Урок русского языка в 7 классе на тему «Деепричастие как особая форма глагола»

Урок русского языка в 7 классе на тему «Деепричастие как особая форма глагола»

1. Деепричастие – особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.
Мальчик, надевая пальто, разговаривает с бабушкой.
2. Деепричастия отвечают на вопросы «что делая?» (несов. вида) и «что сделав?» (сов. вида).

Деепричастия несовершенного вида (что делая?)
Деепричастия совершенного вида (что сделав?)

- а (слыша)
-я (слушая)
-в (написав)
-вши (приподнявши)
-ши (нёсши)

3. Деепричастие с зависимыми словами называется деепричастным оборотом.
4. Деепричастный оборот и одиночное деепричастие выделяются запятыми.
Брат, закончив работу, пришел домой.
5. В предложении деепричастия и деепричастные обороты являются обстоятельством.

Задание № 1: распределите деепричастия на две колонки: 1) деепричастия совершенного вида; 2) деепричастия несовершенного вида; выделите суффиксы деепричастий:
(1) Построив; (2) сея; (3) услышав; (4) приготовляя; (5) подклеив; (6) почуявши; (7) завися; (8) заметив; (9) раскаявшись; (10) успокоясь; (11) развеяв; (12) тая; (13) раскрашивая; (14) расстроившись; (15) высушив; (16) выкатывая; (17) доставляя; (22) расставляя; (23) подъезжая; (24) устраиваясь.
Ключ:

Деепричастия несовершенного вида («что делая?»)
Деепричастия совершенного вида (что сделав?)

1.
(2) сея
(1) Построив

2.
(4) приготовляя
(3) услышав

3.
(7) завися
(5) подклеив

4.
(12) тая
(6) почуявши

5.
(13) раскрашивая
(8) заметив

6.
(16) выкатывая
(9) раскаявшись

7.
(17) доставляя
(10) быстро

8.
(22) расставляя
(11) развеяв

9.
(23) подъезжая
(14) расстроившись

10.
(24) устраиваясь
(15) высушив















Задание № 2: выпишите из текста только сказуемые вместе с деепричастными оборотами:
(1) В зимние вечера стаи тетеревов, наглотавшись березовых почек, выбирают укромные лесные поляны. (2) Назавтра, выспавшись в мягкой постели, они снова взлетают на березы.
(3) Однажды я увидел, как работают пионеры, освобождая птиц из-под наста. (4) Взметая вихри, птицы с шумом взлетали из-под ребячьих ног. (5) Обдавая детвору снегом, они тяжело поднимались воздух и, хрустя ветвями, прятались на деревьях. (6) А раскрасневшиеся ребята, сбросив полушубки, крошили лопатами наст.
Ключ:
(1) выбирают, наглотавшись березовых почек, (2) взлетают, выспавшись в мягкой постели, (3) работают, освобождая птиц из-под наста, (4) взлетали, взметая вихри, (5) поднимались, обдавая детвору снегом; прятались, хрустя ветвями, (6) крошили, сбросив полушубки.

Задание № 3: подчеркните в предложениях грамматическую основу и обособленные обстоятельства:
1). Он снял рюкзак и неспешно обошел поляну, внимательно все рассматривая. 2). Едкий пот стекал по лицу, смывая грязь, и комары начинали наглеть. 3). Посидели на поваленной березе, сбросив рюкзаки. 4). Вода, разлившись метра на три в ширину, бойко журчала по каменистой россыпи. 5). Все трое стали быстро спускаться по склону, раздвигая руками густые ветки кустарника. 6). Через несколько минут вышли к вершине и, чуть спустившись по противоположному склону, вышли к обвалу.











