Урок русского языка Деепричастие — особая форма глагола (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль)


Тема. Деепричастие – особая форма глагола (общее значение,
морфологические признаки, синтаксическая роль)
Цели: обеспечить в ходе урока усвоение знаний о деепричастии как особой
форме глагола, его значении, морфологических признаках,
синтаксической роли; формировать умения определять деепричастия в
предложении, употреблять их в речи;
развивать устную и письменную речь учащихся, навыки работы с
текстом, творческие способности учащихся; повышать уровень
коммуникативной компетентности, компетентности продуктивной
творческой деятельности и компетентности, побуждающей к
саморазвитию и самообразованию;
воспитывать у школьников уважение к слову, книге, моральные
качества (толерантность, целеустремленность, стремление к
самоусовершенствованию).
Тип урока: усвоение и первичное закрепление новых знаний
Оборудование: учебник, дидактический материал, мультимедийная презентация
План урока
1.Организация класса.
2.Мотивация учебной деятельности.
Лингвистическая сказка
Все началось с морфологического сада
Жил – был человек, не имеющий ни друзей, ни родных, посвятивший свою жизнь науке. Старый ученый-языковед служил в морфологическом саду. Он выращивал не фрукты и не овощи, а звуки, морфемы, части речи и члены предложения и вывел уже несколько сортов. Ученый думал о том, что случится, если он соединит одну часть речи с другой.
- Может быть, к стволу глагола привить почку прилагательного и наречия, - размышлял как-то ученый-садовник, - только будет ли толк, они так далеки друг от друга.
Но сказано – сделано. Через несколько лет выросли диковинные плоды: не глаголы, не наречия, не прилагательные. Поскольку они росли на стволе глагола, их стали называть особыми формами глагола: у одного открыли признаки прилагательного и глагола, у другого – признаки глагола и наречия.
Так они и работают до сих пор, как и ученый, в морфологическом саду, и работают за двоих.
И эти плоды называются – причастие и деепричастие.
3.Актуализация опорных знаний.
Выборочный диктант. Излагать, излагающий, логично, логичный; исправить, правильный, правильно, исправленный; заниматься, занимающийся, занимательно, занимательный;
интересно, интересоваться, интересующийся, интересный.
4.Объявление темы и целей урока.
5.Восприятие учащимися учебного материала.
1) Наблюдение над предложениями.
Стояла перед Петей прачка Варвара, торопливо утирала ему слезы, уговаривала не бояться.
Стоя перед Петей, прачка Варвара торопливо утирала ему слезы, уговаривая не бояться.
- Определите грамматические основы предложений. Каким членом предложения
становятся слова стоя и уговаривая? Что они обозначают? Какой частью речи являются?
- Каким членом предложения являются деепричастия?
- Так как деепричастие имеет значение добавочного действия, значит, оно имеет
и глагольные признаки. Какие?
- Попробуйте изменить деепричастия. Не получилось? Значит, это неизменяемая
форма глагола. С какой частью речи роднит деепричастие его неизменяемость?
- Вывод: что общего у деепричастия с глаголом? с наречием? (метод «Пазл»).
2)Работа с учебником (с.149-150).
3)Мультимедийная презентация.

6.Первичная проверка усвоения знаний.
- Лабораторная работа.
(1) Слово – удивительный дар, которым обладает человек. (2) Слово вместе с мыслью и творчеством – это самое ценное и важное из того, что есть у человека. (3) Они дают ему возможность познавать мир, подчиняя себе силы природы. (4) Но это не все. (5) Слово – могучее средство самовыражения, потребности, свойственной каждому человеку. (6) А для этого необходимо, хорошо зная свой язык, понимать и ценить поэтическую речь. (7) Познавая слово, вы познаете себя.
(По Л.Новикову.)
1)Прочитанный вами текст написан:
а) в публицистическом стиле;
б) художественном;
в) научно-популярном.
2)Тема данного текста:
а) познавая слово, вы познаете себя;
б) слово – удивительный дар, которым обладает человек;
в) слово – могучее средство самовыражения.
3)Основная мысль сформулирована в предложении:
а) слово – удивительный дар, которым обладает человек;
б) слово – могучее средство самовыражения, потребности, свойственной
каждому человеку;
в) познавая слово, вы познаете себя.
4)Установи соответствия:
а) свойственный; а) наречие;
б) хорошо; б) деепричастие;
в) зная; в) глагол;
г) понимать; г) имя прилагательное;
д) поэтическую; д) причастие.
5)Деепричастия употребляются в предложениях:
а) третьем, шестом, седьмом;
б) третьем, четвертом, шестом;
в) четвертом, шестом, седьмом.
6) Укажи верное утверждение:
а) деепричастие имеет грамматические признаки глагола и причастия;
б) деепричастие имеет грамматические признаки глагола и наречия;
в) деепричастие имеет грамматические признаки глагола и прилагательного.
- Лингвистический эксперимент.
Прочитать текст, заменив деепричастия глаголами. Определить роль деепричастий в речи.


8.Первичное закрепление знаний.
Работа в группах. Интерактивное упражнение «Снежный ком».
1 группа. Напишите стихотворение с деепричастиями «Кружение снежинок» по аналогии со стихотворением английского поэта Саути. Определите роль деепричастий в поэтическом отрывке.
2 группа. Составьте комплекс физических упражнений, используя деепричастия: поднимая, поворачивая, вытянув, поставив и др. Определите роль деепричастий в речи.
3 группа. Составьте памятку «Это полезно знать», используя словосочетания: получив книгу, прочитав фамилию автора, прочитав название книги, не пропуская рассуждений, продумывая поведение героя, закрывая страницу. Определите роль деепричастий в речи.
4 группа. Составьте связный рассказ «Что я знаю о деепричастии».

9.Подведение итогов урока. Рефлексия.
1) На уровне усвоения учебного материала.
2) На эмоциональном уровне.
10. Домашнее задание: с.149-145 – выучить правила; выполнить упражнение 383 или написать сочинение-метаморфозу, которое начинается с фразы «Однажды я, проснувшись утром, увидел, что превратился в деепричастие».