ошибки, которые обсуждаются на заседаниях МО и вносятся изменения в планирование.
Одним из главных статистических показателей работы являются результаты итогового контроля. Для итогового контроля уровня знаний учащихся 1- 11классов традиционно проводились контрольные работы.
Общая успеваемость обучающихся 2-11классов составила 99%, качественная успеваемость 67%. По сравнению с итогами 2009 - 2010 учебного года качественная успеваемость  повысилась на 4%.
Причины повышения качества обучения в основной школе:
1.Эффективное использование учителями форм и средств контроля и учёта знаний.
2.Повышение активности учителей по применению новых педагогических технологий (информационно-коммуникативных, здоровье сберегающих, развивающих).
Задачи на 2011-2012 учебный год:
Совершенствовать систему школьного управления на основе внедрения в учебно-воспитательный процесс информационно-коммуникационных технологий.1.Создать условия для совершенствования педагогического мастерства учителей.
2.Повысить качество образования за счет
формирования устойчивой мотивации к обучению,
активному внедрению здоровьесберегающих технологий,
информатизации образовательного процесса,
развития профильного обучения.
2.Продолжать работу по выявлению, обобщению и распространению положительного опыта творчески работающих учителей.
3. Обеспечить проведение уроков и всех мероприятий на высоком методическом уровне.
4.Оказывать своевременную методическую помощь учителям на теоретическом и практическом этапах перехода на новые технологии.
В целом, можно отметить, что учреждение обеспечено педагогическими кадрами в полном объеме. 49% педагогического коллектива Дома детского творчества составляют педагоги со стажем от 10 и более лет, что свидетельствует о достаточной его работоспособности и стабильности. Наличие 35% молодых педагогов, чей стаж составляет до 5 лет, говорит о перспективности коллектива.
Но работа по привлечению квалифицированных, инициативных и, конечно, же, молодых кадров будет продолжаться.
В этом учебном году впервые реализовывались новые образовательные программы: «Учимся говорить на немецком языке», «Баскетбол», «Акробатика», «Техническое моделирование», «Конструирование и моделирование «Наш город», «Дизайн среды». Это связано с приходом новых педагогов и открытием новых объединений. Все образовательные программы реализовывались в полном объеме в соответствии со сроками реализации.
В 2010-2011 учебном году 142 выпускника ДДТ получили Свидетельство об окончании образовательного курса по своему предмету (в 2009-2010 учебном году 162 выпускника).
Формы проведения итоговой аттестации традиционны и соответствуют содержанию образовательных программ: итоговый концерт; защита творческих проектов; экзамен; защита реферата; соревнование; творческая работа.
Диаграмма показывает, что большинство выпускников (64,5%) показали высокий уровень усвоения теоретического и практического материала образовательной программы.
Основным показателем успешности образовательного процесса является освоение программного материала в полном объеме, как по годам обучения, так и по всем этапам в целом. В 2010-2011 учебном году программы выполнены в полном объеме. Одним из условий выполнения учебных планов является: стабильная работа педагогов, сохранность всех учебных групп, умение творчески построить образовательный процесс в течение учебного года (а также всего курса обучения), создание для обучающихся необходимых комфортных и благоприятных условий для обучения. Именно все перечисленные условия позволили реализовать образовательную программу учреждения в полном объеме.
Результаты выполнение учебных планов по направленностям следующие:
- социально – педагогическая – 100%
- научно – техническая – 100%;
- физкультурно-спортивная – 99%;
- туристско-краеведческая – 96%;
- художественно – эстетическая – 99%;
- ИЗО и ДПИ – 98%;
- инструменталисты –99%;
- творческие коллективы -100%.
В целом программы реализованы в полном объеме, учебные планы выполнены, потери учебных часов по больничному листу педагогов и по другим причинам были восполнены за счет продления учебного года на летний период до 10 июня.
Детский контингент.
В 2010-2011 учебном году учет обучающихся в учреждении, перемещение их по годам обучения, прибытие и выбытие осуществлялось автоматически через экспериментальную программу «Автоматизированный учет обучающихся». Данная программа позволила сформировать базу данных на всех обучающихся в ДДТ по годам обучения, проводить процедуру принятия в объединение, перевода обучающихся с этапа на этап, на другую ступень обучения, отслеживать количество выпускников.
