«Нарушение и письма и чтения у детей младшего школьного возраста»


Тотальная безграмотность… Об этом сейчас говорят и по телевидению, и по радио, и дома на кухне, и с коллегами на работе. Это стало темой многих диспутов и конференций, с этой пресловутой безграмотностью мы с вами сталкиваемся каждый день на своих уроках.
Кто виноват?– извечные вопросы учителей и родителей.
В чем проблема такой ужасающей прогрессии в области безграмотности? И самый главный вопрос: что делать?
В условиях современной начальной школы около 25 % детей (от 15% до 40% по разным данным) имеют отклонения в темпах и успешности освоения учебной программы. И 37% родителей сталкиваются с тем, что их дети, учащиеся 2-3 классов, допускают при письме «нелогичные ошибки», которые трудно исправить обычными, общепринятыми в школе педагогическими приемами. С каждым годом количество таких учеников увеличивается.
Учителя начальных классов часто сталкиваются с проблемами нарушений устной и письменной речи. Дети путают буквы, пропускают их, пишут в зеркальном отражении либо добавляют ненужные буквы в слове. Очень часто учителя списывают такие ошибки на невнимательность учеников или на их излишнюю лень, приплюсовывают эти ошибки корфографическим и пунктуационным и выводят твердое «два» в конце четверти. А между тем, это очень серьезное нарушение, которое требует долгой коррекционной работы, и если вовремя не начать корректировать эту проблему, то в дальнейшем письменная речь ребенка будет только ухудшаться.
Я уверена, что и вы в своей работе сталкиваетесь с этим каждый день. И если с одним ребёнком несколько дополнительных уроков скоро дают положительные результаты, то с другим многодневные упорные занятия не приносят видимых результатов (либо они не значительны).
В чём же дело?
В различной природе возникновения ошибок, и как следствие, в различном подходе к их исправлению.
А сейчас я хотела бы предложить вашему вниманию образец диктанта ученика общеобразовательной школы. Ваша задача определить, какие ошибки в этих работах орфографические, а какие нет.
Специфические ошибки –это ошибкине связанные с применением орфографических правил, они носят стойкий характер, и возникновение которых не связано с нарушениями интеллектуального или сенсорного развития ребенка или с нерегулярностью его школьного обучения.
Классификация дисграфических ошибок.
Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слуховоговоприятия:
1. пропуски гласных букв; всят-висят, комнта-комната, урожй-урожай;
2. пропуски согласных букв:комата-комната, вей-всей;
3. пропуски слогов и частей слова:стрки-стрелки;
4. замена гласных: пище-пищу, сесен-сосен, люгкий-легкий;
5. замена согласных:тва-два, роча-роща, урошай-урожай, боказываед-показывает;
6. перестановки букв и слогов:онко-окно;
7. недописывание букв и слогов:чере-через, на ветка-на ветках, диктан-диктант;
8. наращивание слов лишними буквами и слогами: детити-дети, снег-снег, диктанат-диктант;
9. искажение слова:мальни-маленький, чайщик-чащи;
10. слитное написание слов и их произвольное деление: два-два, бойчасов-бой часов, в ся-вся;
11. неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений (игнорируют точкувкрнце предложения, заглавную букву): Снег покрыл всю землю. Белым ковром. Замерзла Речка птицам голодно. – Снег покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно.
12. нарушение смягчения согласных: болшой-большой, толко-только, умчалис-умчались, мач-мяч.
Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:
1. нарушения согласования слов: с еловый ветки-с еловой ветки, появилось трава-появилась трава, огромная бабочки-огромные бабочки;
2. нарушения управления: вветка-с ветки; умчались к чащу-умчались в чащу, сидит стул-сидит на стуле;
3. замена слов по звуковому сходству;
4. слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще-в роще, настене-на стене, на бухли-набухли;
5. пропуски слов в предложении.
Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия:
1. замена букв, отличающихся разным положением в пространстве: ш-т, д-в, д-б;
2. замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и-ш, ц-щ;
3. замена букв, имеющих дополнительные элементы: и-ц, ш-щ, п-т, х-ж, л-м;
4. зеркальное написание букв: с, э, ю;
5. пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.
Почему имеет место такое большое количество ошибок?
Процесс письма имеет многоуровневую структуру, включает большое количество операций. У взрослого человека они носят сокращенный свернутый характер. При овладении письмом эти операции представляются в развернутом виде.
Для осуществления процесса письма и чтения необходима сохранность анализаторов, совместная работа которых является психофизиологической основой процесса чтения и письма.
речедвигательный, помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение;
речеслуховой, помогает произвести отбор нужной фонемы;
зрительный, подбирает соответствующую графему;
Все эти сложные перешифровки осуществляются в теменно-затылочно-височной областях головного мозга и окончательно формируются на 10-11-м году жизни. Нейрофизиологическойосновой для обеспечения процесса чтения служит совместная работа заднелобных, нижнетеменных, височных, затылочных отделов коры левого полушария головного мозга.
Одна из методик развития межполушарных связей и совместной работы мозга – кинезеологические упражнения.
В основе метода лежит принцип тренировки мозга: совершенствование нейронных связей между мозговыми полушариями, улучшение координации взаимодействия между долями мозга, удлинение и укрепление дендритов - нервных волокон мозга, собирающих и передающих дальше информацию.
Тренировка мозга приводит к изменениям его анатомии. Клетки мозга меняются, дендриты становятся длиннее, связи между ними укрепляются, что позволяет мозгу быстрее и лучше усваивать информацию.
Следовательно, нарушение письма и чтения (дисграфия и дислексия) – это нарушения деятельности мозговой организации, проявляющиеся в негативных изменениях функционирования многих психических функции:контроля и программирования деятельности; анализе и синтезе звуковых и зрительных сигналов, серийной организации движений.
Советы логопеда по коррекции письма и чтения.
С чего начать?
Того времени, что отводится учителям на знакомство со звуком и буквой, гласными и согласными, твердыми и мягкими, звонкими и глухими звуками явно недостаточно для детей с нарушениями письма и чтения. Так как у них, как правило, слабо сформировано фонематическое восприятие, нужно вернуться к теме ФОНЕТИКА, вернее – начать коррекционную работу с нее.
Первое, на что мы обратим внимание, - вялая артикуляция и в устной речи и при чтении, что не способствует установлению прочных связей в системе работы анализаторов.
Последовательность работы над фонетикой, с использование речедвигательного анализатора
1.Уточнение артикуляциигласных звуков (методика Т.А. Ткаченко «Использование зрительных символов (знаков)
2. Отличие гласных от согласных звуков
(поют – не поют, есть преграда – нет преграды, как следствие ОПИСАНИЕ ПРЕГРАДЫ)
Важно, чтобы дети не просто запоминали, какой звук, а понимали, почему он согласный?
3. Уточнение понятия звонких и глухих звуков.
(Включается голос, голос дрожит)
Использование символов Т.А. Ткаченко.
4. Утрированная артикуляция.
Выполняют студенты театральных училищ.
5.Проговаривание на письме.
Проговариваем одну букву (звук), как пишем
6. Йотированные гласные.
Артикуляция, фонетический разбор слова
7. Отличие твердых и мягких согласных, артикуляция мягких согласных
7. Орфографическое чтение.
Работа зрительного анализатора заключается в умении выбрать нужную графическую форму произносимого звука.
Буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство.

Приемы оптической дисграфии на примере букв:
В-д, Т-п, Р-п, Б-д, Ж-х
Правописание мягкого знака
«Проговаривание», использование таблиц по Лукашенко М Л.
Усвоение школьных тем:
Правописание падежных окончаний (ГРУДЬ, РУКА, ГРУДЬ)
Правописание предлогов и приставок («грибочки – матрешки»)
(Нашел на дороге)

«Нарушение письма и чтения у детей младшего школьного возраста»
Выполнила:
учитель – логопед:
Шиканова С.В
Август 2013 год