Урок русского языка в 7 классе «Деепричастие как особая форма глагола»

Урок русского языка в 7 классе
Дата проведения ____________
Тема урока: Деепричастие как особая форма глагола
Цель урока: предполагается, что к концу урока учащиеся будут знать, какими признаками отличается деепричастие как особая форма глагола.
Задачи урока: организовать деятельность по формированию умения разграничивать основное и добавочное действия, по выявлению признаков глагола и наречия у деепричастия, умения находить деепричастия в тексте, образовывать их от глаголов и употреблять в связной речи, в том числе в русских пословицах и фразеологизмах; по развитию логического и творческого мышления учащихся, а также создать условия для воспитания вежливости и взаимоуважения в коллективе.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока:
Организация начала занятия.
Зимние каникулы, Веселая пора. На горке веселится, Резвится детвора. На лыжах и на санках, Кто дальше, кто быстрей, Кто кубарем под горку, Чтоб было веселей. Розовые щеки, Горят огнем глаза. Ах зимние каникулы - Веселая пора!!!
-Да, зимние каникулы – прекрасная пора. И не менее прекрасно то, что вы все здоровые и красивые вернулись в школу, чтобы снова увидеть друг друга, чтобы пополнить свой багаж знаний. Этим мы и займемся на уроке.

Актуализация опорных знаний и усвоение новых знаний.
1. Слово учителя: Наш язык – это большая семья, все члены которой тесно связаны друг с другом, оказывают взаимную помощь. Часто слова и конструкции языка настолько близки, что трудно изучать их изолированно, не учитывая их родственных отношений. Сегодня на уроке мы с вами в очередной раз в этом убедимся: родственники в языке существуют.
Для этого сравним три предложения в карточках, лежащих на ваших столах (наблюдение за изучаемым языковым явлением и актуализация опорных знаний):
Ёжик испугался человеческого голоса и живо надвинул на себя колючую шубу.
Ёжик, испугавшийся человеческого голоса, живо надвинул на себя колючую шубу.
Ёжик, испугавшись человеческого голоса, живо надвинул на себя колючую шубу.
Вопросы для обсуждения:
-Одинаково ли смысловое наполнение предложений?
-Назовите глаголы, встречающиеся в первом предложении. (Испугался, надвинул.) Что обозначают эти слова? (Действие.) Равноправны ли эти действия?
-Назовём глаголы второго предложения. Можно ли отнести к глаголам слово «испугавшийся»? Что же это? (Причастие) Признаки каких двух частей речи унаследовало причастие – кто его мама и папа?
-Наконец, обратимся к третьему предложению. Что тут изменилось? Попытайтесь поставить вопрос к выделенному слову. Как оно образовано? Что обозначает? (Действие.) Как вам кажется, это действие основное или второстепенное? Кто выполняет это действие?
-Можно ли изменить падеж, род, число этого слова? А какая часть речи не изменяет себе никогда?
Сделаем первые выводы (учащиеся пробуют сделать это сами).
Перед нами слово, которое совмещает в себе признаки двух частей речи: глагола (значение действия, грамматические признаки) и наречия (не изменяется). Такие слова называются деепричастиями. Деепричастия обозначают добавочное, или второстепенное действие. При этом основное и добавочное действия всегда совершает одно и то же лицо или предмет!
Работа с учебником. Чтение теоретического материала (стр.147-148).
-Обратили ли вы внимание, на что оканчиваются все деепричастия? (На –а, -я, -учи, -ючи, -в, -вши, -ши.) Это суффиксы, которые образуют формы деепричастий. По ним – своеобразным визитным карточкам - мы и будем узнавать их в предложениях и текстах.
-Итак, перед нами брат причастия, который на него немного похож. Почему же они братья? (У них общий папа, только мамы разные.)
Как уживаются члены этой семьи? Давайте проверим сегодня на практике.

