Воспитание мотивации к обучению, с целью развития познавательной деятельности на уроках математики у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).


Воспитание мотивации к обучению, с целью развития познавательной деятельности на уроках математики у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Курлина Нонна Владимировна
г. Астрахань
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Астраханской области «Астраханский губернский техникум»
vsegdplus@list.ruПроблема воспитания мотивации к обучению остается актуальной на сегодняшний день. Как помочь обучающемуся, чтобы у него развивалась потребность узнать что-то новое, получить или добыть самому знания?
Контингент обучающихся нашего учреждения имеют диагноз: F-70, что характеризует стойкое нарушение познавательной деятельности, обусловленное органическим поражением или недоразвитием коры головного мозга. Умственная отсталость - это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы, при котором страдает не только интеллект, но и эмоционально-волевая сфера. Умственно отсталые меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании. На всех этапах процесса познания у них выявляются элементы недоразвития, вследствие чего эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем. При психическом недоразвитии оказывается нарушенным восприятие, в особенности, обобщенность восприятия, его темп. Таким обучающимся требуется значительно больше времени на понимание нового материала. Затруднения восприятия усугубляются особенностями мышления: снижением способности в выделении главного при анализе явлений окружающей действительности и в установлении внутренних связей между частями целого. Для умственно отсталых характерны также трудности в восприятии пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Задача учителя дать обучающимся такие знания, умения и навыки, которые помогут лучше распознать в явлениях окружающей жизни математические факты, применять математические знания к решению конкретных практических задач, которые повседневно ставит жизнь.
Развивать познавательную деятельность обучающегося с интеллектуальными нарушениями невозможно без развития устной речи. Взять ли его обучение или самообучение, воспитание, труд - ничто не может существовать без речи, вне общения. Основной задачей математики является овладение обучающимися системой доступных умений и навыков, необходимых для дальнейшей жизни и будущей профессии.
От успешного решения этой задачи зависит формирование у обучающихся объяснять учебный материал. А в конечном итоге развитие математических способностей.
На уроках математики ведется работа по развитию устной и письменной речи, к которой предъявляются такие требования, как содержательность, логичность, последовательность, ясность и точность. С этой целью проводятся:
- орфоэпические разминки (чтение математических терминов с правильным ударением в слове, чтение примеров с соблюдением падежных форм в числительных)
- словарная работа ( запись числительных прописью, запись под диктовку терминов, запись слов-терминов с пропущенными буквами)
- использование зрительных, слуховых диктантов
- добавь, исправь содержание задачи
- мини - сочинения «Спасибо математике»
- математические сказки
- использование кроссвордов
- применение пословиц и поговорок с числами
С большим энтузиазмом использую в работе следующие виды технологий:
- элементы игровых технологий («Уроки - самоучки», «Уроки – математические сказки»)
- технологии индивидуального и дифференцированного подхода в обучении (Индивидуальные образовательные маршруты)
- технологии коррекционно-развивающего обучения
- здоровьесберегающие технологии.
Для достижения поставленных задач на уроках мною используются элементы ИКТ. Потребностью сегодняшнего дня является переход с усвоения готовых знаний на уроке к самостоятельной познавательной деятельности ученика.
Использование компьютерных технологий в учебной и внеучебной деятельности является не только одним из эффективных способов повышения мотивации, индивидуализации его обучения, развития творческих способностей, создание благополучного эмоционального фона, но и развитие умения работать в группе, толерантность.
Использование мультимедийной продукции позволяет повысить уровень мотивации у ребят; способствует более продуктивному проведению индивидуальных занятий, оптимальному управлению учебным процессом.
В образовательном процессе познавательная деятельность обучающихся играет ведущую роль, так как посредством неё осуществляется усвоение содержания обучения. Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается обучающийся, ему интересна. Следовательно, высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке. И наоборот, воспитать у слушателей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании – это означает пробудить познавательную активность и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы.
Применение ИКТ возможно на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения и поиска дополнительного материала по многим темам программы.
