Технологическая карта урока литературы в 8 классе. Тема урока: Особенности сюжета, композиции и характера героя повести А.С.Пушкина Пиковая дама


Технологическая карта урока
ФИО: Истамгазиева Жаныл ВалиевнаМесто работы ГБОУ СОШ пос. Восточный
Должность учитель русского языка и литературы
Предмет Литература
Класс 8 класс
Тема урока Особенности сюжета, композиции и характера героя повести А.С.Пушкина «Пиковая дама».
Количество часов 2 (сдвоенный урок)
Педагогическая технология Технология развития критического мышления на основе чтения и письма
Приемы и стратегия используемой технологии «Чтение с остановками», «Создание кластера», «Создание Ментальной карты», «Древо предсказаний», «Двухчастный дневник», «Синквейн»
Базовый учебник Литература. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. Автор- составитель В.П.Полухина и др. под редакцией В.Я. Коровиной. М., «Просвещение», 2012 г.
Цели урока:
* обучающие:
- формирование представления о композиции, сюжете, литературном герое художественного произведения, роли эпиграфа; совершенствовать умение анализировать художественный текст, формировать умение интерпретировать текст.
познакомиться с творческой историей создания повести, определить основную мысль, понять, что привело героя к трагическому финалу через его характеристику и жизненные ориентиры.
* развивающие:
- совершенствовать умения анализировать прозаическое произведение;
- продолжить работу над словарным материалом, необходимым для написания сочинения-миниатюры;
- развивать монологическую речь, логическое мышление в процессе анализа произведения.
*воспитательные:
- формировать нравственные ориентации на распознавание истинных и ложных ценностей.
Задачи уроков:
Формирование познавательных УУД:
Продолжить знакомство с творчеством А.С.Пушкина;
Выявить особенности сюжета и композиции, характера героя повести «Пиковая дама», проанализировать роль эпиграфа в названном произведении.
Формирование регулятивных УУД:
планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий;
развивать логическое мышление; формирование умения систематизировать материал в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста (освоение графической техники представления информации);
развитие приемов умственной деятельности, внимания, памяти, творческой активности;
контролировать и оценивать процесс и результаты действия;
развивать монологическую речь, логическое мышление в процессе анализа произведения.
Формирование коммуникативных и личностных УУД:
уметь слушать и вступать в диалог;
участвовать в коллективном обсуждении проблем;
развивать умение работать в группе;
формировать умение проверять результаты деятельности;
воспитывать ответственность и аккуратность;
воспитывать положительное отношение к учению.
Содержание этапа Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемы УУД
Стадия вызова
1.Вводный
Организационный момент. Введение в тему
-актуализация имеющихся знаний;
-пробуждение интереса к получению новой информации.
2. Составление кластера.
Актуализация знаний о «Повестях Белкина» А. С. Пушкина.
Развитие умения работать в группах.
Развитие умения систематизировать материал.
Развитие логического мышления.
Развитие связной речи.
3. Завершение стадии вызова.
Формирование умения составлять связный текст, развитие речи.
Прогнозирование по названию.
1.Приветствие учащихся. Проверка готовности класса к уроку, организация внимания.
2.Постановка дидактической цели. Формирование групп. Проведение инструктажа, раздача дидактического материала. Члену каждой команды присваивается номер1,2,3,4,5 (в зависимости от количества текстов), заготавливаются таблички с соответствующими номерами на столы
( можно нарезки бумаги разного цвета и др.) для проведения отчета о работе с использованием приема «Зигзаг».
3.Постановка познавательной задачи.
Задание 1. «Прослушайте сообщение ученика о создании повести «Пиковая дама». Отметьте особенности , о которых говорится в истории создания произведения. Составьте кластер.
«Пиковую даму А.С. Пушкин читал своему другу П.Ф. Нащёкину, который впоследствии рассказывал, что «главная завязка не вымышлена. Старуха графиня – это Наталья Петровна, действительно жившая в Париже в том роде, как описал Пушкин. Внук её, Голицын, рассказал Пушкину, что раз он проигрался и пришёл к бабке просить денег. Денег она ему не дала, а сказала три карты, назначенные ей в Париже Сен-Жерменом. Внучок поставил карты и отыгрался». Повесть пользовалась большим успехом у читателей, свидетельством тому служит запись Пушкина в дневнике от 7 апреля 1834 года: «Моя «Пиковая дама» в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семёрку и туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и кн. Натальей Петровной и, кажется, не сердятся…».