III. Закрепление знаний и способов действий.
1. Найдите деепричастия в тексте и запишите их в тетради.
Встречаясь со взрослыми или входя в помещение, здоровайся первым. Здороваясь со старшими, руки не протягивай, подожди, пока они сами этого не сделают. При этом сними фуражку или шапку и не надевай, пока не пожмешь руку. Подавая руку, сними с неё перчатку, немного наклонись вперед. Кланяясь, нагни только голову, а не сгибайся пополам и не размахивай руками.

2. А как же дружит Деепричастие со своим отцом? Сможет ли он доверить свое место сыну?
Замените, где это возможно, один из глаголов деепричастием в данных предложениях. Почему в некоторых случаях такая замена невозможна?
1) Мальчик сидел у окна и мечтал увидеть сани Деда Мороза.
2) Катя доставала ёлочные украшения из старого чемоданчика, а Настя аккуратно их развешивала.
3) Родственники собираются у стола и поздравляют друг друга с Новым годом.
4) Иней сыпался на лицо и щекотал щёки, как холодный пушок.
5) Мама стоит у плиты и готовит праздничный ужин.
Мы можем сделать вывод: деепричастие может заменять глагол в предложении в том случае, если действия выполняются одним и тем же лицом, если образование деепричастия возможно вообще.
Объяснение домашнего задания:
Этот вывод, это знание поможет вам и при выполнении домашнего задания. Запишем его:§ 32, стр. 147-150, упражнение 275 (записать только те предложения, в которых можно один из глаголов заменить деепричастием).

Физминутка.
Внимательно слушайте меня, чтобы услышать глаголы и деепричастия, которые укажут вам действия.
Встав из-за парт, вы потягиваетесь. Закрыв глаза, вы оказываетесь в лесу перед елочкой. Стряхнув с нее снег, вы поправляете веточки. Вдыхаете Затем, согнувшись, вы открываете чемоданчик с елочными украшениями. Сдув с них пыль, берете сначала одну и вешаете на ветку. Потом, взяв вторую и другие, украшает елку. И наконец, встав на цыпочки, устанавливаете верхушку. Елка украшена. Готово! Открыв глаза, присаживаемся на места.

3. А теперь проверим, насколько близки мать и сын – Наречие и Деепричастие. Для этого фразеологизмы с деепричастиями замените близкими по значению наречиями.
1) Старший брат и отец работали не покладая рук, чтобы праздник удался. (хорошо, усердно)
2) Стёпа скрепя сердце отдал подарок маленькой девочке, но потом улыбнулся, когда увидел её улыбку.
3) Дети сломя голову бежали к рождественской ёлке, которая сияла и переливалась на свету.
4) Бабушка долго уговаривала нас не ехать на ночь глядя, потому мы остались ночевать у неё.

4. “Найди пару”. Соедините части так, чтобы получились русские пословицы, и объясните их смысл.  
по волосам не плачут
Не зная броду,

не умоешься
Спотыкаясь,

Что имеем, не храним,
потерявши, плачем.

не всегда брани дорогу
Снявши голову,

не суйся в воду
- не евши спать

Пирога ждать
Не замочив рук,


*5. Упражнение 274 (если достаточно времени).

IV. Подведение итогов урока и рефлексия.
Задание «Цветик-семицветик». Лепестки ромашки перевернуты лицевой стороной к доске. К доске выходит один ученик, переворачивает и отвечает на вопрос, написанный на оборотной стороне.































Если вы справились со всеми вопросами, значит, тему вы усвоили отлично и на дальнейших уроках по изучению деепричастия вам будет легче.

Что такое деепричастие?

Как образовался термин «деепричастие»?


Имеет ли деепричастие окончания?

Назовите признаки глагола, наречия у деепричастия?

На какие вопросы отвечает деепричастие?

Признаки каких частей речи совмещает деепричастие?

Как образуются деепричастия?


Деепричастие



15