Доклад на тему: Нарушение письма и чтения . Для родительского собрания. 1 класс.


Доклад на тему: « Нарушение письма и чтения», родительское собрание 30 марта 2015 год, 1 класс
Сегодня я познакомлю вас, уважаемые родители, с новыми для вас понятиями. Это «дисграфия» и «дислексия». Эти два понятия определяют нарушения, при которых имеют место трудности в овладении письменной речью.
Как возникают нарушения письменной речи?
Дислексия и дисграфия, а именно так называются нарушения чтения и письма, являются большим препятствием в овладении грамотой и усвоении грамматики родного языка.
Чтобы понять механизмы возникновения этих нарушений, необходимо разобраться, что управляет процессами чтения и письма, куда собираются все ниточки, по которым идёт команда делать то или другое.
Процесс становления чтения и письма очень сложен. В нём участвуют четыре анализатора:
Речедвигательный, который помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение.
Речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы/звука/
Зрительный, который подбирает соответствующую графему/букву/
Двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему/совокупность определённых движений, необходимых для записи/
Все эти сложные перешифровки происходят в теменно-затылочно-височной областях головного мозга и окончательно формируются на 10-11 м году жизни.
Только при согласованной работе всех анализаторов будет обеспечено успешное овладение письменной речью/письмом и чтением/.
Тогда, когда работа какого-то анализатора грубо нарушено/зрение, слух/, на помощь приходят сложные системы обучения, разработанные в дефектологии.
Приведу несколько примеров из диктантов учеников 1 «Б» класса, ошибок в основе которых лежат серьёзные причины: несформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. Так, пропуски гласных и согласных букв – «пишл» вместо пришла, перестановки букв в слове- «певрые» вместо первые, перестановки и выпадение слогов- «Анан» вместо Анна, «курабик» вместо кораблик, появление лишних букв или слогов в слове –«перывые» вместо первые, «нашили» вместо нашли и т. п. обусловлены несформированностью фонематического восприятия и связанного с ним анализа и синтеза слова.
Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что учащиеся не различают фонем родного языка. На письме это выражается в виде их смешения и замены букв, например: «Вите», «Вита», «Витьа» вместо Витя, «Таблик» вместо Павлик, «меч» и «мач» вместо мяч, «тетло» вместо тепло, «Юла» вместо Юля, «Колег» и «Полег» вместо Олег, «Олига» вместо Ольга, «поскают» вместо пускают и т. п, а также неумение правильно применять при письме некоторые грамматические правила: жи, ши, ча, ща, чу, щу, правописание имён собственных. Дети с нарушениями речи не чувствуют интонационной и смысловой законченности предложения, поэтому не могут правильно на письме обозначить границу предложения, как следствие, не применяют правило постановки точки в конце предложения и написания заглавной буквы в начале.
Бедность словарного запаса, неумение выразить свою мысль в виде распространённого предложения, непонимание причинно-следственных связей приводят к тому, что учащиеся на более поздних этапах обучения не умеют писать изложения и сочинения. Причины нарушений.
Возьмём обычного школьника без видимых патологий. Как раз тот случай, когда ни родители, ни учителя не могут понять, почему у ребёнка ничего не получается, несмотря на старания.
Огромное значение для овладения процессами чтения и письма имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития является одной из основных причин дисграфии и дислексии.
Другая причина нарушения чтения и письма вызвана двуязычием в семье.
Бывают причины, на первый взгляд, не имеющие под собой научной основы. По исследованиям учёных института Клапареда, в основе дислексии можно наблюдать действия отрицательной связи «мать-ребёнок». Так, ребёнок, которого кормят насильно, который привыкает сопротивляться по отношению к еде, приобретает ту же манеру по отношению к интеллектуальной пище. Это сопротивление, которое он обнаруживает при общении с матерью, потом переносится на учителя.
У многих детей в раннем детстве были проблемы с питанием. А в дефектологии известно, если ребёнок в младенческом возрасте очень медленно прибавляет в весе, плохо ест, то у него часто бывают проблемы с темпами развития речи.
В группу риска входят дети, не страдающие речевыми нарушениями, но имеющие нечёткую артикуляцию. Про таких говорят: «Еле языком ворочает… каша во рту». Их называют мямлями. Нечёткая команда, поступающая в структуры головного мозга от нечёткого артикулирования, да ещё при недостаточной сформированности фонематических процессов, может вызвать и нечёткие ответные реакции, что влечёт за собой ошибки в чтении и письме.Теперь вы знаете о таких нарушениях письма и чтения, как дисграфия и дислексия и о причинах, которые могут вызвать эти нарушения.
Когда ребёнок делает много ошибок, родители часто слышат от учителей рекомендации - больше читать и писать. И выполняют их буквально – все выходные и каникулы заняты диктантами, бездумным списыванием огромных текстов. Подход к ребёнку, страдающему нарушением речи, должен быть совершенно другим. На первых этапах работа идёт в основном устная6 упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Диктанты тут принесут только вред. И этим должны заниматься специалисты: логопед, дефектолог. Логопед не дублёр учителя и не репетитор. Одна из главных задач логопеда – правильно определить причины, лежащие в основе нарушения письма, поскольку от этого зависят методы и продолжительность коррекционной работы. А сама коррекционная работа тесно связана с процессом обучения.
Работу над ошибками надо тоже проводить правильно. И читать, и писать таким детям рекомендуется не в один приём, а с перерывами, разбив задание на несколько частей.
Упражнение «Корректурная проба» при условии выполнения этого упражнения не реже пяти дней в неделю /но лучше ежедневно/, в течение пяти минут / ни больше, ни меньше/, через 2-3 месяца уменьшается количество ошибок.
Дайте ребёнку какую-нибудь ненужную книгу, желательно не интересную, с достаточным по размеру шрифтом. В этой книге он должен ежедневно /начинать лучше с трёх минут/ зачёркивать заданную букву. Вначале это может быть одна буква, а через несколько дней, когда пропусков станет меньше, задание можно усложнить: одну букву зачёркивать, а другую обвести в кружок. Лучше давать буквы, которые путает ребёнок: б-п, д-т, з-с, в-ф, а-о, и-у, г-к, ё-е, ж-ш, и т. д. Результат появится не сразу, но он будет обязательно.
Вообще, надо сказать, что в работе с такими проблемами нельзя ждать быстрых результатов. Надо набраться терпения.
Итак, если ваш ребёнок страдает нарушениями чтения и письма, если вы не знаете как помочь, обратитесь к специалистам: логопеду, дефектологу. Запомните, что обычные педагогические приёмы, большое количество диктантов не помогут, а могут только усугубить проблему. Эти проблемы помогут вам решить только специалисты.