Нарушение чтения и письма у младших школьников


Тема: «Нарушения чтения и письма, как самая распространённая форма речевой патологии у младших школьников».
Уже в начале обучения к ребёнку предъявляются высокие требования:
он должен успевать за ритмом работы в классе, опираясь на уже сформированные умения и навыки в дошкольном периоде. От родителей зависит во многом степень подготовленности ребёнка к обучению в школе. Это и развитие познавательной активности, и умение связно и последовательно излагать свои мысли, развитие фонематического слуха и развитие неречевых психических функций (внимания, памяти, оптико-пространственных представлений). Первоклассник должен уметь пересказывать прочитанное, составить самостоятельный рассказ с опорой и без неё, отвечать развёрнутыми фразами, используя сложные предложения. К 6 годам у ребёнка должна быть полностью сформирована звуковая сторона речи. Овладеть чтением и письмом без особенных сложностей ребёнок может только в том случае, если он умеет слышать и различать звуки. Иначе при овладении навыками письма он будет допускать логопедические ошибки.
Количество детей с нарушениями чтения ( дислексией) и письма (дисграфией) увеличивается год от года. К сожалению , причины этого лежат в недостаточном внимании к развитию речевых и неречевых психических функций в дошкольный период. Как понять , что у вашего ребёнка действительно появились нарушения чтения и письма логопедического характера ? Внимательно изучите ошибки в тетрадях.
В 1-ой половине года у первоклассников необходимо обратить внимание на то, как он срисовывает цифры, буквы - на оптический компонент; может ли он срисовать последовательно ряд знаков (букв) не допуская ошибок, видит ли строку, может ли он ориентироваться в координатах пространства и на листе бумаги. Необходимо проверить , может ли ребёнок определить наличие, положение или последовательность звуков в словах. Составить грамотно фразу из предложенных в начальной форме слов.
Во 2 – ой половине года , когда ребёнок овладевает некоторыми навыками письма, необходимо обратить внимание на следующие ошибки:
Пропуски букв , чаще гласных;
Повторение одной и той же буквы ( ЗУБ – ЗУЗ);
Замена букв сходных акустически или оптически ( ЛЮДИ – ЛУДИ;
ДЫРА – БЫРА, САДИК – СОДИК);Недописывание слов;
Перестановка букв и слогов ( РАБАБАН – БАРАБАН);
Зеркальное написание букв;
Отсутствие точек и заглавных букв , предлогов;
Слияние слов в предложениях;
Затруднения в делении слов на слоги, в постановке ударения, в выполнении звукового разбора слова;
« Корявый подчерк» , нарушения высоты букв, сползание их со строки.
При чтении могут наблюдаться следующие ошибки:
Пропуск букв , слогов, предлогов;
Замена и перестановка букв;
Искажение слов;
Чтение по догадке;
Прочитывание по слогам , но невозможность собрать слово в единое целое и понять смысл прочитанного.
Ошибки должны носить постоянный характер.
В 1-ом классе проводится лишь профилактика дисграфии , а логопедическое заключение дислексия, дисграфия ставится только в начале 2-го года обучения.
Виды работ для профилактики и коррекции нарушений чтения и письма:
Наращивание словаря ребёнка. Игры: « Я знаю 10 овощей …….»,
подбор признаков предметов, действий к ним; «Назови лишнее слово среди существительных, прилагательных, глаголов», « Чем отличаются предметы?», «Подбери слова по аналогии», «Смысловые ряды (гвоздь – молоток, шуруп - )», «Подбери слова – неприятели», «Подбери слова – приятели».Работа над словообразованием. Игры: « Назови ласково», «Что для чего ( хлеб – в хлебнице, сахар – в сахарнице)», «Назови детёнышей», «Два брата ИК и ИЩ», «Вспомни профессии», «Измени по аналогии ( виноград – виноградина)», «Делаю – сделал», «Чем отличаются слова ( умывает – умывается)», «Наоборот (глаголы: входит – выходит)», « Чьи хвосты», «Назови листья», «Что из чего сделано?», «Закончи предложение…. ( Апельсин большой, а арбуз ещё больше……)»,
« Подбери слова – родственники» ( лес, лесок, лесной, лесник),
« Найти лишнее слово среди родственных ( горе, горный, горе)»,
« Назови общую часть слов – родственников (зимушка, зимовать, зимний )», «Придумай слово из двух ( снег чистит = снегоочиститель)».
Работа над словоизменением. Игры: « Один – много», «Огород» (закрепление винительного падежа: Я посажу ….)», « Что без чего ( закрепление род.падежа) », « Кому что дадим ?» ( закрепление дат. падежа)», «Кто , чем управляет ? ( закрепление твор.падежа)», «Два и пять», «Кто где живет ? ( закрепление предложного падежа)», «Где спрятались коты ( составление предложно-падежных конструкций)»,
«Мой,моя,моё,мои», « Подбери к словам признаки ( красная лента, красный бант, красное яблоко, красные шары)».
Развитие диалогической речи (полные , развёрнутые ответы на вопросы), работа над пониманием распространенных предложений ( «Исправь ошибки» : коза принесла корм девочке), закрепление сложноподчиненного предложения с союзом «чтобы» ( «Закончи предложение»: Я надела шубу, чтобы….), составление предложений по опорным словам , картинкам, запись графической схемы предложения, исправление ошибок во фразах ( шёл дождь , потому что я взяла зонтик; у мальчика был красная шар) , наращивание предложения, составление описательных рассказов, рассказов с опорой на ключевые слова, на отдельные предметные картинки,
сюжетные картинки, составление рассказов из готовых предложений.
Работа над звуко-буквенной и слоговой стороной речи. Упражнения: определить наличие, положение, последовательность и количество звуков и букв , слогов в слове; подбор картинок , слов на заданный звук , букву или слог ; найти ошибки в словах, в которых переставлены местами буквы, слоги; составить слова из предложенных звуков, букв или слогов.
Работа над предложением. Упражнения: посчитать количество слов в предложении, назвать слова последовательно, назвать самое короткое или длинное слово в предложении, повторение правила написания предложения.
Развитие неречевых психических функций. Упражнения: запомнить и повторить цепочку из 7-9 слов; работа над схемой тела и ориентировка на листе бумаги; определение перечёркнутых, наложенных предметов и букв; воспроизведение цепочки графических изображений и букв; определение правильно написанных букв в ряду; работа на тренажёре ( корректировка подчерка).
Используемая литература:
А.И. Максаков . Развитие правильной речи ребёнка в семье .- М., 2006.
О.В.Чистякова . 20 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии.- Спб.,2010.
Р.И.Лалаева, Н.В. Серебрякова. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – Спб., 2001.