4.Попеременное участие в работе групп. Побуждение к активному поиску.
5.Контроль за ходом групповой работы.
6.Выслушивание мнения учеников. Принятие общего решения о составе кластера.
7.Объявление образовательной цели урока: продолжить знакомство с произведениями А.С.Пушкина, выявить особенности сюжета, характеров героев и композиции повести.
Подготовка к непосредственному восприятию текста.
8.Задание 2. Запишите словарные слова: пиковая, пик, понтирует, анекдот.
9. Задание 3. Предположите по названию, о чем пойдет речь в повести «Пиковая дама». Вспомните, что такое эпиграф. Прочитайте эпиграфы к повести. Что они помогают разъяснить, узнать?
Эмоционально настраиваются на работу.
Знакомство с познавательной задачей.
Знакомство с материалом. Планирование работы в группе. Консультации друг с другом и с учителем.
Составление и оформление кластера в группах.
Отчет о работе каждой группы. Прием «Зигзаг» или «Отсюда- туда».
Знакомство с целями урока.
Обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики. Учащиеся читают свои ассоциативные ряды, объясняют их.
Учащиеся записывают свои предложения в тетради, затем зачитывают их, объясняют.
Работают в парах, записывают определение терминов, зачитывают определение. - самоопределение (Л);
- планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К);
-принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют процесс выполнения, четко выполняют требования поставленной задачи (Р);
-создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста (П);
-выражают смысл текста графическими средствами (П);
- умеют слушать и слышать друг друга (К);-умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме (К);
-интересуются чужим мнением и высказывают свое (К);
-проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции (К);-учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор (К);
-устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации (К);
-развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми (К);
- используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений (К);
-умеют заменять термины определениями (П);
-умеют структурировать знания (П).
Стадия осмысления
Чтение и осмысление художественного текста с использованием следующих приемов
«Чтение с остановками»,
«Создание Ментальной карты» (характеристики литературного героя),
«Древо предсказаний»,
«Двухчастный дневник». 1.Организация активного восприятия текста.
2.Индивидуальные консультации.
3.Организация беседы по вопросам, обсуждение сюжета повести с использованием простых, уточняющих, интерпретационных, оценочных, практических, творческих вопросов (прием «Чтение с остановками»).
Чтение 1 главы.
Перечень вопросов для учащихся (1 остановка)
- Какую историю рассказал Томский и чем отличаются эти две истории?
-Какие ассоциации вызывают у вас имя героя?
- Какие ощущения у вас вызвал герой?
-Что вы узнали о нем из 1 главы?
-Что в нем необычного?
-Что о нем говорит Томский?
-Почему Германн не играет в карты?
-Что говорит он сам о себе?
Принятие общего решения о содержании МК.
Перечень вопросов для учащихся (2 остановка).
- Что вы узнали дальше о Германне ?-Какие мысли возникают у него?
- Какой сон видит он и что он символизирует?
-Какие еще герои появляются во 2 главе?
-Каковы привычки и уклад жизни графини?
- Как она выглядит?
- Кто такая Лиза и какова ее жизнь в доме графини?
Что об этом говорит автор?
-Какие же средства он выбирает на пути к своей цели?
-Почему для достижения своей цели Германн избирает Лизу?
-Есть ли у них общие черты?
-Как Германн использует Лизу?
-Какова цель жизни Германна?
Принятие общего решения о заголовках основных событий прочитанного фрагмента.
Перечень вопросов для учащихся (3 остановка).
-Как Германн встретился с графиней?
-Какая фраза из разговора с графиней предупреждает нас о его ослепленности страстью?
-Почему смерть графини является одновременно смертью и для Германна?
-Какие 3 злодейства совершает герой?
- Что символизирует видение Германна?
-Как играет Германн?
-Какая фраза подводит своеобразный итог жизни Германна-Почему в повести Германн сходит с ума?
-В чем же его трагедия?
Организация работы над МК: постановка учебной задачи продолжить заполнение МК- характеристики героя в связи с новыми впечатлениями о герое, индивидуальные консультации по ходу работы; выслушивание мнений учеников.