На базе Дома детского творчества в начале учебного года было организовано 175 учебных групп различной направленности с количественным составом обучающихся 2281.
На конец года численный состав обучающихся составил 2174 обучающихся, из них мальчиков 995, девочек 1219 – 58%.
Численный состав по возрастному критерию, как и по количественному составу мальчиков и девочек остается неизменным. В целом процент сохранности детского контингента на конец года составил на уровне прошлого года - 95% .
Таким образом, образовательные услуги в большей степени востребованы детьми младшего школьного возраста – 59%.
Дополнительно 107 детей (11 групп) дошкольного возраста обучались по платным образовательным программам (2009-2010г. – 98 обучающихся): Лингвострановедение (английский язык) - 4 группы, Школа раннего дошкольного развития «Р@стишк@» - 3 группы, хореография – 2 группы, компьютерный мир («Компас») - 2 группы.
В следующем году планируется объем платных образовательных услуг сохранить и по возможности расширить, т.к. есть все необходимые для этого условия и педагогические кадры.
Воспитательная деятельность.
Организация воспитательной, культурно-досуговой деятельности детей, как в «ДДТ», так и в районе наряду с образовательной деятельностью входит в число важнейших задач современного дополнительного образования. Создание условий для полноценного отдыха, который может содействовать введению детей в мир культуры, развитию их творческого мышления, приобретению опыта самореализации в совместной творческой деятельности. Каждый педагог стремится к тому, чтобы их воспитанники показывали свои знания и умения не только в учебном процессе, но и на творческих площадках, района, города, республики и др.
Наиболее яркими и значимыми мероприятиями этого года были следующие:
1. Организация и проведение мероприятий в рамках семейного клуба выходного дня «Радуга» для детей, их родителей и педагогов:
№ п/пМероприятие Дата Кол-во участников Из них детей Возраст
детей
1. Спортивный праздник «День
здоровья» 16.10.2010 53 30 6-12
2. Мастер-класс по валянию 20.11.2010 8 2 6-7 лет
3. Музыкально-игровая
программа «Народные забавы» 27.11.2010 43 35 4-13 лет
4. Мастер-класс по валянию 11.12.2010 24 11 7-13 лет
5. Развлекательная
программа «У камина» 15.01.2011 36 23 4-12 лет
6. Конкурсная программа «Богатырская наша сила!» 19.02.2011 66 36 7-11 лет
7. Мастер-класс по валянию 5.03.2011 6 1 6 лет
8. Мастер-класс по валянию 16.03.2011 18 8 6-10
Итого: 254 146 2. Уроки государственности и уроки мужества:
№ п/пМероприятие Дата и место проведения Кол-во участников Возраст
1. Урок государственности «В единой семье народов» 25-29.10.10г. ДДТ, СОШ № 5, 9 246 (из них 15 педагогов) 8 – 16 лет
2. Урок государственности «Государственная символика стран СНГ» 24.11.10 ДДТ 113 (из них 4 педагога) 10-16 лет
3. Урок государственности «Ижевск космический» 18.04.11 ДДТ 80 (из них 3 педагога) 10-16 лет
4. Урок мужества «Солнечному миру-да! Ядерному взрыву-нет!» 26.04.11 ДДТ 70 (из них 5 педагогов) 9-11 лет
5. Урок мужества «Минувших дней светлая память» 16.05.11 ДДТ 93 человека, 5 педагогов 10-16 лет
Итого: 602 В течение учебного года творческие коллективы были активными участниками районных мероприятий, праздничных концертов, творческих встреч, показательных выступлений и др. В этих мероприятиях принимали участие обучающиеся студии эстрадной песни и современного танца «Звездочка» (педагог Гражданкина М.Б.), «Школы современного спортивного танца» (педагог Кабирова Д.Р.), «Студии спортивного танца» (педагог Варанкина С.Н.), вокальных ансамблей «Горенка» (педагог Иванова Е.Н.), «Зардон» (педагог Азимова И.И.), «Отрада» (педагог Семенова О.В.), Клуб самодеятельной песни «Тоника» (педагог Новоселова В.Н.), инструментального ансамбля «Тальяночка» (педагоги Попова Г.Л., Сажина О.П.).