1.Объяснение нового материала.
На этапе изучения нового материала воздействие учебного материала на обучающихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности устного материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию. При изучении новой темы можно провести урок-лекцию с применением компьютерных презентаций. Так на уроках математики в 9 классе, при изучении тем: «Проценты», «Единицы измерения площади», «Меры земельных площадей» использовались презентации, которые доступно и последовательно объясняли тему урока. В 10 классе при изучении тем: «Нахождение процентов от числа», «Решение задач практического содержания» также на этапе объяснения нового материала использовались мультимедийные презентации. Использование презентаций позволяет облегчить обучающимся восприятие материала, повысить плотность урока, эффективность контроля знаний и умений учащихся и познавательную активность школьников. Задания, предложенные на уроке, подбираются с учетом возрастных особенностей учащихся и способствуют развитию логического мышления, умения анализировать, применять знания в новых условиях.
Урок-презентация реализует принципы доступности, наглядности, обеспечивает получение большего объема информации и заданий за короткий период, эффективны своей эстетической привлекательностью. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду (обычная школьная доска не может вместить тот объем, который можно поставить на слайд). Это позволяет акцентировать внимание обучающихся на значимых моментах излагаемой информации.2.Применение знаний.
На данном этапе реализуется обучающий тип деятельности. Отрабатываются различные задания, целью которых является применение усвоенных знаний на практике. Так в 11 классе активно решаем задачи практического содержания при закреплении тем: «Проценты» (умение определить выгодность покупки, целесообразность кредита, расчет и экономия при ведении домашнего хозяйства), «Решение составных задач на расчет оплаты коммунальных услуг», «Решение задач на расчет оплаты больничного листа» и др.
Эффективны модули-тренажеры, математические игры и головоломки, которые служат для отработки основных вычислительных навыков.
При закреплении темы «Диаграммы» (9 классе) удобно использовать компьютерную программу, работающей с электронными таблицами, это очень быстро сделать, а главное интересно для восприятия и усвоения.
3. Контроль знаний.
При контроле применяются тесты. Возможны две формы организации тестов, которые условно можно назвать «выбери ответ из предлагаемых вариантов» и «напиши правильный ответ». Тестирование на компьютере, что позволяет быстро определить коэффициент усвоенных знаний. В нашем учебном заведении тестирование проводится и в системе промежуточной аттестации обучающихся 11 классов по различным предметам, в том числе по математике и информатике.
Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение обучающихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучении.
Важным элементом педагогического процесса является проектная деятельность обучающихся. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», если это теоретическая проблема, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию.
Использование ИКТ в проектно-исследовательской деятельности позволяет повысить мотивацию учебной деятельности, привлечь обучающихся к процессу активного получения и применения знаний, использовать широкую базу информационных источников, сделать проекты более полными, всесторонними, наглядными и яркими, научить планированию собственной деятельности и оценке её результатов.
Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности обучающихся – важнейшее условие формирования познавательного интереса и развития личности в учебном процессе. Это условие связывает весь комплекс функций обучения – образовательной, воспитывающей, развивающей и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на интерес
Таким образом, все представленные виды деятельности, используемые в моей практике, способствуют развитию интереса к науке в целом, уроку. Развитию творческого мышления, культуры речи, представления о видах профессии, осмыслению необходимости трудовой деятельности для дальнейшей успешной социализации в обществе.
Литература:
1.Малаев Дмитрий Михайлович.,Омарова Полина Олеговна., Бажукова Ольга Алексеевна «Психология общества и поведения умственно- отсталого школьника». М.:Речь, 2009г
2.Перова Мария Николаевна «Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе».М., 1992г
3.Платонова Надежда Михайловна., Девятков Александр Сергеевич., Девяткова Татьяна Алексеевна., Матвеева Надежда Борисовна «Программно - методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных ( коррекционных)образовательных заведениях VIII вида». Пособие для учителей. М.: ВЛАДОС,2006г
.