Принятие общего решения о заголовках основных событий прочитанного фрагмента.
Организация работы над заключительными главами повести: постановка учебной задачи по ходу чтения, заполнить двухчастный дневник; инструктаж по его заполнению; контроль за ходом выполнения задания в группах; индивидуальные консультации.
Выслушивание мнений учеников. Чтение с остановками.
*Чтение первых двух абзацев художественного текста.
Первая остановка
-выделение ключевых слов и словосочетаний, которые помогут при характеристике главного героя ( Германна);
-первоначальный этап составления МК (ментальной карты)- характеристика героя;
-обсуждение в группах содержания МК.
*Чтение следующих пяти абзацев, выделение основных событий.
Вторая остановка
-обсуждение фрагмента с опорой на вопросы учителя;
-запись своих предположений в схему «Древо предсказаний»;
-озаглавливание основных событий фрагмента :1.Сон Германна.
2.Старая графиня.
3.Лиза и Германн.
4. Встреча Германна с графиней.
-обмен мнениями в парах о заголовках основных событий.
*Чтение первой части до конца.
Третья остановка
-Обсуждение фрагмента с опорой на вопросы учителя.
-Запись своих предложений в схему «Древо предсказаний».
-Задают вопросы друг другу. Обсуждение возникших вопросов.
Дальнейшее заполнение МК- характеристика главного героя.
-обсуждение содержания МК;
-выделение событий фрагмента, обсуждение заголовков основных частей фрагмента;
-Смерть графини.
-Признание Германна Лизе.
-Германн на отпевании графини.
-Видение Германна.
-Игра .-Месть графини.
*Чтение последних частей произведения(фрагментов).
Заполнение двухчастного дневника в группах.
-обсуждение в группах дневниковых записей;
-окончательное заполнение МК –характеристика главного героя.
-обсуждение содержания МК.
-вырабатывают уверенность в собственных силах (Л);
- учатся понимать прочитанное, извлекать необходимую информацию (П);
- осуществляют поиск и выделение необходимой информации (П);
- выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей (П);
- умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними (П);
-выполняют операции со знаками и символами (П);
-определяют основную и второстепенную информацию (П);
- составляют план и последовательность действий (Р);- вносят коррективы и дополнения в составленные планы (Р);
-учатся достигать договоренностей и согласовывать принятие общего решения (К);
-развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми (К);
- понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной (К);
-используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений (К)
-вырабатывают уверенность в собственных силах (Л);
- учатся понимать прочитанное, извлекать необходимую информацию (П);
- осуществляют поиск и выделение необходимой информации (П);
- выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей (П);
- умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними (П);
-выполняют операции со знаками и символами (П);
-определяют основную и второстепенную информацию (П);
- составляют план и последовательность действий (Р);- вносят коррективы и дополнения в составленные планы (Р);
-учатся достигать договоренностей и согласовывать принятие общего решения (К);
-развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми (К);
- понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной (К);
-используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений (К)
Стадия рефлексии
Возвращение к кластеру, прогнозированию по названию.
Выполнение творческого задания.
Организация беседы по вопросам:
-Какие особенности повести мы выделяли?
-Какова основная идея произведения?
-Каковы особенности композиции повести?
-Вспомните ваше прогнозирование по названию. Почему повесть называется «Пиковая дама»?
-Посмотрите на ваши прогнозы в «Древе предсказаний». Есть ли совпадение прогнозов с событиями пушкинской повести? Что позволило вам сделать верный прогноз?
-Можно ли сравнить Германна с другими пушкинскими героями или это новый образ? Аргументируйте ваш ответ.
Выслушивание мнения учащихся. Внесение корректировки в ответы.
Подведение итогов. Выставление оценок. Обсуждение ответов на поставленные вопросы.
Составление синквейна, характеризующего главного героя повести «Пиковая дама», обсуждение синквейнов. -осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме (П);
-полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации( К).
-используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений (К)
-умеют делать выводы и кратко их формулировать (К).
Домашнее задание. 1.Составить кластер по повести «Пиковая дама» Запись домашнего задания. 2. Написать сочинение на тему «Почему повесть А.С.Пушкина называется «Пиковая дама»?»