Традиционными и востребованными являются следующие мероприятия:
- участие в городском конкурсе «Ижевск – цветущий город»;
- Праздник «Сентябрины»;
- акция «Подари радость людям», концертная программа к Дню пожилого человека, выступления в ЦСО №2;
- участие в открытии зимнего городка и проведение новогодних представлений на Центральной площади для жителей г. Ижевска.
- новогодние представления для обучающихся ДДТ и детей социального риска;
- концертные программы на избирательных участках; «Поклонимся великим тем годам»; в библиотеке им. Некрасова; праздничные выступления, посвященные 8 марта и 23 февраля; выступление в реабилитационном центре (театр «Камертон»);
- выставка «Подарок ветерану», посвященная празднованию 66 годовщины в ВОВ для ветеранов и тружеников трудового фронта, проживающих в Октябрьском районе (совместно с Ижевской управляющей компанией);
- межнациональный фестиваль «Родина моя Удмуртия» в рамках программы «Каждый народ- золотой фонд России»;
- районный конкурс военно-патриотической песни «Служу России»;
- фестиваль хореографических коллективов «Хрустальная туфелька»;
- районный конкурс моделирования из бумаги «Путешествие в страну Оригами»;
- Интернет-викторина, посвящённая 50-летию первого полёта человека в космос;
- открытая выставка по декоративно-прикладному творчеству «И каждая кукла, как тайна…»
- музыкальные гостиные;
- праздничные мероприятия для выпускников (торжественное вручение свидетельств об окончании курса обучения);
- проведение занятий по ПДД;
- интеллектуальная игра «Правовой лабиринт» с просмотром фильма по организации и проведению выборов;
- конкурс агитационных плакатов «Я кандидат в депутаты Государственной Думы»;
- юбилей КСП «Тоника» - 10 лет в «ДДН»;
- юбилей ДДТ.
С 2009 года в ДДТ издается детская газета «чуДО», которым руководит творческий коллектив детей и педагогов, объединенных в пресс-центр.
С ноября 2010 года в учреждении был создан детский актив «САМИ». В состав организации входили 20 обучающихся ОУ района и воспитанников ДДТ. Возраст участников - от 14 до 17 лет. Еженедельно проводились заседания детского актива.
За текущий период детским активом было проведено 9 мероприятий, 10 заседаний актива, оформлен стенд по профилактике, были подготовлены материалы для газеты «Будь здоров».
Дата Мероприятия Кол-во детей
25.11.10г.-
Кинолекторий «Подари себе жизнь» по профилактике социально-значимых заболеваний. 14
23.12.10 Новогодняя дискотека для старшей и средней возрастной категории учащихся ДДТ и района 15
27.12.10- Участие в открытие Городской елки 2
28.12.10 Участие актива в организации новогоднего представления в парке им. Горького 3
29.12.10 Участие актива в организации интернациональной елки в ДДТ 3
28.08.11г.
«Татьянин день»- вечер для старшей и средней возрастной категории учащихся ДДТ и района 15
21.02.11г Участие в Республиканском межнациональном детском фестивале – конкурсе «Родной язык тебя я берегу» 6
19.02.11г Участие в празднике для пап «Богатырская наша сила» 3
14.03 – 25.03 Участие в городском мероприятии «Веселые старты» в роллердроме «Омега». 7
Итого 9 мероприятий 71
В летний период времени в ДДТ была реализована программа летней занятости детей: «Ура! У нас каникулы!», в рамках которой осуществлялась работа летних спортивных площадок, открытых творческих мастерских, были проведены культурно-досуговые мероприятия, в том числе для детей Детской городской клинической больницы № 7 и Детской городской поликлиники № 9 (ежедневный охват детей составил 50 человек в возрасте от 8 до 16 лет).