Задание № 1: распределите деепричастия на две колонки: 1) деепричастия совершенного вида; 2) деепричастия несовершенного вида; выделите суффиксы деепричастий:
(1) Построив; (2) сея; (3) услышав; (4) приготовляя; (5) подклеив; (6) почуявши; (7) завися; (8) заметив; (9) раскаявшись; (10) успокоясь; (11) развеяв; (12) тая; (13) раскрашивая; (14) расстроившись; (15) высушив; (16) выкатывая; (17) доставляя; (22) расставляя; (23) подъезжая; (24) устраиваясь.
Задание № 2: выпишите из текста только сказуемые вместе с деепричастными оборотами:
(1) В зимние вечера стаи тетеревов, наглотавшись березовых почек, выбирают укромные лесные поляны. (2) Назавтра, выспавшись в мягкой постели, они снова взлетают на березы.
(3) Однажды я увидел, как работают пионеры, освобождая птиц из-под наста. (4) Взметая вихри, птицы с шумом взлетали из-под ребячьих ног. (5) Обдавая детвору снегом, они тяжело поднимались воздух и, хрустя ветвями, прятались на деревьях. (6) А раскрасневшиеся ребята, сбросив полушубки, крошили лопатами наст.
Задание № 3: подчеркните в предложениях грамматическую основу и обособленные обстоятельства:
1). Он снял рюкзак и неспешно обошел поляну, внимательно всё рассматривая. 2). Едкий пот стекал по лицу, смывая грязь, и комары начинали наглеть. 3). Посидели на поваленной березе, сбросив рюкзаки. 4). Вода, разлившись метра на три в ширину, бойко журчала по каменистой россыпи. 5). Все трое стали быстро спускаться по склону, раздвигая руками густые ветки кустарника. 6). Через несколько минут вышли к вершине и, чуть спустившись по противоположному склону, вышли к обвалу.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 1: распределите деепричастия на две колонки: 1) деепричастия совершенного вида; 2) деепричастия несовершенного вида; выделите суффиксы деепричастий:
(1) Построив; (2) сея; (3) услышав; (4) приготовляя; (5) подклеив; (6) почуявши; (7) завися; (8) заметив; (9) раскаявшись; (10) успокоясь; (11) развеяв; (12) тая; (13) раскрашивая; (14) расстроившись; (15) высушив; (16) выкатывая; (17) доставляя; (22) расставляя; (23) подъезжая; (24) устраиваясь.
2: выпишите из текста только сказуемые вместе с деепричастными оборотами:
(1) В зимние вечера стаи тетеревов, наглотавшись березовых почек, выбирают укромные лесные поляны. (2) Назавтра, выспавшись в мягкой постели, они снова взлетают на березы.
(3) Однажды я увидел, как работают пионеры, освобождая птиц из-под наста. (4) Взметая вихри, птицы с шумом взлетали из-под ребячьих ног. (5) Обдавая детвору снегом, они тяжело поднимались воздух и, хрустя ветвями, прятались на деревьях. (6) А раскрасневшиеся ребята, сбросив полушубки, крошили лопатами наст.
Задание № 3: подчеркните в предложениях грамматическую основу и обособленные обстоятельства:
1). Он снял рюкзак и неспешно обошел поляну, внимательно всё рассматривая. 2). Едкий пот стекал по лицу, смывая грязь, и комары начинали наглеть. 3). Посидели на поваленной березе, сбросив рюкзаки. 4). Вода, разлившись метра на три в ширину, бойко журчала по каменистой россыпи. 5). Все трое стали быстро спускаться по склону, раздвигая руками густые ветки кустарника. 6). Через несколько минут вышли к вершине и, чуть спустившись по противоположному склону, вышли к обвалу.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 1: распределите деепричастия на две колонки: 1) деепричастия совершенного вида; 2) деепричастия несовершенного вида; выделите суффиксы деепричастий:
(1) Построив; (2) сея; (3) услышав; (4) приготовляя; (5) подклеив; (6) почуявши; (7) завися; (8) заметив; (9) раскаявшись; (10) успокоясь; (11) развеяв; (12) тая; (13) раскрашивая; (14) расстроившись; (15) высушив; (16) выкатывая; (17) доставляя; (22) расставляя; (23) подъезжая; (24) устраиваясь.
Задание № 2: выпишите из текста только сказуемые вместе с деепричастными оборотами:
(1) В зимние вечера стаи тетеревов, наглотавшись березовых почек, выбирают укромные лесные поляны. (2) Назавтра, выспавшись в мягкой постели, они снова взлетают на березы.
(3) Однажды я увидел, как работают пионеры, освобождая птиц из-под наста. (4) Взметая вихри, птицы с шумом взлетали из-под ребячьих ног. (5) Обдавая детвору снегом, они тяжело поднимались воздух и, хрустя ветвями, прятались на деревьях. (6) А раскрасневшиеся ребята, сбросив полушубки, крошили лопатами наст.
Задание № 3: подчеркните в предложениях грамматическую основу и обособленные обстоятельства:
1). Он снял рюкзак и неспешно обошел поляну, внимательно всё рассматривая. 2). Едкий пот стекал по лицу, смывая грязь, и комары начинали наглеть. 3). Посидели на поваленной березе, сбросив рюкзаки. 4). Вода, разлившись метра на три в ширину, бойко журчала по каменистой россыпи. 5). Все трое стали быстро спускаться по склону, раздвигая руками густые ветки кустарника. 6). Через несколько минут вышли к вершине и, чуть спустившись по противоположному склону, вышли к обвалу.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 1: распределите деепричастия на две колонки: 1) деепричастия совершенного вида; 2) деепричастия несовершенного вида; выделите суффиксы деепричастий:
(1) Построив; (2) сея; (3) услышав; (4) приготовляя; (5) подклеив; (6) почуявши; (7) завися; (8) заметив; (9) раскаявшись; (10) успокоясь; (11) развеяв; (12) тая; (13) раскрашивая; (14) расстроившись; (15) высушив; (16) выкатывая; (17) доставляя; (22) расставляя; (23) подъезжая; (24) устраиваясь.
Задание № 2: выпишите из текста только сказуемые вместе с деепричастными оборотами:
(1) В зимние вечера стаи тетеревов, наглотавшись березовых почек, выбирают укромные лесные поляны. (2) Назавтра, выспавшись в мягкой постели, они снова взлетают на березы.
(3) Однажды я увидел, как работают пионеры, освобождая птиц из-под наста. (4) Взметая вихри, птицы с шумом взлетали из-под ребячьих ног. (5) Обдавая детвору снегом, они тяжело поднимались воздух и, хрустя ветвями, прятались на деревьях. (6) А раскрасневшиеся ребята, сбросив полушубки, крошили лопатами наст.
Задание № 3: подчеркните в предложениях грамматическую основу и обособленные обстоятельства:
1). Он снял рюкзак и неспешно обошел поляну, внимательно всё рассматривая. 2). Едкий пот стекал по лицу, смывая грязь, и комары начинали наглеть. 3). Посидели на поваленной березе, сбросив рюкзаки. 4). Вода, разлившись метра на три в ширину, бойко журчала по каменистой россыпи. 5). Все трое стали быстро спускаться по склону, раздвигая руками густые ветки кустарника. 6). Через несколько минут вышли к вершине и, чуть спустившись по противоположному склону, вышли к обвалу.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------



15