В течение всего лета с 16-00-20-00 часов, ежедневно, кроме субботы и воскресенья на прилегающей территории ДДТ работали спортивные площадки: футбол, баскетбол, волейбол, настольный теннис, шашки, шахматы.
Открытые творческие мастерские были организованы педагогами и методистами для всех желающих: по оригами, «Волшебная кисточка», музыкальная гостиная (вокал, игра на гитаре, фольклор), «English Planet», «Компьютерный мир», «Волшебный сувенир». Приняли участие в работе творческих мастерских 1934 человека в возрасте 6-17 лет.
Ежедневно спортивные площадки посещали дети в возрасте с 6 до 17 лет. Охват детей в летний период времени составил 1014 человек.
В рамках программы «Ура! У нас каникулы!» для детей, отдыхающих в школьных оздоровительных лагерях Октябрьского района были организованы и проведены:
- конкурсная игровая программа «День защиты детей»;
- спортивный праздник «По морям, по волнам»;
- игра «Операция - эвакуация»; интеллектуально-спортивная игра «Космос и мы!»;
- районный конкурс – праздник «Парад звёзд!»;
- профилактическая игра «Путь к здоровью»;
- концертная программа «Подари улыбку детям».
Охват участников массовых мероприятий составил 300 человек.
В рамках летней программы «Ура! У нас каникулы!» проходила уже ставшей традиционной «Школа вожатых» для учащихся среднего и старшего школьного звена – вожатых школьных лагерей. Всего - 28 человек.
В целом, в течение всего летнего периода охват детей и подростков составил более 3000 человек, в возрасте от 6 до 17 лет.
Работа с родителями.
Образовательный процесс невозможен без поддержки родительской общественности. Родители являются равноправными участниками совместно со своими детьми и определяют социальный заказ на образовательные услуги, являются активными помощниками в создании условий для творческого развития, как детей, так и развития материально-технической базы учреждения в целом. Основная работа ведется через родительские комитеты, которые выбираются в каждом объединении на родительском собрании. В течение года родители совместно со своими детьми принимали участие в культурно-досуговых мероприятиях, посещали открытые занятия, оказывали помощь в пошиве и приобретении костюмов для коллективов и необходимого для обучения инвентаря и др.
В 2010-2011 учебном году было проведено анкетирование среди родителей на тему «Удовлетворенность родителей образовательными услугами в учреждении». Родителям предлагалось оценить по шкале от 0 до 4, насколько они удовлетворены:
- перечнем реализуемых образовательных услуг;
- содержанием изучаемых предметов;
- формами и методами обучения и воспитания;
- культурой общения между педагогами и воспитанниками;
- уровнем квалификации и качеством работы педагогов;
- расписанием занятий;
- организацией разнообразной деятельности детей;
- результатами занятий своего ребенка;
- материально-техническим обеспечением образовательного процесса.
К сожалению, в анкетировании приняли участие всего 87 человек (родителей). И эти результаты следующие. В большей степени родители удовлетворены:
1. Уровнем квалификации и качеством работы педагогов (4).
2. Культурой общения между педагогами и воспитанниками (3,93).
3. Формами и методами обучения и воспитания (3,86).
В меньшей степени родители удовлетворены:
1. Материально-техническим обеспечением образовательного процесса (3,13).
2. Перечнем реализуемых образовательных услуг (3,26).
3. Расписанием занятий (3,29).
Таким образом, необходимо продолжить работу в данном направлении, для того. Чтобы представлять картину в полном объеме и более достоверную.
Достижения воспитанников и их педагогов.
Важным показателем успешности образовательного процесса и личностного развития обучающихся является результативность педагогов и их воспитанников.
В 2010-2011 учебном году воспитанники Дома детского творчества показали очень высокие результаты (призеры и победители) не только на районных и городских мероприятиях, но и российского и международного уровней:
1. Республиканский фестиваль авторской песни «Память сердца»: диплом III степени (педагог Новоселова В.Н.).
2. Республиканский фестиваль «Театральные ступеньки»: диплом III степени в номинации «Музыкальный номер» (педагог Нуриева Л.А.).
3. Личное первенство Удмуртии по стоклеточным шашкам среди юношей и девушек до 13 лет и до 16 лет: 3 место (педагог Трофимов Е.Е.).
4. Первенство УР по фитнес-аэробике: 1 место (педагог Кабирова Д.Р.).
5. Командное первенство Удмуртии «Чудо – шашки» среди 1-7 классов: 1 место (педагог Трофимов Е.Е.).
6. Чемпионат Удмуртии по художественной гимнастике в г. Можге: 3 место (педагоги Хабиева А.Г.В., Дедюхина М.В., Спесивцева Т.А.).
7. Чемпионат России по художественной гимнастике среди вузов и ссузов в г. Туле: 2 место (педагоги Хабиева А.Г.В., Дедюхина М.В., Спесивцева Т.А.).
8. Всероссийский турнир по художественной гимнастике «Каспийские зори» в г. Астрахани: 3 место педагоги Хабиева А.Г.В., Дедюхина М.В., Спесивцева Т.А.).
9. Открытое Первенство Приволжского федерального округа по таэквон-до: 2 место (педагог Тугбаева О.П.).
10. Российский фестиваль искусств им. П.И. Чайковского «Зарни пилем»: диплом III степени (педагог Семенова О.В., концертмейстер Стариков В.П.).
11. Личное первенство России по стоклеточным шашкам среди девушек в г. Уфе: 1 место (педагог Трофимов Е.Е.).
12. Личное первенство России по русским шашкам среди юношей и девушек в г. Ярославле: 4 место (педагог Трофимов Е.Е.).
13. Личное первенство Европы по русским шашкам среди девушек в г. Ярославле: 1 и 4 место (педагог Трофимов Е.Е.).
14. Личное первенство Европы по русским шашкам по версии Международной Ассоциации Русских Шашек (МАРШ) в г. Адлер: 2 место (педагог Трофимов Е.Е.).
15. Болоткова Полина, ученица МОУ СОШ № 9:
- «Лучшая юная спортсменка в неолимпийских видах спорта в возрасте до 18 лет»;
- лауреат городского фестиваля «Дети – надежда Республики» (педагог Трофимов Е.Е.).
16. Болоткова Полина (МОУ СОШ №9) и Архангельская Анастасия (МОУ СОШ № 35) включены в состав молодежной сборной команды России по шашкам (педагог Трофимов Е.Е.).
17. XVII Международный художественный конкурс для детей и юношества «Космос и я»: диплом участника 3-го тура (педагог Кононова Т.В.).
- по квалификации
В течение 2010-2011 учебного года работа педагогического коллектива была структурирована по методическим объединениям. Состав 6 методических объединений формировался на основе общей предметной области и по направленностям:
- МО творческих коллективов художественно-эстетической направленности (руководитель Новоселова В.Н.);
- МО инструменталистов художественно-эстетической направленности (руководитель Ахметшина М.М.);
- МО ИЗО и ДПИ (руководитель Лапина М.В.);
- МО спортивной направленности (руководитель Тугбаева О.П.);
- МО социально-педагогической направленности (руководитель Ушакова А.В.);
- МО научно-технической направленности (руководитель Агапова Н.В.).
Вся деятельность МО была объединена общей методической темой года «Формирование ключевых компетентностей обучающихся на учебных занятиях и досуговых мероприятиях».
В соответствии с планом деятельности МОУ ДОД «Дом детского творчества» на 2010-2011 учебный год и в рамках долгосрочной целевой программы «О профилактике терроризма и экстремизма, правонарушений и охране общественного порядка на территории г. Ижевска на 2011-2013 гг.» 30.03.2011 г. в ДДТ была организована и проведена открытая районная НПК «Социально-педагогическая направленность деятельности образовательного учреждения».В работе конференции приняли участие заместители директоров по воспитательной работе, социальные педагоги, педагоги-психологи, педагоги-организаторы, учителя, кураторы ЗОЖ, методисты следующих образовательных учреждений: школы № 1, 5, 9, 11, 28, 35, 40, 62, 63, 67, 70, 80, 87, 88, О(С)ОШ № 9; лицеи № 22, 30, 86; гимназия № 83, СДЮШОР № 5, ДДТ. На конференцию были приглашены представители РОСТО ДОСААФ Октябрьского района, Городского центра профилактики социально-значимых заболеваний и реабилитации наркозависимых подростков и молодежи, преподаватели УдГУ. Всего – 50 человек.
Работа в секциях проводилась по следующим направлениям:
1. Профилактика употребления ПАВ и пропаганда ЗОЖ среди детей и подростков.
2. Пути конструктивного взаимодействия ОУ с семьей: формы, методы, направления.
3. Социально-педагогическое проектирование воспитательной системы в ОУ.
4. Гражданско-патриотическое воспитание детей и подростков: проблемы и перспективы.
7 апреля 2011 года прошла районная НПК «Слагаемые здоровья» на базе МОУ ГЮЛ № 86, посвященная Всемирному Дню здоровья. Огромную работу по организации и проведению конференции провела методист Губайдуллина Г.И.
24 февраля 2011 года в ДДТ прошел, уже ставший традиционным, фестиваль «Педагогический калейдоскоп». Цель конкурса – развитие творческого потенциала педагогических работников. Конкурс помогает оценить свои возможности, а также рассмотреть проблемы профессионального совершенствования педагогов и их роста. Участниками районного конкурса стали 17 педагогических работников следующих образовательных учреждений Октябрьского района: №№ ИЕГЛ «Школа - 30», Гимназия № 83, О(С)ОШ № 9, ДДТ. Всего было представлено 19 методических разработок.
Педагогические работники в 2010-2011 учебном году приняли участие в следующих конкурсах:
Республиканский конкурс электронных образовательных ресурсов «Электронный учебник – 2010». В номинации «Электронные учебные пособия» было представлено электронное пособие по конструированию и моделированию из бумаги «Путешествие в страну Оригами» старшим методистом Агаповой Н.В., педагогами Кузнецовой Е.Л., Шиляевой Т.П. методическая работа была отмечена дипломом II степени.
Городской смотр-конкурс инновационных социально-педагогических (образовательных) проектов «Образование без границ – 2011» «Инновационные процессы как механизм реализации образовательной инициативы «Наша новая школа». Проект «Современное информационное пространство в образовательной, творческой среде «ИКТ- Продвижение» был отмечен дипломом I степени и дипломом зрительских симпатий;
3. Всероссийский форум инновационных проектов Start Up Point. Выступление Агаповой Н.В. с проектом «Виртуальный интерактивный музей». Партнер: ООО «Центр высоких технологий».
4. Республиканский конкурс методических разработок в помощь организаторам научно-технического и художественного творчества обучающихся. Дипломом за II место отмечена методическая разработка «18 дней – 18 идей» (практические рекомендации для воспитателей и вожатых школьных лагерей) в номинации «Методические разработки внеклассных мероприятий для обучающихся».
5. Городской конкурс инновационных проектов и методических разработок по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей. На конкурс представлена методическая разработка педагога Новоселовой В.Н. «Музыкальная сказка «Тайна одного народа» (диплом лауреата).
6. Всероссийский конкурс «Педагогические инновации». В номинации «Исторические науки» (история времен и народов, история религии, история культуры, история науки, археология) методическая разработка «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал» получила диплом I степени (педагоги Антонян А.Ф., Тогаева Д.А.).
7. Конкурс по присуждению грантов Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства. Представлен коллективный проект «Виртуальный интерактивный музей «Каждый народ – золотой фонд России».
Сегодня востребован педагог, личностные и профессиональные качества которого оказались бы на уровне сложности стоящих перед обществом задач. Повышение квалификации помогает педагогу избавиться от устаревших взглядов, делает его более восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его конкурентоспособность. Поэтому самообразование педагогических работников должно стать непременным условием методической работы в учреждении.
В 2010-2011 учебном году прошли обучение по повышению квалификации в ИПК и ПРО УР 13 работников, из них 1 из числа администрации, 4 методиста и 8 педагогов дополнительного образования.
В целом, в учреждении созданы благоприятные условия для развития творческих способностей обучающихся, их самореализации. Сохранность детского контингента на конец учебного года составила 95%. Педагогический коллектив стабилен .